Глава 25. Разъяснение некоторых видов колдовства.
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Слово “колдовство” в языке имеет широкий смысл. Одним из его значений является обращение за помощью к дьяволам, стремление угодить им и поклонение им для того, чтобы они стали прислуживать колдуну. Это понятие включает в себя и другие значения, которые Законотворец называл колдовством, хотя они не похожи на настоящее колдовство. Они отличаются от него как по сути, так и по отношению религии к ним. Существуют различные степени колдовства, и различие между ними очень важно. И для того, чтобы люди могли делать различие между ними, имам написал эту главу.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Ахмад приводит слова Мухаммада ибн Джафара от Ауфа [ибн Абу Джамили]от Хаййана ибн аль-Ала от Катана ибн Кабисы от его отца [Кабисы ибн Махарика],который слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «'Ийафа, тарк и суеверие являются джибтом».
Ауф сказал: «'Ийафа означает предсказание по направлению полета птиц, а тарк — это черчение линий на земле». Аль-Хасан [аль-Басри] сказал, что джибт — это «отголосок Шайтана»*.
Иснад этого хадиса очень хороший. Его передали также Абу Дауд (3908), ан-Насаи и Ибн Хиббан (1426). (Ахмад 3/477 и 5/60). В иснаде хадиса Абу аль-Ала Хаййан ибн Мухаррик — малоизвестный рави, которого считал надежным только Ибн Хиббан. Вместе с тем ан-Навави назвал этот хадис хорошим в своем сборнике «Рийад ас-Салихин» [1668]).
[В этом хадисе два недостатка:
1) Хаййана ибн аль-Ала - слабый передатчик.
2) Катан ибн Кабиса не слышал хадисы от своего отца, а передатчик между ними двумя не указан поэтому хадис является мункаты' (разорванным). Шейх Аль-Альбани назвал этот хадис слабым в книге Даиф аль-Джими' и в Рияду с-Салихин (со слов Аби аль-Фида аль-Кадуси) и также назвал его слабым в Гайату ль-Марам (№301). Примечание к матн китабу ат-таухид, дару ль-Асар, первый выпуск].
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:При гадании по направлению птиц, как отметил Ауф, разгоняют птиц и по направлению их полета определяют, будет ли удачным дело, которое человек задумал начать, или же определяют будущее по поведению птиц. Это является одной из форм джибта и колдовства. Почему? Мы сказали, что джибтом называются презренные вещи, которые отвращают человека от истины. Это же является одним из значений гадания по направлению полета птиц. Оно влияет на действия человека, который либо берется за дело, либо воздерживается от него, и поэтому гадание по направлению полета птиц считается одним из видов колдовства. Суеверие имеет более широкий смысл, нежели гадание по направлению полета птиц, поскольку это понятие включает в себя любые добрые и дурные предзнаменования, связываемые с вещами или событиями. Более подробно об этом мы поговорим в следующей главе. Что же касается гадания по черточкам, то для этого на земле чертят очень много черточек, после чего предсказатель начинает быстро стирать их по одной или по две, а затем смотрит на оставшиеся черточки и делает свое предсказание. Эти предсказания также являются одним из видов колдовства. Что же касается слов аль-Хасана аль-Басри, то он назвал джибт отголоском сатаны, потому что сатана призывает людей к этому своим голосом и воплем.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Передают, что Ибн ‘Аббас рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто обучился части астрологии, тот обучился части колдовства, и чем больше одного, тем больше другого». Этот хадис привел Абу Дауд с достоверной цепочкой рассказчиков. [Ахмад 1/277, 311, Абу Дауд (3905), Ибн Маджа (3726)].
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Из этих слов следует, что изучающий звезды фактически изучает колдовство. В одной из глав речь пойдет о видах наук о звездах и том, ради чего Великий и Могучий Аллах сотворил звезды.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Ан-Насаи передал хадис Абу Хурайры о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто завязал узел, а затем поплевал на него, тот совершил колдовство, а кто совершил колдовство, тот приобщил сотоварищей к Аллаху. А кто повесил на себя что-либо, тот вверяется этому». (Передали ан-Насаи 7/112, ат-Тирмизи (2073), Ахмад 4/310, 311, аль-Хаким 4/216. В иснаде хадиса — Абдуррахман ибн Абу Лейла, у которого была слабая память, однако смысл хадиса подтверждается другими ривайами, что усиливает его). [Шейх аль-Альбини назвал этот хадис слабым в его книге Даифу ль-Джами' (№5714)].
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Под поплевыванием здесь подразумевается обращение за покровительством и помощью к дьяволам и произнесение слов, которые привлекают джиннов и заставляют их служить колдовскому узелку. Поэтому не всякое поплевывание на узелок считается колдовством. Но если человек совершает колдовство, то джинн начинает служить этому колдовству, закрепленному поплевыванием на узелки. Колдуны завязывают узелки, потому что колдовство не теряет свою силу, пока они остаются завязанными. Одним словом, колдун добивается желаемого благодаря двум вещам: узелкам и поплевыванию. И очень важно знать, что эти узелки иногда бывают крупными и хорошо различимыми, а иногда – очень маленькими.
В хадисе также говорится, что занимающийся колдовством приобщает сотоварищей к Аллаху, и это выражение имеет самый широкий смысл. В нем также говорится, что всякий, кто повесил на себя что-либо, вверяется этому. Если раб полагается на Аллаха, то ему бывает достаточно Божьего покровительства. Но если он полагается не на Аллаха, то его покровителем становится тот, на кого он положился, а ведь все существа, помимо Всевышнего Аллаха, бедны и нуждаются в Нем. Великий и Могучий Аллах один является распорядителем благ и милостей. Он сказал: «О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах – Богатый, Достохвальный»Фатыр 35:15.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Передают, что Ибн Мас’уд рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не сообщить ли мне вам, что относится к колдовству? Сплетни и распространение слухов среди людей». [Муслим (2606)].
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Арабское слово “адх” имеет несколько значений, одним из которых является “колдовство”. Сходство между колдовством и сплетнями заключается в том, что колдовство разлучает двух влюбленных или сближает двух чуждых друг другу людей, оказывая скрытое воздействие на сердца, и таким же образом поступают сплетники, когда разлучают любящих друг друга людей, передавая им различные сплетни.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Аль-Бухари и Муслим приводят хадис Ибн ‘Умара, который рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «И в красноречии есть доля колдовства».
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Это значит, что красноречие тоже может быть видом колдовства. Под красноречием здесь подразумевается умение излагать мысли ясными и красивыми словами, которые поражают и очаровывают слух и сердца. Иногда посредством этого можно представить истину ложью, а ложь – истиной. Согласно наиболее достоверному мнению богословов, этот хадис порицает, а не восхваляет красноречие. Именно поэтому шейх, да смилостивится над ним Аллах, привел его в этой главе, в которой упоминаются различные запрещенные поступки.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
Рассматриваемые вопросы (от автора книги):
1. Смысл понятий «'ийафа» и «тарк».
2. Гадание по направлению полета птиц, путем черчения линий на земле, а также суеверие являются джибтом.
3. Астрология является одной из разновидностей колдовства.
4. Завязывание узлов и плевание на них также относится к колдовству.
5. Клевета и сплетни также расцениваются как колдовство.
6. Определенного рода красноречие тоже относится к этому.
___________________________________________