Нетрадиционные методы получения сведений
Кроме традиционных методов получения сведений, журналист в своей практической работе использует методы смежных наук. Их может быть сколько угодно. Но мы остановимся на самых распространенных.
Прежде всего, это метод опроса. В социологии он имеет несколько разновидностей.
Первый вид получил название "корреспондентский способ". Суть его состоит в рассылке вопросников тем лицам, которые располагают необходимой исследователю информацией.
Второй разновидностью служит так называемое раздаточное анкетирование. Здесь необходимые анкетные опросники заполняются непосредственно в присутствии исследователя.
Третья разновидность - запись ответов опрашиваемых самим исследователем.
И, наконец, особое место занимает анкета, с помощью которой выясняется мнение по различным социальным вопросам.
Все эти разновидности в той или иной мере присутствуют в журналистской работе. Приобретая свои специфические особенности, опрос подразделяется здесь на очный (интервьюирование) и заочный (анкетирование).
Чаще всего используется массовое интервьюирование - метод получения данных о состоянии общественного сознания, общественного мнения, общественной практики с помощью устного опроса многих лиц. Нередко в журналистской практике встречается и анкетирование - метод получения данных о состоянии общественного сознания, общественного мнения, общественной практики с помощью заочного опроса.
Следующий, получивший распространение в современной журналистике метод, также пришел из социологии. Фокус-группа - метод группового интервью. Вспомните, как строятся шоу В.В.Познера. Он работает сразу с несколькими людьми, дополняющими друг друга в ответах на вопросы ведущего. Опрос многих лиц идет одновременно. И все, заинтересованные в решении исследуемой проблемы, при этом ограничены местом и временем. В этом есть свое преимущество: влияя друг на друга, участники фокус-группы имеют возможность корректировать или комментировать свою точку зрения. Тогда как при массовом интервьюировании это исключено: там одна точка зрения изолирована от другой. Основной элемент сходства между фокус-группами и включенным наблюдением состоит в том, что оба метода дают возможность непосредственно наблюдать процессы социального взаимодействия, а преимущество фокус-групп состоит в том, что проблема выделена как предмет спора, весь процесс обсуждения сконцентрирован именно на ней.
Современная журналистика имеет значительный опыт использования в своих исследованиях и статистической информации. Система информации в статистике подразделяется на два основные вида - оперативная и сводная информация. К оперативной относятся статистика естественного движения населения и ведомственная статистика. А ко второму виду статистических источников относится сводная информация, публикуемая в специальных изданиях. Объем информации, представленной статистикой, очень велик, однако здесь слабее отражена социальная информация по сравнению с экономической. Поэтому чаще всего статистические данные требуются журналистам только при создании серьезных аналитических материалов на экономическую тематику.
Но ведь журналист имеет возможность и сам создавать статистический документ особого рода. Ответы, полученные от респондентов в ходе опросов и проведения фокус-группы, детализирующие сведения о социально-классовом и демографическом составе населения, этическом и эстетическом мировоззрении, отношении к тому или иному событию социальной, экономической или политической жизни, образуют совершенно новый раздел социальной статистики. Наибольшую ценность они приобретают в том случае, если полученные данные проанализировать в комплексе и в соотнесении с другими источниками. Это дает возможность журналисту наиболее глубоко рассмотреть поднятую проблему.
Следующий метод - контент-анализ - позволяет получить выводы путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах социальной действительности. Подобная техника может применяться не только к анализу документов, но и при изучении ответов на открытые вопросы, задаваемые при проведении обследования. Существует два типа контент-анализа: качественный, рассматривающий лишь наличие элемента содержания, и количественный, учитывающий частоту встречаемости. Для журналистики объектами исследований становятся тексты газет, передачи радио и телевидения, редакционные документы, письма граждан, служащие источником информации и каналом выражения общественного мнения, тексты неформализованных интервью.
Эксперимент - метод получения сведений о состоянии того или иного объекта действительности с помощью выявления его реакции на экспериментальный фактор. Журналист моделирует ситуацию, провоцируя исследуемых на определенные действия, в ходе выполнения которых он наблюдает за динамикой развития событий. Целью всякого эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями, а потому его результаты применимы в качестве критерия истины. Но для достижения такой силы доказательств журналист должен быть уверен, что им учтены все факторы, влияющие на развитие данной ситуации, и исключено появление в ходе эксперимента абсолютно новых для нее, искажающих чистоту эксперимента.
Как уже было сказано, журналист обращается и к другим методам конкретных наук, таким как экономический анализ, культурологический анализ, эстетический анализ, правоведческий анализ...
Сравнительно новые для журналистики, эти нетрадиционные методы освоены ею далеко не одинаково, а потому часты ошибки, низводящие получаемые результаты. Отсюда вытекает принцип дополнительности в использовании методов получения сведений, который предполагает обязательное комбинирование всех методов с учетом особенности задач и условий журналистского исследования.
Журналист выходит на задание
Завершив подготовительный этап творческой деятельности, журналист приступает к непосредственному сбору информации, тщательно отбирая методы своей работы. Немаловажно при этом, какими профессиональными качествами обладает при этом журналист.
Если попробовать объективно классифицировать профессиональные качества журналиста, их можно разделить на четыре уровня: природные способности, мировоззренческие позиции, образовательный уровень, специфические профессиональные требования.
Природные способности предполагают врожденную склонность к наблюдательности и умение увлекательно рассказать об увиденном. Коммуникабельность, умение легко сходиться с людьми, выносливость, упорство, настойчивость, логическое мышление и аналитический ум - вот далеко не все качества, которыми журналист должен обладать от природы.
Мировоззренческая позиция характеризуется неподкупной верностью фактам, правде жизни, объективностью и стремлением постичь факты во всей их глубине и противоречивости. Здесь в первую очередь и проверяется, насколько научно мировоззрение журналиста.
Образовательный уровень помогает журналисту увидеть и понять новое, прогрессивное, а эрудиция дает ему возможность легко оперировать данными различных наук.
Что же касается специфических профессиональных требований, то они зависят от рода журналистской деятельности: газетчик, радио- или тележурналист.
Но есть и еще нечто, что объединяет в своих требованиях всех журналистов, будь то сотрудников печатных органов или представителей электронной прессы. Методология творческого процесса журналиста отводит им особый подраздел практической деятельности.
Определение правил и норм, регулирующих профессиональное поведение, при этом занимает одно из важнейших мест в структуре творческого процесса журналиста. Это и юридические законодательные акты, и этический кодекс, и личностные ценностные установки. Совокупность этих правил и норм формирует мировоззренческую основу журналистского творчества и в конечном итоге определяет выбор методов и приемов сбора информации, ее знакового оформления. Качество и характер газетной журналистики определяются целым набором ценностей журналиста, владельца газеты или тех, кто ее контролирует, ценностями господствующей журналистской культуры, а также теми, которые все приписывают читателям.
В числе главных задач журналиста такие:
- отыскивать и публиковать информацию вместо слухов и измышлений, то есть необходима достоверность;
- сопротивляться правительственному или иному контролю, стараться соблюдать объективность;
- тщательно расследовать ситуацию, добывая всему документальную подтвержденность;
- держать зеркало у лица общества, показывая его достоинства и пороки, развенчивая лелеемые им мифы, обеспечивая показ динамики и среза общественных мнений.
Все это можно наложить на те методы познания действительности, которые чаще всего использует журналистика: а) проработка документов; б) беседа; в) наблюдение; г) конкретно-прикладные социологические исследования.
Личностная журналистская культура и культура издания, в котором журналист работает, диктует возможности использования этих методов в собственных интересах. В начале 1980-х годов редактор "Нью-Йорк Дейли Пост", чтобы заполнить первую полосу, попросил репортеров собрать подробности всех мельчайших преступлений, совершенных в городе, и свел их воедино в леденящей кровь статье "Безумие на наших улицах". Культура этого издания потребовала от журналиста при соблюдении достоверности и документальности иной качественной интерпретации отобранных фактов и их оценки.
Однако вспомним и о том, что существует свод неписанных законов, регламентирующих нормы человеческого поведения с учетом требований нравственности, морали и обычаев общества. В конечном счете профессиональная этика журналиста мало чем отличается от общечеловеческой. Она разве что более строгая и взыскательная, прежде всего - к самому журналисту. Не случайно многие зарубежные органы массовой коммуникации имеют собственные морально-этические кодексы, преступить которые не дозволяется никому: ни штатному сотруднику, ни нештатнику.
В отечественных средствах массовой коммуникации еще не созданы подобные кодексы. Но это не означает, что свод неписанных законов не существует в отечественной журналистике. Журналист обязан сотни раз все взвесить, прежде, чем взяться за перо. Он не вправе скрывать что-либо от читателей. Но он и не вправе сообщать такую информацию, которая косвенно может подтолкнуть к общественным беспорядкам. А сколько такта требуется журналисту, освещающему этнические конфликты, религиозные разногласия, политическое противостояние. Да и журналист-эколог должен тщательно взвешивать имеющуюся у него информацию, чтобы при ее обнародовании не усугубить страдания читателей.
Негативная информация имеет право на существование. Закон ее не запрещает. И только совесть журналиста-профессионала может подсказать ему, что и как следует писать.
При этом следует помнить и о том, что профессиональное общение журналиста функционально, то есть - служит средством получения производственно необходимой информации. И вместе с тем - надфункционально, носит не только деловой, но и личностный, неформальный характер. Поэтому в ходе сбора информации журналист может получить такие сведения, которые не всегда этично обнародовать.
Условия деятельности журналиста принято делить на две группы. Первая - предметная - включает микроклиматические обстоятельства. Вторая - социальная - объединяет нормативно-законодательные и психологические факторы.
Характерная особенность предметных условий заключается в том, что они предельно разнобразны, начиная от обыденно-бытовых и заканчивая такими, когда деятельность протекает в необычных условиях. Например, журналист может принять участие в геологической экспедиции. Или, скажем, подняться в небо вместе с пилотами, чтобы рассказать об их профессиональной деятельности. Устойчивый признак предметных условий труда журналиста как раз и состоит в отсутствии устойчивости.
Социальные условия журналистского творчества так же отличаются предельным разнообразием и очень высокой динамичностью, но круг требований в данном случае сопряжен с объектами журналистского творчества: людьми и предметами исследуемой проблемы. Нормативно-законодательные, профессионально-этические, психологические условия труда и составляют вторую группу условий деятельности журналиста.
Функция этих блоков профессиональной деятельности состоит в том, чтобы ориентировать журналиста в каждом конкретном случае на сознательное самоуправление и ориентацию в выборе необходимых методов творчества. Здесь важно и поведение по отношению к людям, которые выступают как источник информации, и к тем, которые выступают как объект познания и отображения, и по отношению к читателям, и по отношению к коллегам.
Необходимо помнить, что журналист обязан быть тактичным и корректным при получении сведений. Одной из крупнейших и частых дилемм в повседневной работе журналиста можно сформулировать в трех словах: не для печати. Источники информации, стремясь обезопасить себя, закрывают свое имя или переданные ими данные для публикации. Здесь вступает в силу главный принцип работы журналиста: всякая информация должна быть перепроверена и подтверждена ссылками на источник. Получив конфиденциальные сведения, журналист обязан найти им подтверждение в официальных открытых источниках.
Сложности профессионального общения журналиста могут быть связаны с многочисленными барьерами, мешающими установлению контакта с собеседником. Эти барьеры носят или социальный характер (принадлежность к разным социальным группам), или социально-психологическую природу (несовпадение групповых настроений), или предметно-логические истоки (перепад в уровне знаний и опыта), или психологическую основу (разность темпераментов). И устранение их - тоже вопрос профессионализма и мастерства журналиста.