Седьмое. Закажите еще один монитор
Если это возможно, попробуйте использовать монитор с большой диагональю или два монитора. На первый взгляд это кажется излишеством, однако вскоре оказывается, что на двух мониторах очень хорошо пишутся новости, потому что левый можно целиком отдать под текстовый редактор, а правый - под текст источника.
В некоторых случаях новости удобнее набирать на ноутбуке. Достаточно сказать, что в пятерке самых быстрых редакторов Ленты - минимум двое с ноутбуками. Кроме того, если надо приехать на пресс-конференцию, вы просто берете с собой свой рабочий компьютер.
Если ноутбук кажется тяжелым, купите нетбук, он дешевый, легкий и вполне подходит на роль пишущей машинки. Кроме того, он обычно дольше работает от батареи.
В 2010 году появился еще один класс устройств - планшеты. О них надо знать лишь одно: они плохо подходят для написания текстов.
Восьмое. Потратьте день на настройку компьютера
Сделайте удобным виртуальный рабочий стол. Используйте надстройки, если надо. Договоритесь с собой, куда вы что сохраняете и придерживайтесь этого правила. Если большое число иконок на рабочем столе вас раздражает, сотрите их. Уберите цветастые обои, чтобы не медитировать на монитор вместо работы и не считать время до отпуска, сулящего такие же пальмы и пляжи, как на картинке.
Синхронизируйте закладки в домашнем и рабочем браузере, если вы иногда пишете новости из дома. Кстати, узнайте у старших товарищей, как выпускать новость из дома. Вдруг пригодится.
Помните, что каждое движение мышкой отрывает ваши руки от клавиатуры. Выучите несколько основных клавиатурных сокращений в вашей ОС, чтобы работать с буфером обмена, сворачивать окна и запускать нужные программы с клавиатуры. Для последнего используйте мгновенный поиск, появившийся в современных операционных системах - в Vista для запуска OpenOffice.org Writer достаточно написать в строке поиска меню "Пуск" слово "Writer". Примерно то же самое работает в Mac OS X. Не надо ни заходить в раздел/папку "Программы", ни искать там что-либо.
Выучите HTML - это вложение вашего времени окупится сторицей, причем не один раз. Вся технология производства и публикации интернет-новостей для вас станет гораздо понятнее. Обычно этот совет кажется страшно затратным по времени. На самом деле, выучить основы HTML можно дня за два - если не торопиться. Часа за два - если нужно срочно.
Девятое. Будьте в теме
Организуйте день так, чтобы в нем было место для новостного потока. Здесь я не говорю об утреннем мониторинге новостей по вашей тематике. Это ваша неписаная обязанность, ведь если вы до 10 утра еще не знаете, что произошло в мире, то минимум на час рабочего времени превращаетесь в читателя вместо писателя.
Нет, речь об общечеловеческих новостях. Будьте в курсе. Для этого можно использовать RSS-ридер, который и так является вашим основным инструментом в мониторинге. Можно утром посмотреть новостной выпуск по телевизору. Можно в маршрутке или метро прослушать новостной подкаст.
Десятое. Не экономьте на сне
Высыпайтесь. При вашей работе обычному человеку надо спать никак не менее семи часов. Лучше - больше.
Одиннадцатое. Не накапливайте срочные дела
Банально, но работает: используйте правило "не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня". Сначала будет трудно, но затем вы заметите, что то самое "завтра" все чаще оказывается свободным. Это правило не всегда сочетается с "высыпайтесь", однако дергаться ежедневно вы будете меньше, а, значит, на отдых вам потребуется меньше времени.
Ваши новости: тема раскрыта
Даже если вы воспользуетесь всеми советами, очевидно, что вы лишь выкроите время на саму работу. Сделать ее эффективной - отдельная задача.
Быстро писать новости можно по-разному. Лично для меня наиболее эффективна и проста методика под условным названием "Тема раскрыта". Ее особенно хорошо использовать, если формат издания требует написания лида, выжимки в один абзац из всей новости. Вот в чем она состоит.
Прочтите все источники, какие найдете. Соедините их в голове в единую историю и перескажите про себя одним абзацем. Запишите этот абзац.
Теперь взгляните на получившийся текст. Скорее всего, это два-три сравнительно длинных предложения, причем первое из них - главное в новости, второе дополняет его, а третье содержит уточнения или противопоставления:
Фантаст Сергей Лукьяненко 11 июля заявил о том, что прекращает вести свой дневник в LiveJournal. Писателя задело мнение большинства читателей о допустимости усыновления российских детей иностранцами. Лукьяненко в предпоследней записи утверждал обратное, рассказав о смерти одного такого ребенка из-за халатности отца.
Эти три предложения - точки роста кристалла вашей новости. Рассматривайте каждое из них как потенциальный абзац. Можете сразу превратить свой первый абзац в три. Вы тут же увидите множество недосказанностей.
Теперь ваша задача - задавать себе вопросы и отвечать на них в тексте новости при помощи уже найденных, а также дополнительных источников (буде такие понадобятся). Например, первым делом добавьте в первый абзац название блога писателя. Не забывайте расставлять ссылки на источники.
Не бойтесь сливать предложения обратно в один абзац. Не бойтесь писать отдельные абзацы, которых в вашем плане не было. Например, содержание записи, подвигнувшей писателя прекратить вести ЖЖ, лучше оформить отдельным абзацем.
Последний шаг - написание бэка. Представьте себе въедливого читателя и продолжайте задавать себе вопросы по новости. Кто такой Лукьяненко? Как давно он вел дневник? Был ли он популярен в блогосфере? Насколько?
Даже если вы пишете новость по пресс-релизу, не стоит ограничиваться только содержащейся в нем информацией. Найдите способ ответить на все или большинство возникших вопросов. Если вам не удалось найти информацию и вам даже в голову не приходит, где ее можно получить, объясните читателю, что на этом фронте положение дел неизвестно. Например, неизвестно, будет ли Лукьяненко заводить новый блог. Можете добавить несколько строк в стиле "аналогичный случай был тогда-то".
Тут только важно не переборщить - одно дело в новости про уход блогера перечислять подобные уходы, а другое - в новости про пожар в Москве рассказывать о предыдущих пожарах. Всегда задавайте себе вопрос: где "к месту" превращается в "не к месту"?
Этот метод написания текстов может применяться не только к новостям. Например, американец Рэнди Ингермэнсон (Randy Ingermanson) называет его Snowflake Method[32] (метод снежинки) и пишет таким образом целые романы, разворачивая строчки в абзацы, абзацы в страницы, страницы в главы.
Стоит отметить, что достоинства "снежиночного" метода особенно хорошо проявляются при написании срочных новостей. Обычно срочное сообщение выпускают так: заголовок, абзац, два абзаца, ...., текст. Пусть мы пишем по абзацу в десять минут.
Чаще всего новость состоит из нескольких информационных поводов ("Писатель закрыл журнал", "Писатель объяснил позицию", "Мнение писателя о проблеме, изложенное в предпоследнем посте". Если не использовать "снежинку", среднестатический редактор будет отрабатывать сообщение следующим образом.
1. Выпустить заголовок
2. Выпустить абзац про закрытие журнала
3. Выпустить абзац про позицию писателя
4. Выпустить абзац об отношении к спорной проблеме.
5. Выпустить бэк.
Выходит, читатель увидит все информационные поводы только минут через двадцать. Это непозволительно много, и здесь на помощь приходит "снежинка". Ее конденсат смысла, выраженный одним абзацем - это отличный первый абзац, сразу же знакомящий читателя со всеми поводами. После его выпуска можно рассказывать о любом из этих поводов, не боясь, что читатель еще ничего про это не знает.
Экономится не только время, но и нервы редактора - основной долг перед читателем выполнен.
Ваши статьи: текст-за-час
Текст новости жестко ограничен форматом. Выучив формат, правила расстановки частей истории, научившись анализу источников, можно приучиться очень быстро писать новости или любые короткие тексты, которые их вам заменяют на работе.
Но что делать, если надо в кратчайшие сроки написать объемный связный текст? Где гарантия, что на середине этого текста вы не увязнете и вам не придется все переписывать? Можете ли вы, положа руку на сердце, сказать, что вычитывающий вас редактор не завернет текст из-за "бессвязности", что ваша история не отправится на доработку?
Классическим способом решения всех этих проблем и ответа на все эти вопросы является план. Он-то уж точно позволяет ничего не упустить. Но если вы когда-либо пробовали писать по плану, то наверняка обнаруживали, что он почему-то требует больше времени, чем старое доброе "с места в карьер". Кроме того, использование плана превращает вашу статью в список вопросов и ответов, делая ее схожей с рефератом, составленным из огромных строительных блоков.
Причина этого проста. Когда вы срываетесь писать статью без подготовки, ваше внутреннее я задает только один вопрос: "о чем будет текст?". Вы отвечаете мысленным абзацем и потом муссируете и развиваете эту мысль на протяжении всей статьи.
Когда вы составляете план, состоящий из более-менее абстрактных секций вроде "Введение, событие, биография, недавнее происшествие", вашему внутреннему я приходится задавать столько же вопросов, сколько пунктов в вашем плане. "Диалог" затягивается - девять мысленных абзацев не так легко охватить, как один.
В то же время сама идея плана правильная. Нет ничего хуже работы вслепую, а с планом ты хотя бы знаешь, сколько времени у тебя займет написание текста. Я опробовал другой метод и мне понравилось, как он работает. Примерно за час-полтора он позволяет выдавать 4-5 тысячи знаков хорошего связного текста, пересыпанного фактами.
Шаг первый. Отведите себе время на изучение источников. Не жалейте его. Не делайте никаких записей. Вам надо прочесть все про историю, которую вы будете описывать и потом уложить это все у себя в голове - кто кого убил, кто кем кому приходился, из-за чего переругались наследники и почему упал самолет. Не глядите на часы. Заинтересуйтесь рассказами очевидцев и отчетами аналитиков, и вы обнаружите, что прошло всего полчаса или около того. Я не знаю, почему так выходит, но в большинстве случаев это именно так.
Шаг второй. Напишите лид - абзац, в котором вы излагаете вашу историю или завлекаете в нее читателя. Если этот абзац можно поставить в качестве первого, особо ничего не меняя, получилось то, что нужно.
Шаг третий. Составьте...план. Но ни в коем случае не тот, который вас учили составлять. Никаких четких терминов и понятий, никаких цифр и вложенных уровней. Вместо этого пишите по половине первого предложения каждого абзаца вашей истории.
Это самое сложное место для понимания, но как только вы разберетесь, то обнаружите удивительную легкость в работе с текстами. Оттолкнитесь от вашего первого абзаца. О чем вы хотите написать дальше? Так как вы привыкли писать тексты рывком, ваш мозг тут же вам подскажет, о чем примерно должен быть следующий абзац.
В этой подсказке для вас самое главное - связка. Вы должны запомнить, как связан первый абзац со вторым. Для этого достаточно быстро, под диктовку рванувшегося вперед разума, записать первые несколько слов этого мысленного второго абзаца, максимум - его первое предложение.
Пока вы писали второй абзац, ваш мозг примерно уже знал, чем он закончится. У вас могло не быть сложившихся в фразы слов, но общая идея вроде "здесь я кратко расскажу о решении судьи" присутствовала обязательно.
Зная, о чем вы еще не написали, переходите к следующему "абзацу", точно так же написав первые несколько слов. Сами "абзацы" надо разделять парой пустых строк - они вам понадобятся.
Обязательно дойдите таким макаром до конца истории. Нужно увидеть, что все рассказано, ничего не придется вставлять, а последний абзац не повис в воздухе и его можно, например, завершить какой-нибудь шуткой. Оценить полноту вашей статьи вам поможет только что детально изученная история. По подсказкам, которые вы себе оставили, сразу видно - вот здесь у вас повествование хромает, а вот эти два абзаца должны следовать один за другим, а не как сейчас.
Шаг четвертый. Начинайте писать. Связки абзацев друг с другом у вас есть. Все данные в вашей голове. Никаких железобетонных блоков - вы уже связали повествование и, связав, избавились от искусственности. Остается только продолжить мысль, которую вы видите на каждой строчке. Этот этап займет от получаса до часа - если вы не будете отвлекаться, то поразитесь, насколько быстро вы можете работать.
Стоит отметить одну вещь - чем короче текст, тем хуже работает эта система, так как выигрыш по времени по сравнению с обычным интуитивным написанием стремится к нулю.
Если вы будете писать таким образом очень длинные тексты, имейте в виду: человек способен удерживать в голове 5-7 объектов. Так как мы оперируем абзацами, старайтесь не сильно превышать этот лимит. Что делать, если вам нужен текст в 20, 30, 40 абзацев? Просто заранее разбейте его на отдельные части, как сценарист делит свой текст на сцены.