Зарисовка, ее место и роль в современных газетах.
Зарисовка, ее место и роль в современных газетах.
Назначение – лирично напомнить читателю о вечных истинах жизни, ценности прекрасного, возвышенного, но вместе с тем незаметного, второстепенного. Зарисовка способна украсить всю газету. Но если она написана с творческим изыском, литературно, злободневно. Автор обязан глубоко проникнуть в душу современника и передать свои итоговые впечатления от увиденного и услышанного. Зарисовка играет роль посредника между журналистикой и литературой. С одной стороны относится к информ жур-ке по своей документальности, адресности и информ поводу. С другой стороны по своему лиризму, поэтичности и экспрессии отностится к худож литре. Успехом у читателей пользуется зарисовка + фотография. Совмещаясь в гармоничном единстве, читабельное и «смотрительное» поднимаются на самый высокий уровень газетного искусства. Развитие зарисовки приходится на советскую эпоху, на 60-80 годы. Причина этого заключается в общественно-политических обстоятельствах того времени. Отсутствие подлинной свободы слова и мысли, тоталитарная моноидеология, жёсткая цензура обезличивали печать. Зарисовка вливала в поток газетной стандартности и серости живую струйку свободного авторского самовыражения.
Зарисовка – гибкая газетная жанровая форма. Можно сказать, что природа зарисовки состоит из трёх элементов: свободный беллетризм (установка за изящную словесность), документальность (верность факту) и публицистическая заострённость (придание миниатюре фундаментального смысла, гражданского пафоса).
Существует взгляд на зарисовку как малую форму очерка. Разница: несовпадение объема, разница содержательных масштабов, познавательных, исследовательских и публицистических задач. Схожа с заметкой. Заметка – зарисовка в суховато-скучной форме. Жанрообразующее свойство – малоформатность (от 10-20 до 100-120 строк). Требования к зарисовке: поиск и организация образа-факта с важным значением, выверенное художественное слово, поиск и обыгрывание деталей, эмоционально-психологизированный стиль, не чужд юмор, улыбка, шутка). Важно выбрать хороший заголовок! Виды зарисовки: портретная (набрасывает главные черты героя с проникновением в душу человека, едва прорисованный контурный набросок-этюд портретируемой личности, это не просто перечисление фактов из биографии), событийная (сжато и динамично воссоздается целостный образ события или случая, при событии журналист не присутствовал, это мнимый репортаж), зарисовка о природе (описание растительного и животного мира с проблематикой, воспитывает экологическую совесть, хорошие «зеленые» зарисовки писал Песков).
Очерк как жанр
Очерк считается «королем» художественно-публицистических жанров, но с точки зрения подготовки его – он один из наиболее трудоемких.
Сущность очерка во многом предопределена тем, что в нем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало. Репортажное начало – преобладание художественного метода, а упор на анализ предмета изображения – преобладание теоритического, исследовательского метода. Соответственно в ходе их применения создается или преимущественно-художественная, или преимущественно-теоретическая концепция отображаемого предмета. Преобладание в ходе подготовки очерка того или иного метода зависит прежде всего от цели и предмета исследования. Так, если предметом исследования выступает какая-то проблемная ситуация, то целесообразным для ее исследования будет теоретический метод. Если же предметом журналистского интереса стала личность, то более подходящим для выявления ее характера будет художественный метод, позволяющий, так сказать, более естественным путем проникнуть в психологию личности. Очерк сочетает в себе документальность и факты с художественным творчеством в разных пропорциях.
Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто – в ущерб художественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которых сообщает очеркист, часто настолько драматичен, сюжеты их настолько непредсказуемы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне информации, черпаемой из самых интересных художественных произведений. Виды:
Портретный очерк
Предметом такого очерка выступает личность. Суть публикации данного типа заключается в том, чтобы дать аудитории определенное представление о герое выступления. Решая эту задачу, журналист, как правило, в первую очередь стремится раскрыть самое главное – показать, каким ценностям служит этот герой, в чем видит смысл своего существования. Через это описание читатель догадывается о социально-психологической подоплёке совершённых поступков.
Проблемный очерк
Предметом отображения в очерках такого типа выступает некая проблемная ситуация. Именно за ходом ее развития и следит в своей публикации очеркист. По своей логической конструкции проблемный очерк может быть сходен с таким представителем аналитических жанров, как статья. Причиной такого сходства выступает прежде всего доминирование в ходе отображения проблемной ситуации исследовательского начала. Как и в статье, в проблемном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения. В то же время проблемный очерк всегда можно достаточно легко отличить от проблемной статьи. Отличие: в статье проблема предстает в «голом виде», набор закономерностей и обобщенных суждений. В очерке часто проблема показывается через конфликт, через столкновение интересов людей. Исследуя этот конфликт, можно добраться до сути проблемы.
Путевой очерк
Из всех очерковых форм путевой очерк в наибольшей мере претендует на авантюрность сюжета. Поскольку путевой очерк представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия (поездки, командировки и пр.), то и сюжет очерка отражает собой последовательность этих событий, происшествий, встреч, являющихся содержанием путешествия (приключений) журналиста. Разумеется, хороший путевой очерк не может быть простым перечислением или изложением всего, что автор увидел в течение своей поездки. Очеркисту приходится отбирать самое интересное, самое важное. Замысел может возникнуть до путешествия, измениться после него в связи с полученными фактами и впечатлениями. Очеркист может описать проблему, которая есть в городах, может исследовать население, может описать памятники культуры. Короче, цели бывают разные.
Максим Горький об очерке
"О необходимости видеть жанровые различия фельетона и очерка"
Из письма к А. Д. Камегулову
1930, 25 февр.
...Возвращаю материал. Он — неплох, за исключением сочинения Журбиной [«Очерк и фельетон»], печатать которое, разумеется, мы не можем... <...>
Журбина дала нечто крайне странное и туманное. Почему она поставила «очерк и фельетон» в одни скобки? Что общее видит она в этих формах? Фельетон — всегда произведение более или менее публицистическое, очерк — весьма широкая, емкая и неопределенная форма. У Тургенева, Сенкевича — «Эскизы углем», у Мопассана «На воде», нередко у Гл. Успенского, часто у Пришвина очерк приближается к рассказу, а часто и неотделим от рассказа. Очерк можно сравнить с этюдом в живописи. Он редко «изображает» и почти всегда «описывает». Публицистическое, обличительное в нем — необязательно и крайне редко, для фельетона — обязательно насыщение публицистикой, обличением. В нашей литературе только Левитов ухитрялся в очерках своих соединять лирику художника с публицистикой народника. Вымысел, «выдумка», неизбежно свойственные художественному рассказу, в очерке — обычно — отсутствует, это — так.
Но некоторые из наших очеркистов, начиная понимать глубоко социально-политическое и революционное значение описания нашей новой действительности, придают очерку все более «художественную» форму. Все чаще замечаешь, что, описывая подлинно существующее, создаваемое энергией рабочего класса, авторы очерков вводят в описание действительного — желаемое. Это еще не значит, что они прибегают к «вымыслу», но они договаривают то, что, хотя еще не сказано сегодня, однако необходимо должно быть сказано завтра.
Я считаю, что это очень хорошо и весьма полезно. Это как бы свидетельствует уже о том, что действительностью требуется: договори, допиши от себя. Примерно: описывая закладку судна, автор вправе представить не только спуск его на воду, но и отправление в первый рейс. Описывая построение жилища, можно вообразить и будущие формы быта в этом жилище.
Всем этим я хочу сказать, что, разрушая всякие шаблоны, нам не следует торопиться создавать новые. У Журбиной есть такая тенденция — создать шаблон для очерка, для фельетона. Мы, — как я думаю, — не должны идти этим путем. Книга Лаврухина [«По следам героя»], — разумеется, не только она — говорит, что пришли люди, которых обуревает желание «сломать традиции». Это — весьма серьезные люди, и появление их я — приветствую, а «педагогическое» намерение замкнуть их в тесные рамки старых традиций — это едва ли наше дело. Все нужно знать, все изучать, но — для того, чтоб все переделать.
Понятие «очерк» в качестве названия журналистских публикаций определенного типа имеет неясное происхождение. Хотя существует мнение, что к его появлению причастен Горький, который в одном из своих писем коллеге по словесному ремеслу указывал, что исходным в определении текста, имеющего известную литературную форму, как «очерка» является глагол «очерчивать».
Точность этого мнения установить трудно. Однако то, что публикации, которые Горький называл «очерком», появились отнюдь не в тот момент, когда у него возникла мысль назвать их именно этим «именем», сомнения не вызывает.
Зощенко. Убрали его.
Памфлеты Эренбурга
В годы ВОВ публицистика стала основным жанром, к которому обратились многие известные писатели: Эренбург, А.Толстой, Шолохов. Широкую известность приобрела публицистика Эренбурга. Публикует статьи, очерки, памфлеты, публицистика Эренбурга была очень острой и эмоциональной. Главную задачу видел в том, чтобы воспитывать у советского народа ненависть к фашистским захватчикам, и в этом основной пафос. Эренбург подчеркивает, что сердца фашистов испепеляет темная злоба, «злоба захолустных Наполеонов», которые хотят войти в историю хотя бы из черного входа. Эренбург объяснил суть фашизма обращением к истории. Он подчеркивал, что атрибуты фашизма - черная форма, череп, скрещенные кости, взяты из средневековья, черная злоба. «Фашизм-синдром бездарности», в основе фашизма - злоба. В фашизме нет места справедливости, злоба движет каждым солдатом, речи Гитлера дышат злобой. Эренбург широко использует художественные средства в журналистике: голос Гитлера назван им «хриплый лаем гиены». Используется антитеза, когда русский народ противопоставлен немецкому народу. Русский народ в самые тяжелые годы ограждал себя от злобы.
Илья Эренбург, как и многие советские писатели, во многих статьях и памфлетах раскрывал моральный облик фашизма, показывал, что представляет собой на деле механизированная разбойная германская армия. «Кто они?» - так вначале назывался памфлет Эренбурга, напечатанный 6 июля 1941 года в газете «Правда». Позже, в книге «Война», памфлет уже имел другое название – «Бешеные волки». Это была характеристика не только главарей фашизма, но и той армии, которая вероломно напала на советскую страну.
Нужно было разоблачить немецких фашистов, хвалившихся своей непобедимостью. Так, не очерком, не корреспонденцией о ходе боевых операций – оружием сатиры начал Эренбург громить немцев. Он убивал страх перед врагом, представляя гитлеровца в его настоящем виде.
«Услужливый лакей», «Бешеные волки», «Людоед», «Бедные музыканты», «Коготок увяз», «Индюк», «Мотомех-мешочники» – таковы некоторые памфлеты Эренбурга первых двух военных месяца. Одни памфлеты рассказывали об отдельных представителях фашистской армии, другие – обо всей гитлеровской Германии, но все вместе они хорошо передавали сущность фашизма, лицо врага.
Памфлет «Клин-клак» вырастает до огромного символа неизбежного краха фашизма. Казалось бы, незначительный повод. В Германии не стало кожи, женщины носят деревянные ботинки, которые называют по издаваемому ими звуку – клик-клак. Но и это показывает, что победа далека от фашистов, победа недостижима для них – такова главная мысль памфлета. Конкретным поводом для создания текста «Клик-клак» послужила отмеченная победными статьями немецких газет вторая годовщина мировой войны. Эренбург тоже подводил итоги – они были далеки от берлинских оценок. Он утверждал, что их превосходство носит лишь временный характер.
Памфлеты Грибачева. Убрали.
Фельетоны Вампилова
Вампилова-фельетониста привлекают события, мимо которых другой журналист, возможно, прошел бы: не выехавший на вызов фельдшер, пьяница, опустивший на жену тяжелые кулаки, излишне раздражительный и амбициозный капитан ГАИ, рыночный жулик, нечистый на руку кладовщик... Едкий сарказм, умение безошибочно определить больное место, так сказать, драматический пуант ситуации, разглядеть не только прямых виновников событий, но и питающую их нравственную подоплеку - те черты, которые успешно послужат Вампилову впоследствии в драматургии, прекрасно срабатывают и здесь.
Фельетонист выволакивает на свет божий не только мужа-пьяницу и буяна, но и излишне скромное в этой ситуации поселковое начальство, не только сына-дебошира, но и "идеолога" его "подвигов" - мамашеньку-скандалистку, местную Кабаниху.
В русской литературе вообще нечасто встретишь фельетон, в котором впрямую и всерьез разбирались бы взаимоотношения свекрови с невесткой ("Зиминский анекдот"), хотя пьеса на эту тему есть - "Гроза", и она весьма трагична. Но в публицистике, ввиду щепетильности и анекдотичности предмета, к нему относятся осторожно. Нужно иметь особое мужество и такт, чтобы разбираться в семейной и нравственно-безобразной истории.
Вампилов проявляет здесь мудрость старейшины клана и зоркость комедиографа. Сценография фельетона выразительна: "Внезапно нагрянула жена. А с ней младенец сын и теща Мария Филимоновна. И они остановились в дверях. Муж Коля сидел за столом. А на столе были консервы, виноград и водка. А у окна стояла девица Маша. Коля смутился. От неожиданности. А Маша - ничего". Социальные типы четко определены: "Жениться ему было не впервой". "К тому же он пил и от водки не делался лучше". Пафос целенаправлен: "Феодосию Бойко знать необходимо. Для того, чтобы никогда с ней не встречаться. Оскорбить сына, отматерить ребенка, оболгать прохожего - все может эта гражданка. Прибавьте сюда еще скупость, ворожбу, "врачевание" недугов и представьте эту женщину в роли свекрови". Нравственная позиция автора однозначна: "Остановить надо хама. Займитесь этим, товарищи зиминцы".
Главный объект вампиловских фельетонов - это хам и хамство во всех его разнообразных обличьях. «И если сегодня в человеческих отношениях нет-нет да и проскользнет нечто лошадиное, то завтра, товарищ Богачук, вы ничего подобного не увидите, не услышите и, может быть, не сделаете сами... Завтра вы, вежливый и доброжелательный, остановите машину и скажете бодро и приветливо:
- Добрый день! Покажите, будьте любезны, ваше удостоверение.»
"Есть уличные, трамвайные, должностные, высоко- и низкооплачиваемые хамы. Есть, а надо, чтобы их не было. Значит, относиться к ним следует со вниманием. Надо так, чтобы безнаказанно им не сходило с рук ни одно оскорбление, ни один окрик, ни одна брошенная телефонная трубка. Надо так, чтобы ими занимались коллектив, трамвай, улица. Надо их воспитывать, показывать, судить. Делать это необходимо каждый час. А если махнуть на них рукой, они зайдут далеко, и потом уже никто и никогда не убедит их в том, что они виноваты" ("Кое-что для известности").
Иногда голос писателя поднимается до открытого пафоса. "Бойтесь хамства! Хамы не перевелись. Хамы притаились. Они поняли, как опасно хамить в обществе, и расползлись по собачьим своим конурам. Они стали застенчивыми производственниками. Простыми скромными тружениками.
И остались хамами. Закрывшись на ключ, они изобьют детей, жену, оскорбят собственную мать. <...> Выявляйте хамов, тащите их на свет божий, не спускайте с них строгих ваших глаз. Судите хамов! Не спускайте им ни одного мата, ни одного разбитого стекла" ("Зиминский анекдот").
Чтобы вспомнили, о чем фельетоны:
Аттестат на порядочность
В 17 лет все и всем выдают справки. Однажды кому-то не выдали.
И « Мы доверяем друг другу. У нас есть магазины без продавцов, трамваи без контролеров, кинотеатры без билетеров.
А обходной лист, это бюрократообразное о семнадцати хвостах, между тем заполняется. Заполняется он выпускниками иркутских вузов, администрациями коих разговор с прискорбием посвящается».
Живые ископаемые:
Археолог и фельетонист имеют общее между собой то, что оба они занимаются обломками прошлого. Но фельетонист имеет дело с живыми ископаемыми.
Где ты, товарищ Пух?
Пух – водитель, хотел работу по интеллектуальные. Открыл ларек с ремонтом часов. Потом украл часы клиентов. А клиенты получали вместо своих часов – расписки.
Кот на базе.
Александр Наумович крал зерно, деньги, вино. Давал, даже вино несовершеннолетним.
Зиминский анекдот
Внезапно нагрянула жена. А с ней младенец сын, теща.
Коля (сын) привел жену. Мать ее невзлюбила, обвиняла их двоих в воровстве. Потом Коля ударил Тамару по голове. И потом говорил: попробуй заикнись, удавлю.
Нужно беречь своих детей от хамов. Судить хамов.
Лошадь в гараже
Кое-что для известности
«Хорошо хамить по телефону». Фельдшер не стал принимать заказ о температуре у ребенка. Нахамил, накричал, и бросил трубку.
Про хамов: «есть они. Попадаются. Есть уличные, трамвайные, должностные, высоко-и низкооплачиваемые хамы. Есть, а надо, чтобы их не было. Значит, относиться к ним следует со вниманием.
Витимский эпизод
Семья Гришкиных. Он бьет жену и детей.
Жену уговаривают, после побоев сходить ко врачу, снять побои и подать заявление в милиции. Не идет, так как вместе уже 11 лет прожили
У мужа берут устную и письменную расписку, что не будет бить жену и детей. Муж соглашается.
«…будь заявление, Иван Владимирович засадил бы Гришкина с тем же благодушием, с каким сейчас он Гришкина опекал»
«Все бывает. И хорошее и плохое».
Зарисовки Роста
«Юрий Рост это разносторонний человек – он и публицист, и фотожурналист, и писатель, и актер, и телеведущий. Юрий Рост пришел в журналистику поздно. Свою первую заметку он опубликовал в «Комсомольской правде» в возрасте 27 лет. Она называлась «Голубые города», была снабжена фотографией, слабой, плохой. Но это
уже был жанр, который предопределил его дальнейшую судьбу.
С именем Роста обычно связывают способность открывать человека в необычной или, наоборот, очень простой ситуации. Основной ответственностью для Юрия Михайловича является ответственность перед человеком, о котором он пишет. Материал он собирает на протяжении долгих лет, влюбляется в своих героев, влюбляет их в себя, поэтому несет за это ответственность и потери. И, зачастую, знает о них больше, чем может написать. Текст – это, по существу, тост во славу человека, в которого автор в этот момент влюблен или который ему интересен. Журналист должен быть наделен способностью смотреть и видеть, делиться собственными соображениями и впечатлениями, неназойливо иронизируя над собой. Рост вдумчиво пишет, очень тонко подмечает все плюсы и убедительно их излагает. Автор обладает ценной чертой – умением перевоплощаться, «влезать в шкуру» своих героев, понимать их и думать за них и смотреть на мир их глазами. Читатель же воспринимает героя опытом жизни Роста, и потому его личное участие в процессе изображения, если оно не назойливо, уместно. «Я считаю, что ирония и самоирония позволяют сказать о человеке и о ситуации очень многое. Это как в тосте – ты можешь произнести о человеке весело такие слова, которые всерьез ты бы сказать не мог…», – говорит Юрий Рост.
Зарисовка имеет немало общего с репортажем и очерком. Но у нее свое, особое назначение: запечатлеть момент встречи автора с кем-либо или чем-либо – с другим человеком, животным или природным явлением. Ее предмет отображения – участники встречи и ситуация, в которой они оказались. Заметим, что в зарисовке всегда показаны две стороны – сам автор и то, с чем он встретился: другой человек или люди, животные и т.д. Методы этого отображения – описание, воспроизведение деталей и подробностей. Автор как бы воспроизводит картину, которая предстает перед ним в момент встречи. В отличие от репортажа зарисовка одномоментна и локальна, ситуация, в которой оказался автор, всегда ограничена – в пространстве и во времени. Как репортер, автор зарисовки стремится обеспечить эффект присутствия читателя на месте встречи. И стилистика зарисовки сходна со стилистикой репортажа, ее характеризуют образные сравнения, яркие эпитеты, эмоциональность и динамичность, стремление запечатлеть – зарисовать внешний портрет того, с кем встретился автор.
Притчевая эстетика, свойственная перу и фотокамере Юрия Роста, преобладает в цикле малой художественно-публицистической прозы, основанной на впечатлениях о делах и людях Армении. Зарисовка «Старик»
-Говорят, он потерял в войну единственного сына и много лет ищет его среди людей.
- Нет, говорят, у него никогда не было сына. А теперь пришла старость, и он, забыв это, ищет, где его сын, которого он не растил и не воспитывал.
- Какая разница. Старик ищет, и у него горе.
-Если сын был – горе. Если не было – очень большое горе. Ты как думаешь?
-Я думаю, что в любом случае он уже не найдет.
.Фотообраз старика занимает сверху донизу всю страницу: сплошь обрамленное густой сединой бородато-усатое лицо; бесконечно грустные глаза. В целом – красивое запоминающееся лицо.
Своей необыкновенно выразительной художественно-философской притчевостью зарисовка «Старик» производит неотразимое впечатление: потрясает.
В этой миниатюре все – выбор лексики и слога, пунктуационная этика, психологический рисунок, безымянность действующих лиц, концовка – свидетельствует о высокой степени художественно-публицистического обобщения-символа, достигнутой Ростом. Драма человеческой жизни высвечивается в «Старике» по всем правилам искусства.
Зарисовка, ее место и роль в современных газетах.
Назначение – лирично напомнить читателю о вечных истинах жизни, ценности прекрасного, возвышенного, но вместе с тем незаметного, второстепенного. Зарисовка способна украсить всю газету. Но если она написана с творческим изыском, литературно, злободневно. Автор обязан глубоко проникнуть в душу современника и передать свои итоговые впечатления от увиденного и услышанного. Зарисовка играет роль посредника между журналистикой и литературой. С одной стороны относится к информ жур-ке по своей документальности, адресности и информ поводу. С другой стороны по своему лиризму, поэтичности и экспрессии отностится к худож литре. Успехом у читателей пользуется зарисовка + фотография. Совмещаясь в гармоничном единстве, читабельное и «смотрительное» поднимаются на самый высокий уровень газетного искусства. Развитие зарисовки приходится на советскую эпоху, на 60-80 годы. Причина этого заключается в общественно-политических обстоятельствах того времени. Отсутствие подлинной свободы слова и мысли, тоталитарная моноидеология, жёсткая цензура обезличивали печать. Зарисовка вливала в поток газетной стандартности и серости живую струйку свободного авторского самовыражения.
Зарисовка – гибкая газетная жанровая форма. Можно сказать, что природа зарисовки состоит из трёх элементов: свободный беллетризм (установка за изящную словесность), документальность (верность факту) и публицистическая заострённость (придание миниатюре фундаментального смысла, гражданского пафоса).
Существует взгляд на зарисовку как малую форму очерка. Разница: несовпадение объема, разница содержательных масштабов, познавательных, исследовательских и публицистических задач. Схожа с заметкой. Заметка – зарисовка в суховато-скучной форме. Жанрообразующее свойство – малоформатность (от 10-20 до 100-120 строк). Требования к зарисовке: поиск и организация образа-факта с важным значением, выверенное художественное слово, поиск и обыгрывание деталей, эмоционально-психологизированный стиль, не чужд юмор, улыбка, шутка). Важно выбрать хороший заголовок! Виды зарисовки: портретная (набрасывает главные черты героя с проникновением в душу человека, едва прорисованный контурный набросок-этюд портретируемой личности, это не просто перечисление фактов из биографии), событийная (сжато и динамично воссоздается целостный образ события или случая, при событии журналист не присутствовал, это мнимый репортаж), зарисовка о природе (описание растительного и животного мира с проблематикой, воспитывает экологическую совесть, хорошие «зеленые» зарисовки писал Песков).
Очерк как жанр
Очерк считается «королем» художественно-публицистических жанров, но с точки зрения подготовки его – он один из наиболее трудоемких.
Сущность очерка во многом предопределена тем, что в нем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало. Репортажное начало – преобладание художественного метода, а упор на анализ предмета изображения – преобладание теоритического, исследовательского метода. Соответственно в ходе их применения создается или преимущественно-художественная, или преимущественно-теоретическая концепция отображаемого предмета. Преобладание в ходе подготовки очерка того или иного метода зависит прежде всего от цели и предмета исследования. Так, если предметом исследования выступает какая-то проблемная ситуация, то целесообразным для ее исследования будет теоретический метод. Если же предметом журналистского интереса стала личность, то более подходящим для выявления ее характера будет художественный метод, позволяющий, так сказать, более естественным путем проникнуть в психологию личности. Очерк сочетает в себе документальность и факты с художественным творчеством в разных пропорциях.
Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто – в ущерб художественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которых сообщает очеркист, часто настолько драматичен, сюжеты их настолько непредсказуемы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне информации, черпаемой из самых интересных художественных произведений. Виды:
Портретный очерк
Предметом такого очерка выступает личность. Суть публикации данного типа заключается в том, чтобы дать аудитории определенное представление о герое выступления. Решая эту задачу, журналист, как правило, в первую очередь стремится раскрыть самое главное – показать, каким ценностям служит этот герой, в чем видит смысл своего существования. Через это описание читатель догадывается о социально-психологической подоплёке совершённых поступков.
Проблемный очерк
Предметом отображения в очерках такого типа выступает некая проблемная ситуация. Именно за ходом ее развития и следит в своей публикации очеркист. По своей логической конструкции проблемный очерк может быть сходен с таким представителем аналитических жанров, как статья. Причиной такого сходства выступает прежде всего доминирование в ходе отображения проблемной ситуации исследовательского начала. Как и в статье, в проблемном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения. В то же время проблемный очерк всегда можно достаточно легко отличить от проблемной статьи. Отличие: в статье проблема предстает в «голом виде», набор закономерностей и обобщенных суждений. В очерке часто проблема показывается через конфликт, через столкновение интересов людей. Исследуя этот конфликт, можно добраться до сути проблемы.
Путевой очерк
Из всех очерковых форм путевой очерк в наибольшей мере претендует на авантюрность сюжета. Поскольку путевой очерк представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия (поездки, командировки и пр.), то и сюжет очерка отражает собой последовательность этих событий, происшествий, встреч, являющихся содержанием путешествия (приключений) журналиста. Разумеется, хороший путевой очерк не может быть простым перечислением или изложением всего, что автор увидел в течение своей поездки. Очеркисту приходится отбирать самое интересное, самое важное. Замысел может возникнуть до путешествия, измениться после него в связи с полученными фактами и впечатлениями. Очеркист может описать проблему, которая есть в городах, может исследовать население, может описать памятники культуры. Короче, цели бывают разные.