Как скомпоновать оставшуюся часть материала
Вы написали лид, но как подать оставшийся материал?
Задача одна – связать все части статьи в единое и интересное целое. Нельзя надеяться на удачу, нужен план.
Традиционный способ детального изложения информационного материала похож на перевернутую пирамиду. Самая свежая, самая важная информация расположена “вверху”, затем следуют менее значительные и интересные факты.
Такая структура, как правило, наиболее удобна для читателя. Он быстро схватывает главное и может прервать чтение в любом месте, не упустив ключевых пунктов.
Но если делать главным критерием структурирования материала только значимость фактов, хронологическая последовательность изложения может быть нарушена. Взаимоотношения между различными частями статьи станут неясными. Поэтому в сложных материалах метод “перевернутой пирамиды” является для журналиста суровой проверкой на мастерство.
Внутри “пирамиды” поток информации может принимать множество форм. Оптимальной, пожалуй, будет следующая (1-5):
1. Лид-резюме, основанный на самых свежих фактах.
2. 2-4 абзаца, в которых они излагаются более подробно.
3. Абзац-предыстория или абзац-связка, которые связывают эти факты с тем, что происходило ранее, или демонстрируют их общественную значимость.
4. Дополнительная информация об этих фактах.
5. Дополнительная информация о предыстории или дальнейших перспективах развития событий.
Другие формы компоновки материала могут быть следующими:
1) Хронология. После лида материал излагается в том порядке, в котором происходили события.
2) Сериал или эпизод. После лида разделите материал на подтемы и рассматривайте каждую из них по очереди. Концовка должна связать их в одно целое.
3) Затяжная форма. Вступление в форме жанровой сценки или пример из жизни даются перед изложением событий. Не растягивайте этот лид, иначе читатель может не уделить внимания остальному.
4) Напряжение. Обратный поворот “перевернутой пирамиды” – концовка “с сюрпризом”. Вы рассказываете о случившемся, но результаты придерживаете до последнего абзаца. Этот вариант используется редко, но он хорош для событий, ход которых замысловат или комичен.
5) Очерк. Здесь ваша цель – не только давать информацию, но и делиться впечатлениями. Фактор времени не так важен, как личностные или общечеловеческие проблемы. Вам нужно нарисовать картинку в воображении читателя. Выделите центральную посылку, обозначьте ее в самом начале и разрабатывайте на протяжении всей статьи. Вокруг этой центральной посылки создайте кружево из наблюдений, анекдотов, аналогий, примеров, цитат и описаний, чтобы картинка стала цельной.
6) Анализ. Форма обычно такова: а) описание проблемы; б) мнения причастных к ней людей и занимаемые ими позиции; в) ваши соображения по поводу дальнейшего развития событий и конечного результата. Комментарий продвигает анализ на шаг вперед; автор также занимает определенную позицию.
7) Рубрики-колонки и обзоры. Здесь существует неисчислимое множество форм. Годится все, что имеет отношение к читателю, осуществляет цели автора и мастерски написано.
При компоновке материала полезно задать себе следующие вопросы:
1. Присутствует ли в нем какая-то особенная тема, от которой вы не должны отходить далеко?
2. Если какие-то элементы не укладываются в рамки этой темы, должны ли вы а) так или иначе вплести их в ткань материала; б) построить на них отдельный материал; в) отбросить их?
3. Будут ли способствовать цитаты и диалоги лучшей последовательности изложения материала, будут ли они удачными связками, найдется ли вообще место для вопросов-ответов?
4. Может ли укрепить основную линию статьи разбивка на пункты?
5. Будут ли присутствовать в материале анекдоты или примеры из жизни, и есть ли они у вас?
6. Есть ли необходимость в сбалансированных периодах – обвинение и опровержение, одна точка зрения – и противоположная ей, то-то в противовес тому-то? Выиграет ли статья от использования таких конфликтов или контрастов?
7. Что может сказать читателю заголовок статьи? Соответствует ли он выбранной вами структуре материала?
8. Можно ли представить вашу статью графически? Если материал сложен, попробуйте изобразить его в виде диаграммы – как если бы вы рисовали генеалогическое древо вашей семьи. Если вы собираетесь писать об ограблении крупного банка, нарисуйте кружок в центре листа бумаги, впишите в него “ограбление”.
Проведите линию из круга, обозначьте ее “банк”. Ответвления этой главной линии будут обозначать его местонахождение, величину, штат работников, предыдущие случаи ограбления, способы охраны и т. д. Проведите еще одну линию из круга, которая будет обозначать преступников, а ее ответвления – то, что вы знаете о них. Нарисуйте другие “ветвистые” структуры для остальных важных компонентов вашего материала.
Часто структурирование материала сильно облегчается применением подобных рисунков.