Сатирическая группа художественно-публицистических жанров
Отличие сатиры от юмора. Цель сатиры – исправить недостаток, высмеяв его. Цель юмора – поднять настроение.
Основные способы создания сатиры: серьёзно о смешном, узнаваемые элементы, обострение противоречий до нелепости каламбур, смешение стилей.
Темы, запретные для высмеивания– физические недостатки, то, что нельзя исправить. Недопустимость оскорблений.
Фельетон – рассказ, в котором есть сюжет, развитие действия, а недостаток высмеивается с помощью сатиры.
Памфлет – сатирический материал, направленный против политического строя, общественной организации, партии, правительства или отдельных их представителей.
Сатирическое переосмысление других жанров: сатирический комментарий,сатирический детектив, сатирическая сказка, сатирическое объявление, сатирическая реклама, сатирическая загадка.
Юмореска – сатирическая зарисовка, в которой описывается недостаток, и нет сюжета.
4. Эссе. Аналитическое эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно (толковый словарь русского языка). Художественно-публицистическое эссе– материал, в котором создаётся образ авторской мысли.
VI. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СМИ
1. Основные понятия закона о СМИ.Массовая информация – для неограниченного круга лиц. Периодическое печатное издание – имеет постоянное название, текущий номер, выходит в свет не реже одного раза в год. Специализированное СМИ – для регистрации или распространения установлены специальные правила.
Учредитель – дееспособный гражданин РФ, достигший восемнадцатилетнего возраста, не отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, или организация, деятельность которое не запрещена законом.
Редакция – осуществляет выпуск СМИ. Главный редактор возглавляет редакцию и принимает окончательные решения в отношении выпуска СМИ. Издатель – осуществляет техническое производство продукции СМИ. Распространитель.
Журналист – человек занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связанный с ней трудовыми или иными договорными отношениями.
Профессиональный статус журналиста распространяется на нештатных корреспондентов при выполнении ими поручений редакции, а также на сотрудников редакций, занимающихся подготовкой материалов для СМИ, продукция которых распространяется в пределах одного предприятия, организации, учреждения.
2. Свобода СМИ – отсутствие ограничений на массовую информацию; СМИ и оборудования для его производства.
3. Цензура массовой информации – требование от согласовывать материалы (кроме автора или интервьюируемого) или запрет на их распространение. Цензура запрещена.
Злоупотребление свободой СМИ.
Запрещается: нецензурнуая брань; скрытые вставки и другие приемы, воздействующих на подсознание; оправдание терроризма, экстремизма, преступлений, наркомании; разглашение тайны; пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости; информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате преступления.
Воспрепятствование распространению продукции СМИ – не допускается. Розничная продажа, в том числе с рук, периодических печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением мест, не являющихся общедоступными, в которых она согласовывается с руководителем организации.
Регистрация СМИ.
Порядок регистрации СМИ
1) Подать заявление в Роскомнадзор или его региональный орган (в зависимости от территории распространения СМИ), в котором указать: сведения об учредителе; название СМИ; языки; адрес редакции; форма распространения СМИ (газета, журнал); предполагаемая территория распространения продукции; примерная тематика и специализация; предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем СМИ; источники финансирования; сведения о том, в отношении каких других СМИ заявитель является учредителем, собственником, главным редактором, редакцией, издателем или распространителем;
2) Заплатить пошлину за регистрацию периодического печатного издания – 3500 руб. (региональное СМИ), 6500 руб. (межрегиональное и общероссийское СМИ). За регистрацию рекламных установлен коэффициент 5, эротических – 10, СМИ образовательного и культурно-просветительского назначения, а также для детей, подростков и инвалидов – 0,5.
3) Получить свидетельство о регистрации СМИ – в течение месяца после подачи заявления.
4) Приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации.
Не требуется регистрация для периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров, а также СМИ, учреждаемых органами власти для издания их официальных сообщений и материалов.
Деятельность СМИ может быть приостановлена (на срок до одного года) или прекращена по решению учредителя либо судом по иску Роскомнадзора за злоупотребление свободой массовой информации, экстремистскую деятельность, а также в случае, если СМИ не выходило в течение одного года. Приостановка деятельности возможна также в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах.
6. Выходные данные:название издания; учредитель; фамилия, инициалы главного редактора; порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет – также время подписания в печать (по графику и фактическое); тираж; цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно"; адреса редакции, издателя, типографии; знак возрастного ограничения.
7. Права журналиста:
· искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
· посещать организации и их пресс-службы;
· быть принятым руководителями в связи с запросом информации;
· получать доступ к документам и материалам, за исключением содержащих тайну;
· копировать документы и материалы;
· производить средств аудио– и видезапись, фотосъемку;
· посещать охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и скоплений граждан, местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
· излагать свои мнения в материалах за своей подписью;
· отказаться от подготовки материала, противоречащего его убеждениям;
· снять свою подпись под материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить его использования;
· распространять материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.
Запрещается использование прав журналиста с целью:
· сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений,
· распространения слухов под видом достоверных сообщений,
· сбора информации в пользу постороннего лица или организации.
· опорочить гражданина по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.
8. Обязанности журналиста:
· соблюдать устав редакции;
· проверять фаты;
· удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник или конфиденциальности;
· получать согласие на распространение в СМИ о личной жизни гражданина от самого гражданина
· при получении информации от граждан ставить их в известность о проведении аудио– и видеозаписи, фотосъемки;
· ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении требований в связи с подготовкой материала;
· отказаться от задания, если его выполнение связано с нарушением закона;
· предъявлять по первому требованию редакционное удостоверение.
9. Редакция имеет право запрашивать о деятельности государственных органов, организацийу их руководителей или работников пресс-служб.
Отказ в предоставлении информации возможен, только если она содержит тайну, о чём представителю редакции в трехдневный срок вручается уведомление.
Отсрочка допустима, если не могут быть представлены в семидневный срок, о чем редакция также уведомляется.
10. Гражданин или организация, в отношении которых в СМИ распространены сведения, не соответствующие действительности, имеет право на:
· ответ, комментарий, реплику, если ущемляются права и интересы;
· опровержение порочащих честь и достоинство сведений,
· возмещение по решению суда морального вреда.