Зарубежные масс-медиа во второй половине хх века (общая характеристика основных тенденций)
В XX в. издательское дело, став большим бизнесом, приобретало все характерные формы современного индустриального и коммерческого производства и в борьбе за существование освобождалось от старомодных привычек и приемов. После бурного всплеска макрекерства американская журналистика входит в русло консерватизма. В издательской политике, как правило, главный акцент делался не столько на увеличение тиражей, сколько на привлечение рекламы, а для этого периодическому изданию необходимо избегать проявлений радикализма. Появились газетно-журнальные синдикаты, объединявшие и координировавшие деятельность нескольких периодических изданий.
Успешная работа периодического издания была невозможна без специализированной профессиональной подготовки его сотрудников. Время журналистов-универсалов уходило в прошлое, потребовались специалисты в различных областях (политика, экономика, криминальная хроника, спорт, театральная жизнь). В самостоятельные журналистские специальности, необходимые для работы в солидном периодическом издании, выделились фотографы, специалисты по дизайну, рекламе, менеджменту. Поэтому уже в начале века возникла проблема подготовки журналистских кадров.
Сложилось два противоположных подхода к данной проблеме. Одни считали, что лучшей школой для журналиста должна стать редакция газеты или журнала, где можно получить необходимый опыт. Другие были убеждены в необходимости создания специальных журналистских школ.Монополизация газетно-издательского бизнеса - объективное следствие общих тенденций в мировой экономике, хотя наличие корпораций-монополистов не уничтожает возможность существования независимых изданий. Другое дело - степень их влияния на идеологические и культурные процессы. Газетное производство не прекратилось в результате активного внедрения в повседневную жизнь телевидения, видео или различных компьютерных технологий.
Журналам также необходимо было пойти на ряд шагов по адаптации к новым условиям. Вполне естественным шагом стало появление гибридных форм журнальной продукции, которые тяготели к газетной форме подачи новостей, а также уделяли большое внимание хроникально-документальному изобразительному ряду. Наглядные признаки коммерческой трансформации присутствуют в облике «National Geographic» – научно-популярного журнала, созданного еще в 1888 г. в качестве органа Национального географического общества (США).
Явный коммерческий крен наблюдается в концепции и деятельности германского журнала «Geo», имеющего ряд зарубежных версий (в том числе – русскоязычную). Созданный в 1976 г. концерном «Грунер унд Яр», этот ежемесячный иллюстрированный журнал публикует очерки, репортажи и статьи на темы географии, высококачественные фотоработы, отображающие различные живописные уголки планеты, жизнь животных и пр. Однако он выполняет не только (и не столько) научно-популяризаторские функции. В его содержании высока доля чисто развлекательного материала, присутствует элемент сенсационности. Журнал декларирует своей основной задачей ознакомление читателей с «непознанной планетой Земля».
В настоящее время в мировой журнальной периодике достаточно широко представлен тип специализированного дайджеста, с определенной тематикой публикаций и четкой адресной аудиторной направленностью.
Развитие СМИ в 1980-гг. было дополнено появлением таких феноменов, как кабельное телевидение, спутниковое вещание, новые типы аудиовизуальной продукции (видеокассеты, различные типы CD), персональные компьютеры, компьютерные информационные сети (типа "internet"), системы видеотекса. Это приводило к возникновению кратковременных "бумов" на тот или иной тип электронных технологий.
Мировые тенденции в развитии журналистики включают в себя, в частности: глобализацию информации в сочетании с региональным интересом; дальнейшую концентрацию и монополизацию СМИ; включение СМИ в систему корпораций; дифференциацию и специализацию СМИ; зависимость журналистской практики от внедрения новейших технических достижений.
Помимо государственного регулирования информационных потоков в ряде стран активно осуществляется саморегулирование печати, радио- и телевещания. Разнообразие существующих в мире правовых систем и национальных законов о СМИ становится тормозом в дальнейшем развитии журналистики и осуществлении свободы слова и свободы печати, что ставит в ряд насущно важных проблему гармонизации национальных законов о СМИ.
Международные журналистские организации в своем развитии переходят от глобальных к региональным и межрегиональным формам сотрудничества журналистов; к объединению работников печати, радио и телевидения по специальным и узко профессиональным принципам.
Национальные особенности журналистики подвергаются разрушающему воздействию современных тенденций «глобализации» и «американизации», что в некоторых случаях ведет к разрушению ядра национальной культуры, а в других наоборот к консервации отживших форм и методов работы журналистов.
Развитие науки и техники, идущее в соответствии с присущей им внутренней логикой, оказывает серьезное воздействие на практическую журналистику; вместе с тем, политические реалии в некоторых случаях тормозят ее дальнейшее развитие. Дальнейшая коммерциализация прессы, радио и телевидения, повсеместное внедрение новейших технических достижений поставили сложнейшие вопросы перед СМИ стран Восточной и Центральной Европы, бывших республик Советского Союза. К сожалению, болезни роста достаточно однотипны, и новоявленные пресс-лорды как правило не учитывают опыта развития СМИ в странах Запада.
Прошедший век был эпохой крупных общественных и политических потрясений, результатом которых стали две мировые войны, крушение колониальных и тоталитарных империй, полностью перекроившие карту мира. Особенно сильным был накал политических и идеологических страстей в первой половине века, что стимулировало развитие политически тенденциозной журналистики.
Европейские периодические издания были дифференцированы по идейно-политическим признакам, образуя несколько крупных групп: –монархическая пресса – сохраняла сильные позиции в основном до первой мировой войны, в итоге которой многие монархические режимы сменились республиканскими; – христианско-клерикальные издания. К их числу относится, например, ватиканская газета «Osservatore Romano» («Римский обозреватель»); – христианско-демократическая печать является рупором светских партий, опирающихся на идеологические установки христианской демократии – в том числе немецкие газеты «General Anzeiger» («Всеобщий вестник»), «Bayernkurier» («Баварский курьер»), итальянская «Popolo» («Народ») и другие издания;
– либеральная пресса представлена изданиями, многие из которых были созданы в период апогея политического движения либералов XIX в. – например, барселонская газета «La Vanguardia» («Авангард»), основанная в 1881 г.;
– социал-демократическая печать, представленная органами партий – членов Социалистического Интернационала;
– коммунистическая пресса, издаваемая компартиями, созданными после 1917 г. на базе левого крыла социалистических и социал-демократических партий;
– правонационалистические издания –органы прессы шовинистической или близкой к ней направленности – например, печать сторонников Де Голля во Франции до 1968 г. (газета «Le Parisien Libéré» – «Освобожденный парижанин» и др.);
– фашистская и неофашистская периодика –наиболее известными образцами такого рода прессы являлась печать германского рейха в период нахождения у власти нацистов;
– печать «экологических» партии и движений.
В начале века определились характеристики таблоида как газеты для жителей городов с их лихорадочным ритмом жизни, не оставляющим достаточного времени для обстоятельного чтения прессы. Первоначально издатели таблоидов отказывались от рассылки газет по подписке, прибегая к агрессивной манере распродажи тиража через уличных распространителей. Небольшую по размерам, легко доступную газету было удобно читать в трамвае, метро, баре и пр. Многостраничность таблоида создавала у читателя выгодное (хотя и ошибочное) впечатление, будто ему предлагается больше информации по сравнению с газетой обычного формата. На меньшей по размеру газетной полосе не терялись в обшей массе рекламы публикуемые объявления, особенно небольшие, что привлекало рекламодателей. Таблоиды представляли собой многообещающее средство рекламы, обращенной к массовому потребителю.
В двадцатые-тридцатые годы XX в. оформилась большая типологическая группа журнальной периодики – журналы новостей. Родоначальником и ярким представителем этого типа журналов является «Time». Характерным элементом содержания современных еженедельных журналов новостей – как в США, так и зарубежных странах – является наличие в каждом номере «гвоздевого» специального репортажа (или статьи), посвященных одной из наиболее злободневных новостей или проблем политического, экономического или общественного развития. Сегодня общественно-политический журнал новостей адресован, как и прежде, читателям с достаточно высоким уровнем образования – представителям интеллигенции (в том числе – академической), студенчеству, образованным менеджерам и чиновникам с многообразными информационными запросами и стремлением регулярно получать интерпретированную текущую информацию в сжатом виде.
Билет №17 вопрос 2