Их полет длился 63 часа 25 минут без посадки

В июле 1936 г. все газеты сообщали о беспосадочном перелете летчиков В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова, преодолевших 9370 км по маршруту Москва – Земля Франца-Иосифа – мыс Челюскина – Петропавловск-Камчатский – Николаевск-на-Амуре – остров Удд, а через год и печать, и радио сообщали о новом подвиге этого же экипажа, проложившего впервые в мире воздушную трассу через Северный полюс в Америку. Вслед за ними беспосадочный полет из Москвы через Северный полюс в Америку осуществили летчики М.М. Громов, А.Б. Юмашев и С.А. Данилин. В 1938 г. женский мировой рекорд дальности беспосадочного полета установили летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова, совершившие перелет из Москвы на Дальний Восток.

Незадолго до войны одна из передовых статей «Правды» имела необычное название «2955». «Эту цифру, – говорилось в ней, – должен запомнить каждый: в СССР в нынешнем году планом предусмотрено строительство 2955 новых и расширение существующих промышленных предприятий. Советская земля покроется новыми заводами и фабриками, домнами и мартенами, шахтами и нефтяными промыслами, электрическими станциями и золотыми приисками»[9]. В статье отмечалось, что за первую пятилетку в стране было пущено 1500 промышленных предприятий, а за три года третьей пятилетки в строй вступило уже 2900 фабрик, заводов, шахт, электростанций и других предприятий. И вот в нынешнем году, особо акцентирует внимание читателей «Правда», лишь в течение одного года надлежит построить и расширить 2955 предприятий, ввести в действие новых шахт общей мощностью в 27 млн. тонн угля, 1938 нефтяных скважин, 1750 новых мощностей на электростанциях, новые домны общей мощностью 2300 тыс. тонн чугуна и стали в год. «Скоростное строительство должно, наконец, стать основным методом сооружения новых предприятий», –подчеркивалось в заключение статьи.

Нельзя не отметить других достижений, например в народном образовании: к 1937 г. в СССР была ликвидирована неграмотность. В 1931 г. «Правда» впервые стала печататься не только в Москве, но одновременно в других крупных городах страны: Харькове, Тбилиси, Баку, Свердловске, Казани, Новосибирске, Самаре, Владивостоке. В мае 1934 г. в районе Ямских улиц вошел в строй новый полиграфический комбинат «Правды». Небольшая уличка, ответвляющаяся от Ленинградского проспекта, к новому зданию, в которое переехала редакция, получила название «Улица Правды».

Стремительный прорыв в области экономики одновременно сопровождался массовой (насильственной) коллективизацией, раскулачиванием: из сел и деревень было выселено около 4 млн. человек, не менее 3 млн. унес разразившийся в 1932–1933 гг. голод. Значительно подорвало сельское хозяйство и то, что на рубеже 30–40-х годов прокатилась волна уничтожения хуторов и «кулацких банд», в результате чего число ликвидированных увеличилось еще на 816 тыс.[10]

После убийства С.М. Кирова нормой стали массовые репрессии и политические процессы. Начала складываться система лагерей особого назначения, в которых число заключенных уже в 1933 г. составило 300 тыс., а в 1940 – превысило 1,5 млн. человек[11]. Необоснованным репрессиям подверглись Г. Зиновьев, Л. Каменев, Н. Бухарин, А. Рыков, другие партийные и государственные деятели, а также многие выдающиеся ученые, представители культуры, талантливые командиры Красной Армии, в том числе М.Н. Тухачевский, Н.Э. Якир, Н.П. Уборевич. Не избежали репрессий и журналисты, в том числе самые известные из них: М. Кольцов, К. Радек, Л. Сосновский. Карла Радека не спасла даже изданная его книга «Зодчий социалистического общества», сплошь заполненная дифирамбами в адрес Сталина, и то, что в последние перед арестом годы ничего не выходило без прославления «великого зодчего социализма» из-под пера этого публициста. В 1936 г. он был арестован и вскоре погиб в тюрьме.

Трагическую судьбу К. Радека разделил и М. Кольцов. Вернувшись в мае 1937 г. из Испании, он вынужден был присоединиться к многоголосому хору клеймивших очередную «банду убийц», на сей раз во главе с Н. Бухариным и А. Рыковым. «Убийца с претензиями» – так был озаглавлен фельетон М. Кольцова, появившийся в «Правде» 7 марта 1938 г., а в декабре этого же года талантливый фельетонист, автор мужественного «Испанского дневника» был арестован и расстрелян.

В скорбном списке погибших в сталинских застенках одним из первых оказался Л.С. Сосновский, публицистика которого уже в середине 1920-х годов составляла многие тома, однако более 50-ти лет находилась под запретом и не была доступна читателям.

И все-таки, именно в 20–30-х годах окончательно сформировалась система советской журналистики, утвердились почти все формы массовой работы, проявили себя наиболее яркие советские публицисты.

Одной из лучших в годы первых пятилеток была газета «Комсомольская правда», награжденная в 1930 г. орденом Ленина под первым номером. Сообщение об этом событии в газете за 24 мая 1930 г. гласило: «Рабочие и комсомольские организации крупнейших предприятий СССР в своих многочисленных постановлениях просили правительство Советского Союза за неустанную борьбу и работу на всех фронтах социалистического строительства наградить «Комсомольскую правду» первым орденом Ленина».

В начало

ФОРМЫ МАССОВОЙ РАБОТЫ

В годы первых пятилеток получили развитие почти все формы массовой работы, использовавшиеся на протяжении всей истории отечественной журналистики советского периода. Многие из них родились при проведении борьбы за режим экономии, снижение розничных цен, за рационализацию производства. Наибольшее распространение получили общественно-производственные смотры, производственные переклички, выездные редакции.

ОБЩЕСТВЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СМОТРЫ. Их особенно успешно проводила «Тверская правда». Редакция взяла под свой контроль многие предприятия города. Самым значительным явился смотр крупнейшего в стране хлопчатобумажного комбината «Пролетарская мануфактура». Во время этого смотра в «Тверской правде» регулярно публиковался «Дневник смотра», 200 экземпляров газеты бесплатно поступали на фабрику, которые расклеивались в наиболее людных местах. Повышению активности масс способствовало и то, что в газете пристальное внимание уделялось не только производству, но и быту рабочих. Под рубрикой «Бытовое» публиковались очерки Б. Полевого «У ткача в гостях», «В рабочих квартирах по приглашению» и др.

Широкий размах общественным смотрам придала «Правда», начав в декабре 1928 г. всесоюзный смотр производственных совещаний в промышленности и на транспорте. Многие многотиражные, окружные, областные, губернские, республиканские и даже центральные газеты активно включились в проведение смотра. Из московских газет раньше всех во всесоюзный смотр «Правды» включился «Гудок», направивший в декабре 1928 г. бригаду журналистов в Воронеж. Представители «Правды» и «Гудка» провели собрание заводского актива, выбрали в цехах смотровые тройки, организовали издание печатной газеты. Во всех цехах завода производственные совещания прошли при значительной активности рабочих: на них присутствовало свыше 1000 человек.

4 мая 1929 г. в статье «Печать организатор масс» «Правда» отмечала: «Смотровая волна прокатилась по всей стране – от Архангельска до Ганджи, от Мурманска до Ашхабада, от Гомеля до Владивостока. Не осталось почти ни одного района, где не был бы организован смотр». В октябре 1929 г. были подведены итоги всесоюзного смотра производственных совещаний, сыгравших известную роль в повышении трудовой активности масс. Премией за организацию лучшего смотра была отмечена многотиражная газета Кольчугинского завода (г. Владимир) «Голос Кольчугинца».

ОБЩЕСТВЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПЕРЕКЛИЧКИ. Наряду с общественно-производственными смотрами широко распространились общественно-производственные переклички. И эту форму массовой работы в числе первых применила «Тверская правда». 28 мая 1927 г. в газете появилась рубрика «Митинг миллионной аудитории. Новая форма газетной работы». Будни социалистической стройки, писала редакция, требуют вовлечения многомиллионных масс в обсуждение важнейших проблем реконструкции народного хозяйства. Именно этому и будет служить новый метод газетной работы – «Митинг миллионной аудитории». Два года спустя «Тверская правда» возглавила перекличку текстильщиков Твери и Иваново-Вознесенска.

Самый широкий размах производственные переклички получили в «Уральском рабочем», по инициативе которого была проведена урало-сибирская перекличка о качестве и стоимости сибирского угля и уральского металла. Она охватила до 40 тысяч рабочих. В перекличке кроме «Уральского рабочего» и «Советской Сибири» участвовали пермская «Звезда», «Пролетарская мысль» (Златоуст) и другие уральские и сибирские газеты. «Уральский рабочий» в ходе переклички взял шефство над гигантами советской индустрии Магнитостроем, Березниковским химическим комбинатом, создав на этих стройках отделения редакции.

ВЫЕЗДНЫЕ РЕДАКЦИИ. Эта форма массовой работы, возникшая в конце 20-х годов, успешно применялась на протяжении всей последующей истории советской журналистики. В период первых пятилеток выездные редакции направлялись на крупнейшие стройки (Сталинградский тракторный завод, Днепрострой, Горьковский автозавод и т.д.), а также в сельскохозяйственные районы. Выездные редакции выпускали специальные газеты, боевые листовки, плакаты. Первая выездная редакция «Правды», созданная в январе 1929 г. работала на Харьковщине, печатая свои листовки на небольшой плоскопечатной машине «американке», приводившейся в движение ногами. В 1930 г. появился первый специально оборудованный вагон, а вместе с ним возникли первые выездные редакции на колесах, что позволило им бывать буквально на всех крупнейших стройках. Так, возникшие в 1930 г. вагоны редакции «Комсомольской правды», к 1935 г. совершали уже свыше ста рейсов. По всей стране от Дальнего Востока до западных границ пролегли дороги выездных редакций и других газет. Редакция «Крестьянской газеты» в течение 130 дней побывала в селах и деревнях 9 губерний, совершив путь в 5500 километров, получив немало важных сведений для улучшения газеты. В ряде сел побывала в 1929 г. выездная редакция «Труда». «Газета с бостонки расходилась среди крестьян не только как новость, единственная в своем роде в деревне, но и как нечто родное, свое, работающее тут же на глазах у всех»[12], –делились впечатлениями участники выездной редакции в «Журналисте».

Их полет длился 63 часа 25 минут без посадки - student2.ru

Наши рекомендации