Мнение других Не угрожает вашему мнению
Верите вы или нет, но это факт. У нас есть право иметь свое мнение - это значит, ни больше, ни меньше, что у нас есть право думать то, что мы хотим. Существует два аспекта этого вопроса:
- Никто не может говорить вам, что думать
- Вы не можете никому говорить, что думать
Когда вы меняете свое мнение, услышав мнение кого-то еще - это вы передумали, а не тот другой человек. Не важно, сколько мнений вы услышите - они не имеют к вам никакого отношения. Вы можете, если хотите, разобраться в них, и найти несколько полезных фактов, дабы освежить свои взгляды, но вы не обязаны.
Когда вы слышите, как кто-то высказывает свое мнение, этот кто-то говорит не о вас. Давайте предположим, что вам нравится рисовать драконов с волчьими лапами. И когда вы читаете форум художников, сталкиваетесь с таким мнением:
«Некоторые люди совершенно игнорируют основные правила анатомии. У драконов есть чешуя, и они откладывают яйца - они рептилии! А я вчера видел дракона с лапами, как у собаки, смех да и только»
И тут вы задумываетесь о своих драконах, и какими смешными они могут показаться другим. Это не критика в адрес ваших работ, но вы все равно ее видите. Если вы, однако, считаете, что на то, что у ваших драконов такие лапы есть хорошая причина, вам стоит улыбнуться и идти дальше. Но если вы сомневаетесь, скорее всего, вы попытаетесь использовать это неодобрительное мнение, чтобы утвердить свое. Но ведь это никогда не «вина» человека, который сказал мнение вслух!
Люди с низкой самооценкой склонны принимать мнение других за свое собственное
Эмоции в сторону
Даже если вы в целом уверенный в себе человек, нельзя знать наверняка, когда кто-нибудь заденет вас за живое. Если вы хотите использовать критику, чтобы стать лучшим художником, вам необходимо эмоционально отделиться от своей работы. Попытайтесь забыть, что вы ее создатель. Лучше всего эта стратегия работает, если объединить ее с другой - «дружелюбный комментатор».
Когда вы слышите критику в адрес своих работ, представьте, что бы вы почувствовали, если бы комментатор был близким вам человеком. Кем-то, кто ни за что не хотел бы вас обидеть. А теперь представьте, что вы не являетесь автором работы, что вы оба - вы и комментатор - обсуждаете какую-то случайную картину в галерее. Благодаря этому вы выключите негативный фильтр («они бы никогда этого не сказали!») и немного дистанционизируетесь. Искать ошибки в чужой работе намного проще!
Отдалитесь от работы, чтобы судить ее более объективно
Критика и работа с клиентом
Все советы, что вы прочли выше, относятся к рисованию в качестве хобби. А что если вы рисуете на заказ?
Время забыть об эмоциях целиком и полностью. Ваши личные предпочтения не играют здесь никакой роли - это не вам должна нравиться работа. Если клиент говорит «ноги слишком длинные», хотя вы знаете, что это не так - сделайте их короче. Возможно, вы не будете удовлетворены результатом, но на этот раз вы рисуете, чтобы заработать, а не ради морального удовлетворения.
Вы можете игнорировать критику других в адрес своих хобби-рисунков, так как вы не обязаны их удовлетворять. Вы можете рисовать некрасивые и нереалистичные вещи, а они могут высказывать свое недовольство. Однако, отношения между вами и вашим клиентом совершенно иное - ваша задача создать рисунок, который будет соответствовать требованиям заказчика. Их критика - это не предложение, это приказ.
Как критиковать?
Пока что мы говорили только о том, как принимать критику. Теперь давайте задумаемся о том, как правильно сформулировать наше мнение, чтобы помочь другим.
Когда мы заходим на виртуальную галерею, у нас возникает впечатление, что все это создано для нас, ведь мы зашли сюда, чтобы получить визуальное удовлетворение, и мы хотим получить то, ради чего мы, собственно, здесь. И когда среди прекрасных рисунков вы вдруг сталкиваетесь с чем-то, что не удовлетворяет вашим стандартам, вам хочется сказать «что за…?». И уж если вам так показалось, вы даже, может быть, найдете время, чтобы обязательно донести до автора свои эмоции.
Этот процесс ведет к высокомерной критике, где комментатор считает, что обладает правом быть удовлетворенным вашими рисунками. «Нет серьезно, это должен быть волк? Разберись уже в анатомии, дружок». Конечно, это мнение содержит в себе совет («анатомия данного существа не соответствует стандартом волчьей анатомии - изучи ее получше»), но его не ждали. Это тон клиента, а не гостя вашей галереи! Тон этот возникает из-за ложного предположения, что комментатор так или иначе лучше вас, ибо без них у вас бы не было причины рисовать, и вы обязаны им подчиняться.
С чего бы вы стали злиться на незнакомца просто за то, что его работы не соответствуют вашим требованиям?
Не надо так. Два правила комментирования очень просты:
- Есть что сказать хорошего? Скажите!
- Не можете сказать ничего хорошего? Не говорите ничего!
Для этого правила есть исключение. Если вам небезразличен творческий путь этого художника, возможно, имеет смысл быть более участливым. Иногда это кто-то близкий, иногда вы можете захотеть стать частью становления великого художника, который нуждается в помощи, чтобы перейти на следующий уровень. В любом случае, вы должны желать им всего самого наилучшего - критику, порожденную презрением, даже если не на пустом месте, вряд ли примут положительно (если художник вас не волнует, почему его должно волновать, что вы думаете?).
Вот простой рецепт правильной критики, которую легко переварить:
- «Это привлекло мое внимание» - начните с положительных моментов. Что вам нравится в рисунке? Чем вы восхищаетесь? Может, вы чему-то даже завидуете, или может, вы были поражены каким-то особенным эффектом?
- «Есть тут и ложка дегтя» - «если ты не возражаешь, я бы посоветовал…». Расскажите о вещах, которые кажутся вам неправильными. Постарайтесь объяснить, в чем причина и предложить решение. Будьте дружелюбны - это совет, а не урок.
- «Повторюсь - ты крут!» - завершите на позитивной ноте, дабы напомнить художнику, что вы поддерживаете его. Даже если у вас были проблемы при написании первой позитивной части комментария, постарайтесь в этой части написать что-нибудь ободряющее («Ты большой молодец, что развиваешься»).
Основывайтесь на фактах. Эмоции хороши, когда вы хвалите кого-то, но когда вы хотите помочь, они могут все испортить. Чтобы смягчить свой тон, вы можете использовать выражения, вроде «Я считаю», «как мне кажется», «на твоем месте», «может, я ошибаюсь, но», «на мой взгляд», «я не уверен» и так далее. Подчеркните, что это не приказ, а дружеский совет.
Назовите определенные навыки, которые автор применил при создании работы, и дайте им оценку. «Вижу, что ты много практиковался в штриховке», «перспектива на твоей работе выглядит немного неубедительно». Это должно помочь понять автору, в каком направлении двигаться. Такие комментарии могут жалить, ибо они достаточно прямые, но для развития они намного лучше, чем «мне не нравится [часть объекта], выглядит странно».
Если человек сам попросил вас покритиковать его работу, возможно, излишне дружелюбный тон не понадобится - автор заранее будет знать о ваших намерениях, и не примет вашу прямоту за надменность. Во всех остальных случаях старайтесь сохранять дружелюбный тон, особенно во второй, негативной части критики. Не важно, насколько полезен комментарий - любовь к своей работе превращает выслушивание критики в достаточно неприятный процесс.
Заключение
Мы судим, и нас судят. Чем больше мы уверены в себе, тем проще отличить полезную критику от попытки обидеть, и тем менее мы склонны обманывать себя. Чтобы стать хорошим художником, вам необходимо научиться множеству вещей, которые не были столь очевидны сначала, и быть открытым - именно такая вещь.
Мнения других не должны обижать вас. Вы можете извлекать из них урок, но вы не обязаны. И уж тем более не позволяйте им влиять на ваше настроение! Никто не обязан любить ваши работы, и если вам об этом говорят, не ведите себя так, будто этот человек нарушил условия какого-то контракта. В этой статье я объяснила множество аспектов критики, но главным уроком для вас должно стать следующее - не относитесь к комментатору, как к врагу. Просто скажите «спасибо за ваше мнение, оно очень важно для меня». Если они хотели помочь, это их успокоит, ну а если они хотели обидеть вас, это их заткнет.
И помните: вы имеете полное право рисовать некрасиво, нереалистично, грязно, имеете право не удовлетворять стандартам других людей. В то же время, они имеют право сказать вам, что им это не нравится. Но это ни в коем случае не значит, что вам нужно меняться, чтобы удовлетворить их! Повторюсь, если вы не хотите пользоваться данным вам советом, просто скажите «спасибо» и забудьте об этом. Искусство - это свобода, а не давление. И если вы хотите стать лучше, единственный человек, который может вас заставить - это вы сами. Удачи!
Автор: Monika Zagrobelna