Почему обидно, когда нас судят?
В чем ценность рисования?
Критика содержит в себе всего одну проблему, и эта проблема кроется в нас самих. Мы попросту любим обманывать себя! Если рассуждать логически, то в этом нет никакого смысла, однако тот факт, что правде мы предпочитаем комфорт, заложен в человеческой природе. Чтобы разобраться в этом феномене, нам необходимо будет нырнуть в глубины психологии. Готовы к путешествию по человеческому сознанию?
Мы люди, и, следовательно, мы судим - так мы определяем ценность чего-либо. Эта ягода хороша? (читай: лучше чем другая ягода или камень). Этот сосед мил? Это приятнее, чем то? Способность судить помогает нам делать будущее лучше, позволяет нам выживать и быть счастливыми. Это настолько важно, что на деле поглотило всю нашу жизнь. Мы судим каждый крошечный факт, дабы убедиться, что все в порядке. Нам свойственно цеплять ярлыки к предметам, ситуациям, людям. Однако в действительности вещи не такие-то и такие-то - они просто есть, и все.
Жизнь - это постоянный процесс суждения: нам необходимо судить, что хорошо, а что плохо, чтобы принять верное решение
В мире, где нет сознания, вещи просто случаются. Нет добра, нет зла, нет никаких «лучше» или «хуже». Если молния бьет в дерево и уничтожает его, это просто случается. Если извергается вулкан и заливает все вокруг кипящей лавой, это просто случается. Нужно добавить к ситуации сознательное существо, скажем, человека, чтобы ее оценить. Сам по себе предмет не имеет ценности, но когда наблюдатель дает ему оценку, он может оказаться:
- Красивым - мозг наблюдателя при столкновении с определенным визуальным сигналом создает позитивную реакцию
- Прочным - объект долгое время сохраняет первоначальную форму, и может быть полезен наблюдателю
- Полезным - объект выполняет определенную функцию, необходимую наблюдателю, и помогает ему достичь некой цели
- Тяжелым - мышцы наблюдателя в процессе удерживания объекта устают
- Опасным - наблюдатель может пораниться, используя объект
Существует два продукта процесса суждения: факт и мнение.
- Факт - это просто описание определенной ситуации или предмета. «Этот фрукт ядовит», «животное становится агрессивным в брачный период». Факты есть наблюдения, подтвержденные многими людьми - каждый, кто в них сомневается, может пойти и проверить. Результат будет одинаков (и если нет, то никакой это не факт). Факт существует объективно, и не нуждается в описании, чтобы существовать - белладонна, например, ядовита для людей вне зависимости от того, сознателен ли человек, и может ли он судить.
- Мнение - это факт + личное мнение. «Пицца очень вкусная», «это самый красивый лес на свете». Ценность создается в сознании наблюдателя и не существует вне его пределов. Когда много людей разделяют некое мнение, это может выглядеть, как факт («клубника вкусная», «розы красивые»).
1 - утверждение факта; 2 - формирование мнения. Обратите внимание, что сами по себе объекты не меняются - все происходит в голове у наблюдателя.
В этом смысле нет ничего неприкосновенного - обо всем, с чем мы взаимодействуем, мы можем судить. Так мы понимаем, принесет ли что-то нам пользу, поможет ли выжить. Суждение подобно антенне, которую мы постоянно двигаем, чтобы лучше видеть. В течение нашей жизни мы формируем определенные убеждения, основанные на фактах и мнениях, и так как все эти убеждения хранятся в одном месте у нас в голове, факты и мнения могут путаться между собой.
Они знают лучше
Мы часто обманываем себя. В рисовании это проявляется в виде опасного убеждения «мнение становится фактом, как только его высказали». Конечно, это не правда, но такое мышление открывает канал, позволяющий получить много энергии из каждого позитивного комментария. Они так много значат, потому что с каждым позитивным мнением рисунок становится - действительно становится - все красивее и красивее!
Немногие рисуют для себя, некоторые рисуют из-за денег, но большинство рисует ради похвалы. Это же так здорово, когда другим нравится твоя работа! К сожалению, чем приятнее похвала, тем тяжелее справляться с негативом. Положительное мнение возносит вас до небес на несколько минут, но негативное может испортить весь день и подорвать уверенность в себе.
Вот так мы подошли к важному выводу. Чем меньше вы уверены в себе, тем больше вы склонны принимать мнения за факты. Это потому, что человек с низкой самооценкой считает, что мнения других более значимы, чем его собственное. Вам нравится ваш рисунок, и тут приходит кто-то и говорит, что он некрасивый, и вы внезапно чувствуете себя ужасно - этот человек уничтожил вашу удовлетворенность работой всего лишь мнением, произнесенным вслух! А это волнение, когда вы выкладываете рисунок и не знаете, как к нему отнесутся другие? Это сродни голосованию, предметом которого является ценность рисунка!
Вы сами решаете, насколько весомо то или иное мнение
Мнения - это кирпичики, на которых строится ваша самооценка. Однако, эта конструкция не особо прочная. Если для ее постройки вы берете материалы у других, не забывайте, что вам могут принести полезную древесину, а могут и горящий факел. Когда вам кажется, что все вокруг правы, кроме вас самих, вы не можете выбирать материал самостоятельно, и будете брать то, что вам дают, ведь они знают лучше. Лишь один факел, который вам принесут вместо древесины, запросто может уничтожить все, что вы уже успели построить подчистую.
Позитивная критика
Критика - это не только негатив, хоть учиться и проще всего на негативном типе критики. Однако, позитивная критика может подтвердить некоторые вещи, в которых мы сомневались. В техническом смысле, они не так полезны, но они помогают нам подготовиться к негативу. Все мы люди - для большинства из нас избавиться от желания получать похвалу и цениться невозможно. Критика всегда будет немного ранить - но недолго. Вы переживете и чему-то научитесь!
Важно понимать, что вся сила суждения скрыта в нас самих. Сомневающийся в себе человек интерпретирует каждое мнение, как упрек, в то время, как для самонадеянного человека все будет хвалой. Обратите внимание, как воображаемая «вина» передается от наблюдателя (позитив) к художнику (негатив).
Как принимать критику
Вам не всегда будет понятно, что наблюдатель пытается вам сказать, но если вы - обладатель низкой самооценки, то вы склонны решить, что он пытается вас обидеть. Вы можете расстраиваться после каждого негативного комментария, так как для вас это лишнее подтверждение того, что вы плохой художник. Повторюсь - комментатор попросту не способен обидеть вас. Все зависит только от вас самих. Когда вы думаете подобным образом «скажи мне, что рисунок хороший, чтобы я чувствовал себя хорошо», это также сработает с «если ты скажешь мне, что рисунок плох, мне будет плохо».
Критика - это не атака
Вам необходимо проанализировать комментарий без негативного фильтра. Может, они и пытаются вас обидеть, но зачем им это позволять? Вместо этого вы можете применить позитивный фильтр, и вытянуть пользу из всего, что вам говорят.
Когда вы используете негативный фильтр, вы можете подумать то, что комментатор не имел ввиду. «Возьми да сам нарисуй получше, раз ты такой умный!» - это защитная реакция на воображаемое «Я бы нарисовал лучше». Но человек ведь этого не говорил!
Защитная реакция на комментарий - это явный признак того, что вы восприняли его, как атаку. Сразу же вам хочется сказать «нет, все не так, ты не прав, потому что…». Популярный ответ на комментарий «У тебя ужасно выходит анатомия лошадей» примерно такой «это мультяшный стиль, она должна так выглядеть!». Но, как вы видите выше, факт, скрытый в комментарии был «твои лошади не похожи на настоящих». Да, не похожи, вы это знаете. Они мультяшные, ведь так? И ваш диалог, объективно говоря, выглядит примерно так:
- Твои лошади нарисованы не в реалистичном стиле.
- Ты не прав! Они нарисованы в мультяшном стиле!
Так если вы оба говорите одно и то же, откуда берется ваша злость? Это потому, что вы слышите нечто большее, чем просто факт. Вы слышите «настоящий художник знает, как рисовать реалистично». Комментатор этого не говорил, но из-за ваших комплексов, вы непременно это вообразили. В глубине души вам, возможно, стыдно, что вы не умеете рисовать реалистично (вы считаете, что это высшая форма искусства, и чувствуете себя неполноценным из-за недостатка способностей), и когда кто-то это замечает, вы ощущаете угрозу. Это как если бы кто-нибудь раскрыл все ваши тайные страхи - и вам необходимо защищаться, дабы сохранить свою честь!
Помните - критика касается ценности работ, а не вашей личной ценности. Даже если вам сказали «ты не умеешь рисовать», это не значит, что вы должны ощущать дискомфорт. Вы можете либо не согласиться («Я умею рисовать, не пойму, о чем это они»), либо согласиться («Мда уж, мои рисунки отвратительны»). В обоих случаях сюда не подключаются эмоции. Эмоции появляются, когда вас задевают за живое. Если вы правда очень-очень сильно хотите стать хорошим художником, вы можете отрицать тот факт, что пока вы таковым не являетесь. Вы пытаетесь притвориться, что умеете рисовать, находите фанатов, которые будут любить вас несмотря ни на что, и тут кто-то утверждает факт…на деле они разрушают иллюзии! Говоря, что вы не умеете рисовать, они делают это правдой. Неудивительно, что вас это злит!
Не важно, сказали они это или нет - это все равно так!
Запомните одну вещь: когда ваши рисунки не очень хороши, это не значит, что вы сами нехороши. Вам не нужно скрывать недостатки своих рисунков, чтобы создать лучший образ себя. Вы не умеете рисовать лошадей? Это факт, а не оскорбление. Примите это, и поверьте, тут нечего стыдиться. Будьте честны с самим собой и остальными, и тогда их комментарии, какими бы грубыми они не были, перестанут вас жалить. «Ты ужасно рисуешь!» - «Ну да, и что?».
Прислушивайтесь
Разве не было бы лучше никого не слушать, и делать то, что хотите? Вообще-то да, но только если вы рисуете для себя, и вам без разницы, что там говорят, однако, в данном случае, вы так и делаете! В других случаях это будет выглядеть примерно так «БЛАБЛАБЛА я тебя не слышу! [потому что ты не говоришь мне то, что я хочу услышать]».
Люди говорят про каждого ребенка, что он красив, дабы матери было приятно, следовательно, мать не объективна, когда речь заходит о красоте ребенка. Вы, как творец, определенно испытываете эмоциональную близость по отношению к своим работам. После завершения очередной работы вы ощущаете эйфорию, и хотите поскорей выложить ее в Интернет, чтобы пользователи подтвердили, как она великолепна. А когда они этого не делают, ваша эйфория умирает. Вы не можете поверить, что они не замечают всего, что вы делаете! Но проходят дни, и ваша близость с работой постепенно растворяется. Спустя недели вы, наконец, сможете взглянуть на нее глазами других, и, быть может, вам даже будет стыдно, что вы ее выложили.
Эмоциональный подход отключает вашу логику. Внезапно люди, высказывающие свои мнения, становятся угрозой вашему творению, вашему дитя. Если вы увидели бы похожую работу, критика в ее адрес не заставила бы вас почувствовать ровным счетом ничего. Следовательно, дело не в работе - дело в вас! Пусть это будут комментарии в адрес любой другой вашей работы - все одно. Меняется только ваше к этому отношение. Не затыкайте комментаторов только потому, что в данный момент вы считаете, что они не правы - вы до безумия влюблены в свою работу и не способны мыслить трезво!
Даже когда вы осознанно пытаетесь посмотреть на работу другими глазами, вы можете никогда не увидеть недостатков, пока кто-то на них не укажет. Позвольте им это делать - представьте, что они могут оказаться правы. Прислушайтесь к тому, что они говорят, и постарайтесь поверить в это хотя бы на минуту, как бы вам ни хотелось, чтобы это было неправдой. Вы можете обманывать себя, но остальные не будут так снисходительны к вашим ошибкам. Не злитесь на них из-за этого - только они могут помочь вам, когда вы не можете судить трезво.
Если вы не видите недостатков в своей новой работе, это не значит, что их нет - хоть вы и не можете разглядеть их сейчас, другие легко могут это сделать
Эмоции в сторону
Даже если вы в целом уверенный в себе человек, нельзя знать наверняка, когда кто-нибудь заденет вас за живое. Если вы хотите использовать критику, чтобы стать лучшим художником, вам необходимо эмоционально отделиться от своей работы. Попытайтесь забыть, что вы ее создатель. Лучше всего эта стратегия работает, если объединить ее с другой - «дружелюбный комментатор».
Когда вы слышите критику в адрес своих работ, представьте, что бы вы почувствовали, если бы комментатор был близким вам человеком. Кем-то, кто ни за что не хотел бы вас обидеть. А теперь представьте, что вы не являетесь автором работы, что вы оба - вы и комментатор - обсуждаете какую-то случайную картину в галерее. Благодаря этому вы выключите негативный фильтр («они бы никогда этого не сказали!») и немного дистанционизируетесь. Искать ошибки в чужой работе намного проще!
Отдалитесь от работы, чтобы судить ее более объективно
Критика и работа с клиентом
Все советы, что вы прочли выше, относятся к рисованию в качестве хобби. А что если вы рисуете на заказ?
Время забыть об эмоциях целиком и полностью. Ваши личные предпочтения не играют здесь никакой роли - это не вам должна нравиться работа. Если клиент говорит «ноги слишком длинные», хотя вы знаете, что это не так - сделайте их короче. Возможно, вы не будете удовлетворены результатом, но на этот раз вы рисуете, чтобы заработать, а не ради морального удовлетворения.
Вы можете игнорировать критику других в адрес своих хобби-рисунков, так как вы не обязаны их удовлетворять. Вы можете рисовать некрасивые и нереалистичные вещи, а они могут высказывать свое недовольство. Однако, отношения между вами и вашим клиентом совершенно иное - ваша задача создать рисунок, который будет соответствовать требованиям заказчика. Их критика - это не предложение, это приказ.
Как критиковать?
Пока что мы говорили только о том, как принимать критику. Теперь давайте задумаемся о том, как правильно сформулировать наше мнение, чтобы помочь другим.
Когда мы заходим на виртуальную галерею, у нас возникает впечатление, что все это создано для нас, ведь мы зашли сюда, чтобы получить визуальное удовлетворение, и мы хотим получить то, ради чего мы, собственно, здесь. И когда среди прекрасных рисунков вы вдруг сталкиваетесь с чем-то, что не удовлетворяет вашим стандартам, вам хочется сказать «что за…?». И уж если вам так показалось, вы даже, может быть, найдете время, чтобы обязательно донести до автора свои эмоции.
Этот процесс ведет к высокомерной критике, где комментатор считает, что обладает правом быть удовлетворенным вашими рисунками. «Нет серьезно, это должен быть волк? Разберись уже в анатомии, дружок». Конечно, это мнение содержит в себе совет («анатомия данного существа не соответствует стандартом волчьей анатомии - изучи ее получше»), но его не ждали. Это тон клиента, а не гостя вашей галереи! Тон этот возникает из-за ложного предположения, что комментатор так или иначе лучше вас, ибо без них у вас бы не было причины рисовать, и вы обязаны им подчиняться.
С чего бы вы стали злиться на незнакомца просто за то, что его работы не соответствуют вашим требованиям?
Не надо так. Два правила комментирования очень просты:
- Есть что сказать хорошего? Скажите!
- Не можете сказать ничего хорошего? Не говорите ничего!
Для этого правила есть исключение. Если вам небезразличен творческий путь этого художника, возможно, имеет смысл быть более участливым. Иногда это кто-то близкий, иногда вы можете захотеть стать частью становления великого художника, который нуждается в помощи, чтобы перейти на следующий уровень. В любом случае, вы должны желать им всего самого наилучшего - критику, порожденную презрением, даже если не на пустом месте, вряд ли примут положительно (если художник вас не волнует, почему его должно волновать, что вы думаете?).
Вот простой рецепт правильной критики, которую легко переварить:
- «Это привлекло мое внимание» - начните с положительных моментов. Что вам нравится в рисунке? Чем вы восхищаетесь? Может, вы чему-то даже завидуете, или может, вы были поражены каким-то особенным эффектом?
- «Есть тут и ложка дегтя» - «если ты не возражаешь, я бы посоветовал…». Расскажите о вещах, которые кажутся вам неправильными. Постарайтесь объяснить, в чем причина и предложить решение. Будьте дружелюбны - это совет, а не урок.
- «Повторюсь - ты крут!» - завершите на позитивной ноте, дабы напомнить художнику, что вы поддерживаете его. Даже если у вас были проблемы при написании первой позитивной части комментария, постарайтесь в этой части написать что-нибудь ободряющее («Ты большой молодец, что развиваешься»).
Основывайтесь на фактах. Эмоции хороши, когда вы хвалите кого-то, но когда вы хотите помочь, они могут все испортить. Чтобы смягчить свой тон, вы можете использовать выражения, вроде «Я считаю», «как мне кажется», «на твоем месте», «может, я ошибаюсь, но», «на мой взгляд», «я не уверен» и так далее. Подчеркните, что это не приказ, а дружеский совет.
Назовите определенные навыки, которые автор применил при создании работы, и дайте им оценку. «Вижу, что ты много практиковался в штриховке», «перспектива на твоей работе выглядит немного неубедительно». Это должно помочь понять автору, в каком направлении двигаться. Такие комментарии могут жалить, ибо они достаточно прямые, но для развития они намного лучше, чем «мне не нравится [часть объекта], выглядит странно».
Если человек сам попросил вас покритиковать его работу, возможно, излишне дружелюбный тон не понадобится - автор заранее будет знать о ваших намерениях, и не примет вашу прямоту за надменность. Во всех остальных случаях старайтесь сохранять дружелюбный тон, особенно во второй, негативной части критики. Не важно, насколько полезен комментарий - любовь к своей работе превращает выслушивание критики в достаточно неприятный процесс.
Заключение
Мы судим, и нас судят. Чем больше мы уверены в себе, тем проще отличить полезную критику от попытки обидеть, и тем менее мы склонны обманывать себя. Чтобы стать хорошим художником, вам необходимо научиться множеству вещей, которые не были столь очевидны сначала, и быть открытым - именно такая вещь.
Мнения других не должны обижать вас. Вы можете извлекать из них урок, но вы не обязаны. И уж тем более не позволяйте им влиять на ваше настроение! Никто не обязан любить ваши работы, и если вам об этом говорят, не ведите себя так, будто этот человек нарушил условия какого-то контракта. В этой статье я объяснила множество аспектов критики, но главным уроком для вас должно стать следующее - не относитесь к комментатору, как к врагу. Просто скажите «спасибо за ваше мнение, оно очень важно для меня». Если они хотели помочь, это их успокоит, ну а если они хотели обидеть вас, это их заткнет.
И помните: вы имеете полное право рисовать некрасиво, нереалистично, грязно, имеете право не удовлетворять стандартам других людей. В то же время, они имеют право сказать вам, что им это не нравится. Но это ни в коем случае не значит, что вам нужно меняться, чтобы удовлетворить их! Повторюсь, если вы не хотите пользоваться данным вам советом, просто скажите «спасибо» и забудьте об этом. Искусство - это свобода, а не давление. И если вы хотите стать лучше, единственный человек, который может вас заставить - это вы сами. Удачи!
Автор: Monika Zagrobelna
В чем ценность рисования?
Критика содержит в себе всего одну проблему, и эта проблема кроется в нас самих. Мы попросту любим обманывать себя! Если рассуждать логически, то в этом нет никакого смысла, однако тот факт, что правде мы предпочитаем комфорт, заложен в человеческой природе. Чтобы разобраться в этом феномене, нам необходимо будет нырнуть в глубины психологии. Готовы к путешествию по человеческому сознанию?
Мы люди, и, следовательно, мы судим - так мы определяем ценность чего-либо. Эта ягода хороша? (читай: лучше чем другая ягода или камень). Этот сосед мил? Это приятнее, чем то? Способность судить помогает нам делать будущее лучше, позволяет нам выживать и быть счастливыми. Это настолько важно, что на деле поглотило всю нашу жизнь. Мы судим каждый крошечный факт, дабы убедиться, что все в порядке. Нам свойственно цеплять ярлыки к предметам, ситуациям, людям. Однако в действительности вещи не такие-то и такие-то - они просто есть, и все.
Жизнь - это постоянный процесс суждения: нам необходимо судить, что хорошо, а что плохо, чтобы принять верное решение
В мире, где нет сознания, вещи просто случаются. Нет добра, нет зла, нет никаких «лучше» или «хуже». Если молния бьет в дерево и уничтожает его, это просто случается. Если извергается вулкан и заливает все вокруг кипящей лавой, это просто случается. Нужно добавить к ситуации сознательное существо, скажем, человека, чтобы ее оценить. Сам по себе предмет не имеет ценности, но когда наблюдатель дает ему оценку, он может оказаться:
- Красивым - мозг наблюдателя при столкновении с определенным визуальным сигналом создает позитивную реакцию
- Прочным - объект долгое время сохраняет первоначальную форму, и может быть полезен наблюдателю
- Полезным - объект выполняет определенную функцию, необходимую наблюдателю, и помогает ему достичь некой цели
- Тяжелым - мышцы наблюдателя в процессе удерживания объекта устают
- Опасным - наблюдатель может пораниться, используя объект
Существует два продукта процесса суждения: факт и мнение.
- Факт - это просто описание определенной ситуации или предмета. «Этот фрукт ядовит», «животное становится агрессивным в брачный период». Факты есть наблюдения, подтвержденные многими людьми - каждый, кто в них сомневается, может пойти и проверить. Результат будет одинаков (и если нет, то никакой это не факт). Факт существует объективно, и не нуждается в описании, чтобы существовать - белладонна, например, ядовита для людей вне зависимости от того, сознателен ли человек, и может ли он судить.
- Мнение - это факт + личное мнение. «Пицца очень вкусная», «это самый красивый лес на свете». Ценность создается в сознании наблюдателя и не существует вне его пределов. Когда много людей разделяют некое мнение, это может выглядеть, как факт («клубника вкусная», «розы красивые»).
1 - утверждение факта; 2 - формирование мнения. Обратите внимание, что сами по себе объекты не меняются - все происходит в голове у наблюдателя.
В этом смысле нет ничего неприкосновенного - обо всем, с чем мы взаимодействуем, мы можем судить. Так мы понимаем, принесет ли что-то нам пользу, поможет ли выжить. Суждение подобно антенне, которую мы постоянно двигаем, чтобы лучше видеть. В течение нашей жизни мы формируем определенные убеждения, основанные на фактах и мнениях, и так как все эти убеждения хранятся в одном месте у нас в голове, факты и мнения могут путаться между собой.
Почему обидно, когда нас судят?
Вы помните первый раз, когда вас похвалили за вашу работу? Какое это было волшебное чувство! А первый негатив в адрес своих работ? Быть может, это заставило вас перестать рисовать на какое-то время (или навсегда!). Без сомнения, мнения могут быть очень сильны, но откуда берется эта сила?
Ответ простой - мы ее источник. Бессознательное существо не волнуют мнения просто потому, что они не могут его волновать в принципе. Когда вы переживаете, вы впускаете что-то к себе в сознание. Когда вы выкладываете свою работу в Интернет, вы очень переживаете! Вы потратили на нее кучу времени, она безумно вам нравится, и вам хочется, чтобы она нравилась и другим, и потому вы впускаете их мнения в свое сознание, готовые получать от них позитив. Даже один негативный комментарий может перевесить весь позитив, потому что вы его не ждали!
Увы, вы не можете брать энергию позитивных комментариев и игнорировать негативные. Как я говорила, они проходят по одному и тому же каналу, и вы можете либо его открыть, либо закрыть. Вы, конечно, также можете сказать «Но это только ваша философия, мне не обязательно с ней соглашаться». Надеюсь то, о чем я буду говорить далее, расставит все по местам.
Они знают лучше
Мы часто обманываем себя. В рисовании это проявляется в виде опасного убеждения «мнение становится фактом, как только его высказали». Конечно, это не правда, но такое мышление открывает канал, позволяющий получить много энергии из каждого позитивного комментария. Они так много значат, потому что с каждым позитивным мнением рисунок становится - действительно становится - все красивее и красивее!
Немногие рисуют для себя, некоторые рисуют из-за денег, но большинство рисует ради похвалы. Это же так здорово, когда другим нравится твоя работа! К сожалению, чем приятнее похвала, тем тяжелее справляться с негативом. Положительное мнение возносит вас до небес на несколько минут, но негативное может испортить весь день и подорвать уверенность в себе.
Вот так мы подошли к важному выводу. Чем меньше вы уверены в себе, тем больше вы склонны принимать мнения за факты. Это потому, что человек с низкой самооценкой считает, что мнения других более значимы, чем его собственное. Вам нравится ваш рисунок, и тут приходит кто-то и говорит, что он некрасивый, и вы внезапно чувствуете себя ужасно - этот человек уничтожил вашу удовлетворенность работой всего лишь мнением, произнесенным вслух! А это волнение, когда вы выкладываете рисунок и не знаете, как к нему отнесутся другие? Это сродни голосованию, предметом которого является ценность рисунка!
Вы сами решаете, насколько весомо то или иное мнение
Мнения - это кирпичики, на которых строится ваша самооценка. Однако, эта конструкция не особо прочная. Если для ее постройки вы берете материалы у других, не забывайте, что вам могут принести полезную древесину, а могут и горящий факел. Когда вам кажется, что все вокруг правы, кроме вас самих, вы не можете выбирать материал самостоятельно, и будете брать то, что вам дают, ведь они знают лучше. Лишь один факел, который вам принесут вместо древесины, запросто может уничтожить все, что вы уже успели построить подчистую.