Ваши статьи: вернитесь в позапрошлый век
Схема с вводными конструкциями хороша, если вы уже мыслите абзацами или четко понимаете, где и какие конструкции использовать. Так как это не всегда получается, есть еще более простой способ. Он чуть затратнее по времени, зато неизменно приводит к желаемому результату.
Я называю этот способ написания статей "позапрошлый век" и вот почему. Если вы читали приключенческую литературу 19 века, то наверняка обращали внимание - перед каждой главой есть абзац с кратким содержанием. Он так хитро составлен, что предугадать точное развитие событий трудно; зато автор благодаря ему точно знал, о чем он хочет рассказать в данной главе.
Вот, например, какой абзац предваряет первую главу "Таинственного острова" Жюля Верна:
Ураган 1865 года. - Возгласы над морской пучиной. - Воздушный шар, унесенный бурей. - Разорванная оболочка. - Кругом только море. - Пять путников. - Что произошло в гондоле. - Земля на горизонте. - Развязка драмы.
С подобного же абзаца, понятного лишь самому автору, начинаются "Похитители бриллиантов" Луи Буссенара:
Алмазный прииск. - Алмазная лихорадка. - Нельсонс-Фонтейн. - Жертвы краха. - Альбер де Вильрож и его друг Александр Шони. - Последствия одной дуэли на пистолетах. - Сокровища королей Южной Африки. - В неведомую страну. - Загадочное убийство.
Понятны ли эти фразы читателю или нет - абсолютно не важно. Важно то, что автор благодаря им знает, как развивается повествование.
Глава приключенческого романа принципиально не отличается от статьи. И там и там должен быть некий стержень сюжета, эффектная концовка (возможно, с намеком на продолжение), стройное следование событий друг за другом. Метод позапрошлого века работает и тут. Напишем несколько кратких, в три слова предложений по новостному сюжету:
Цунами 5 декабря. Тысячи погибших. Мир спешит на помощь. Спасли 200 человек. Сбор средств. Экономические последствия. Политические последствия. Давно предупреждали об угрозе. Программа эвакуации с побережья.
Каждое из этих предложений превратится в готовом тексте в абзац или два. Переставляйте их, пока не получится связная история и только потом превращайте в текст. Поставьте этот план перед самым началом вашего текста и сверяйтесь с ним.
Но постойте. Прозвучало слово "план", а они, как мы знаем, не работают. Действительно, это план, но форма подачи заставляет об этом забыть. Разница здесь чисто психологическая. Вот смотрите:
1) Цунами 5 декабря;
2) Тысячи погибших;
3) Мир спешит на помощь;
4) Спасли 200 человек;
5) Сбор средств;
6) Экономические последствия;
7) Политические последствия.
8) Давно предупреждали об угрозе.
9) Программа эвакуации с побережья.
Такой план заставляет относиться к каждому пункту серьезно. Он будто говорит нам: раскрой тему пошире - хорошо бы по два-три абзаца на каждый элемент списка.
Это чушь. Вам нужен не план, а шпаргалка. Вы, изучив перед написанием источники, уже знаете, о чем писать. Вам надо лишь наметить пункты следования вашего повествовательного автобуса. Так вот, строгий план заставляет делать остановки, а благодаря такой подсказке все пункты можно пролетать экспрессом.
Не думайте о том, что этот абзац кто-то прочтет. Это ваше и только ваше, названия остановок должны быть понятны только вам.
Думайте о сообщениях в источниках как о блоках, из которых вы построите историю. Не переписывайте в рамках подготовки эти блоки. Поименуйте их и двигайтесь дальше.
У этого способа, впрочем, есть отдельное уязвимое место: он работает только в том случае, если вы знаете, о чем хотите писать. План не прощает дилетантизма.
Ваши статьи: жанры
Так как, скорее всего, на работе вам придется писать не только новости, но и обзорные статьи, надо понимать, что манера написания статей от издания к изданию сильно варьируется. Зачастую именно самые длинные тексты определяют восприятие издания.
Например, очевидно, что издание Wired - это в первую очередь большие обзорные материалы, издание "Коммерсант" - скрупулезное перечисление фактов, полученных от не всегда доступных другим источников, "Ведомости" - сведение воедино рыночной ситуации и мнений о ней аналитиков. Со временем подача материала в изданиях может меняться, однако каждое сохраняет узнаваемое "лицо".
В интернет-СМИ чаще всего преобладают так называемые summary - спаянные воедино факты из сообщений новостных агентств на определенную тему. В отдельных случаях требуется опросить экспертов или представить материал, которого пока ни у кого нет. Объединяет интернет-издания одно - требование подготовить обширную статью за 4-8 часов (чаще за 4).
Это очень мало. С точки зрения, например, сотрудников ежемесячных журналов и еженедельников, это вообще никакой не срок. Не успеешь ни в командировку съездить, ни интервью толком взять и согласовать с пресс-службой, ни встретиться с "анонимным источником" в ресторане. Поэтому сотрудников интернет-изданий работники бумажной не ежедневной прессы считают паразитами и халтурщиками. Те в ответ думают, что в бумаге трудятся исключительно лентяи.
Как любила говорить Людмила Гурченко, "для кого-то пять минут это много, для кого-то мало, а для кроликов - целая вечность". Сжатые сроки выработали определенные правила подготовки текстов. Временная вилка, ограничивающая создание текста половиной дня (ладно, пусть сутками), сделала популярными несколько поджанров.
Поджанр 1. Реферат ("итоги")
Обычные смертные не читают последовательно все новости на определенную тему. Инструментом, делающим текст понятным для неподготовленного читателя, является новостной бэк. Другим - жанр реферата, summary. Summary пишется по ключевым точкам длинного сюжета, обычно охватывая от трех до пяти новостей. Summary - это также подведение итогов или собрание всех данных о происшествии.
Пример: утром что-то где-то взорвалось. Днем уточняется число пострадавших. К вечеру появляются первые комментарии правоохранительных органов. Три новости, написанные по этим событиям, упускают массу подробностей: некоторые факты были недоступны на время написания, другие не ложились в последующие новости, третьи оказывались мелковаты для отдельной заметки.
Поэтому логично написать текст, в котором будут приведены не только факты из трех новостей, но и все ставшие известными из различных источников подробности.
Реферативные статьи пишутся либо легче, либо труднее всего. В них все зависит от знакомства автора с сюжетом. Чтобы получить выжимку, нужно переработать сырье. Помните об этом, если вам придется решать, кому поручить написание того или иного текста. В то же время, если вам надо быстро и эффективно ознакомить коллегу с какой-то темой, ничего лучше реферата вы не найдете.
Самое сложное при подготовке такого текста - не халтурить и не стремиться протокольно перечислять все факты - это не нужно ни вам, ни читателю[33].
Поджанр 2. Обзор реакции
Иногда изданию энергетически выгоднее оказаться над схваткой, нежели принять участие в ней. Например, если разгорается мутный международный скандал, то энергетически выгоднее не пытаться за четыре часа его распутать, а сделать обзор мнений.
Это может быть, например, обзор отечественной или зарубежной прессы, цитаты ньюсмейкеров и аналитиков и даже обзор блогов. Последний, кстати, стремительно превращается в отдельный поджанр.
Что характерно - обзор реакции любим читателями, так как экономит их время и удовлетворяет их информационный голод. Обзор мнений и реакции так же стар, как и обзор прессы. Он из него вырос. Особенно эффектно смотрится просто набор цитат с указанием источника — такой набор, вывод из которого очевиден.