Современные медиасистемы. Лекция 3. Аудиовизуальные СМИ
Современные медиасистемы. Лекция 3. Аудиовизуальные СМИ
Природные и коммуникативные особенности аудиовизуальных СМИ
Телевидение утвердило власть видеообраза, восприятие изображения, власть видеовосприятия. Печатный текст изначально предлагает возможность диалога и критической оценки, тогда как аудиовизуальные образы предлагают восприятие без критики.
Телевидение и объемом вещания, и тематикой передач пытается поглотить все аспекты существующей реальности. И именно из-за этого оно превращается в двойника современной реальности. Иначе говоря, телезритель, воспринимая поток уведомлений, настолько сживается с ним, что мир информации стает ему более близким и знакомым, нежели окружающая атмосфера.
Именно эти факторы заставили осмыслить природу и особенности телевидения как формы практически-духовного восприятия миром, как искусство, которое объединило в себе науку, художественные и эстетические начала, техническо-производственную и идейно-содержательные стороны человеческого бытия. Это единство пропагандирует уже много лет телевизионный канал Би-Би-Си: «Информировать. Развлекать. Просвещать».
Персонификация информации в аудиовизуальных СМИ.
Звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Персонификация телеинформации уже давно утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее видов.
Условия восприятия эфирной информации.
Язык эфира должен быть универсальным, так как предполагает воздействие на самую широкую аудиторию, которая, в свою очередь, имеет различное воплощение речевой культуры.
Можно выделить 4 пункта требований к языку:
простота и выразительность;
краткость;
чистота и смысловая точность языка;
музыкальность и благозвучность.
Очень важное значение для полноценной реализации акта коммуникации имеет верная интонация, "эфирный" голос, грамотная артикуляция и редукция.
Составляя текст для ведущего, нужно учитывать:
особенности его дикции;
удобочитаемость текста;
поменьше деепричастных оборотов и вставных конструкций, это затрудняет восприятие.
предложения не длинные, построенные таким образом чтобы можно было сделать паузы и набрать еще воздуха в легкие.
образ ведущего
Классификация и типология современных теле- и радиокомпаний.
По способу трансляции:
а) эфирное (распространение телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);
б) спутников («Космос-ТВ»,«НТВ плюс»);
в) кабельное
Г) цифровое
По типу деятельности:
а) вещательные (осуществляет телетрансляцию программ);
б) программопроизводящие (продюсерские фирмы);
в) дистрибьюторы (своеобразная инфраструктура телевещания)
По принципу образования:
а) из старых структур (ВИД, АТВ и т.д.)
б) новообразованные каналы («ТВ-6 Москва»)
По охвату аудититории:
а) общероссийское (РТР);
б) межгосударственное (ОРТ);
в) региональное («Юг России»);
г) местное (Лот).
По способу распространения телесигнала:
а) общенациональное (ОРТ, РТР);
б) сетевое («ТВ-6 Москва»);
в) местное.
По специализации программ:
а) общее (ВИД );
б) специализированное (Воен ТВ).
По форме собственности:
а) государственное
б) негосударственные – частные (Рен-ТВ),
акционерные общества открытого типа (Центр коммерческого телевидения),
закрытого типа (Телемаркет);
общ с ограниченной ответственностью (Агентство Парадиз);
товарищества с ограниченной ответственностью (Home Video).
корпорация (Видеофильм);
киноассоциация (Dixi)
продюсерский центр («Московский стиль»);
концерн («Красная площадь»)
независимая телестудия (Уралфильм);
в) смешанные компании с участием зарубежных инвестиций (АОЗТ Российско-Британская творческая ассоциация «Ист-Вест»)
Два новых явления для ТВ:
1) переход от жесткой вертикали (Гостелерадио, которое подчиняло республиканские, краевые, областные и городские телерадиокомитеты) к горизонтальным связям между различными телеорганизациями;
2) Освоение сетевого принципа распространения телепрограмм
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА
Принципы соединения слова и изображения на ТВ.
Существуют правила сочетания текста и видео:
они должны дополнять друг друга
они не должны дублировать друг друга
они не должны противоречить друг другу
должны сочетаться друг с другом
информация поступающая по двум каналам не должна быть избыточной
информацию несут и другие звуковые компоненты
По форме собственности.
Гос. радиовещание. Радиостанции, которые содержатся на средства всего общества.
Полугосударственное и некоммерческое частное радиовещание. Радиостанции, финансируемые частично государством, частично спонсорами, частично за счет рекламы.
Коммерческое радиовещание.
По типам радиовещания:
Информационное вещание. Музыки в эфире практически нет. Обычно - это "закольцованные" выпуски новостей с постоянным обновлением информации и рекламными вставками.
Информационно-музыкальное вещание. Соотношение информации и музыки где-то 60 - 70% к 30 - 40%, т.е. 60 - 70% информации, 30 - 40% музыки.
Музыкально-информационное вещание. 30 - 40% информации и 60 - 70% музыки.
Музыкальное вещание. Количество информации, включая короткие рубрики и выпуски новостей, не превышает 10-20% эфирного времени. Остальное – музыка.
По формату вещания:
Формат - это стиль радиопрограмм, призванный удовлетворять вкусы своей целевой аудитории. Главным признаком определения целевой аудитории являются возраст и социальный статус слушателей.
Основными критериями, определяющими формат, является стилистика звучащей в эфире музыки и имидж эфира, зависящий от многих факторов: "Музыкальная одежда" эфира, т.е. джинглы, музыкальные заставки и шумы, манера работы ди-джеев или ведущих музыкальных программ, форма подачи музыкального материала, его компоновка и микширование.
На радио и ТВ - возможность интерактива- обратной связи.
Современное форматирование радиостанций и каналов предполагает особое отношение к текстовому оформлению вещания. На современном этапе практически сформирован специфический "интерактивный" тип языка, который направлен на развлечение аудитории и "общение нон-стоп".
Радио в Интернете! – но это отдельно.
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СМИ_ЖАНРЫ и ПРОФЕССИИ
Система жанров радио и тележурналистики.
Современные медиасистемы. Лекция 3. Аудиовизуальные СМИ
Природные и коммуникативные особенности аудиовизуальных СМИ
Телевидение утвердило власть видеообраза, восприятие изображения, власть видеовосприятия. Печатный текст изначально предлагает возможность диалога и критической оценки, тогда как аудиовизуальные образы предлагают восприятие без критики.
Телевидение и объемом вещания, и тематикой передач пытается поглотить все аспекты существующей реальности. И именно из-за этого оно превращается в двойника современной реальности. Иначе говоря, телезритель, воспринимая поток уведомлений, настолько сживается с ним, что мир информации стает ему более близким и знакомым, нежели окружающая атмосфера.
Именно эти факторы заставили осмыслить природу и особенности телевидения как формы практически-духовного восприятия миром, как искусство, которое объединило в себе науку, художественные и эстетические начала, техническо-производственную и идейно-содержательные стороны человеческого бытия. Это единство пропагандирует уже много лет телевизионный канал Би-Би-Си: «Информировать. Развлекать. Просвещать».
Персонификация информации в аудиовизуальных СМИ.
Звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Персонификация телеинформации уже давно утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее видов.