Основные компоненты бизнес-модели на медиарынке.

С точки зрения Генри Чесборо, бизнес – модель - общая схема сочетания идеи или технологии с их экономическими результатами. При этом бизнес – модель выполняет две важные функции: создание ценности и получение прибыли.

Большинство экономистов сходятся и в том, что в связи с цифровой революцией происходит «размывание» прежней экономической основы, которую описывают как производство и упаковка содержания (создатели информации + редакции + аггрегаторы содержания) – доставка его желаемым целевым группам – получение прибыли путем продажи рекламы и/или контента. Однако данная схема предлагает только базовый вектор получения доходов, и, очевидно, что набор конкретных инструментов монетизации доходов может варьироваться. Учитывая, что бизнес-модель – это метод ведения бизнеса, благодаря которому компания генерирует доходы, можно определить основные каналы получения прибыли в медиаиндустрии. Применительно к рыночной экономике можно говорить о платном контенте, рекламной и смешанной бизнес-моделях, лежащих в основе медиаэкономики.

Рассматривая модель платного контента, можно выделить несколько видов. Старейшая, хотя и не основная сегодня бизнес-модель, – это тиражная, основанная на подписке и/или рознице печатных СМИ.

Потарифная и поминутная оплата, больше известная в телекоммуникационной индустрии, с развитием процессов технологической конвергенции приходит и в СМИ (кабельные сети, интернет, сектор мобильной коммуникации). Сравнительно новая, но набирающая популярность модель, – прямая продажа содержания (контент-продуктов) аудитории. Она получила особое распространение с развитием индустриальных способов тиражирования медиапродуктов на отдельных носителях – виниловые пластинки, аудиокассеты, видеокассеты, компакт-диски, DVD. Ее отличие – максимальное «дробление» контента на отдельные «единицы», т. е. тексты, музыкальные произведения, кинофильмы, телепрограммы, при отсутствии в предложении новостей. В этой модели исчезает редакция как посредник между производителем контента (журналистами, авторами, творческими коллективами, техническими специалистами), что в принципе меняет смысл цепочки ценности в медиабизнесе. В результате, за пределы медиапредприятия выходят многие специалисты редакционных коллективов и ньюсрумов.

Интересное преломление получила модель продажи содержания в концепции общественного (телерадио) вещания, широко распространенного в странах Западной Европы. Традиционно оно финансируется за счет абонентской платы для того, чтобы вывести общественное ТВ и радио из-под коммерческого влияния рекламодателей. Однако для зрителей и слушателей, обязанных вносить абонентскую плату, эта модель становится своеобразным налогом на общественное вещание, и ее трудно становится рассматривать в качестве компонента рыночной бизнес-модели.

Рекламная бизнес-модель до настоящего времени остается наиболее прибыльной и доминирующей в деятельности подавляющего большинства медиакомпаний.Она важна как для «универсальных» СМИ, адресующихся массовой аудитории, так и для специализированных, ментированных по интересам потребителей. Рекламная бизнес-модель опирается и на традиционную, и на нетрадиционную рекламу, особенно бурно развивающуюся в новых медиа, и на спонсорские вложения, и на продакт-плейсмент. Она практически везде регулируется государством, в некоторых регионах и транснациональными институтами, например, ЕС, а также предполагает использование механизмов саморегулирования.

В реальной практике медиабизнеса сегодня все чаще смешиваются, объединяются и сливаются обе модели, создавая бесконечную череду вариаций. Именно поэтому большая часть медиакомпаний действует по принципу смешанной бизнес-модели, опирающейся и на продажи содержания, и рекламу. Однако в условиях расширения медиабизнеса и развития цифровой революции бизнес-модели начинают интегрировать и новые инструменты монетизации, которые обогащают спектр предлагаемых услуг и стабилизируют экономическое положение медиакомпаний. Так, все шире распространяется продажа производящими медиакомпаниями авторских прав, форматов и конкретных медиапродуктов другим предприятиям СМИ. Это связано с тем, что при развитии технологий СМИ число «вещающих» компаний значительно превышает число компаний, «производящих» контент. В результате, в медиаиндустрии возникает самостоятельный сектор «производства содержания», своего рода «производителей сырья для реализации среди медиакомпаний.

Частные (благотворительные) пожертвования – это не частый, но все же встречающийся в практике некоторых медиакомпаний элемент бизнес-модели.

Современные бизнес-модели медиаиндустрии столь сложны потому, что на их формирование и реализацию оказывают влияние достаточно разнородные силы. Основных игроков современной индустрии СМИ формируют две крупные группы – издатели и вещатели, с одной стороны, и производители, или провайдеры, содержания – с другой.

Сложность ситуации придают несколько обстоятельств. Во-первых, часть компаний может быть отнесена к обеим группам. Многие телекомпании производят новостные, документальные, развлекательные программы, причем не только транслируют их самостоятельно, но и продают другим компаниям. Газеты и журналы с развитием интернет-версий все чаще выступают и как поставщики содержания, причем бесплатного, для других СМИ. Во-вторых, предприятия, производящие содержание, – телевизионные продюсерские центры, продакшн-радиостудии, кино- и звукозаписывающие студии, информационные агентства, службы видеоинформации по мере увеличения числа каналов распространения и конвергенции технологических платформ начинают предлагать потребителю свои продукты напрямую, минуя редакции СМИ. В-третьих, некоторые компании из смежных индустрий, например, телекоммуникационной, выходят на рынок СМИ. Так, кабельные операторы, традиционно предоставлявшие только каналы распространения другим вещателям, сегодня сами превращаются в вещателей, поскольку легко могут приобрести права на трансляцию телепрограмм или кинофильмов.

В результате, в современной медиаиндустрии существенно возрастает роль еще одного «действующего лица», а именно владельца авторских прав на содержание. Именно поэтому дальнейшее развитие бизнес-моделей в медиаиндустрии будет обязательно учитывать и рост затрат на закупку авторских прав, и возможные прибыли от их реализации.

Наши рекомендации