Глава 30. О связывании выпадения дождя с расположением звезд.
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:В этой главе говорится о связывании дождя со звездами, поскольку арабское слово “нау” иногда используется в таком значении. Связывание выпадение дождя со звездами несовместимо с совершенным единобожием, которое обязан исповедовать человек, потому что совершенное единобожие обязывает раба связывать все блага и милости только с одним Аллахом и не связывать их с творениями, даже если они являются причиной ниспослания этих благ. Следовательно, здесь возможно два вида нарушения шариата. Во-первых, если человек считает причиной Божьих милостей то, что Великий и Могучий Аллах не сделал такой причиной. Во-вторых, если он приписывает милости Аллаха и выпадение дождя творениям.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Всевышний Аллах сказал: «Неужели вы не веруете в это повествование (или отворачиваетесь от него) и делаете ваш удел тем, что считаете ложью истину?» Аль-Уаки’а 56:81-82.
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Толкователи Корана отмечали, что люди делают неверие своим уделом, когда приписывают милости Великого и Могучего Аллаха творениям.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Передают, что Абу Малик аль-Аш’ари рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В моей общине осталось четыре пережитка времен невежества: гордость знатным происхождением, опорочивание рода, связывание выпадения дождя со звездами и оплакивание покойников». Затем он добавил: «Если плакальщица не принесет покаяния до смерти, то в День воскресения она восстанет в одеянии из черной смолы, покрытая коростой». [Муслим (943)].
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Этот хадис свидетельствует о том, что перечисленные четыре качества порицаются шариатом и были присущи людям эпохи невежества. В “ас-Сахихе” имама аль-Бухари приводится хадис Ибн ‘Аббаса о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, назвал в числе трех самых ненавистных Аллаху людей того, кто соблюдает обычаи времен невежества после обращения в Ислам. Первым из этих качеств времен невежества является гордость знатным происхождением, сопряженная с высокомерием и желанием возвыситься над другими. Вторым из перечисленных качеств является опорочивание рода. Сюда относятся нанесение оскорблений и отрицание чьего-либо происхождения без доказательств, принимаемых шариатом, и без необходимости, определяемой законом Аллаха. Третьим деянием является связывание выпадения дождя со звездами. Это также распространяется на обращение к звездам с просьбой о выпадении дождя, что является еще более великим грехом. Оплакивание покойников также относится к тяжким грехам. Шариат запрещает во время несчастий громко рыдать, рвать на себе одежду и т.п., потому что такие деяния противоречат терпению, соблюдать которое мусульманин обязан, и присущи невежественным людям.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Аль-Бухари и Муслим передали следующий хадис Зейда ибн Халида: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, руководил нашим рассветным намазом в Худейбие. В ту ночь шел сильный дождь. Завершив намаз, он повернулся к людям и сказал: “Известно ли вам, что сказал ваш Господь?” Люди ответили: “Аллаху и Его Посланнику это известно лучше”. Тогда он произнес: “Он сказал: “Среди Моих рабов выявились уверовавшие в Меня и неверующие. Кто сказал, что дождь выпал по милости и милосердию Аллаха, тот уверовал в Меня и не верит в звезды. А кто сказал, что дождь выпал благодаря такой-то звезде, тот не уверовал в Меня и уверовал в звезды”». [Аль-Бухари 2/277, 433, 434 и 7/338, Муслим (71)].
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Слова сподвижников «Аллаху и Его Посланнику это известно лучше» были допустимы при жизни благородного Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Это значит, что говорить эти слова можно было, пока он был жив, а после его смерти человек, которого спрашивают о том, что ему не известно, должен сказать: «Аллаху это известно лучше». Что касается людей, которые уверовали в Аллаха и не уверовали в звезды, то ими являются те, которые связывают все милости только с Аллахом, что само по себе свидетельствует об их вере. Если человек считает, что звезды являются всего лишь причинами, влияющими на выпадение дождя, то он совершает малое неверие. Но если он полагает, что дождь выпадает в ответ на молитвы тех, кто поклоняется звездам, или потому что звезды проявили милость к людям, то он совершает великое неверие и является безбожником.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Муслим передал похожий хадис (73) от Ибн ‘Аббаса, в котором говорится: «Некоторые из людей сказали: “Такая-то лунная фаза или звезда оказалась правдивой”. И тогда Аллах ниспослал следующие аяты: «Клянусь местами заката звезд (или ниспослания частей Корана)! Если бы вы только знали, что это – клятва великая. Воистину, это – благородный Коран, находящийся в хранимом Писании. К нему прикасаются только очищенные. Он ниспослан Господом миров. Неужели вы не веруете в это повествование (или отворачиваетесь от него) и делаете ваш удел тем, что считаете ложью истину?» Аль-Уаки’а 56:75–82.
Рассматриваемые вопросы (от автора книги):
1. Смысл аята 82 из суры «Падающее».
2. Упоминание о четырех качествах, оставшихся со времен джахилиййи.
3. Упоминание о неверии в некоторых из них.
4. Иногда неверием является то, что не выводит мусульманина из исламской общины.
5. Слова Аллаха «Среди Моих рабов выявились верящие в Меня и неверующие...» связаны с признанием благ Аллаха и отрицанием их.
6. Осознание веры в данной ситуации.
7. Осознание неверия в данной ситуации.
8. Понимание высказывания «Такая-то звезда сказала правду».
9. Постановка ученым вопроса перед обучающимися для того, чтобы привлечь их внимание. Яркий пример этому — вопрос Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Известно ли вам, что сказал ваш Господь?»
10. Суровая угроза плакалыцице.
___________________________________________