Глава 37. Стремление человека совершать праведное дело ради мирских благ является ширком.
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Название этой главы означает, что стремление получить за праведное деяние награду в мирской жизни является малым многобожием.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Всевышний Аллах сказал: «Тем, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они – те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния»Худ 11:15-16.
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Общий смысл этого аята конкретизируется аятом из суры “аль-Исра”. Люди, которые душой и телом стремятся обрести только блага мирской жизни, являются неверующими, и поэтому этот аят ниспослан именно о них. Тем не менее его текст распространяется на всех, кто желает обрести мирские блага благодаря праведным поступкам.
Деяния, которые раб совершает в надежде получить мирскую выгоду, не желая при этом получить за них вознаграждение в Последней жизни, делятся на две категории. К первой категории относятся деяния, совершать которые Законотворец повелел, не упоминая о земном вознаграждении, например, намаз, пост и другие подобные праведные деяния. Их нельзя совершать в надежде получить за них награду в этом мире, и если человек поступает таким образом, то он является многобожником.
Ко второй категории относятся деяния, за которые Законотворец установил вознаграждение в мирской жизни и совершать которые Он приказал, упоминая о награде, которую можно получить за них в этой жизни. К таким деяниям относятся поддержание родственных связей, доброе отношение к родителям и т.п. Если, совершая такие деяния, человек помышляет о вознаграждении в мирской жизни и не думает о награде в Последней жизни, то он подвергает себя опасности и совершает одно из проявлений многобожия, даже если поступает искренне ради одного Аллаха. Если же он надеется получить награду как в этой жизни, так и после смерти, то в этом нет ничего плохого, потому что Законотворец призвал нас совершать эти благодеяния, упомянув о мирской награде за них, именно для того, чтобы мы стремились к ней. Следует отметить, что обсуждаемый нами аят также распространяется на тех, кто совершает праведные деяния ради обретения богатства, например, изучает шариатские науки только ради карьеры, не помышляя об избавлении от невежества и не стремясь попасть в Рай и спастись от Ада. Коран предостерегает таких людей, так же как и предостерегает тех, которые совершают благодеяния ради показухи, и тех, которые совершают благодеяния, но разрушают основу своей веры проявлениями другими пагубными грехами. И даже если они называют себя верующими, их слова не являются искренними, ибо, будь они искренни, они бы поклонялись только Великому и Могучему Аллаху.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится хадис Абу Хурайры о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Несчастен раб динара, несчастен раб дирхема, несчастен раб рубахи с узорами, несчастен раб рубахи с ворсом! Он доволен, если ему даровано благо, и сердится, если не получает ничего. Да будет он несчастен и опрокинется с ног на голову! Даже будучи уколотым колючкой, да не извлечет он ее!
Туба – тому рабу, который держится за узду своего коня на пути Аллаха, с растрепанными волосами и запыленными ногами. Если он отправляется в дозор, то делает все, что полагается делать в дозоре, а если он в арьергарде, делает все, что полагается делать в арьергарде. Когда он испрашивает разрешения, то не получает его, а когда он заступается, то его заступничество не принимается». [Аль-Бухари 6/61 и 11/216 (сокращенно); Ибн Маджа].
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Под рабом динара подразумевается человек, который совершает праведные деяния ради мирской выгоды. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, назвал его “рабом динара”, из чего следует, что совершаемый им поступок является многобожием. Рабство и поклонение имеют несколько степеней. Человек может быть рабом творения, совершая малое многобожие. Он называется рабом какой-либо вещи, если именно она движет им. И хорошо известно, что раб всегда покорен своему господину и направляется туда, куда тот его направляет.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
Рассматриваемые вопросы (от автора книги):
1. Желание человека обрести мирские блага за счет содеянного им для Будущей жизни.
2. Смысл аятов 15—16 из суры «Худ».
3. Именование мусульманина выражениями «раб динара», «раб дирхема», «раб убранства».
4. Разъяснение этого тем, что «он доволен, если даровано ему благо, а если не получает ничего, то сердится».
5. Высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Да будет он несчастен и опрокинется с ног на голову!»
6. Его высказывание: «Даже будучи уколотым колючкой, да не извлечет он ей!»
7. Восхваление муджахида, обладающего указанными в этой главе качествами.
___________________________________________