Активизация умственных процессов
Для журналистской профессии и для процесса ее познав стенах вуза крайне важно развивать внимание и наблюдательнс память, мышление и воображение, углублять процессы воспрй тия и понимания, короче говоря, активизировать умственные: цессы. Но, прежде всего, нужно объективно оценить свои логические особенности: памяти (слуховая, зрительная, мот
ная, логическая, образная, смешанная и т.п.), внимания (тип, объем, устойчивость, переключаемость, распределяемость и т.п.), мышления (широта, глубина, быстрота, логичность, образность, способность к анализу, синтезу и т.п.), воображения (способность £ ассоциативному мышлению, интуитивность и т.п.).
На основе полученных данных и нужно развивать те способности, которые вам особенно пригодятся в учебе и в будущей профессии. Помогут в этом многочисленные психологические практикумы и книги, которых много в книжных магазинах, часть помешена в нашем списке литературы. Здесь подробнее остановимся на развитии памяти, внимания и наблюдательности.
Развитие памяти
Память, как известно, играет огромную роль в учебной деятельности. Ее можно развивать, это один из наиболее легко тренируемых умственных процессов.
Памятьв словарях определяется как отражение прошлого опыта, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении того, что раньше воспринимали, переживали или
делали.
Без памяти человек перестает существовать как личность. Вспомните рассказ Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» о манкурте, человеке без памяти. Это не человек даже — это просто неодушевленная оболочка человека.
Процессы запоминания являются важнейшими в жизни человека, потому что позволяют ему ориентироваться в мире, работать, творить, создавать новое, общаться с другими людьми, наслаждаться процессом познания.
Резервы памяти у человека огромны. Ученые утверждают, что из 15-17 млрд нервных клеток большинство людей использует
лишь 4%.
Более или менее эффективно резервы памяти может использовать лишь 1% населения земного шара. История знает примеры поистине феноменальной памяти, как правило, у знаменитых людей. Прекрасной памятью обладали Ломоносов, Пушкин, Чехов, Короленко, Горький, Вернадский, Павлов, Кони, Моцарт, Вольтер, Маркс, Ленин и др.
Александр Македонский знал по именам всех своих солдат, количество которых исчислялось десятками тысяч. Римский философ, живший в начале новой эры, Луций Анней Сенека мог повторить до 2 тыс. слов, не связанных по смыслу. Царь Понта Мит-Ридат знал языки всех 22 народов, населявших его владения.
Хранитель ватиканской библиотеки Джузеппе Меццофаь совершенстве овладел 57 языками, а немецкий профессор Ге терман знал 132 языка. Недавно по телевидению показали наше современника Вилли Мельникова, который знает 97 языков,?! том числе древние, очень редкие, может думать на этих языках; даже писать стихи.
И прошлая наша история хранит примеры удивительной мяти. Об этом пишут в своей книге «Как воспитать волю и хар тер» Л. И. Рувинский и С. М. Хохлов. Народная сказительниц И. А. Федосова (1831—1899) даже в преклонном возрасте по па* ти могла рассказать до 30 тыс. стихов. К. И. Чуковский вспоминав что, когда известного историка Е. В. Тарле спросили о пугачевскс восстании, он «воспроизвел наизусть письма и указы Екатерины 1| отрывки из мемуаров Державина, какие-то неизвестные ар^ данные о Михельсоне, Хлопуше, о яицких казаках», мог привес на память любые исторические документы.
Гениальный шахматист Алехин вслепую играл на 40 доска! одновременно, прекрасно ориентируясь в расположении фиг Известно, что академик Иоффе пользовался логарифмической таС лицей по памяти.
Моцарт в 14 лет услышал мессу в римском соборе Петра и ме воспроизвести ее наизусть. Бетховен и Рахманинов тоже обла уникальной музыкальной памятью. Прекрасная художественна память была у художника Ге.
Об удивительных свойствах памяти московского репортер! С. В. Шерешевского рассказал профессор А. Р. Лурия в книге «Ма ленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста». Ученый всп<Й минает, что в 1926 г. Шерешевского прислал в психологичес* лабораторию редактор одной из московских газет. Поводом послу* жил случай, который произошел накануне. «Редактор дал ряд слож-| ных поручений и был возмущен, что Шерешевский ничего не писывает. Это, в свою очередь, вызвало недоумение репорте! зачем переводить бумагу — он без запинки повторил слово в слов(^| все длинные указания».
У Шерешевского практически отсутствовали границы памяти,] Он запоминал на долгие годы таблицы из длинного ряда ^ комбинации слов незнакомого ему языка, произвольный набора слогов. Шерешевский хотя и обладал от природы уникальной па-j мятью, но широко пользовался приемами техники запоминания,.j или мнемотехники.
Для развития памяти нужно активно заниматься ее трениров-^ кой.
Известный психолог В. Леви («Охота за мыслью») приводит некоторые данные о том, как меняется продуктивность памяти в зависимости от некоторых условий. Лучше материал запоминается перед едой, чем после, когда кровь от мозга перетекает к органам пйщеварения и тормозятся все умственные процессы. Память лучше утром, чем вечером. Женщины, как правило, запоминают лучше, чем мужчины, возможно, в связи с тем, что у них лучше развито правополушарное, образное мышление, а известно, что образное запоминание продуктивнее логического. Очевидно, по этой же причине у сельских жителей память лучше, чем у горожан. Хотя история знает примеры, когда хорошая память сохранялась до глубокой старости, все-таки у большинства людей в молодости память лучше. Она «набирает обороты» до 25 лет, далее примерно до 45 лет остается на одном уровне, затем ухудшается. Студенты именно в том возрасте, когда весьма продуктивно могут и должны работать над улучшением своей памяти.
Исследованиями психологов выявлено, что в первую половину учебной недели идет нарастание показателей памяти, с четверга по субботу — снижение. Точно так же в начале семестра материал запоминается быстрее и прочнее, чем в его конце, и в первом полугодии лучше, чем во втором. Замечено, что у студентов младших курсов к концу лекций ухудшается запоминание, а у студентов старших курсов наоборот. В период устойчивой работоспособности в середине лекции продуктивность памяти у девушек выше, чем у юношей*.
Что же нужно знать, чтобы тренировать свою память? Прежде всего, определить, какого типа ваша память: зрительная, слуховая, моторная или смешанная. Различают образную память, связанную с первой сигнальной системой и образным правополушарным мышлением, и логическую, связанную со второй'сигнальной системой и левополушарным логическим типом мышления. Чистые типы памяти весьма редки, они встречаются только у 6% людей. У остальных обычно смешанный тип памяти, но с преобладанием какого-либо одного.
При желании запомнить что-то на короткое время включаются механизмы кратковременной памяти, если надолго — долговременной. Долговременная память связана с изменением структуры белка рибонуклеиновых кислот. Потенциальный объем долговременной памяти огромен — 1015. В идеале мы могли бы запомнить всю информацию, которая хранится в фондах Ленинской библиотеки.
* См.: Адаптация учащихся и молодежи к учебной деятельности. Иркутск,
1986.
1 -927
Экспериментально установлено, что обычно человек однократного прослушивания может запомнить всего 50 формации: не более 8 цифр, 7 букв русского алфавита или 6 i не связанных друг с другом по смыслу.
У большинства студентов факультетов журналистики, по, ным экспериментов, память смешанного типа, что соотве особенностям профессии, хотя зрительная память развита ше, чем слуховая, а эмоциональная преобладает над логичес Они лучше запоминают лица, чем внешние приметы обстанс детали действия. Будущему журналисту, естественно, очень i хорошая память, тем более что в некоторых случаях не уд пользоваться ни блокнотом, ни магнитофоном, и тогда Bbipj только память.
Следуя принятому в учебном пособии принципу, перечне некоторые правила и приемы для тренировки памяти.
Правило первое: четко формулируйте цели, дайте yen на срок, точность и глубину запоминания.
Очень важно дать команду своему мозгу о том, как долго, жна храниться в памяти заучиваемая информация, как точна желательно сохранить. Нужна ли она на полчаса (телефон не комого человека, которому нужно срочно позвонить), на или менее длительный срок (фактические данные по какому-будь курсу — до очередного зачета), или на всю жизнь (фундам! тальная, базовая методологическая информация, система например, по теории журналистики). Что-то нужно запомт общих чертах, что-то точно (даты, цифры социологических ис дований). Все это нужно на уровне команды продиктовать се мозгу, чтобы он ориентировался в стратегии запоминания.
Правило второе: если хотите что-то хорошо запомнить, центрируйте внимание на предмете запоминания, включите называемое произвольное, т.е. волевое, внимание.
О концентрации внимания мы еще поговорим в соответству щем разделе. Здесь же важно усвоить главное: если вы не сосреД^ точились — информация прошла мимо, не задержалась в ваше сознании и не будет запомнена. Рассеянность, с которой вы пор сидите на лекциях или семинарах, читаете учебник или рекоме дованную вам по курсу книгу, приводит к пустой трате Оно бесполезно прожито. Оно не дает пищи ни уму, ни сердг ни, конечно, памяти.
Правило третье: попытайтесь найти в запоминаемом интер ное, важное, нужное для себя, связанное с вашими жизненнь целями, опытом.
Мы уже говорили об огромном положительном влиянии интереса на все процессы умственной деятельности. Все, что делается с йНтересом, бывает намного эффективнее, чем то, к чему человек равнодушен. Отсюда — чем шире интересы и увлеченность челове-k3j тем богаче и прочнее его память. Лучше запоминается то, что лежит в круге интересов личности.
Курсы, которые изучаются на факультетах журналистики и которые вам надлежит освоить, пополняют ваш культурный багаж (философия, культурология, литература, социология, политология, современные проблемы естествознания, языки и т.п.) и делают вас широко образованным, эрудированным человеком. Только такой человек может быть настоящим журналистом, потому что, во-первых, это позволяет ему глубоко разбираться в жизненных процессах, во-вторых, дает возможность обратиться к сокровищнице культуры для того, чтобы тексты были более доказательными и выразительными, легче воспринимались аудиторией. Вообще человек необразованный просто не имеет права работать в средствах массовой информации. Дать себе установку на изучение и запоминание материала названных курсов несложно — они действительно очень интересны и важны и для профессии, и для обыденной жизни.
Тем более важными оказываются дисциплины профессионального цикла, связанные непосредственно с журналистской профессией (основы журналистики, основы творческой деятельности, право, этика, социология и психология профессии, экономика СМИ, реклама и ПР и т.п.), дисциплины специализации. Конечно, что-то из этого множества предметов следует выделить как приоритетное, но, однако, при умелой работе и реальной тренировке памяти можно прочно освоить весь цикл гуманитарных и специальных дисциплин учебного плана.
Правило четвертое: запоминайте материал осмысленно и системно, сначала старайтесь хорошо понять то, что предстоит запомнить, выделите главное.
Для этого вычлените главную идею, тезисы, аргументы, отделите факты от выводов. Логическое, осмысленное запоминание в Ш—20 раз продуктивнее механического. Попробуйте, как это делают психологи, запомнить 200 разных слов, на это уйдет около полутора часов. А 200 слов связного стихотворного текста вы можете запомнить за 10 минут.
Механическая зубрежка уносит много сил и дает небольшой эффект. Прочность памяти зависит от того, как вы сумеете включить запоминаемое в систему более общего порядка, как вам уда-
стся обнаружить связи между элементами. И тут, естественно, I шое значение имеет запас ваших знаний в данной области, вы хорошо разбираетесь в проблемах джазовой музыки, на мер, то всякая новая информация будет включена в систему ] ющихся у вас представлений и хорошо отложится в памяти.
Словари и энциклопедии — ваши основные помощники в дотчетливого понимания текста. Непременно имейте словари; транных слов, которые расшифруют и уточнят непонятные и выражения. Если бы сейчас вам предложили дать точное опр ление слов, которые вам кажутся хорошо знакомыми, не 30—40% студентов точно указали бы их смысл. Проверьте по сщ рям значение хотя бы таких слов, как инфляция, мафия, круиз,. лация, мораторий, и вы сами убедитесь в этом.
Очень полезно при изучении сложного текста, например уч| ника Е. П. Прохорова «Введение в теорию журналистики», ее вить смысловой конспект, определить соотношения значений ных элементов. Такая работа позволит вам не только понять, н^§ хорошо запомнить материал курса.
«Память есть кладовая ума, но в этой кладовой много neper родок, а потому надобно скорее все укладывать, куда следует»,Ц говорил А. В. Суворов — обладатель замечательной памяти.
Чтобы навести порядок в своей памяти, постарайтесь при поминании выделить основное, главное, разделить запоминаем^ на отдельные части, фрагменты, чтобы лучше понять и запом* каждый из них. Очень полезны для этого графические конспе* планы, схемы, модели. Если вам удастся представить матер» системно, обобщенно, вам обеспечено хорошее сохранение памяти, потому что самый высокий код запоминания — это идей.
Можно свернуть содержание любого курса в емкие и корот таблицы, которые помогут осмыслить и запомнить его. Наприме| по курсу литературы можно построить матрицу, информация которой будет обобщена по каждому изучаемому писателю: гол жизни и особенности творческой судьбы, историческая обстано! ка, главные произведения, основная тематика, герои, особенное^ ти языка, стиля, литературных приемов, критика и т.п.
По истории журналистики эта матрица может иметь несколько вариантов. Например, можно изложить историю по периодам: звание периода и его хронологические рамки, историческая становка, основные издания, их программа, издатели, ведущие журналисты, аудитория, проблематика, особенности формы и т.пЦ Сам процесс работы над такой итоговой моделью курса сосл> вам незаменимую службу систематизации и высокой степени 3ai
поминания основных положений. Детали сами всплывут в процес-се экзамена или зачета.
Правило пятое: включайте в процесс запоминания различные виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, опираясь при этом на свойственный вам тип.
Чем большее количество каналов участвует в приеме информации, тем продуктивнее запоминание. Если у вас зрительная память — старайтесь больше читать сами, подчеркивайте нужные места Б книге карандашом (если, конечно, она не библиотечная), пользуйтесь иллюстрациями и наглядным материалом. Если слушаете текст, обязательно попробуйте записать его. При слуховой памяти желательно работать в тишине, читать вслух, просить прочитать нужный текст своего товарища, чаще обсуждать прочитанное вслух. Двигательный тип памяти предполагает конспектирование всякого материала, использование рисунков, схем, диаграмм и т.п. Но нужно развивать и совершенствовать и те виды памяти, которые у вас развиты слабо. Хорошо, если вы прослушаете материал, прочитаете его глазами и запишите — включите все основные виды памяти.
Особо следует сказать о продуктивности эмоционального образного запоминания. При чтении текста или восприятии устной информации представляйте его в образной форме. Проговаривайте запоминаемое вслух с эмоциональной окраской и определенным ритмом, замедляйте или ускоряйте ритм. Очень важно получить яркое, выразительное впечатление о том, что нужно запомнить. Имейте в виду, что зрительное впечатление сильнее слухового, потому что нервы, которые идут от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем те, что идут от уха к мозгу*.
Правило шестое: повторяйте, воспроизводите запоминаемое с
Определенными перерывами.
Активное повторение сокращает время на запоминание в 7—9 раз. Если информация не закреплена, от нее через трое суток останется обычно только около 20%. Например, проводили опыт сзабыванием чисел. Через полчаса в памяти остается 60% информации, через день — 34%, а через 30 дней — 21%. За первые 8 часов забывается столько же, сколько за месяц, т.е. сначала процесс забывания идет весьма интенсивно, поэтому важно закрепить, повторить информацию непосредственно после ее восприятия.
Оптимальной считается такая динамика повторений: через 20 секунд после чтения, через 15—20 минут, через 8-9 часов, через
* См.: Карнеги Д. Как улучшить память (любое издание).
24 часа, через несколько дней. Хорошо за 15—20 минут до сна; вторить то, что надо запомнить, потому что во сне происход переработка информации. А. М. Вайн и В. И. Каменецкая в; «Память человека» напомнили, что педагоги Древней Греции ред сном нашептывали своим ученикам то, что трудно усвоц днем. Этим же приемом пользовались буддийские священники,; дийские факиры. Запоминание лучше происходит в фазы медле ного сна, т.е. в полудремотном состоянии. Сейчас это свойс часто используется при изучении иностранных языков, когда ночь ставят кассету с текстом, чтобы запомнить его.
Специалисты советуют построить процесс запоминания та* образом. Прочитать текст, который нужно запомнить, причем'! должен быть не очень большой и не очень маленький. Важно < четливо понять, о чем идет речь. Выделить главную идею. РазбИ текст на структурные элементы, осмыслить их в связи друг с, гом (хорошо при этом пользоваться техникой диаграммы текс изложенной в разделе «Культура чтения»). Затем попытайтесь ] произвести, т.е. повторить, текст. Если за 3 минуты вы не можй его вспомнить, снова прочитайте и попробуйте повторить. Сер дину отрывка повторяйте тщательнее, потому что она запом! ется хуже, чем начало и конец.
Опыты показали, что чередовать чтение и повторение прод тивнее, чем только снова читать. Поставили эксперимент: од группе предложили запомнить текст после четырехкратного ния, другой — после чередования двух чтений и двух повторе* Результаты объема и прочности запоминания у второй rpyni1 оказались лучше.
Ф. Лезер в книге «Тренировка памяти» предлагает свой алг ритм чтения и запоминания, который он назвал ОЧОГ.
О — ориентировка в тексте. Выделить главное, сделать выписки, черкивания, повторить главное.
Ч — чтение. Прочитать текст, выделить второстепенные детали, усЩ новить связи между главными положениями и второстепенными.
О — обзор. Быстро просмотреть текст, проверить его связност поставить вопросы к главным мыслям.
Г — главное. Пересказать текст вслух, вспоминая основные мыс ответить на вопросы. Число повторных чтений должно быть больше, пересказов меньше.
Ученый советует заучивать целыми отрывками, чтобы не теря лись связи между частями, но в то же время объем запоминаю не должен быть слишком велик.
Порядок запоминания такой:
Запомнить АБ.
Повторить АБ, запомнить БВ.
Повторить АБ, БВ, запомнить ВГ и т.п.
Очень полезно рассказывать другим то, что хочешь запомнить. Еше древние говорили: «Кто учит, тот учится сам».
Правило седьмое: чередуйте заучивание с отдыхом или переменой вида деятельности.
Благодаря многократной циркуляции импульсов по нейронным цепям кратковременная память переходит в долговременную. Этот период закрепления, или, как говорят ученые, консолидации, длится 15—30 минут. Поэтому лучше всего после интенсивного запоминания отдохнуть, чтобы дать мозгу спокойно завершить свою работу по закреплению материала. Полезно отдыхать через каждые 40—45 минут, чтобы информация уложилась в голове. Да и внимание дольше этого времени удержать очень трудно.
Не забывайте и о перемене видов деятельности, чтобы не было так называемого ретроактивного торможения. Опытным путем установлено, что запоминание тем лучше, чем меньше последующая деятельность похожа на предыдущую. Например, после заучивания прилагательных лучше усваивалась информация по запоминанию чисел, а хуже всего, если предлагалось заучивать другой ряд прилагательных.
Ретроактивное торможение бывает меньше и в том случае, если последующая деятельности легче предыдущей. Иными словами, после работы по запоминанию трудного материала нужно отдохнуть на чем-то легком. Вряд ли логично после освоения сложного теоретического курса учить иностранный язык. Если вы будете следовать этим правилам, скоро заметите их полезность для освоения учебного материала. Но главное правило, которое наилучшим образом закрепляет информацию, — следующее.
Правило восьмое: старайтесь использовать полученную информацию в своей практической деятельности.
Чаще пользуйтесь ею, и тогда она закрепляется прочно инадолго. Если вы изучаете иностранный язык, постоянно говорите на нем, читайте книги, газеты, смотрите телепередачи и фильмы
на этом языке.
Сложные теоретические понятия об особенностях и аспектах информации старайтесь применять в своей журналистской практике. Например, понятия семантического аспекта информации прекрасно укладываются в памяти, если вы проанализируете несколько газетных или телевизионных текстов на предмет присут-
ствия в них дескриптивной (описательной), волюативной ^ ночной), прескриптивной (предписывающей) и нормативи| информации, а основные характеристики прагматического асщ та (новизна, небанальность и релевантность, т.е. соответствие ] тересам аудитории) оцените по пятибалльной системе. Еще ше, если вы проанализируете таким образом не только чужие, и свои тексты.
Правило девятое: при запоминании полезно пользоваться емами мнемотехники, системой ассоциаций, особенно при . нании имен, дат и т.п. Но о приемах мнемоники поговорим дельно.
Приемы мнемотехники
Мнемотехника, или мнемоника (от греч. тпете — памя techne — искусство, мастерство, mnemonikon — искусство запох нания) — это система различных приемов, облегчающих запол нание и увеличивающих объем памяти, основанная главным i зом на использовании закона ассоциаций.
Ассоциация (от лат. associatio — соединение) в мнемотехни* психологии означает соединение, связь, образующуюся при ог деленных условиях между двумя или более психическими обр ваниями (ощущения, восприятия, представления, идеи и т.г Актуализация одного из них влечет за собой появление (прояв ние, вспоминание) другого.
Богиней памяти и наименования в Древней Греции считал^ Мнемозина, дочь Урана и Геи, которая родила от Зевса 9 муз. Лейбодейской пещеры в Беотии было два источника: Леты — гини забвения и Мнемозины — богини памяти.
Искусство запоминания — очень древнее искусство*. В Грег искусство памяти было весьма важным, престижным, потому' позволяло блистать в качестве ораторов, выделяться знаниями! аристократическом обществе, поражать своей ученостью и де ствительно очень помогало в учебных и научных занятиях.
Есть сведения, что Пифагор (VI в. до н.э.) более двадцати учился у древнеегипетских жрецов искусству запоминания. По др гим источникам, изобретение мнемотехники как специальной тодики для развития памяти приписывается древнегреческому i эту Симониду, который преподавал мнемонику еще в V в. до н.'
* См., например: Пекелис В. Твои возможности, человек. М., 1972; Как ул шить свою память. Тольятти, 1995 и др.
Однажды, как гласит легенда, его пригласили на пир. Но неожиданно вызвали из зала по какому-то неотложному делу. В это время потолок рухнул и придавил всех, кто был за столом. Но Симонид помнил, кто где сидел, и это помогло опознать погибших.
Отдал дань мнемонике и великий Аристотель, который назвал четыре правила построения ассоциаций:
♦ по сходству;
♦ по контрасту;
♦ по соотнесенности в пространстве;
♦ по соотнесенности во времени.
Знаменитый римский оратор Цицерон пользовался методом ассоциаций по соотнесенности в пространстве. Учитель мнемотехники Метродор соотносил то, что хотел запомнить, со знаками зодиака, с созвездиями.
И в средние века искусство запоминания не умирало. Еще в XIII в. Роджер Бэкон написал сочинение об искусстве запоминания, которое сейчас хранится в Оксфорде. В 1491 г. в Венеции был даже издан учебник по мнемотехнике «Образец совершенства», написанный Питером из Равенны и переведенный на многие языки. С применением правил мнемоники была издана знаменитая «Грамматика» Ромберга в картинках. А Джулио Камилло в XVI в. построил Театр Памяти, который был расположен на семи уровнях, долженствующих символизировать семь мер мирового устройства. Они разделялись семью проходами с воротами, на которых были изображены различные образы.
В Европе в XIX в. мнемотехнику преподавали в учебных заведениях. Широко она была распространена и в России, а в Санкт-Петербурге был даже открыт специальный мнемотехнический институт. Однако после революции мнемонику объявили реакционной, и только в последние десятилетия интерес к искусству запоминания возник снова.
Сейчас много литературы на эту тему, и вы можете найти ее
на книжных прилавках.
Итак, перечислим методы мнемотехники (см. подробнее в книге «Как улучшить свою память», о которой уже шла речь).
1. Метод связующих звеньевприменяется при запоминании не связанных между собой слов, понятий.
Составляя такие ассоциации, важно знать, что лучше запоминаются те, которые построены с применением следующих правил:
♦ можно искажать пропорции, делать их необычными, очень
большими;
♦ активизировать их действия, представлять в движении;
♦ изменять функции предметов (например, зонт можно упс
ребить в качестве тарелки);
♦ множить предметы;
♦ озвучивать неодушевленные предметы и т.п.
эфр |
Если, например, вам нужно запомнить ряд слов: компьюте звезда, мыло, снег, фигура, зонт, вы можете просто составить paccj с этими словами, и они запомнятся. Можно запоминать их в порядке, в каком они следуют, представив их в ярком, красоч ном, необычном виде, в функциях, ролях, им несвойственш Например, летящий во вселенной рядом с оранжевой звездой ромный смеющийся компьютер; мыло в виде вселенского дворщ ка, подметающего Млечный Путь; снег, из которого сварена кс мическая каша для участников этого путешествия, и фигуру ос цианта, приносящего им снежную кашу в белом зонте*.
2. Структурирование, переструктурирование, поиск закономс ностей.
Этот способ предполагает нахождение какой-то закономернс сти в расположении, содержании, форме запоминаемого. Структурировать можно по нескольким основаниям:
♦ в алфавитном порядке;
♦ по родовым, видовым признакам (например, люди, живс
ные, предметы и т.п.);
♦ по упорядоченной шкале, величине, интенсивности призна
ка и т.п.;
♦ образованием фраз из начальных букв слов;
♦ ритмизацией;
♦ рифмованием.
Например, телефон 987-65-43 легко запомнить, потому что _.г,. убывающий натуральный ряд чисел. Как и год французской револю-1 ции 1789, где цифры идут по возрастающей. Годы жизни М. Ю. Лер-/ монтова сами врезываются в память, потому что последние Д1 цифры меняются местами: 1814—1841.
Можно составить фразу из количества букв, которые входят вназвания цифр. Например, для запоминания года издания первой книги в России Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в 1564 г."1, можно составить фразу: И (1 буква) КНИГА (5 букв); ПЕРВАЯ| (6 букв); БЫЛА (4 буквы), добавив название этой книги — «Апо-
* См. подробнее об этом методе в кн.: Гарибян С. Школа памяти. М., 1992.
стол». Таким образом, на всю жизнь запомните эту дату, важную для истории книгопечатания и журналистики, «Икнига первая была
"Апостол "».
Еще в дореволюционной гимназии придумали фразу для запоминания по числу букв в названиях цифр числа ПИ, правда, в виде фразы в старом правописании: «Кто и шутя и скоро пожелаешь пи узнать, число ужъ знаетъ»: 3,1415926536.
Со школьных лет мы знаем, что запомнить цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) нам помогала фраза из начальных букв этих цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Можно расположить запоминаемые слова в алфавитном порядке или образовать из первых букв какое-то слово. При помощи этого способа (с применением образного мышления) легко припомнить имена всех девяти греческих муз (от греч. musa — мыслящая), дочерей Мнемозины.
Каллиопа — муза эпической поэзии, изображалась с грифелем
и свитком.
Клио — муза истории, изображалась со свитком и палочкой
для письма.
Мельпомена — муза трагедии, изображалась с трагической маской в руке и венком из плюща.
Талия — муза комедии, изображалась с комической маской в
руке.
Терпсихора — муза танца, изображалась с лирой и плектром,
специальной пластинкой для игры на лире.
Полигимния — муза серьезной гимнической поэзии (гимн — himnos в Древней Греции означал торжественную хвалебную песнь в честь богов и героев), изображалась со свитком в руках.
Урания — муза астрономии, изображалась с глобусом и циркулем.
Эвтерпа (Евтерпа) — муза лирической песни, музыки, изображалась с флейтой в руках.
Эрато — муза лирической, любовной поэзии, изображалась с
лирой в руках.
Структурируем имена муз по начальным буквам и количеству одинаковых начальных букв. Образуем из них два имени — мужское ПУМ (Полигимния, Урания и Мельпомена, начальные буквы которых встречаются по одному разу) и КЭТ (остальные музы, начальные буквы которых встречаются по два раза: Каллиопа, Клио, Эвтерпа, Эрато, Талия, Терпсихора). И запоминаем выразитель-
ную картинку: по саду гуляют две прелестные дамы по имени и кавалер ПУМ, который их сопровождает.
Но лучше всего запоминаются имена муз, если вы по ме связующих звеньев сочините стихотворение, в котором все действуют в соответствии со своими основными функциями, хотворение не обязательно должно быть шедевром поэзии, в, ном случае оно играет подсобную роль для создания прочных i социаций в памяти.
3. Метод ключевых слов или цифро-буквенных кодов.Он пр
полагает, что для запоминания одних слов или цифр необхол их связать с другими буквами, цифрами или словами, котор| являются постоянными, ключевыми и которые нужно знать зусть.
Психологи предлагают мнемоническую таблицу соотнеси цифр и букв*.
1 — Л (единица похожа на букву)
2 — ЖН (ЖеНы)
3 — Ш, Щ (в этих буквах по 3 столбика)
4 _ ЧР (ЧетыРе)
5 — ПБ (Пять, Б — парная)
6 — ВФ (В — похоже, Ф — парная)
7 — СМ (СеМь)
8 — ГКХ (X — похоже, ГК — парные)
9 - ДТ (ДевяТь)
10 — оставшиеся ЦЗ
Теперь, если вы хотите запомнить при помощи этих букв кую-то дату, например 1703-й — год создания первой русско! газеты петровских «Ведомостей», вы можете составить фразу букв, соответствующих этим цифрам: «Любил создавать царь ш девры».
В книге «Как улучшить память» предлагается другой цифр буквенный код. Несколько цифр обозначаются при помощи пс ледних согласных в словах, обозначающих эти цифры:
0 — Л (ноЛь)
1 _ Н (одиН)
2 - В (дВа)
3 — Р (тРи)
8 — 8 (восеМь)
Остальные буквы будут соответствовать согласным, с которь начинаются слова, обозначающие эти цифры:
* См.: Лекелис В. Твои способности, человек. М., 1972.
4 — Ч (Четыре)
5 — П (Пять)
6 — Ш (Шесть)
7 — С (Семь)
9 — Д (Девять)
Предлагается мнемоническая фраза для запоминания этого кода: ЛеНиВый РифМаЧ, ПиШи СиДя (важно запомнить ряд согласных букв, кроме ф, которую нужно опустить).
Теперь, если вам нужно запомнить номер телефона 439-26-20, вы составляете фразу из трех слов, с буквами, которые заменяют вам цифры, например: «Че РНь ВыШе ВоЛи» или «ЧеРеН ВаШ
ВоЛ».
Этот же метод используется и при запоминании и последующем использовании списка слов, соответствующих определенным цифрам, например: 10 — Ил, 1 — Ной, 2 — Вой, 3 — Ария, 4 — Очи, 5 — Па, 6 — Уши, 7 — Ус, 8 — Яма, 9 — Ад, 10 — Нил. Эти списки могут быть большими, до 100 слов*.
4. Топологичекий метод (метод Цицерона).Он состоит в том, чтобы топологически (от греч. topos — место), т.е. пространственно, связать то, что нужно запомнить, с чем-то хорошо знакомым, например с разными уголками в своей квартире**.
Московский репортер Шерешевский, о котором уже шла речь, часто, запоминая слова, мысленно прогуливался по Москве от Пушкинской площади по улице Горького (Тверской) к центру и расставлял по пути все, что нужно было запомнить. И если редко у него и случались ошибки, то это было связано не с дефектом памяти, а с дефектом видения: например, он не заметил при мысленном припоминании белое яйцо, поскольку поставил его у белой стены.
Очень удобно расположить, например, даты по истории в топологическом пространстве таблицы, которая разделена на несколько квадратов-веков, каждый из которых в свою очередь расчерчен на десять квадратиков по горизонтали и вертикали. Каждый квадратик означает один год. Поместив таким образом различные даты по их местам (обозначив разными цветовыми символами: война — красным, начало и конец царствований — фиолетовым, восстания, революции — оранжевым, научные открытия — синим и т.п.), вы, по крайней мере, запомните, в каком веке произошло то или иное событие и в какое примерно время (в начале, середине или конце столетия).
* См.: Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979.
** См. об этом подробно в кн.: Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М.,
1993.
5. Построение искусственных ассоциаций.Тот же Шерешевс* очень умело пользовался при запоминании абсолютно бессл ленного набора слогов системой ассоциаций, когда соединял1! по созвучию или по смыслу с известными ему людьми, noj ми или предметами. Например, ему предложили запомнить аб кадабру МАВАНАСАНАВА. Он составляет следующий ассоциа ный образный ряд: «Моя квартирная хозяйка (МАВА), у кс я жил в Варшаве на Слизкой улице, высунулась в окно, выхс щее во двор, левой рукой она указывает внутрь комнаты (НАСправой делает отрицательный жест (НАВА) еврею-старьеви стоящему во дворе с мешком на правом плече, дескать, m для продажи нет. "Муви" по-польски значит "говорить". "На условно по-русски "наша", я запомнил, что заменил "ш" на ис кроме того, когда хозяйка поизнесла "наса", передо мной нул оранжевый луч, характерный для звука "с". "Нава" по-лат ски значит "нет". Различные гласные не имели значения, — знал, что между всеми согласными есть только "а"»*.
Однажды Шерешевскому прочли несколько строф по-* ски из «Божественной комедии» Данте. И каково же было удивле* психологов, когда он повторил стихи слово в слово через 15 Процесс выстраивания ассоциаций с незнакомым языком пора ет изобретательностью: «Nel — я пл<