Редакционная статья: в ней проводится линия
Сокращенная статья из книги Пола Гринберга
“Газета”, изданной в издательстве “Прентнс-холл”
для Национальной ассоциации газет.
Печатается с разрешения.
Редакционная статья определяет характер газеты и не зависит от публикуемых новостей. Она позволяет установить определенные отношения между газетой и обществом, которому газета призвана служить, сообщая порой то, что может сказать только близкий друг или сосед.
Мнение – вот что отличает редакционную полосу от всех остальных. Редакторское мнение здесь не должно быть заменено или вытеснено просто сообщением информации. Это так же важно, как и не допускать проникновения редакторского мнения в колонки новостей. Редакционная статья должна что-то говорить читателю и проводить определенную линию. Желательно, чтобы эта линия отражала характер газеты, ее “дух”. Одна из причин, по которым я не рекомендую подписывать редакционные статьи, – это то, что они должны выражать коллективное мнение газеты как организации, а не взгляды отдельных сотрудников. Причем за годы своего существования газете необходимо выработать яркий, присущий только ей стиль, который будет безошибочно узнаваем.
Пожалуйста, как можно меньше псевдоредакционных статей, которые можно тактично назвать “объективными” или “уравновешенными”! Если нет четкого мнения, никакие кудрявые фразы не помогут. Избегайте редакционных статей, суть которых можно свести к следующему: “Этот вопрос заслуживает более серьезного исследования”.
Редакционные статьи не должны ограничиваться политическом тематикой. Статья о грецких орехах или хороших манерах может оказаться более полезной и интересной, чем очередной заумный политический материал.
Не пытайтесь лишить редакционную статью чувства юмора, но будьте осторожны – можно переусердствовать и получить “юмористическую” редакционную статью. Это может кончиться печально. Юмор обычно хорош как гарнир, а не как основное, тщательно приготовленное блюдо.
Отыщите в статье все, что можно назвать анализом новостей, предысторией событий и т.д., и поместите это в какой-нибудь другой части газеты. Короткая, но конкретная редакционная статья лучше длинной, но разбавленной. Пусть редакционная статья честно выполняет свое изначальное предназначение – выражает мнение редактора.
Информация может быть полезна, иногда даже необходима, чтобы подтвердить, проиллюстрировать мнение – но не заменить его. Возьмите за правило: высказывать мнение в самом начале статьи, буквально в первых же предложениях. Читатель заинтересуется: как газета собирается обосновать это мнение?
Говори!
Гораздо полезнее поощрять обмен мнениями в обществе, нежели публиковать банальности под видом редакционных статей. Такой обмен стимулирует интерес читателей к дальнейшим подобным обменам, развивает терпимость к плюрализму и в итоге укрепляет демократические процессы. Редактору это дает возможность быть великодушным в победе и не терять лицо в случае поражения или ошибки.
Чтобы представлять какую-то ценность, редакционная статья должна быть безупречной. Если она заставляет читателя обсуждать ее (или хотя бы задумываться) или если реакция читателей может чему-нибудь научить редактора, то такая статья уже чего-то стоит. Излагать свои взгляды – значит более полно участвовать в жизни. Обычно это позволяет лучше узнать жизнь окружающих, может быть, даже полюбить их больше. Это сохраняет восприимчивость к критике и у редактора, и у остальных работников. Чтобы статья была эффективной, ее автор должен признавать ценности общества, одновременно повышая их. Это искусный трюк, но, пожалуй, единственный, которым стоит пользоваться.
Идеи всюду
Где вы берете идеи для редакционных статей? Такие идеи есть у всех. Жив ли еще редактор, ни разу не сказавший себе: “Вот, вот решение!”? Посещайте собрания, ищите местных информаторов (с некоторыми из них придется съесть не один пуд соли), живите в обществе, используйте свой собственный опыт. Читайте газеты. Идеи придут скорее, чем вы ожидаете. Много думайте – этому замены нет. Процесс мышления спас множество хороших и предотвратил публикацию множества плохих редакционных статей.