Образец титульного листа к контрольной работе
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ВГУ»)
Факультет журналистики
Кафедра теории и практики журналистики
Контрольная работа по дисциплине «Основы журналистской деятельности»
Лид в журналистском произведении
студент-ки (а) факультета журналистики
1 курса направления «Журналистика»
(или «РиСО»)
(или «РиСО» на базе СПО)
Ивановой Ирины Васильевны
15 из 39
Воронеж-2015
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ЛИДАМ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЛИД В ЖУРНАЛИСТСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
Учебно-методическое пособие для студентов факультетов журналистики
Составитель Т.Н. Хомчук-Черная
Утверждено научно-методическим советом факультета журналистики
Апреля 2006 г., протокол № 4
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре теории и практики журналистики факультета журналистики Воронежского государственного университета.
16 из 39
Рекомендуется для студентов направления Журналистика (420302)
Понятие «лид» (lead) как журналистский термин было введено в США. В переводе с английского «лид» означает «вести», «вести вперед», «руководить». Отсюда слово «лидер». В США лидом стали называть первый, а иногда и второй абзацы газетной публикации, в которых концентрируется самая важная информация.
Непререкаемый закон американской журналистики, настойчиво вдалбливаемый в голову студентов и молодых журналистов с первого дня их работы в газете, гласит: сконцентрируйте, сожмите наиболее интересные, наиболее важные факты вашего материала в первом вступительном абзаце.
Проработав некоторое время в СМИ, журналисты и сами приходят к выводу: репортер должен в первую очередь «играть козырными картами», а все остальные затем класть по мере убывания их важности.
Существует версия, что первый абзац публикации стали называть лидом во время гражданской войны в США – войны Севера и Юга. Разворачивающиеся боевые действия ставили журналистов в трудное положение. Сообщения с фронта передавались, как правило, по телеграфу. Связь была несовершенной, и журналисты часто не успевали передать весь текст. И пока не прервалась связь, надо было сообщить самое главное, да и боевая обстановка менялась непрерывно: корреспондент каждую минуту рисковал жизнью. Поэтому наиболее важную часть своей информации журналистысжимали до двух-трех предложений и передавали первой.
Теорию лидов разработал Джон Максоуни еще в 30-х годах двадцатого столетия. Она как нельзя кстати пришлась и западным, и советским журналистам. В 20-е – 30-е годы в СССР еще можно было перенимать зарубежный опыт, в том числе и в области журналистики, и потому теоретические рекомендации по использованию лидов были усвоены, о чемсвидетельствует практика советской печати. Позднее теория лидов была объявлена «буржуазной», о ней не упоминали, но в постсоветское время она стала возрождаться, открывая все новые и новые грани. И это закономерно, ибо данная теория универсальна, она не зависит ни от политического строя, ни от того, на каком языке говорит и пишет журналист. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что лид он и в Африке лид. Таким образом, теория лидов стала достоянием мирового опыта.