Глава 38. О том, кто подчиняется ученым и правителям в запрещении того, что разрешено Аллахом.
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Эта и последующие главы разъясняют обязательные требования единобожия и непременные условия выполнения свидетельства о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха.
Богословы являются орудием и средством для понимания священных текстов Корана и Сунны, и поэтому повиновение им вытекает из повиновения Аллаху и Его Посланнику. Что же касается абсолютного повиновения, то таким образом можно повиноваться только Великому и Могучему Аллаху, потому что покорность является одной из форм поклонения. Повиноваться Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, тоже обязательно, однако поступать таким образом следует, потому что так повелел Аллах. Повинуясь ему, человек фактически поклоняется Великому и Могучему Аллаху. Кораническое откровение гласит: «Мы отправили посланников только для того, чтобы им повиновались с дозволения Аллаха» Ан-Ниса 4:64.
Что же касается вопросов, в которых допустимо самостоятельное суждение, которые не разрешаются однозначными текстами из Корана и Сунны, то в них необходимо повиноваться богословам, узнавая ответы на эти вопросы у тех, кто обладает знанием, поскольку Всевышний сказал: «Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» Ан-Нахль 16:43.
Кроме того, с точки зрения шариата такой поступок является крайне целесообразным.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Ибн ‘Аббас сказал: «Скоро на вас обрушатся камни с небес! Я говорю вам то, что сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, а вы говорите, что Абу Бакр и ‘Умар сказали». [Ахмад 1/337. Сагир ибн Али аш-Шамири автор книги "Даиф китаб ат-Таухид" сказал: У этого варианта хадиса нету основания, но к нам пришел через достоверную цепочку, его слова:"Я вижу, что они будут погибнуты, я говорю им сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а они говорят сказал Абу Бакр и Умар" (со слов Абуль-Фида аль-Кадуси)].
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Эти слова Ибн ‘Аббаса передал имам Ахмад с достоверной цепочкой рассказчиков. Их смысл заключается в том, что нельзя оспаривать слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, смысл которых очевиден, опираясь на высказыванию других людей, не подкрепленные доказательствами из священных текстов. Это недопустимо, даже если это будут высказывания Абу Бакра или ‘Умара, да будет Аллах доволен ими обоими. Что же тогда говорить обо всех остальных людях?!
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Меня удивляют люди, осведомленные о цепочке рассказчиков и ее достоверности, но следующие мнению Суфьяна [Речь идет о выдающемся богослове Суфьяне ас-Саури]. А ведь Всевышний Аллах сказал: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания»Ан-Нур 24:63. А знаешь ли ты, что такое искушение? Искушение – это многобожие. Очевидно, если человек станет отвергать некоторые высказывания Пророка, мир ему и благословение Аллаха, то его сердце начнет уклоняться от истины, и он погибнет».
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Искушение – это разновидность многобожия, которая может достичь степени великого многобожия. Если человек отвергает слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, то он впадает в искушение, уклоняется от истины и гибнет. Великий и Могучий Аллах сказал об иудеях: «Когда же они уклонились, Аллах совратил их сердца». [Ас-Сафф 61:5]. Они уклонились по собственной воле после того, как им стала ясна истина и были приведены доводы и доказательства. Они уклонились от истины, и в наказание за это Аллах совратил их сердца.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Передают, что Ади ибн Хатим рассказывал, что слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прочел следующий аят: «Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов». [Ат-Тауба 9:31]. Он сказал ему: «Ведь мы же не поклоняемся им!» Тогда он спросил: «Разве не запрещают они то, что разрешено Аллахом, и вы считаете это запрещенным, а если они разрешают запрещенное Аллахом, то и вы разрешаете себе это?» Он ответил: «Да, это так». Он сказал: «В этом и заключается поклонение им». Об этом рассказали Ахмад и ат-Тирмизи, причем последний назвал этот хадис хорошим. [(Ат-Тирмизи (3094), Ибн Джарир (16631), (16632), (1633), 'ад-Дурр аль-Мансур' ас-Суйути 3/230 и др. Ат-Тирмизи назвал хадис (гариб), так как до него он дошёл только через Абд ас-Салама ибн Харба и Атифа ибн Айна, не являющихся знатоками хадисов. Однако Абд аль-Кадир аль-Арнаут сказал, что Ибн Джарир ат-Табари (16634) приводит этот хадис от Хузейфы, который делает хадис Ади ибн Хатима более сильным. Ибн Касир же сказал, что этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Джарир через несколько цепочек от Ади ибн Xатима).
Ад-Даусари назвал этот хадис слабым в "ан-Нахдж" (92), аль-Абани назвал этот хадис хорошим в "ас-Сахиха" (2393) (со слов Абуль-Фида аль-Кадуси)].
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Повиновение богословам, которые объявляют запрещенное дозволенным, а дозволенное – запрещенным, бывает двух видов. К первому виду относится повиновение богословам и правителям в тех вопросах, в которых они отступают от религии, в знак уважительного и почтительного отношения к ним. Поступая таким образом, люди признают дозволенным то, что разрешают эти богословы и правители, повинуясь им и возвеличивая их, хотя им прекрасно известно, что это – запрещено. Они превращают их в своих господ, и это является проявлением великого неверия и великого многобожия. Такое повиновение считается посвящением поклонения творениям наряду с Аллахом.
Ко второму виду относится повиновение богослову или правителю, который запрещает дозволенное или разрешает запрещенное, только телом. Повинуясь им таким образом, человек осознает свой грех и признает его, однако он повинуется им из-за своей любви к ним, которая сама по себе уже является грехом, или из-за существующих между ними отношений. Такой человек считается обычным грешником.
Упомянув о монахах, шейх, да смилостивится над ним Аллах, хотел подчеркнуть, что порой люди повинуются тем, кто посвящает себя поклонению. Это относится к суфийским тарикатам и крайним приверженцам суфизма, которые чрезмерно возвеличивают своих шейхов. Они повинуются шейхам и святым, которых они считают такими, даже когда те искажают законы религии, и своими поступками они превращают этих рабов в господ наряду с Великим и Могучим Аллахом.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
Рассматриваемые вопросы (от автора книги):
1. Смысл аята 63 из суры «Свет».
2. Смысл аята 31 из суры «Покаяние».
3. Указание на смысл поклонения, которое отрицал Ади ибн Хатим.
4. Приведение Ибн Аббасом в пример Абу Бакра и Умара, а Ахмадом — Суфйана ас-Саури.
5. Изменение истинной религии до такой степени, что для большинства поклонение монахам стало праведнейшим делом, получившим название святости (аль-вилайа), а поклонение книжникам стало наукой и знанием. Затем ситуация усугубилась еще более, и объектом поклонения наряду с Аллахом стали не праведники, а невежественные люди.
___________________________________________