Сообщения учащихся о стилистических фигурах речи.
Ход урока
Организация начала урока.
1. Орфоэпическая минутка. Проверка домашнего задания
Аэропорты, баловать, балованный, включим, вручит, донельзя, жалюзи, завидно, звонит, избалованный, исчерпать, каталог, красивее, налита, намерение, насорит, обеспечение, облегчить, принудить, согнутый, средствами, столяр, черпать, шарфы, торты.
Ответ:
Лексическая минутка
Написать толкование слов. Проверить по доске.
С двумя словами придумать и записать предложения.
СамолюбИвый – обладающий чрезмерным самолюбием (чувством собственного достоинства, соединённым с ревнивым отношением к мнению о себе окружающих)
ЧестолюбИвый – склонный к честолюбию (чрезмерной жажде почестей, стремлению к почётному положению) ТщеслАвный – любящий славу и кичливо выставляющий свои достоинства ТщАтельный – старательный, аккуратный ТщедУшный – хилый, слабосильный ТщЕтный – бесполезный, безрезультатный ТолерАнтный – терпимый, снисходительный к чему-либо, кому-либо
3. Интегрированное задание по лексике и орфоэпии (на листках)
А) пронумеруйте правую колонку в соответствии с левой таким образом, чтобы каждое слово соответствовало своему лексическому значению
Новое!!!Паронимы – слова одной части речи, близкие по звучанию, но различающиеся приставками или суффиксами и не совпадающие по значению.
Выписать паронимы
По вечерам в деревне заливалась голосистая гармонь. Это был почти царский подарок. У мемориала горит вечный огонь. В своих произведениях он часто изображал человеческие страдания. Она прошла мимо своей царственной походкой. Певец обладал замечательными голосовыми данными. Вековые дубы росли совсем рядом. Экзаменатор попался очень человечный. Голосистая – голосовая, царский – царственный,
вечный – вековой, человеческий – человечный
Лингвистическая разминка:
Работа с текстом. Спишите текст, вставите пропущенные знаки препинания.
Дивно устроен наш свет! Тот имеет отличного повара но к сожалению такой маленький рот что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиной в арку Главного Штаба, но, увы! Должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н. Гоголь)
Вопросы к классу:
- Какие тропы использует автор, чтобы подчеркнуть создаваемый контраст?
(Литота и гипербола.)
- Что такое литота?
(Литота - троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления.)
- Что такое гипербола?
(Гипербола – троп, содержащий непомерное преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления.).
Работа по теме урока.
Перед учащимися примеры из текстов. Используя справочники лингвистических терминов, учащиеся вспоминают определения тропов.
Например:
А) Слова отзвучивают и утекают как вода - без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа. (А. Солженицын).
Б) Ох, лето красное! Любил бы я тебя: (А. Пушкин)
В) Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами. (М. Цветаева)
Г) Воют в сумерки долгие, зимние, волки грозные с тощих полей. (С. Есенин)
Д) Час разлуки, час свиданья им ни радость, ни печаль. (М. Лермонтов)
По словарю учащиеся определяют:
А) Парцелляция
Б) Риторическое обращение
В) Анафора
Г) Инверсия
Д) Антитеза
Вопрос к классу:
- Вспомните, что такое фигуры речи? Для чего они служат в тексте?
(Стилистические фигуры, которые называют риторическими фигурами или фигурами речи, служат для создания образной речи усиления выразительности текста. Стилистические фигуры - это синтаксические построения.)
Получить полный текст
Подписаться на рассылку!
Подведение итогов учителем.
Итак, арсенал изобразительно-выразительных средств языка, как мы могли убедиться, исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.
Проверочный тест.
- Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.
И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов) Игру его любил творец Макбета. (А. Пушкин) Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь (С. Есенин) Путь шел по целине; люди падали с обрывов. (И. Эренбург)
5. Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой)
Ученье - свет, а неученье - тьма. (пословица)
7. О, не медли на соседней
Колокольне!
Быть хочу твоей последней
Колокольней! (М. Цветаева)
Какое лето! Что за лето! (Ф. Тютчев)
9. В лоб целовать - заботу стереть.
В лоб целую.
В глаза целовать - бессонницу снять.
В глаза целую. (М. Цветаева)
И для них тут, и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва:(А. Солженицын)
Ключи к тесту:
1. Синекдоха. 2. Перифраза. 3. Олицетворение. 4. Параллелизм. 5. Параллелизм и анафора. 6. Антитеза. 7. Эпифора. 8. Риторическое восклицание. 9. Синтаксический параллелизм. 10. Парцелляция.
Домашнее задание: выполнить упражнение № 534, повторить стилистические фигуры. Выбрать понравившееся стихотворение и выписать ИВС.
Слово учителя.
- Итак, арсенал, изобразительно-выразительных средств языка, как мы могли убедиться, исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.
Проверочный тест.
- Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.
1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов)
2. Игру его любил творец Макбета. (А.Пушкин)
3. Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь. (С.Есенин)
4. Путь шел по целине; люди падали с обрывов. (И.Эренбург)
5. Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
А.К.Толстой
6. Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную-
Вынесет все, что господь не пошлет!
Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Н.Некрасов.
7. «Не станет нас!» А миру хоть бы что.
«Исчезнет след!» А миру хоть бы что.
Нас не было, а он сиял и будет.
Исчезнем мы, - а миру хоть бы что!
Омар Хайям
8. Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна.
А.Пушкин.
9. Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
А.Пушкин
10. Мне нравятся веселые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках, прыгающие вверх и вниз.
Ключ к тесту:
1. Синекдоха.
2. Перифраза.
3. Олицетворение.
4. Параллелизм.
5. Параллелизм и анафора.
6. Анафора.
7. Эпифора.
8. Сравнение.
9. Антитеза.
10. Параллелизм и анафора.
Лексические средства.
Обычно в рецензии задания В8 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом.
Синонимы (контекстные, языковые) – близкие по смыслу слова | Скоро – вскорости – на днях – не сегодня-завтра, в недалеком будущем |
Антонимы (контекстные, языковые) – противоположные по смыслу слова | Они никогда не говорили друг другу «ты», а всегда «вы» |
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лек- сическому значению одному слову | На краю света (= «далеко»), зуб на зуб не попадает (= «замерз») |
Архаизмы – устаревшие слова | Дружина, губерния, очи |
Диалектизм – лексика, распро- страненная на определенной территории | Курень, гутарить |
Книжная, научная, разговорная лексика | Дерзновенный, сподвижник; коррозия, менеджмент; просадить деньги, глубинка |
Тропы.
В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.
Метафора – перенос значения слова по сходству | Мертвая тишина |
Олицетворение – уподобление какого-либо предмета или явления живому существу | Отговорила роща золотая |
Сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим (выражаются через союзы как, словно, будто, сравнительную степень прилагательного) | Яркий, как солнце |
Метонимия – замена прямого назва- ния другим по смежности (то есть на основе реальных связей) | Шипенье пенистых бокалов (вместо пенящееся вино в бокалах) |
Синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот | Белеет парус одинокий (вме- сто: лодка, корабль) |
Перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения | Автор «Горе от ума» (вместо А. С. Грибоедов) |
Эпитет – использование определений, придающих выражению образность и эмоциональность | Куда ты скачешь, гордый конь? |
Аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах | Весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь |
Гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемого | В сто сорок солнц закат пылал |
Литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка |
Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки | Откуда, умная, бредешь ты, голова? |
Фигуры речи, строение предложений.
В задании В8 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.
Эпифора – повторение слов в конце предложений или строк, идущих друг за другом | Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? |
Градация – построение однородных членов предложения по нарастанию смысла или наоборот | Пришел, увидел, победил |
Анафора – повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другом | Железная правда – живой на зависть, Железный пестик, и железная завязь |
Каламбур – игра слов | Шел дождь и два студента |
Риторическое восклицание (вопрос, обращение) – восклицательное, вопросительное предложения или предложение с обращением, не требующие отклика у адресата | Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Да здравствует солнце, да скроется тьма! |
Синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложений | Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет |
Многосоюзие – повтор избыточного союза | И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы… |
Бессоюзие – построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов | Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари… |
Эллипсис – пропуск подразумеваемого слова | Я за свечкой – свечка в печку |
Инверсия – непрямой порядок слов | Изумительный наш народ |
Антитеза – противопоставление (часто выражается через союзы а, но, однако или антонимы) | Где стол был яств, там гроб стоит |
Оксюморон – соединение двух противоречащих понятий | Живой труп, пожар льда |
Окончание табл.
Цитирование – передача в тексте чужих мыслей, высказываний с ука- занием автора данных слов | Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…» |
Вопросно-ответная форма изложения – текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них | И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означает? Ничто не вечно, всё подвержено тлену и разрушению |
Ряды однородных членов предложения – перечисление однородных понятий | Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта |
Парцелляция – предложение, которое расчленено на интонационно-смысловые речевые единицы | Я видел солнце. Над головой |
2. Этап первичной проверки понимания изученного.
Разбор задания.
(1) Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2) Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.
(3) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4) Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5) Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6) Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7) Вопрос только размеров и времени.
(8) Человечество, по-моему, – это своеобразная болезнь планеты. (9) Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10) Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле Земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения Земли и природы) культуры в зеленую шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора), – и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое болезненное пятно. (12) Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.
(13) К сожалению, столь ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14) С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.
(15) Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16) Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?
По В. Солоухину
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
«В первых двух предложениях использован такой троп, как _______. Этот образ "космического тела” и "космонавтов” является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведет себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что "человечество – это болезнь планеты”. ______ ("Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли”) передают негативные деяния человека. Употребление в тексте _________ (предложения 8, 13, 14) подчеркивает, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употребленный в 15-м предложении ________ "оригинальная” придает рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом».
Список терминов:
1) эпитет;
2) литота;
3) вводные слова и вставные конструкции;
4) ирония;
5) развернутая метафора;
6) парцелляция;
7) вопросно-ответная форма изложения;
8) диалектизм;
9) однородные члены предложения.
Делим список терминов на две группы: первая – эпитет, литота, ирония, развернутая метафора, диалектизм; вторая – вводные слова и вставные конструкции, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, однородные члены предложения.
Выполнение задание лучше начинать с пропусков, которые не вызывают трудности. Например, пропуск № 2. Так как в качестве примера представлено целое предложение, скорее всего, подразумевается какое-либо синтаксическое средство. В предложении «Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли»используются ряды однородных членов предложения:глаголы снуют, размножаются, делают дело, деепричастия выедая, истощая, отравляяи существительные реки, океаны, атмосферу. В то же время глагол передают в рецензии указывает на то, что на месте пропуска должно стоять слово во множественном числе. В списке во множественном числе стоят вводные слова и вставные конструкции и однородные членные предложения. Внимательное прочтение предложения показывает, что вводные слова, то есть те конструкции, которые тематически с текстом не связаны и могут быть изъяты из текста без потери смысла, отсутствуют. Таким образом, на месте пропуска № 2 необходимо вставить вариант 9 – однородные члены предложения.
В пропуске № 3 указаны номера предложений, значит, термин снова относится к строению предложений. Парцелляцию сразу можно «отбросить», так как авторы должны указать два или три подряд идущих предложения. Вопросно-ответная форма тоже является неправильным вариантом, так как предложения 8, 13, 14 не содержат вопроса. Остаются вводные слова и вставные конструкции. Находим их в предложениях: по-моему, к сожалению, с одной стороны, с другой стороны.
На месте последнего пропуска необходимо подставить термин мужского рода, так как с ним в рецензии должно согласовываться прилагательное употребленный, и он должен быть из первой группы, так как в качестве примера дано только одно слово – оригинальная. Термины мужского рода – эпитет и диалектизм. Последний явно не подходит, так как это слово вполне понятно. Обращаясь к тексту, находим, с чем сочетается слово: оригинальная болезнь. Здесь явно прилагательное употреблено в переносном смысле, поэтому перед нами – эпитет.
Остается заполнить только первый пропуск, который является самым сложным. В рецензии сказано, что это – троп, и он используется в двух предложениях, где переосмысляется образ Земли и нас, людей, как образ космического тела и космонавтов. Это явно не ирония, так как в тексте нет ни капли насмешки, и не литота, а скорее, даже наоборот – автор намеренно преувеличивает масштабы катастрофы. Таким образом, остается единственно возможный вариант – метафора, перенос свойств с одного предмета или явления на другой на основе наших ассоциаций. Развернутая – потому что из текста нельзя вычленить отдельное словосочетание.
Ответ: 5, 9, 3, 1.
Задания для учащихся «Проверь себя».
(1) В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2) Он садился на стул возле елки, долго пиликал на своем баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4) Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5) Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!».
(6) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7) Всё бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8) Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9) Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчеркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.
(11) Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12) У меня начался отит. (13) От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14) Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15) По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замерзнем. (16) Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши. (17) Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18) Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19) Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20) Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21) Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22) Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23) Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24) Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обреченно смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.
(25) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на мое лицо. (26) Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27) Он взял меня на руки и прижал к себе. (28) Шепотом он рассказал маме, что дошел до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.
(29) Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31) А он долго потом болел двусторонним воспалением легких.
(32) …Мои дети недоумевают, почему, наряжая елку, я всегда плачу. (33) Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под елку и кладет голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34) Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.
По Н. Аксёновой
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29–А31, В1–В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
«Использование рассказчицей для описания вьюги такого лексического средства выразительности, как_____("страшную метель”, "непроглядную тьму”), придает изображенной картине выразительную силу, а такие тропы, как _____ ("боль кружила меня” в предложении 20) и _____ ("водитель визгливо, как женщина, стал кричать” в предложении 15), передают драматизм описанной в тексте ситуации. Такой прием, как ____________ (в предложении 34), усиливает эмоциональное воздействие на читателя».
Список терминов:
1) контекстные антонимы;
2) метафора;
3) синтаксический параллелизм;
4) сравнение;
5) эпитет;
6) фразеологизм;
7) контекстные синонимы;
8) метонимия;
9) антитеза.
Ответ: 5, 2, 4, 9.
Проверочный тест.
- Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.
- И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)
- Игру его любил творец Макбета. (А,Пушкин)
- Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь (С.Есенин)
- Путь шел по целине; люди падали с обрывов. (И. Эренбург)
5. Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой)
- Ученье - свет, а неученье - тьма. (пословица)
7. О, не медли на соседней
Колокольне!
Быть хочу твоей последней
Колокольней! (М.Цветаева)
- Какое лето! Что за лето! (Ф. Тютчев)
9. В лоб целовать - заботу стереть.
В лоб целую.
В глаза целовать - бессонницу снять.
В глаза целую. (М. Цветаева)
- И для них тут, и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва:(А.Солженицын)
Ключи к тесту:
1. Синекдоха. 2. Перифраза. 3. Олицетворение. 4. Параллелизм. 5. Параллелизм и анафора. 6. Антитеза. 7. Эпифора. 8. Риторическое восклицание. 9. Синтаксический параллелизм. 10. Парцелляция.
Ход урока
Организация начала урока.
1. Орфоэпическая минутка. Проверка домашнего задания
Аэропорты, баловать, балованный, включим, вручит, донельзя, жалюзи, завидно, звонит, избалованный, исчерпать, каталог, красивее, налита, намерение, насорит, обеспечение, облегчить, принудить, согнутый, средствами, столяр, черпать, шарфы, торты.
Ответ:
Лексическая минутка
Написать толкование слов. Проверить по доске.
С двумя словами придумать и записать предложения.
СамолюбИвый – обладающий чрезмерным самолюбием (чувством собственного достоинства, соединённым с ревнивым отношением к мнению о себе окружающих)
ЧестолюбИвый – склонный к честолюбию (чрезмерной жажде почестей, стремлению к почётному положению) ТщеслАвный – любящий славу и кичливо выставляющий свои достоинства ТщАтельный – старательный, аккуратный ТщедУшный – хилый, слабосильный ТщЕтный – бесполезный, безрезультатный ТолерАнтный – терпимый, снисходительный к чему-либо, кому-либо
3. Интегрированное задание по лексике и орфоэпии (на листках)
А) пронумеруйте правую колонку в соответствии с левой таким образом, чтобы каждое слово соответствовало своему лексическому значению
Новое!!!Паронимы – слова одной части речи, близкие по звучанию, но различающиеся приставками или суффиксами и не совпадающие по значению.
Выписать паронимы
По вечерам в деревне заливалась голосистая гармонь. Это был почти царский подарок. У мемориала горит вечный огонь. В своих произведениях он часто изображал человеческие страдания. Она прошла мимо своей царственной походкой. Певец обладал замечательными голосовыми данными. Вековые дубы росли совсем рядом. Экзаменатор попался очень человечный. Голосистая – голосовая, царский – царственный,
вечный – вековой, человеческий – человечный
Лингвистическая разминка:
Работа с текстом. Спишите текст, вставите пропущенные знаки препинания.
Дивно устроен наш свет! Тот имеет отличного повара но к сожалению такой маленький рот что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиной в арку Главного Штаба, но, увы! Должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н. Гоголь)
Вопросы к классу:
- Какие тропы использует автор, чтобы подчеркнуть создаваемый контраст?
(Литота и гипербола.)
- Что такое литота?
(Литота - троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления.)
- Что такое гипербола?
(Гипербола – троп, содержащий непомерное преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления.).
Работа по теме урока.
Перед учащимися примеры из текстов. Используя справочники лингвистических терминов, учащиеся вспоминают определения тропов.
Например:
А) Слова отзвучивают и утекают как вода - без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа. (А. Солженицын).
Б) Ох, лето красное! Любил бы я тебя: (А. Пушкин)
В) Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами. (М. Цветаева)
Г) Воют в сумерки долгие, зимние, волки грозные с тощих полей. (С. Есенин)
Д) Час разлуки, час свиданья им ни радость, ни печаль. (М. Лермонтов)
По словарю учащиеся определяют:
А) Парцелляция
Б) Риторическое обращение
В) Анафора
Г) Инверсия
Д) Антитеза
Вопрос к классу:
- Вспомните, что такое фигуры речи? Для чего они служат в тексте?
(Стилистические фигуры, которые называют риторическими фигурами или фигурами речи, служат для создания образной речи усиления выразительности текста. Стилистические фигуры - это синтаксические построения.)
Получить полный текст
Подписаться на рассылку!
Сообщения учащихся о стилистических фигурах речи.
Подведение итогов учителем.
Итак, арсенал изобразительно-выразительных средств языка, как мы могли убедиться, исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.
Проверочный тест.
- Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.
И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов) Игру его любил творец Макбета. (А. Пушкин) Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь (С. Есенин) Путь шел по целине; люди падали с обрывов. (И. Эренбург)
5. Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой)
Ученье - свет, а неученье - тьма. (пословица)
7. О, не медли на соседней
Колокольне!
Быть хочу твоей последней
Колокольней! (М. Цветаева)
Какое лето! Что за лето! (Ф. Тютчев)
9. В лоб целовать - заботу стереть.
В лоб целую.
В глаза целовать - бессонницу снять.
В глаза целую. (М. Цветаева)
И для них тут, и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва:(А. Солженицын)
Ключи к тесту:
1. Синекдоха. 2. Перифраза. 3. Олицетворение. 4. Параллелизм. 5. Параллелизм и анафора. 6. Антитеза. 7. Эпифора. 8. Риторическое восклицание. 9. Синтаксический параллелизм. 10. Парцелляция.
Домашнее задание: выполнить упражнение № 534, повторить стилистические фигуры. Выбрать понравившееся стихотворение и выписать ИВС.