Тема 2. Генезис и история журналистской профессии

Философы об информационной природе вселенной. Мифологические медиаторы-вестники: Гермес, Меркурий, Тот, архангелы, ангелы, сире­ны; пророки, оракулы. Предшественники журналистов: вестовщики, уст­ные информаторы, ораторы, проповедники. Квесторы — составители гип­совых газет Цезаря. Шпильманы — бродячие музыканты в Германии, гла­шатаи на Руси, кэдди — выкрикиватели новостей в Англии, нувеллисты во Франции. Информационные бюро в Западной Европе.

Тема 2. Генезис и история журналистской профессии - student2.ru Посольские дьяки — составители рукописных «Вестовых писем» «Курантов» для царей. Петр I — основатель и редактор газеты «Ведомост Первые профессиональные русские журналисты: официальный ред «Ведомостей» Федор Поликарпов, репортер Яков Синявич, переводчиц' Борис Волков. Положение журналистов и литераторов при дворе. Специ­фика журналистской профессии в XVIII в. Персональный журнализм. Ли­тераторы- журналисты. Моножурнализм XIX в. Массовый журнализм пос­ле отмены крепостного права. Правовое и материальное положение жур­налистов. Нравы пореформенной журналистики.

Кризис газетных кадров после революции 1917 г. Процесс комплекто­вания редакций профессиональными журналистами. Уровень образова­ния, профессиональные и социально-демографические характеристики' журналистов. Условия их труда и быта в 20—30-е годы.

Современный корпус журналистов. Состав и состояние кадров. Маст тера журналистики. Ученые и политические деятели в роли публицистов. Повышение роли тележурналистов, ведущих передач, репортеров, шоу­менов. Становление нового типа журналистов. Особенности современного журнализма. Усиление противоположных тенденций: универсализации и специализации профессии, информативности, объективности и яркой публицистичности, субъективности, соседство качественного и желтого журнализма и т.п. Новые формы зависимости журналистов. Прагматиза-ция и коммерциализация журналистского дела.

Тема 3. Специфика журнализма как профессии

Понятие профессии как рода трудовой деятельности, требующей спе­циальных знаний, умений и качеств. Типы профессий в профессиологии.

Журналистская профессия как синкретическая, включающая в себя сигнономический аспект (человек — знаковая система), социономичес-кий (человек — человек) и артономический (человек — художественный образ). Виды журналистских специализаций и профилизаций: по сред­ствам информации, по тематической и жанровой направленности, по должностным и функциональным признакам и т.п.

Журнализм в системе цивилизации и культуры. Журнализм эпохи постиндустриального информационного общества. Интернет-журнализм.

Своеобразие журналистской профессии в ряду других информацион­но-творческих, социально-ориентирующих профессий: писатель, работ­ник культуры, педагог, ученый, политик, проповедник, судья, адвокат. Множественность профессиональных ролей, универсализм профессии.

Тема 4. Журналистская профессия в обществе

Место и роль журналистской профессии в обществе, в процессе фун­кционирования информации в социуме. Особенности современных функ­ций журнализма в условиях многоукладности экономики, разнообразия политических идей и структур, конкуренции на информационном рынке.

Потребности общества и аудиторные интересы как пусковые меха­низмы различных направлений функционирования журнализма в обще­стве. Сложность и динамичность процесса функционирования журналиЗ' ма. Журналист как субъект, средство и объект информационного взаимо-

действия различных социальных субъектов. Социальные и профессиональ­ные роли журналиста. Закон Российской Федерации о роли и месте жур­налиста в обществе, его статусе.

Журналистские организации и профессиональные издания.

Тема 5. Профессиограмма журналистской профессии

Профессиограмма — как модель профессии: функции, задачи, пред­мет отражения и объект воздействия или взаимодействия, основные виды деятельности, продукт, результат труда, специфика, характер деятельно­сти, орудия и средства труда, условия деятельности, режим и ритм труда, виды профессиональных сложностей, психологические характеристики профессиональной деятельности, особенности умственных процессов (вни­мания, памяти, мышления, творческих способностей и т.п.), требования к кадровому составу, уровню квалификации, типу образования, профес­сиональным и личностным качествам специалиста в области журналис­тики.

Тип деятельности: творческая литературно-информационная с боль­шой долей редакторской и организаторской работы. Сочетание индивиду­ального творчества с коллективным характером редактирования и про­хождения в эфир.

Преобладающие виды деятельности: литературно-творческая и по­знавательная, редакторская, планирование и организация, участие в про­изводственно-технологическом процессе выпуска изданий, телерадиоп­рограмм, сетевых СМИ, рекламных материалов и т.п., работа с ретран­слируемой информацией, взаимодействие с общественными и государственными структурами, рекламная и коммерческая деятельность. Многообразие объектов отражения и источников информации.

Характеристики профессии: оперативность, динамизм, мобильность, ритмологичность, универсализм в сочетании со специализацией, мно­гофункциональность, многообразие обязанностей, высокий уровень со­циальной ответственности, массовизм, злободневность, актуальность, высокая степень новизны, разнообразных, непредсказуемых, постоян­но меняющихся ситуаций, эвристичность, парадоксальность, мозаич-ность, большие моральные, нервные и физические перегрузки, высо­кий темп работы, повышенная степень риска, стрессовости, открытость профессии.

Парадоксы профессии. Условия деятельности, режим и ритм труда: ненормированность рабочего дня, оперативность и интенсивность труда, командировки и работа в экстремальных условиях, ночные дежурства. Специфика работы в творческих коллективах. Судебные процессы и пре­следования журналистов. Трудности и сложности профессии. Опасности для жизни и здоровья. Болезни профессии.

Тема 6. Личность журналиста

Структура личности. Черты творческой личности. Модель журналиста как совокупность социально-демографических, профессионально-твор­ческих, личностно-психологических гражданских и нравственных качеств,

Тема 2. Генезис и история журналистской профессии - student2.ru

Тема 2. Генезис и история журналистской профессии - student2.ru необходимых для высококвалифицированного выполнения профессиоъ ных обязанностей.

Социально-демографические признаки: уровень и тип образован* опыт работы, пол, возраст.

Требования к психологическим качествам. Тип личности. Темперамент, Особенности характера. Свойства мышления, памяти, внимания, вооб­ражения. Тип способностей. Креативность личности журналиста.

Социально-гражданские и морально-этические качества, высокая стеа
пень социальной ответственности, умение отстаивать истину, способности
работать в условиях плюрализма, толерантность. j

Требования к профессиональным качествам: отчетливо выраженнаЦ
творческая мотивация и творческие способности, умение писать лакбй.
нично, ярко, доступно, компетентность, широта кругозора, способности
к саморазвитию, оперативность, объективность, коммуникабельности5, ;
эмпатия, находчивость, быстрота реакции, наблюдательность, любоэнгЫи
тельность работоспособность, выносливость, инициативность, стрессд^'^
устойчивость, помехоустойчивость, мужество, мобильность, адаптивность, !t
умение ориентироваться в обстановке, способность работать в любых уо*-»
ловиях при физических и нервных перегрузках. °4 \

Модификация общей модели для различных специализаций (репор^ ■
тер, аналитик, публицист, ведущий ТВ-передач и т.п.). ]

Социологические исследования журналистской профессии и личнос­
ти журналиста. :l

Соотнесенность личности студента с моделью журналиста и выбран^ ной специализацией. Роль самовоспитания в развитии личности. Самсь познание. Адекватная самооценка особенностей личности, интеллекту? * альных и творческих способностей к журналистике. Тестирование и само- » тестирование. Программа самовоспитания.

Тема 7. Журналистское образование ' '

История журналистского образования. Первые школы журналистики в Европе, США. Японии, Китае. Ремесленническая и теоретическая сие* темы подготовки.

Первые курсы для журналистов в России (1904). Курсы газетных тех» ников при РОСТА (1919). Создание институтов журналистики (1921). Друт гие формы обучения в 20-е годы.

Система подготовки журналистов в 30-е годы. Постановление «О кад* pax газетных работников» (1930) о задачах и системе дифференцирован* ной подготовки журналистов разных профилей в институтах журналиста* ки, техникумах и школах газетного ученичества (газетучах). Специальные редакторские отделения в Институте языка и литературы, Комакадемии» Высшей школе профдвижения. Курсовое обучение журналистов в годы войны.

Создание университетской системы подготовки журналистов после войны. Необходимость фундаментальной подготовки в сочетании с про* , фессионально-творческой. Современная система подготовки кадров ,

222 ■ fti

журналистов в стране и за рубежом. Государф!Ьенные и коммерческие формы подготовки журналистов.

Основные направления и проблемы обучения журналистов. Много­уровневая подготовка: бакалавр, специалист, магистр. Государственные образовательные стандарты, учебные планы и программы подготовки журналистов.

Тема 8. Культура умственного труда студентов

Сложность адаптации студентов к учебной деятельности в вузе. По­требность в освоении культуры умственного труда в процессе обучения. Научная организация труда как основа рационального обучения.

Особенности применения НОТ в учебной деятельности. Основные задачи учебной деятельности студентов как формирование личности че­рез качественное освоение системы знаний и умений, необходимых для будущей работы, способность пользоваться приобретенными знаниями в связи с учебными и профессиональными задачами.

Правила рациональной организации умственной деятельности: целе-полагание, планирование, использование установки на интерес и полез­ность труда, создание нормальных условий для работы, использование полезных стереотипов в труде, соблюдение этапов работы, перемена ви­дов деятельности, чередование труда и отдыха, активизация умственных процессов.

Определение особенностей умственных процессов. Развитие внима­ния и наблюдательности, мышления и воображения.

Основные правила развития памяти. Мнемотехника. Развитие твор­ческих способностей.

Саморегуляция, аутогенная тренировка и другие способы активиза­ции умственных процессов, повышения работоспособности человека и его творческих потенций. Рациональное использование методик психо­тренинга. Стресс и дистресс.

Тема 9. Формы учебной работы

Виды и формы учебной деятельности. Роль самостоятельной работы в процессе обучения.

Специфика учебной лекции и ее роль в учебном процессе. Правила эффективного восприятия лекционного материала. Техника записи лек­ций.

Подготовка к семинарам. Источники информации. Работа с понятия­ми. Работа на семинарах. Искусство публичного выступления. Требования к выступлению в учебной аудитории. Культура ведения дискуссий.

Лабораторно-практические занятия, тренинги, творческие мастерс­кие. Условия для журналистского творчества. Цели, сроки, длительность особенности прохождения производственной практики в редакциях. Фор­мы отчетности. Учебная газета, телерадиопередача.

Виды письменных учебных работ: контрольная работа, доклад, рефе­рат, курсовое, дипломное сочинение и т.п. Общие правила исследова­тельского труда, этапы исследовательской работы. Источники для пись-

Тема 2. Генезис и история журналистской профессии - student2.ru менных работ. Интернет и компьютерные банки данных в учебной ра студента. Изучение литературы, сбор эмпирического материала. План рац боты и процесс написания. Структура письменной работы и правила ее, оформления. Библиография. Специфика теоретической и творческой дип-ломной работы.

Работа с литературой, культура чтения. Динамическое чтение, ско­рочтение. Правила конспектирования, типы и виды конспектов. Журна­листское и учебное досье.

Формы контроля за усвоением знаний. Специфика подготовки к заче­там и экзаменам. Самоконтроль. Экзамен как квалификационный акт, дающий мандат на право заниматься профессией журналиста.

Приложение 2

Примерные вопросы к зачету по курсу

1. История журналистской профессии.

2. Профессиология и понятие журналистской профессии.

3. Журнализм в системе цивилизации и культуры.

4. Специализации в журналистике.

5. Место и роль журналистской профессии в обществе.

6. Журналистская профессия в ряду других профессий.

7. Мотивы выбора профессии и профессиональные ориентации.

8. Условия работы журналиста.

9. Журналист в системе социальных взаимодействий.

10. Сложности и трудности профессии.

11. Профессиограмма журналистской профессии.

12. Парадоксы профессии.

13. Основные типы журналистской профессии.

14. Модель личности журналиста.

15. Социально-демографические характеристики журналистов.

16. Психологические особенности личности журналиста.

17. Профессиональные качества журналиста.

18. Социально-гражданские качества журналиста.

19. Морально-этические качества журналиста.

20. Репортерская профессия: профессиональная модель.

21. Журналист-аналитик: профессиональная модель.

22. Модель личности публициста.

23. Профессиональные качества ведущего ТВ-передач.

24. Международные исследования журналистов.

25. История и система журналистского образования.

26. Журналистская профессия в информационном обществе.

27. Культура умственной деятельности студента.

28. Саморазвитие творческой личности.

29. Формы учебной работы.

30. Работа с литературой и правила конспектирования.



 
  Тема 2. Генезис и история журналистской профессии - student2.ru

Тема 2. Генезис и история журналистской профессии - student2.ru

15-927



Приложение,

Примерные темы рефератов

(по II части курса)

1. Журналистское образование в 20-е годы XX в.

2. Специфика журналистского образования в 30-е годы XX в.

3. Университетская система подготовки кадров.

4. Правила рациональной организации умственного труда.

5. Проблемы специфики умственного труда в литературе 20—30-е годы

XX в. (А. Залкинд, Ф. Кунце, Л. Брагинский и др.).

6. Нотовские идеи в России в 20-е годы XX в. (А. К. Гастев, П. К. Керженцев

и др.).

7. Условия для творческой работы.

8. Биоритмология и планирование работы.

9. Этапы умственной деятельности.

10. Влияние интереса, творческой доминанты на продуктивность умствен­
ной деятельности.

11. А.Борбели о тайнах сна.

12. Роль аутотренинга для умственной деятельности и снятия усталости.

13. Вредные привычки, замедляющие умственные процессы: курение, ал­
коголь, наркомания.

14. «В здоровом теле здоровый дух».

15. Внимание и способы его тренировки.

16. Наблюдательность и ее тренировка.

17. Типы памяти. Рациональное запоминание.

18. Восприятие и понимание. Работа с понятиями и определениями.

19. Интернет в учебной работе.

20. Проблемы самовоспитания.

21. Развитие творческой личности.

22. Гений и талант. Характеристики творческой личности.

23. Проблемы креатизмау А. Маслоу.

24. Методики психотренинга (Э. Берн, А. Ассоджиоли, Дж. Рейнуотер и др.).

25. Иметь или быть? Что ответим Э. Фромму?

26. Проблемы самопознания и творчества (Н. Бердяев, И. Ильин).

27. Кто прав: А. Карнеги или Э. Шостром?

28. Психологические типы К. Юнга.

29. Восточные методики психорегуляции: плюсы и минусы.

30. Роль воображения, интуиции в умственной деятельности.

31. Цвет и творческая деятельность.

32. Язык жестов (Г. Калеро, А. Ниренберг, А. Пиз).

33. Тренировка мышления по Н. Хиллу.

34. Культура чтения.

35. Динамическое чтение.

36. Методики скорочтения.

37. Типы и виды конспектирования.

38. Скоростное конспектирование.

39. Рациональные приемы работы с книгой.

40. Учебное и журналистское досье.

41. Методики рациональной работы известных журналистов (любые име­
на).

42. Библиографический аппарат письменных работ.

43. Культура полемики.

44. Правила исследовательской работы.

45. Культура публичной речи.

46. Научная дискуссия. Конференция в Интернете.

47. «Сила ума» в концепции Д. Скотт.

48. Г. Селье о стрессе и дистрессе.

Рефераты пишутся на основе литературы, которую следует назвать в конце реферата. Все цитаты, сноски, списки книг, статей, сайтов Интер­нета должны быть оформлены правильно.

Реферат должен быть не менее 6 компьютерных страниц 12-м кеглем

через полтора интервала.

Можно предложить свои темы по курсу, но следует согласовать их с

преподавателем.

Приложение 4"

Наши рекомендации