Официальная правительственная пресса
Главным органом царской администрации был «Правительственный вестник».В нем публиковались правительственные распоряжения, отчеты о заседаниях Государственного совета и Совета министров, внутренние известия, административные известия, телеграммыиз-заграницы, сведения о деятельности земских, городских благотворительных учреждений и ученых обществ, списки избирателей, таблицы тиражей, биржевой указатель, метеосводки и т. п. Газета выходила большим форматом (А1), объемом 6 страниц. Редакторами газеты в рассматриваемый период были поэт и философ К. Случевский(1901–1902гг.) и П. Кулаковский(1902–1905гг.).
Постоянной рубрикой третьей полосы официального «Вестника» была «Сведения о распоряжениях по делам печати». Здесь публиковались сообщения о новых изданиях, кому дано было разрешение, какие «прибавления» будут выходить к тому или иному журналу или газете, кто утвержден новым редактором или издателем, а также сведения о периодичности, объеме, характере издания. Не публиковались только данные о взысканиях и приостановке изданий.
Наряду с главным официальным органом России правительство издавало ряд других изданий: «Сенатские ведомости»– орган правительствующего сената,«Церковные ведомости»– орган святейшего Синода,«Вестник финансов, промышленности и торговли»и«Торгово-промышленную газету»– органы Министерс-
тва финансов, «Русский инвалид»– орган военного министерства,«Journal de St-Petersburg»– орган Министерства иностранных дел,«Журнал Министерства народного просвещения», «Журнал Министерства путей сообщения»и др. Большинство из них носи-
ло узковедомственный характер. Однако «Русский инвалид», имевший богатую историю и традиции, а также газеты Министерства финансов играли значительную роль соответственно в армии и среди нарождающейся российской буржуазии.
Идея официальной народности лежала в основе «Сельского вестника», выпускаемого с 1 сентября 1881 г. еженедельно в виде
прибавления к «Правительственному вестнику». «Сельский вестник» бесплатно рассылался по всем волостным правлениям и некоторым лицам местной администрации (губернаторам, уездным исправникам, становым приставам). Из этого складывался его первоначальный тираж – 15 тыс. экземпляров. Остальная часть тиража (70 тыс. экз.) распространялась по подписке, по самой дешевой для того времени цене (1 руб. в год).
О задачах газеты говорилось в программном заявлении редакции: распространять среди сельских читателей «сведения о важных событиях и разнообразных явлениях жизни нашего обширного отечества, о законах и правительственных распоряжениях, благополучном и неблагополучном ходе наших хозяйственных и иных дел, о нуждах и потребностях населения и мерах к их удовлетворению».
В провинции крупным типологическим отрядом правительственной печати были «Губернские ведомости». «Ведомости» публиковали разного рода указы, правительственные распоряжения, сведения о награждении, присвоении чинов, перемещении, розыске и т. д. Этими вопросами занималась официальная часть «Ведомостей», превратившаяся по сути дела в сборники постановлений и распоряжений властей.
Неофициальная часть имела свою строго ограниченную программу: здесь «могут быть помещены относящиеся к местности сведения и материалы географические, топографические, исторические, археологические, статистические, этнографические и прочие статьи, сведения о сельском хозяйстве, об урожае, промыслах, торговле, фабриках, ярмарках, судоходствах, о рыночных и справочных ценах, состоявшихся торговых и других обществах, о выданных привилегиях на изобретение, некрология известных в губернии лиц и прочее».
При отсутствии общественно-политическихматериалов и отдела «Фельетон», заданная «Ведомостям» программа скорее предназначалась для специального журнала, нежели для газеты.
Как и светская официальная печать, синодальная пресса Православной церкви имела свои «Епархиальные ведомости».Официальная часть предназначалась для указов и распоряжений Святейшего Синода, известий высшей государственной власти, особенно по данной епархии, для распоряжений епархиального начальства, сообщений о перемещениях и вакансиях духовных лиц, а также для публикации различных епархиальных отчетов. В неофициальной части предусматривалось печатать отрывки из творений святых отцов, проповеди, статьи назидательного характера, местные исторические, краеведческие, биографические и библиографические материалы.
Информационные телеграфные агентствазанимали важ-
нейшее место в системе российской официальной журналистики.
Российское телеграфное агентство (РТА)было создано в 1894 г.,
значительно позже, чем европейские информационные «монстры»: Гавас – во Франции (1835 г.), Вольф – в Германии (1849 г.) и Рейтер – в Англии (1851 г.), составившие к тому времени вместе с австрийским Корреспонденс-бюромеждународный консорциум и захватившие монопольное право на сбор и поставку информации на мировом информационном рынке. При разделении сфер их влияния Россия отошла в зону обслуживания берлинского агентства Вольфа, поэтому РТА, как и предшествовавшие ему частные телеграфные агентства, было зависимо от Берлина. Оно не имело своих корреспондентов за границей и получало всю зарубежную информацию и распространяло свою при посредстве Бюро Вольфа.
Впоисках путей независимости от европейских телеграфных агентств правительство в июле 1904 г. учредило С.-Петербургское телеграфное агентство (СПТА). СПТА становится основным поставщиком официальной правительственной информации для российской прессы. Однако в международном информационном сообществе ему так и не удалось занять равноправное положение.
Вцелом, создание в России на рубеже веков двух мощных ин-формационно-телеграфныхагентств, полностью подконтрольных правительству царского самодержавия, сыграло колоссальную роль в расширении и динамизации информационного поля, в оперативности управления периодической печатью со стороны МВД,
вдозированной подкормке российской прессы информацией, выхолощенной чиновниками из аппарата телеграфных агентств.
Таким образом, к началу XX в. в России была создана мощная по своей структуре и количественным параметрам официальная подсистема печати, которая идеально вписывалась в сложившуюся общественно-политическуюсистему власти.
ОФИЦИОЗНАЯ* И КОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕЧАТЬ
Идеологию монархизма – самодержавности и православия – несли в себе в этот период такие издания, как «Московские ведо-
* В толковом словаре В. Даля: «официозный – полуофициальный или проправительственный под видом частного»; в четырехтомном словаре русского языка: «официозный – формально не связанный с правительством, но на деле проводящий его точку зрения». Таким образом, значение этого определения более чем за сто лет не претерпело каких-либозначительных изменений, разве что его стали применять относительно неофициальных изданий правящей партии.
мости» В. А. Грингмута, «Санкт-Петербургскиеведомости» князя Ухтомского, «Гражданин» князя Мещерского и, вкакой-томере, «Новое время» А. С. Суворина. На местах также выходили издания монархического толка, типа газет «Киевлянин», «Южный край» (г. Харьков), «Виленский вестник», которые вопреки Уставу о цензуре, в знак особого доверия, из всех провинциальных газет были освобождены от предварительной цензуры.
ВХХ в. субсидии лояльной журналистике принимают систематический характер и становятся частью правительственной политики в области печати.
Пожалуй, самым дорогим «содержанным» в журналистике того времени был князь В. П. Мещерский – издатель газеты «Гражданин».Начальник Главного управления по делам печати Е. М. Феоктистов впоследствии так его характеризовал: «Негодяй, наглец, человек без совести и убеждений, он прикидывался ревностным патриотом; хлесткие фразы о преданности церкви и престолу не сходили у него с языка, но всех порядочных людей тошнило от его разглагольствований, искренности коих никто не хотел и не мог ему верить». Издатель Мещерский четко выделял среди всех потенциальных читателей «свою» аудиторию: государственных служащих, офицеров, духовенство, земских начальников. Для них устанавливалась гибкая система подписных льгот и скидок.
В1902 г. Мещерский, отмечая 30-летиесвоей газеты, разослал всем предводителям дворянства письма о поддержке «Гражданина»
исотрудничестве в нем. Эти письма неожиданно отозвались критическими выступлениями адресатов Мещерского. Один из откликов, помещенный в «Вестнике Европы», точно выражал политическую линию газеты Мещерского: «Негодование и протест вызвала не только в передовых его (дворянства) представителях, но и в громадном его большинстве ваша проповедь узкосословных тенденций, ваша апология дореформенных порядков в виде розги и административного произвола, ваша защита не духовных интересов дворянства, как вы ошибочно полагаете, а низменных побуждений кастового эгоизма».
Издания неославянофилов.Другимоппозиционно-консерватив-ным направлением, предшествовавшимдворянско-монархическимобъединениям и их печати, являлась идеология и пресса поздних славянофилов. Пропаганда учения славянофилов была одним из главных направлений «просветительской» деятельности «Русского собрания» в1900-егоды, а также основой организации правых студенческих кружков, получивших название «академистов».
Противопоставление Европы и России относительно путей и перспектив их развития являлось коренной идеей славянофилов. У России, считали они, особый, самобытный путь историчес-
кого развития. Славянофилы идеализировали допетровскую Русь
имечтали о патриархальных отношениях между крестьянами и дворянством, царем и православной церковью. В России, утверждали они, не будет ни революций, ни капитализма, ей чужды учения социалистов и западная философия, оторванная от веры. В сельской общине они видели оплот и залог будущего России. Будущие консерва- тивно-монархическиепартии будут энергично пропагандировать славянофильскую формулу «Царю – власть, народу – мнение», их идеи соборного единения народа и ликвидации бюрократического «средостения».
Идейным преемником славянофильства стал московский лите- ратурно-политическийжурнал «Русское обозрение». Появившись в 1890 г., он стал одним из центров политического объединения людей крайне правых взглядов.
Целью журнала, по мнению московских интеллектуалов, являлась идея объединения усилий тех, кто еще не порвал духовной связи с основами русской национальной триады – «православие, самодержавие, народность», – в борьбе против безверия, политической фронды
икосмополитизма, особенно за умы молодежи. Редактором вначале был известный философ и поэт князь Д. Н. Цертелев, а затем – при-ват-доцентМосковского университета А. А. Александров, за ним – А. В. Филиппов. В 1901 и в 1903 гг. журнал переживал финансовые трудности. По ходатайству Победоносцева Николай II дважды выделял деньги из личных средств на поддержку журнала, значительную сумму внесла и вдовствующая императрица Мария Федоровна.
Идейным вдохновителем журнала был известный русский писатель, литературный критик, социолог, философ и публицист К. Н. Леонтьев. Его относят к поздним славянофилам, или неославянофилам.
Притягательность личности К. Н. Леонтьева и привлекательность его идеалистических концепций создали вокруг него некий ореол учителя, к которому тянулась консервативно настроенная молодежь, в том числе Л. А. Тихомиров, В. А. Грингмут, А. А. Александров, Ю. Н. Говоруха-Отрок,В. В. Розанов, священники Иосиф Фудель и Иоанн Соловьев, которые и составили костяк журнала «Русское обозрение».
«Московские ведомости». Главным идейным вдохновителем и прямым предшественником будущего черносотенного движения по праву считается М. Н. Катков и редактируемые им «Московские ведомости». Газета «Московские ведомости» принадлежала Московскому университету и сдавалась издателю в аренду. Для нее, как и для«Санкт-Петербургскихведомостей», были определены правительственные контрактные привилегии, которые составляли значительную постоянную, но скрытую субсидию.
После смерти Каткова правительство было озабочено тем, кому передать редактирование газеты. По этому поводу было созвано даже специальное заседание Совета министров. В конце концов, на место Каткова в «Московские ведомости» был приглашен В. А. Грингмут. И, конечно, никого в России не удивило превращение «Московских ведомостей» в один из главных черносотенных органов, ибо это был естественный переход катковского издания в новое качество.
Защите принципов монархизма служила и массовая националистическая газета «Свет». Ее издатель В. В. Комаров решил продолжить дело М. Н. Каткова налитературно-публицистическомпоприще, взяв в аренду его журнал«Русский вестник»(с 1902 г.). Журнал продолжал традиции великодержавного националистического органа. Если при Каткове в журнале печатались Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев и другие классики, то в1900-егоды в качестве беллетристов выступали титулованные деятели «Русского собрания» (граф Е. А. Солиас, князья Д. П. Голицын и Д. Н. Цертелев) и малоизвестные литераторы П. Быков, Р. Марков, Д. Толбин, А. Коринфский, И. Ясинский, К. Ярош и др. По всем внутренним вопросам журнал имел твердую позицию. Он защищал сословные права дворянства и поместное землевладение, поддерживал все мероприятия царского правительства, осуждал женское образование, враждебно освещал земскую деятельность как выражение либеральной оппозиции, резко выступал против любых либеральных поползновений и социалистической пропаганды, доказывал необходимость русификаторской политики на Дальнем Востоке, призывал народ к покорности, вере в царя и православие.
Печать дворянских политических объединений. В начале ХХ в. различные дворянские группировки начали оформляться в политические объединения. Так были созданы в 1901 г. «Русское собрание» в Петербурге и «Кружок московских дворян, верных присяге» в Москве.
«Русское собрание» на первых порах ставило перед собой сугубо культурно-просветительскиецели. В мае 1901 г. вышел номер«Летописи Русского собрания».По типу издание походило на альманах, где были собраны образцы творчества членов «Собрания». Такой же «альманашный» характер был придан«Известиям Русского собрания», начавшим выходить 20 февраля 1903 г. Предполагалось, что «Известия...» будут выходить ежемесячно только для членов «Собрания».
Дворянское «Собрание» распространяло свое влияние в регионах. В 1902 г. был открыт первый местный отдел «Русского соб-
рания» во главе с профессором истории университета А. С. Вязигиным. А в 1902–1904гг. местные отделения «Русского собрания» возникли в Харькове, Киеве, Одессе, Варшаве, Оренбурге, Казани, Перми, Вильно и других городах. Провинциальные отделения «Русского собрания» выпускали свои периодические издания. Так, в Харькове в 1902 г. начал выходить ежемесячный журнал«Мирный труд». В нем публиковались речи, доклады, сообщения, а также литературные и публицистические произведения членов отделения, многие из которых затем распечатывались отдельными оттисками в виде брошюр.
* * *
Монархическая пресса, предшествующая печатным органам крайне правых политических организаций, имела в большей или меньшей степени те проблемно-тематическиехарактеристики, которые будут присущи в полной мере изданиям дворянских, черносотенных и националистических партий и союзов. Это – идейное отстаивание самодержавной власти, сословных интересов и православия; это яростное сопротивление любой либерализации существующего государственного строя. Заметное место она отводила критике дискредитирующих самодержавный строй царских сановников, с одной стороны, илиберально-де-мократической оппозиции, с другой. Непреложной чертой прессы крайне правых политических организаций были русофилия и ярко выраженный шовинизм по отношению к другим национальностям.
По своему характеру эти издания в большей («Московские ведомости») или меньшей (славянофильские) степени относились к официозам с соответствующей степенью оппозиционности справа.
Бывшие народовольцы принимали новое название организации, так как хотели дистанцировать себя от либеральных народников с их теорией «малых дел», с одной стороны, и от социал-демократов,которые делали ставку на пролетариат, забывая о крестьянстве, с другой. Эсеры объявляли себя продолжателями традиций революционных народников70-хгодов.
На рубеже веков разрозненные группы эсеров выпускали за границей свои печатные органы.
Ежемесячный журнал «Накануне»–«социально-революцион-ное обозрение», издавался в Лондоне с января 1899 по февраль 1902 г. (вышло 37 номеров) под редакцией Е. А. Серебрякова. В нем пропагандировались общедемократические взгляды. Однако четкой политической позиции не просматривалось.
В Париже с июля 1901 г. выходило другое «социально-рево-люционное обозрение» – журнал«Вестник русской революции»под редакцией К. Тарасова (Н. Русанова). Первый номер объявлялся органом «Группы старых народовольцев», а с № 2 (февраль 1902 г.) журнал стал официальным теоретическим органом партии эсеров (последний № 4 вышел в марте 1905 г. за подписью редакционной коллегии). В «Вестнике» ближайшее участие принимали Ю. Гаденин (В. Чернов), М. Р. Гоц (М. Рафаилов), И. А. Рубанович, Л. Шишко, А. Левицкий, Е. Брешковская и др.
Значительную роль в объединении эсеров сыграла газета «Революционная Россия»(1900–1905гг.). Первые два номера печатались в Финляндии и Томске от имени «Союзасоциалистов-революцио-неров». Третий номер «Революционной России» вышел в Женеве в январе 1902 г. В нем было помещено краткое извещение: «Ввиду состоявшегося слияния Союзасоциал-революционеровс Партиейсоциал-революционеровофициальным органом объединенной партии, посвященным вопросам текущей политики, станет «Революционная Россия»… Теоретическим же органом партии, в силу состоявшегося соглашения, … – «Вестник русской революции».
Большое внимание «Революционная Россия» уделяла крестьянскому вопросу. От имени «Крестьянского Союза партии социалистов революционеров» газета призывала скорее покрыть всю Россию сетью тайных крестьянских организаций – братств, которые должны объединить «заметный процент крестьянского населения» [1902. 25 июня].
После убийства С. В. Балмашевым министра внутренних дел Сипягина В. М. Чернов опубликовал в «Революционной России» [1902. № 7] проблемную статью «Террористический элемент в нашей программе». Эсеры не считали террор «единоспасающим и всеразрешающим средством», но видели в нем одно из самых «край-
них и энергичных средств борьбы с самодержавной бюрократией». С помощью террора они надеялись сдерживать административный произвол, дезорганизовать правительство. Вместе с тем террор рассматривался ими как эффективное средство агитации и возбуждения общества, мобилизации революционных сил.
С № 11 (сентябрь 1902 г.) в «Революционной России» была открыта рубрика «По программным вопросам», в которой были опубликованы статьи В. М. Чернова и других идеологов эсеров. Собственно, редакционная коллегия газеты (В. М. Чернов, М. Р. Гоц
иЛ. Э. Шишко) и подготовила проект программы партии эсеров, который был опубликован в № 46 за 1904 г.
Третьим революционно-политическимтечением быланархизм(греч. anarchia – безначалие, безвластие) – учение отрицательно относящееся ко всякой принудительной государственной организации и полагающее в основу идеального строя общества абсолютную свободу личности в свободном союзе вольных общин.
Первые анархистские группы в России появились весной 1903 г. Все они находились под влиянием идей одного из лидеров международного анархизма П. А. Кропоткина. Единомышленники Кропоткина с августа 1903 по ноябрь 1905 г. издавали в Женеве газету «Хлеб и воля»в качестве центрального органа анархистовкоммунистов. Уже в названии отразилось одно из основных требований анархистов «…Обездоленным – хлеб, угнетенным – воля!...
Борьба за хлеб, борьба за волю!» А эпиграфом была бакунинская фраза: «Дух разрушающий есть в то же время созидающий дух!» Главной задачей газеты была пропаганда анархистских идей князя Кропоткина. Газета не имела строгой периодичности. Вышло 24 номера. Финансировалась она анархистскими группами из США
иЗападной Европы.
Издателями-редакторамибыли руководители Женевской группыанархистов-коммунистов«Хлеб и воля» Г. И. Гогелия и Л. В. Иконникова (Гогелия). Непосредственное участие в газете принимали М. Г. Церетели и Г. Г. Деканозов. С марта 1904 г. здесь сотрудничали П. А. Кропоткин, М. И. Гольдсмит, В. Н. Черкезов. В газете печатались статьи, посвященные различным вопросам стратегии и тактики анархизма; материалы о российском революционном и анархическом движении («Обзоры рабочего движения»); прокламации и воззвания первых российских анархических групп (Женевской издательской группы «Анархия», Белостокской, Одесской и Московской группанархистов-коммунистови др.). В № 14 (январь. 1905 г.) было опубликовано сообщение о1–йконференции русскиханархистов-коммунистов(декабрь. 1904. Лондон). Издание прекратилось в связи с отъездом Гогелия в Россию.
* * *
Таким образом, радикально-социалистическиедвижения к кануну первой российской революции прошли путь от пропаганды своих идей в легальной печати к формированию своих политических партий и союзов при непосредственном участии партийных изданий («Искра», «Революционная Россия», «Хлеб и воля»). Именно с помощью центральных органов были выработаны программы партий и союзов, определены стратегические цели и тактические задачи в предстоящей революционной ситуации.