Типы концентрации в медиаиндустрии.

Горизонтальная: объединяются в группу предприятия, отвечающие за какую-то стадию (вещатель+вещатель; дистрибьютор+дистрибьютор)

Вертикальная (вдоль по цепочке слияния ценностей: издатель приобретает типографию и сеть по распространению)

Диагональная (перекрестная): все покупают у всех без разбора; холдинг мб

Эффект масштаба, оптимизация издержек (слияние - группа радиостанций, все общее), стремление к синергии (совокупность сильнее по прибыли). Холдинг Газпром-медиа - укрупление. Задача монопольщиков - не лишнее ли? Нас вывели из под любого монопольного регулирования. Мерило - закон о сми (главное - реклама. Доля не должна превышать 35% - эту меру отменили). Монополизация рекламы на рынке ТВ.

ВГТРК - государственный холдинг

Гибридная модель - Газпром медиа

Не всегда хозяин - частник. Мб и государство.

Холдинг - одна конкретная вещь. Это совокупность, имеющая внутреннюю иерархию. Мать - дочки и внучки. Материнская компания не просто самая большая и должна владеть. Она функционально их начальница. Стратегия объединения. Финансовая, кадровая политика. Дочки пашут. Название - холдинг, не факт, что это так и есть.

Если холиднга нет, группа -Усманов. Мэйл ру, коммерсантъ, стс - все отдельно существуют.

Результат концентрации - 4 крупных игрока (97% денег), остальные - мелкие компании.

Имущественный холдинг. У мамы пакет доль дочек.

Договорной

Типы концентрации в медиаиндустрии. - student2.ru

Рис. 5. СТРУКТУРА МЕДИАХОЛДИНГА

1. Учредитель, владелец холдинга (банк и др.)

2. Медиацентр управления холдингом

3. Финансовый центр

4. Центр распространения периодических изданий

5. Рекламный центр

6. Газета

7. Журнал

8. Еженедельник

9. Телекомпания

10. Радиостанция

11. Интернет-СМИ

12. Книжное издательство

Формы собственности СМИ.

На рынке СМИ капитал по типу происхождения можно разделить на два класса:

1) Медийный, диверсифицированный. Пример: Империя Руперта Мердока – чистый медийный капитал. ВГТРК.

2) Немедийный, недиверсифицированный, непрофильный (кобизнес). Пример: французский медиаконгломерат Vivendi начал свой бизнес с водопроводных труб. Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони является также владельцем медиакомпании Mediaset. Газпром-медахолдинг: ТНТ, НТВ, Эхо Москвы, 7 дней, Караван.

Диверсификация – образование многоотраслевых комплексов путем проникновения промышленных, торговых и финансовых структур в различные сферы информационно-коммуникационной индустрии.

Диверсификация производства(Manufacture diversification) – одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.

Диверсификация капитала – вложение капитала в различные объекты и ценные бумаги, приводящие к формированию "портфеля ценных бумаг".

У медиа есть несколько форм собственности:

1) Государственные – принадлежат государству (хотя, разумеется, государство финансируется за счет общества) и находятся под его прямым контролем или принадлежат правящей партии, и ей же сформированы. Существуют только в России, КНР и ряде других стран. Постепенно данный вид собственности отмирает. Примеры – ВГТРК, «Российская газета», “Liberty”, “Deutsche Welle”.

! В ФРГ государственные СМИ запрещены.

2) Коммерческие – принадлежат и служат частным интересам, как правило, компаниям, частным лицам или группе лиц, заинтересованным в прибыли. В большинстве случаев вещание подчиняется условиям лицензии, выдаваемой властями на определенный период. Чаще всего существуют на доходы от рекламы. Примеры: «РенТВ», «РБК».

3) Гибридные (возможно также название смешаные) – к примеру, созданы в результате частичной приватизации; принадлежат как государству, так и частным лицам. Примеры: «Газпром-медиа».

4) Общественные (или общественно-правовые) – пользуются общественным финансированием для вещания в интересах общества в целом, являются общественным достоянием. Они не выражают точку зрения ни одной из партий, включая правящую. Финансируются за счет абонентской платы и управляются специальными органами. Примеры: BBC, PBS (попытка создать в США), ARD (Германия).

! BBC управляется Аудиовизуальным советом. Аудиовизуальный налог – 250 фунтов стерлингов в год.

!PBS – попытка создания общественного СМИ в США

5) Дуальная система – сосуществование общественной и коммерческой форм собственности. В России дуальная система означает совместное существование государственной и коммерческой собственности.

Учредитель получает право основать новое СМИ лишь при соблюдении требований, предъявляемых ему правом,т.е. законом. Все эти требования зафиксированы в Законе РФ «О средствах массовой информации», принятом 27 декабря 1991 г.

СМИ как рекламоносители.

Ключевыми элементами экономической модели печатных СМИ являются:

-Реклама (доход)

-Распространение (расход)

-Полиграфия (расход)

-Участие или неучастие государства (дополнительный доход или его отсутствие)

Пресса как рекламоноситель

• Предлагает регулярную публикацию

• Имеет четко определенную аудиторию

• Читатели имеют возможность не читать рекламу,

• Имеют большую свободу выбора содержания внутри газет и журналов

В целом, традиционная экономическая модель полагает получение основных доходов именно от рекламы и продажи произведенного тиража. Однако некоторые СМИ пошли дальше. Условно, не купив газету, ты можешь посмотреть ее электронную версию в Интернете. Но некоторые СМИ решили это дело ограничить, чтобы не терять деньги. Например, газета «Ведомости», перенявшая у своих зарубежных акционеров модель paywall– платной подписки. Газета ввела ее в 2011 году. Казалось бы, в условиях постоянной конкуренции на достаточно узком рынке деловых СМИ это сумасшествие, но «Ведомости» - это продаваемый бренд, это репутация, это качество.

А так, если подписка бесплатная в интернете, то мы имеем в качестве источников заработка рекламу в виде баннеров, всплывающих окон на весь экран и всякого такого.

Наши рекомендации