Журналистика второй половины 20 века
Судебный процесс, проходивший в Нюрнберге над главными немецкими преступниками девять месяцев - с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года, - широко освещался всей советской прессой. Кроме официальных сообщений публиковались репортажи, памфлеты, карикатуры. Все это определило направление советской журналистики второй половины 20 века, когда широко развернулись кампании в защиту мира.
В 1945 году на конференции пятидесяти стран был выработан и вошел в силу Устав Организации Объединенных наций - новой международной организации по поддержанию мира. В 1949 году родилось и массовое движение сторонников мира, к Первому конгрессу которого выдающийся художник Пабло Пикассо нарисовал своего знаменитого "Голубя мира".
20 сентября 1947 года М.А.Шолохов, А.А.Фадеев, К.М.Симонов, В.В.Вишневский, Б.Л.Горбатов и другие писатели опубликовали открытое письмо, в котором прозвучал призыв предотвратить угрозу термоядерной войны: "Писатели, мастера культуры - это совесть человечества. Могут ли они молчать, если война, которая, казалось бы, уже третий год как закончена, все еще продолжается. Третий год, как были подписаны акты о том, что в мире не должна больше проливаться кровь народов, - и третий год, как в разных концах земного шара каждый день льется кровь детей, женщин и мужчин, простых людей, ни в чем не повинных, кроме того, что они имели несчастие родиться в Греции, Индонезии, Китае".
Публицистические статьи И.Г.Эренбурга, К.М.Симонова, Б.Л.Горбатова год за годом регулярно появляются на страницах "Правды", "Известий" и других газет. Кстати, уже в 1946 году в стране выходило свыше семи тысяч газет, хотя еще в начале 1945 года их было немногим более четырех с половиной тысяч. Резкий рост гражданской прессы вызвал к жизни около пятидесяти партийно-советских документов о печати и других средствах массовой информации. От изданий требовалось значительное повышение их роли в политическом воспитании трудящихся. И выступления видных деятелей литературы и искусства, писателей, прошедших войну фронтовыми корреспондентами, как раз выполняли поставленную задачу.
Тем более, что им не приходилось при этом подстраиваться под чье-то мнение. События послевоенных лет характеризуются серьезными международными осложнениями. И самым опасным для всеобщего мира было вмешательство США в войну в Корее в июне 1950 года. Продолжалась и кровопролитная война против демократической Республики Вьетнам, развязанная французскими властями в 1947 году.
Но и внутри СССР обстановка оставалась напряженной. Вскоре после войны появляются постановления ЦК ВКП (б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград" (1946), "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", "Об опере "Великая дружба" (1948) и ряд других, сказавшихся на творческой судьбе многих известных деятелей культуры - А.А.Хазина, М.М.Зощенко, А.А.Ахматовой, Д.Б.Кабалевского, Д.Д.Шостаковича и других.
7 мая 1945 года в СССР впервые отмечался День радио. В этот день после длительного перерыва в Москве состоялась первая телепередача, а уже с 15 декабря 1945 года Московский телевизионный центр первым в Европе возобновил регулярные передачи телепрограмм. Развитие техники позволило создать и передвижную телевизионную станцию, первая в СССР внестудийная передача - репортаж с футбольного матча на стадионе "Динамо" - велась 29 июня 1949 года.
Смерть И.В.Сталина 5 марта 1953 года привела к пересмотру основных политических дел послевоенного времени. В газете "Правда" и журнале "Новый мир" появляются острые публицистические выступления В.В.Овечкина. Он первым из журналистов заговорил о вреде партийного руководства сельским хозяйством. Его "Районные будни", "В том же районе", "Борзов и Мартынов", "На переднем крае" обратили на себя внимание показом жизни безо всякого затушевывания недостатков.
В 1956 году был провозглашен новый партийный курс, получивший название "оттепель". Создание в 1961 году Агентства печати "Новости" стало важным шагом в преодолении противостояния СССР и западно-европейского мира. АПН поддерживало контакты со ста десятью странами, имея возможность публиковать материалы, не всегда соответствовавшие официальной идеологии СССР. Одновременно шло развитие радио и телевизионных центров. Телевидение стало одним из главных способов информирования о важнейших событиях в стране и за рубежом. С февраля 1956 года появляется вторая программа Центрального телевидения, в январе 1982 года превратившаяся в общесоюзную.
Первая общесоюзная программа - информационная, общественно-политическая, культурно-образовательная, художественная, оперативная - имела четыре дубля, позволяющих жителям различных часовых поясов смотреть передачи в удобное для них время.
Вторая общесоюзная программа - культурно-просветительная - ориентировалась на литературно-драматические, музыкальные, региональные передачи и программы стран Восточной Европы.
Кроме того, были Московская и учебная программы. Всесоюзное радио насчитывало пять программ, каждая из которые имела свою специфику: первая - общественно-политическая, вторая - информационно-музыкальная, третья - литературно-музыкальная, четвертая - музыкальная, пятая - адресована гражданам страны, находящимся за ее пределами (морякам, рыбакам, полярникам).
Как вы понимаете, требовались новые высококвалифицированные кадры. Двадцать четыре факультета и отделения государственных университетов готовили журналистов. А новый учебный год 1959 года принес значительные изменения в подготовку специалистов: в МГУ на факультете журналистики было создано отделение радиовещания и телевидения.
"Оттепель" продержалась недолго. В начале 1970-х годов вновь начинается борьба с инакомыслием. Стремлению полностью подчинить прессу, сделать ее послужным инструментом были подчинены многообразные формы партийного руководства.
Но глоток свободы, который успели почувствовать в стране деятели культуры, дал неожиданные результаты. 5 декабря 1965 года в Москве на Пушкинской площади прошла первая демонстрация протеста. Эта дата считается началом нового диссидентского движения. В последующие годы инакомыслящие безжалостно высылались за пределы страны или попадали в тюрьмы. И вновь, как и раньше, Русское Зарубежье стало играть роль оппозиции существовавшему в СССР политическому строю.
Остававшиеся в официальных государственно-партийных изданиях журналисты искали возможность обойти цензуру, чтобы рассказать о том, что волнует страну. Советская публицистика оставалась гражданственной, яркой и многообразной, невзирая на усилившееся идеологическое давление. Статьи и очерки А.А.Аграновского, В.М.Пескова, И.П.Руденко, Я.К.Голованова, Ю.А.Жукова и многих других заставляли задуматься над тем, что и как показывают журналисты.
В середине 1980-х годов обнаружились первые плоды их работы. Поворот политики страны к демократизации и гласности - процесс закономерный, готовившийся все годы после "оттепели". На первый план в средствах массовой информации выступили задачи правдивого отражения действительности, компетентность и профессионализм. В июне 1990 года был принят Закон СССР "О печати и других средствах массовой информации". Он отменил цензуру, предоставив широкие права на учреждение средств массовой информации, ввел их регистрацию. Одновременно начался процесс разрушения единого информационного пространства СССР. Стали появляться негосударственные издания и телерадиоканалы. Национальные республики, провозглашая суверенитет, создавали собственную сеть средств массовой информации. К концу 1980-х годов альтернативная пресса состояла из общественно-политических, религиозно-философских и литературно-художественных изданий. Фактически, она стала наследницей самиздата. К ней добавлялись общественно-политические издания новообразованных партий.
Вместе с тем журналисты СССР на себе ощутили опасность профессии, всю ответственность за свою работу. По данным международной ассоциации "Репортеры без границ" с 1969 по 1990 годы в мире погиб семьсот пятьдесят один журналист. В последующие годы международная статистика смертей пополняется и за счет России.
Раньше мы жили в стране, где тайна делалась исключительно из всего, владение информацией было исключительной прерогативой партийных, разведывательных органов и органов государственной безопасности. Теперь информированность общества неизмеримо возросла. Но ровно настолько же возросла и опасность профессии журналиста. Если в 1988 году практически единственным местом вооруженных конфликтов был Нагорный Карабах, то за последующие три года произошло более ста пятидесяти вооруженных столкновений в России, а в 1994 году вспыхнула война в Чечне.
На телевидении и радио дикторов стали сменять журналисты, сухая информация сменилась авторским видением ситуации. Это повышает требования к публицистам и оказывает сильное влияние на развитие средств массовой информации.