Глава 60. О тех, кто отрицает Предопределение.
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Предопределение означает, что Аллах изначально знал обо всем, что произойдет; записал это в Хранимой скрижали; пожелал, чтобы все произошло именно так; и сотворил все творения вместе с их качествами и деяниями. Всевышний сказал: «Аллах – Творец всякой вещи»Ар-Раад 13:16.
Это значит, что Он сотворил как самих рабов, так и их деяния. Однако человек не сможет называться верующим в предопределением, пока он не смирится перед ним и не уверует в него полностью, о чем свидетельствуют ясные священные тексты.
Отрицание предопределения может быть неверием, которое полностью разрушает единобожие и выводит человека из лона религии. Такое возможно, если человек отрицает изначальное знание Аллаха обо всем сущем или отрицает то, что все это записано в Хранимой скрижали. Некоторые другие формы отрицания предопределения являются менее тяжким грехом и ересью, подрывающей совершенство единобожия. Это относится к отрицанию того, что все происходит только с позволения Аллаха, или того, что Аллах сотворил абсолютно все во вселенной, включая деяния творений.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Ибн ‘Умар сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Руке находится душа Ибн ‘Умара, если бы у одного из них была гора золота величиной с гору Ухуд, и он потратил бы все это богатство на пути Аллаха, то Аллах не принял бы это до тех пор, пока он не уверовал бы в предопределение». Затем он привел в подтверждение своих слов следующее высказывание Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Вера означает, что ты веруешь в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, Последний день, а также веруешь в предопределение с его добром и злом». Этот хадис передал Муслим.
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Почему же Аллах не принимает благодеяния раба, пока он не уверует в предопределение? Потому что Великий и Могучий Аллах принимает праведные деяния только от мусульман, а человек, который отрицает предопределение и отказывается уверовать в него, не является мусульманином, и его деяния не принимаются, даже если он пожертвует золото величиной с гору Ухуд. Доказательством этого являются слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Вера означает, что ты веруешь в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, Последний день, а также веруешь в предопределение с его добром и злом». Добро и зло являются таковыми для потомков Адама. Если же рассматривать их сквозь призму деяний Аллаха, то все божественные деяния являются абсолютным добром, потому что они соответствуют великой мудрости Аллаха.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Передают, что Убада ибн ас-Самит сказал своему сыну: «Сынок, ты почувствуешь вкус веры только тогда, когда осознаешь, что случившееся с тобой несчастье не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не должно было постигнуть тебя. Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Первым, что создал Аллах, была Письменная трость. Он повелел ей: “Пиши!” Она спросила: “Господи! Что мне писать?” Он сказал: “Запиши меру всего вплоть до наступления Часа”. Сынок, я также слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Тот, кто умер без подобных убеждений, тот не имеет ко мне никакого отношения”». [Абу Дауд (4700)].
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Мусульманин обязан верить в то, что сказано в этом хадисе, потому что Аллах уже давно предопределил все события во вселенной. Но для того, чтобы правильно уверовать в предопределение, человек должен знать, что Аллах предоставил ему возможность выбора. Человек не принужден совершать то, что ему предписано, и именно это обстоятельство делает его ответственным за совершаемые деяния.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: В версии Ахмада говорится: «Как только Всевышний Аллах создал Письменную трость, ей было велено: “Пиши!” И в этот час было записано все сущее вплоть до Дня воскресения».
В версии Ибн Вахба говорится, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот же, кто не уверует в предопределение с его добром и злом, будет сожжен Аллахом в Огне».
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Этот хадис служит доказательством того, что предопределение записано в Хранимой скрижали. Некоторые богословы считают, что этот хадис означает: «Воистину, первым, что создал Всевышний Аллах, была Письменная трость». Однако, согласно наиболее достоверному мнению, в этом хадисе говорится о том, что произошло сразу после создания Письменной трости. А первым из творений Аллаха был Трон.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Ахмад в “аль-Муснаде” и Ибн Маджа в “ас-Сунане” передали хадис Ибн ад-Дейлами, который сказал: «Придя к Убейу ибн Каабу, я сказал: “В моей душе есть нечто, заставляющее меня усомниться в предопределении. Расскажи мне что-нибудь, быть может, Аллах удалит это из моего сердца”. Он сказал: “Если ты потратишь гору золота величиной с гору Ухуд, то Аллах не примет это от тебя до тех пор, пока ты не уверуешь в предопределение и не осознаешь, что случившееся с тобой несчастье не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не должно было постигнуть тебя. Если же ты умрешь без подобных убеждений, то окажешься среди обитателей Огня”. После этого я посетил ‘Абдуллаха Ибн Мас’уда, Хузейфу ибн аль-Йамана и Зейда ибн Сабита, и каждый из них сказал мне то же самое, ссылаясь на Пророка, мир ему и благословение Аллаха». Этот достоверный хадис передал аль-Хаким в “ас-Сахихе”. [Ахмад 5/182, Абу Дауд (4699), Ибн Маджа (77)].
Рассматриваемые вопросы (от автора книги):
1. Разъяснение обязательности веры в Предопределение.
2. Разъяснение того, как следует верить в Предопределение.
3. Указание на бесплодность действий того, кто не уверовал в Предопределение.
4. Указание на то, что человек не почувствует вкуса веры до тех пор, пока не уверует в Предопределение.
5. Упоминание о том, что Аллах создал в первую очередь.
6. В тот час была записана мера всего сущего вплоть до наступления Часа.
7. Отречение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от того [из мусульман], кто не уверовал в Предопределение.
8. Обычай салафов устранять сомнения по поводу какого-либо вопроса путем постановки данной проблемы перед учеными.
9. Ученые отвечали им тем, что устраняло их сомнение, обосновывая свои слова ссылкой только на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
___________________________________________
Глава 61. О создающих изображения (живых существ).
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:В этой главе говорится о наказании тех, кто создает изображения своими руками. Создание изображений запрещается по двум причинам. Во-первых, это является попыткой создать нечто подобное творениям Аллаха по форме и названию. Во-вторых, изображения приводят к приобщению сотоварищей к Аллаху. Многие из многобожников приобщали в сотоварищи к Аллаху именно изображения, и поэтому верующий, подлинно убежденный в единобожии, не должен считать создание изображений дозволенным. Одним словом, изображения являются одним из средств приобщения сотоварищей к Аллаху.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Передают, что Абу Хурайра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Всевышний Аллах изрек: “Кто может быть несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я? Пусть же они создадут мельчайшую крупицу, или пусть создадут пшеничное зернышко, или пусть создадут ячменное зернышко!”» [Аль-Бухари 10/324, Муслим (2111)].
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Создавая скульптуры и изображения, люди полагают, что они создают творения, подобные творениям Аллаха, хотя в действительности никто не способен создать нечто подобное Божьим творениям. Вот почему человек, который пытается уподобляться Великому и Могучему Аллаху, является самым несправедливым из творений.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Они же передали хадис ‘Аиши о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В День воскресения самая жестокая кара ждет тех, кто пытается подражать Аллаху в Его творении». [Аль-Бухари 10/325, Муслим (2106), (92)].
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Создание изображений ради подражания Аллаху является проявлением великого неверия в двух случаях. Во-первых, если человек создает идола, заведомо зная, что ему будут поклоняться. Несомненно, такой поступок является неверием в Великого и Могучего Аллаха. Во-вторых, если человек создает изображение и полагает, что оно выглядет лучше, чем творение Самого Аллаха. Именно по этой причине скульптуры и изображения имеют отношения к данной книге, хотя упомянутый нами запрет распространяется на всех, кто подражает Аллаху, создавая рисунки или скульптуры. И даже если совершаемый ими поступок не выводит их из лона религии, они все равно совершают тяжкий грех, обрекают себя на проклятие и мучения в Адском огне.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Они же передали хадис Ибн ‘Аббаса, который рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый, кто создает изображения, будет в Огне. И каждому созданному им изображению будет дана душа, которая будет причинять ему мучения в Аду». [Ахмад 1/308, аль-Бухари 4/345, Муслим (2110)].
Они же передали другой хадис Ибн ‘Аббаса о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Того, кто при жизни создал какое-нибудь изображение, заставят вдохнуть в него дух, а он будет не в состоянии сделать это». [Аль-Бухари 10/330, Муслим (2110), (100)].
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Из упоминания о душе следует, что речь идет об изображении творений, обладающих душой, т.е. животных и людей. Именно эти изображения запрещены шариатом. Художникам и скульпторам будет приказано вдохнуть душу в созданные ими запрещенные изображения, однако они не смогут сделать этого, потому что души находятся только во власти Великого и Могучего Аллаха.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Муслим передал хадис Абу аль-Хайаджа о том, что Али сказал ему: «Не отправить ли мне тебя с повелением, с которым в свое время меня отправил Посланник Аллаха? Увидев любое изображение, немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную могилу, сровняй ее». [Муслим (969), Абу Дауд (3218), ат-Тирмизи (1049), ан-Насаи 4/88, 89].
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:В этом хадисе содержится указание на вторую причину, по которой Ислам запрещает создавать изображения. Эта причина заключается в том, что изображения могут привести к появлению многобожия. Смысл этого хадиса становится ясен из того, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, одновременно повелел уничтожать изображения и сравнивать с землей возвышающиеся над ней могилы, а поскольку существование высоких могил может привести к появлению многобожия, существование изображений и скульптур также можно считать одной из причин возникновения многобожия.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
Рассматриваемые вопросы (от автора книги):
1 .Страшная угроза в адрес создающих изображения.
2. Указание на причину этого, то есть их неуважение по отношению к Аллаху, Который сказал: «Кто же может быть несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я?»
3. Указание на Его могущество и их беспомощность, так как Всевышний сказал: «Пусть попробуют создать хотя бы крупицу чего-нибудь, хотя бы пшеничное или ячменное зерно».
4. Провозглашение того, что такие люди понесут жесточайшее наказание.
5. Аллах создаст души в соответствии с числом сделанных изображений и оживит их всех, и они будут мучить художника (скульптора) в Аду.
6. Художнику (скульптору) будет велено вдохнуть в них душу.
7. Повеление стирать или уничтожать изображения при виде их.
___________________________________________