Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
Текст – это объединенное смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц.
Текст понимается как результат целесообразной речетворческой деятельности, как письменный источник, как речевое произведение. Текст рассматривается как результат взаимодействия плана выражения и плана содержания, как система, предполагающая двух участников – автора и адресата (отправителя и получателя).
Печатная продукция, и прежде всего, разумеется, газетно-журнальная периодика, обращена к широким читательским кругам, и поэтому при разработке ее текстовой модели следует использовать понятные и общеупотребительные стилеобразующие средства, избегать искусственно усложненных вариантов сюжетопостроения и фабульного хода. Незыблемое правило журналистики – добиться такого уровня четкости и конкретности материала, который был бы в состоянии обеспечить адекватную передачу сообщения, то есть без искажения идеи, без семантических и психоэстетических деформаций, без потери даже самых незначительных оценочных нюансов. Конечно, создание журналистского текста – процесс творческий, большую роль играет авторское видение и понимание проблемы, его суждения и выводы, но безудержное стремление оригинальничать, субъективировать изложение фактов, экспериментировать с лексическим материалом будет явно не к месту. Различные текстовые модели «реализуются в соответствующих типах языка: общепринятом и индивидуальном, авторском. Первый – это язык повседневной коммуникации, средств массовой информации, публицистики; второй – язык оригинальных, только данному автору свойственных стилистических средств».
Тропы – это слова, употребляемые в переносном значении с целью создания образа. Речь, оснащённая тропами называется металогической. Употребляется в устной речи, публицистике и художественной литературе. К основным тропам относится метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, аллегория, эпитет, гипербола, мейозис, ипитота, перифраза, акситарон, аллюзия, ирония, сравнение.
Метафора – перенесение основания (названия) на основе сходства:
1. Сухие. Потеряли образность и воспринимаются как прямые обозначения предметов.
2. Образные. Общепоэтические, выполняющие характеризующую функцию.
3. Авторские. Это слова, которые употребляются в непривычном значении.
Метонимия – перенос названия на основе смежности. Сухая – нет образности.
Синекдоха – название части целого или наоборот. Сухая и образная.
Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками свойств человека. Неразвёрнутое – в рамках одного предложения есть это олицетворение.
Развёрнутое – основа всего сообщения (стихотворения).
Аллегория – иносказание – выражение отвлечённых понятий.
Эпитет – красочное поределение в переносном значении:
1. усилительный – указ на признак содержания в определённом слове
2. уточнительный – указ на отличительный признак
3. конкретный – уках на признак конкретный, но отличается от поределения слова (живой труп)
Гипербола – преувеличение размеров и явлений.
Мейозис – уменьшение, образное выражение.
Литота – преуменьшение (простота) заключающаяся в отрицании признака несвойственного предмету (ослабление утверждения).
Перифраза – описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова.
Оксюморон (от греч. – «остроумно-глупая») – это стилистическая фигура, которая сочетает в себе контрастные по значению слова, создающие новые понятия или представления. Примеры оксюморона встречаются в стихах многих русских поэтов.
Аллюзия – это ссылка на мифологический, литературный или исторический факт.
Ирония (от греч. – «притворство, насмешка») – в стилистике это тонкая насмешка, прикрытая внешней учтивостью. Этот стилистический приём называется также антифразис.
На иронии целиком построено стихотворение Некрасова, которое называется «Калистрат», полное горькой усмешки.
Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении предметов или понятий, обладающее общим признаком. Часто используются другие тропы. при сравнении не обязательно использование союза «как».
Стилистические фигуры (от лат. – «очертания, образ») – это особые стилистические обороты, выходящих за рамки практически необходимых норм. Они применяются писателями и поэтами в целях определённой художественной выразительности. К фигурам относятся инверсия, антитеза, оксюморон, умолчание, эллипсис, силлепсис, солецизм, анаколуф, хиазм, эпифора, анафора и другие.
1.Фигуры, которые построены на основе повтора. Это самые древние фигуры.
Анафора или единоначалие – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Они могут быть звуковые и лексические.
Эпифора – повтор слов или отрывков в конце высказывания.
В стихе может совмещаться и анафора и эпифора.
Анадиплосис – это повторение при котором конец одной синтаксической конструкции удваивается за счёт повтора её в начале следующей конструкции.
Параллелизм – это повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности.
Гродация – усиление слов, их значения благодаря эффекту наростания.
Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме.
Наложение – соединение заведомо несоединяемого, зевгма.
2. фигуры, построенные на изменении частей внутри синтаксических конструкций.
Инверсия – основана на изменении расположения частей внутри синтаксических конструкций. Цель – усиление выразительности и экспрессивности речи.
Парентеза (вставка) – фигура, заключающаяся в том, что предложение грамматически разрывается, так как в предложение включено дополнительное сообщение.
3. Эти фигуры связаны с изменением объёма высказывания.
Эллипсис – пропуск несущественных слов для усиления роли оставшихся.
Умолчание – заключается в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляет читателю самому додумать высказывание.
Утверждение – они характеризуются, что говорящий подчёркивает, что адресату сообщение хорошо известно.
4. Риторические – усиливают выразительность речи.
1) риторический вопрос – это вопрос ставится с целью усиления утверждения
2) риторическое обращение – состоит в подчёркнутом обращении к кому-нибудь или где-нибудь с целью усиления выразительности.
3) риторическое восклицание – эмоционально окрашенное предложение, в котором.