Я половина 20-х годов – курс на индустриализацию и коллективное масштабное строительство.
Центральный жанр – индустриальный очерк. Семен Нариньяни, Абрам Аграновский.
Главный герой – рабочий человек, преобразующий жизнь.
Основной фон событий – производственная действительность.
После утверждения Партией первого 5-летнего плана, задача публицистики – создание эпохальных картин действительности, создание особых героических образов. (Катаев «Время вперед»)
Образ личности – человек – член коллектива, часть страны. Личная жизнь при этом не изображается и психология подвига не рассматривается.
Борис Горбатов «Великое переоборудование людей»
Новый человек – чугун (Донбасс, Магнитка). Поэтизируется весь трудовой процесс. Судьбы и настроения героев переплетены с судьбой страны. Самопожертвование.
Идет формирование нового советского человека. Пропаганда служению отечеству, родине.
Семен Нариньяни, корреспондент «Комсомольской правды», приехал на возведение металлургического комбината в Магнитогорск.
«Дорога в совершеннолетие» - книга очерков емких и лаконичных по содержанию, авторский дневник с места событий.
Нариньяни и Горбатов принебрегают описанием деталей и образы людей поверхностны. Репортажи и зарисовки принимают упрощенную описательность и как следствие происходит романтический схематизм восприятия жизни.
В «Дороге» нет указаний на последствия, которые грозят в результате увеличения темпов строительства.
«Коллективисткая» тема стала главенствующей для многих известных журналистов. «Правдисты» Абрам Аграновский, Иван Рябов, Алексей Колосов внесли заметный вклад в развитие «аграрной» темы», их усилия были направлены на утверждение в общественном сознании идеи победы над социальной разобщенностью, веками господствовавшей в деревне.
Абрам Давидович Аграновский (1896-1951) Медик по профессии. Участник Первой мировой и Гражданской войн. Работал в газетах «Коммунист», «Правда» и «Известия».
Очерки «Диалектика штурма» и «Главное « посвящены преобразованию жизни в районах Средней Азии. Для автора победа новых отношений в кишлаках возможна только при активном содействии общественных масс. В очерках почти нет конкретных людей, но ощущается коллективная воля направленная на преодоление экономической отсталости в одном из районов Таджикистана.
«Люди побед»(1932) – очерки о преобразовании промышленности в Кривом Роге, о социалистическом соревновании в Таджикистане, о массовой коллективизации в Коканде.
Аграновский восхищен преобразованиями села, лексика – военно-окрашенная, герой нацелен на достижение производственных результатов любой ценой.
Иван Рябов, Создает сельскохозяйственные очерки. Психология подвига. Образы более лиричны, хотя на первом плане политические задачи. Его герой наделяется внутренней жизнью.
Рябов считает, что утверждение коллективистских отношений возможно только при условии преодоления крестьянами пережитков прошлого, противопоставление сплоченности масс индивидуальной кулацкой психологии. «Стальная конница» (1931) . автор утверждает что победа новых отношений только вопрос времени и она обязательно наступит «…Кулак выдвигает новые силы. Он говорит, что трактор несет в деревню безработицу, вытесняет, убивает человека… «Лебединая песня» кулачества исполнена звериной ненависти к трактору. Пускай.»
Алексе Колосов. На протяжении почти тридцати лет (с 1928 г. до конца своей жизни, до 1956 г.) сотрудничал в «Правде». Большой знаток и талантливый бытописатель советской деревни, он откликался на самые острые вопросы современности. Особая наблюдательность, умение найти яркие краски для характеристики героев – все это делало его очерки весьма популярными среди читателей. Материалы А. Колосова отличались точным, строго индивидуальным диалогом, живостью и яркостью авторской речи.
К числу очерков, которые «сохраняются памятью как картины», следует отнести выступления о преобразовании засушливых в недалеком прошлом степей. Очерк «Чудесное беспокойство» - по методу контраста сначала рассказывается, какие беды приносили лютые степные суховеи земледельцу раньше, когда хлеба сгорали на корню, и голод заставлял крестьян покидать насиженные места и идти «куда глаза глядят», «куда ноги дотащат», а затем следует рассказ о труде советских людей на обновленных землях. Преимущество коллективной жизни Колосов видел, исследуя быт людей.
«На свадьбе» (1938). Собравшиеся на торжество люди неспешно ведут разговор о колхозных делах «… поговорили про снег, про Измалковское взгорье… про Анфису Ложкину (родила тройню, по старому плакать бы, а теперь ей такая уважительность, что лежи и ни о чем не беспокойся. Березовых дров два воза привезли. Корова-то стельная, так с фермы сливки посылают, масло, петухов – кормись мать усиленно, А как же! Не в чужих людях родила, а в колхозе).
Но нельзя не отметить, что мысли их героев выглядят упрощенными, построенными по однотипному принципу: колхозная жизнь – хорошо, единоличная – плохо.