Журналистика Отечественной войны 1812 года
Вечером 5 июля 1812 года между восемью и девятью часами три роты легкой пехоты "Великой армии" Наполеона на лодках переправились через Неман и без выстрелов направились к городу Ковно. Затем ночью по трем понтонным мостам, наведенным у Понемуня, 1-я дивизия французской армии перешла через Неман и утвердилась на правом берегу реки.
Так началась Отечественная война 1812 года. Она резко сократила и без того незначительное число русских периодических изданий. В годы войны выходило лишь три журнала консервативного направления - "Чтение в Беседе любителей русского слова" А.С.Шишкова, "Вестник Европы" М.Т.Каченовского и "Русский вестник" С.Н.Глинки. Война рассматривалась ими как защита Православия, самодержавной Руси и престола. Тема патриотизма, подъем национального самосознания позволил авторам этих изданий уйти от острых социальных проблем внутренней жизни.
В противовес им выступал журнал "Сын Отечества", который начал издаваться в Санкт-Петербурге с октября 1812 года Н.И.Гречем. Причем, с доброго согласия самого Александра Первого: правительство считало необходимым иметь в столице полуофициальный общественно-политический журнал. Гражданское свободомыслие "Сына Отечества" проявилось в характеристике войны как борьбы за национальную независимость Родины. "Умрем свободными и в свободном Отечестве! "- таков был лейтмотив всех материалов журнала.
Отметим, что по количеству информации "Сын Отечества" соперничал даже с газетами. А с 1813 года при нем стала выходить и газета - бюллетень последних новостей "Политический листок".
Н.И.Греч ввел в свой журнал интересное новшество - иллюстрации содержание которых подчинялось общей патриотической цели журнала. Основной жанр иллюстраций - политическая карикатура, высмеивающая Наполеона и его сподвижников. Рисовали для "Сына Отечества" известнейшие художники А.Г.Венецианов и И.И.Теребенев.
Зачастую тематика этих карикатур перекликалась с сатирическими баснями И.А.Крылова "Обоз", "Ворона и курица", "Волк на псарне" и других, печатавшихся в "Сыне Отечества".
Кстати, позже журнал удивил читателей еще одним интересным нововведением: публикацией ежегодных обозрений литературы. Впервые этот жанр попал на страницы "Сына Отечества" вскоре после войны, в 1815 году. А затем, с 1820-х годов, прочно утвердился в русской журналистике, - например, у А.А.Бестужева в "Полярной звезде", у Н.А.Полевого в "Московском телеграфе", у В.Г.Белинского в "Отечественные записках" и "Современнике".
История русской публицистики 1812 - 1814 годов знаменита и тем, что часто произведения, оказывавшие глубокое воздействие на современников, переиздавались отдельными брошюрами. И конечно же в течение короткого срока расходились огромными тиражами. В основном это были статьи из "Сына Отечества". Они переводились на французский, английский и немецкий языки для иноземных читателей и пользовались у них огромным успехом.
Самым знаменитым среди них стал очерк З.Пфуля "Отступление французов", первоначально увидевший свет в начале января 1813 года в первых двух книжках "Сына Отечества". Потом он был напечатан в Германии, Италии, Англии, Польше, Швеции, Голландии и других странах Западной Европы.
Трудно сказать, почему он стал так популярен. Возможно потому, что это был первый в русской публицистике общий очерк отечественной войны 1812 года. До него выходили статьи и публицистические выступления лишь об отдельных военных эпизодах. И только "Отступление французов" решается дать целостное описание контрнаступления русской армии и последоватьно раскрыть руководящую роль М.И.Кутузова в Отечественной войне начиная от Бородина и до изгнания "Великой армии" за пределы России.
В годы Отечественной войны выходили не только тыловые издания. Идея создания при штабе армии агитационно-пропагандистского центра возникла, видимо, сразу же после начала военных действий. Первые его шаги были связаны с публикацией пропагандистских материалов, обращенных к солдатам противника: листовок, прокламаций, публицистических брошюр.
Дело в том, что наши солдаты уже получали подобные листовки и воззвания, отпечатанные агитационным центром армии Наполеона, и требовалось начать контрпропаганду.
А когда с июня 1812 года стал выходить "Бюллетень Великой армии", пытавшийся противостоять акциям русского агитационно-пропагандистского центра, появилась необходимость в регулярном периодическом издании. И уже в июле 1812 года походная типография Главной квартиры штаба русской армии пытается наладить выпуск своей газеты. Но "Россиянин" вышел всего один раз, с русским и параллельным немецким текстами. В газете упоминались военные действия в Испании, подводились итоги войны с Турцией и подчеркивался народный характер войны с Наполеоном. Выход газеты был приурочен к подписанию мира с Турцией.
Среди листовок Главной квартиры - воззвание к народам Европы "Официальные известия из армии", провозгласившее принцип политической независимости европейских государств; прокламации, призывавшие народы Европы подняться на борьбу с Наполеоном; обращения к солдатам "Великой армии" с призывом сложить оружие.
Типографии приходилось работать в сложных походных условиях. Тем не менее, ее директор - А.С.Кайсаров - принимал все меры к оперативному выпуску изданий. Скажем, листовка, посвященная Бородинскому сражению, была написана и отпечатана непосредственно в ночь, последовавшую за боем. Автор листовки, не зная, что произойдет утром следующего дня, допустил неточности в своих предположениях о маневрах русской армий.
Агитационная публицистика типографии Главной квартиры включает в себя "Журналы военных действий" - официальные документы штаба; публицистические листовки и брошюры; литературные произведения, издававшиеся в штабе Кутузова.
С конца 1812 года, когда в Главную квартиру приезжает император Александр, существенно, меняется политическая направленность изданий походной типографии. Вместо активной поддержки народных ополчений и партизанских отрядов листовки объявляют спасителем Отечества государя императора. Отныне доблесть защитников Родины проверяется через верность престолу и вере.
Что же касается прокламаций, предназначенных для европейского читателя, они по-прежнему разоблачали все акции французской военной пропаганды, оперативно откликаясь на "Бюллетени Великой армии". Эти прокламации перепечатывались в иностранных газетах точно так же, как и известия из французской армии.
Конечно, как вы сами понимаете, до нас дошли далеко не все издания походной типографии. Но об общем направлении этих изданий мы все же можем судить по перепечаткам в тыловой прессе. Гражданская печать систематически пользуется материалами военных изданий. И здесь вновь отличается "Сын Отечества". По сравнению с другими неправительственными изданиями того времени он очень оперативно публикует материалы "Журнала военных действий", публицистические воззвания и военные известия, печатавшиеся в походной типографии.
Почти одновременно Главная квартира и "Сын Отечества" обнародовали "Список пленных французских генералов", а воззвание М.И.Кутузова к жителям Пруссии "Сын Отечества" опубликовал на пять дней раньше официального издания штабом. В 1812 году в Москве и Санкт-Петербурге, по самым скромным подсчетам, вышло около полусотни публицистических брошюр, которые по своим жанровым особенностям соприкасаются с тем материалом, который печатался в "Сыне Отечества": воззвания, проповеди, антинаполеоновские памфлеты, политические рассуждения... Тематика большинства их касалась в основном московских событий. Поэтому появление в русской гражданской публицистике известий с линии Фронта было чрезвычайно важно для поднятия общего духа русского народа.
Значительным свидетельством тесной связи "Сына Отечества" с походной типографией стал некролог А.С.Кайсарова, погибшего в одном из майских сражений 1813 года. Это был, по сути, первый биографический очерк об организаторе и директоре походной типографии Главной квартиры штаба русской армии, однополчанине В.А.Жуковского, талантливом публицисте. По-видимому именно он и снабжал журнал, самой свежей информацией, позволяя "Сыну Отечества" опережать даже официальные источники.
Отечественная война 1812 года способствовала развитию новых форм печати, которой позже воспользуются и декабристы: "летучие" листки-воззвания, оперативно откликающиеся на события. Так что не только рост национального самосознания позволил М.И.Муравьеву сказать от имени всех декабристов: "Мы были дети 1812 года".
Публицистика декабристов
"Вчерашний день будет, без сомнения, эпохою в истории России". Автор этих строк, к сожалению, оставшийся неизвестным, вряд ли мог подозревать, как близок он окажется к истине. И, быть может, только благодаря его материалу, опубликованному 15 декабря 1825 года, официозная газета "Русский инвалид" будет нам интересна еще не одно столетие. В поисках истины или, наоборот, в желании ее скрыть газеты и журналы того времени пестрили материалами о выступлении на Сенатской площади. И быть может, сами того не ведали, что становились частью декабристского дела. Ведь выступившие против консервативной политики правительства русские офицеры полагали, что именно литература, журналистика будут способствовать переменам в обществе. Литература должна была помочь сломать психологию подчинения и безгласности. И потому будущие декабристы охотно посвящали себя журналистике. Уже с 1818 года "Вольное общество", участниками которого были К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер, Ф.Н.Глинка, А.О.Корнилович и другие, выпускало журнал "Соревнователь просвещения и благотворения", доживший до 1825 года.
Тираж журнала был невысок, всего 200-300 экземпляров, распространялся он среди образованного дворянства и много места на своих страницах отводил изящной словесности. И все же именно он может быть назван образцом легальной публицистики декабристов. Законная благоразумная свобода провозглашалась здесь условием счастья народа, а перемены и революции в жизни человечества признавались прогрессивными. И все это - на недавних примерах из отечественной истории и литературы.
Особенностью журналистики декабристов стало то, что все свои художественные произведения, - будь то "Думы" К.Ф.Рылеева или критические статьи О.М.Сомова, - они наполняли публицистичностью, живым откликом на современные им политические события.
Но самым замечательным изданием декабристов стал альманах "Полярная звезда", выходивший в 1823 - 1825 годах. Издавали его К.Ф.Рылеев и А.А.Бестужев. Вышло всего три книжки альманаха.
Первая состояла из двух отделов: прозы и стихов. Как прозаики в альманахе 1823 года участвовали: А.А.Бестужев, Ф.Н.Глинка, Н.И.Греч, А.О.Корнилович, Ф.В.Булгарин, О.М.Сомов и другие известнейшие литераторы того времени. В отделе поэзии печатались Е.А.Боратынский, П.А.Вяземский, С.Н.Глинка, Н.И.Гнедич, Д.В.Давыдов, А.А.Дельвиг, В.А.Жуковский, И.А.Крылов, П.А.Плетнев, А.С.Пушкин, К.Ф.Рылеев.
Книжку открывала статья-обзор Александра Александровича Бестужева "Взгляд на старую и новую словесность в России", призывающая освободиться от заимствований и подражаний, ослабляющих русскую литературу. Она как бы организовывала всю книжку, определяла программу издания.
Среди достойных русской литературы произведений А.А.Бестужев называет труды А.А.Кантемира, Д.И.Фонвизина, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина. Он одобряет басенное творчество И.А.Крылова, высоко оценивает В.А.Жуковского как переводчика.
Вокруг альманаха разгорелись споры. Огромный успех "Полярной звезды" принес солидную прибыль издателям. И в 1824 году вышла вторая книжка, в которой А.А.Бестужев публикует "Взгляд, на русскую словесность в течение 1823 года". Это был самый бледный год в истории русской литературы, считает он и пытается провести анализ причин успехов и неудач. Спад литературы критик связывает с утихшим интересом к Отечеству. Может быть именно потому вторая книжка альманаха отчетливее вырисовывает политическую линию декабристов: здесь нет ни одного лирического стихотворения В.А.Жуковского, который представлен в альманахе одними лишь прозаическими произведениями, но значительно увеличился вклад. А.С.Пушкина, в то время ссыльного поэта.
Третья книжка по идейной насыщенности превосходит две первые. "Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов" А.А.Бестужева, которым открывается "Полярная звезда" на 1825 год, уже не столько литературно-критическое, сколько политическое выступление. Истинной поэзией провозглашается лишь свободолюбивая поэзия. Критик-декабрист хотел бы видеть всю литературу во главе освободительного движения: "Когда молния просила людской помощи, чтобы вспыхнуть и реять в небе?!" - восклицает он с пафосом.
Что интересно, все обзоры литературы А.А.Бестужев проводит через призму журналистики. Он разбирает выходившие в то время издания, делая в их адрес дерзкие замечания. А простой, чистый и меткий язык, доступный широкому кругу читателей, сразу же делал эти обзоры популярными у разных слоев: от дворян до простого народа. Значит, становились близкими и мысли автора. Так декабристы через литературу, через публицистику пытались формировать общественное мнение.
Но одно дело - легальные издания, где приходилось что-то недоговаривать и маскировать. И другое - нелегальная революционная публицистика.
Кондратий Федорович Рылеев, печатавший в альманахе "Полярная звезда" свои "Думы", наполненные высокими патриотическими чувствами, для нелегально распространявшихся листовок писал агитационные солдатские песни.
Еще в 1820 году получили распространение прокламации, в которых государь был назван угнетателем Отечества, а дворяне - тиранами. И выдвигалось требование заменить "вредную царскую власть выборами". В поддержку прокламаций декабристы выпустили специальные солдатские разговорники. Один из них был написан Н.М.Муравьевым и назывался "Любопытный разговор", а другой - "Православный катехизис" С.И.Муравьева-Апостола.
Никита Михайлович Муравьев задумал в элементарно-доступной форме подготовить солдат к выступлению против царя. Для этого он и написал свое произведшие в вопросно-ответном жанре разговорника. Детские, наивные вопросы тут же получали такие же детские ответы.
"Что есть свобода?" - "Жизнь по воле." - "Стало быть, все люди должны быть свободными?" - "Без сомнения". - "А все ли люди свободны?" - "Нет. Малое число поработило большее". - "Почему же малое число поработило большее?" - "Одним пришла несправедливая мысль господствовать, а другим подлая мысль отказаться от природных прав человеческих".
Логика мысли убеждала в верности ответов. И подсказывала как надо действовать, чтобы вернуть справедливость.
Но ведь известно, что всякая власть - от Бога. Значит, если восстать против царя, значит нарушить волю Бога. Эту логику простого народа нельзя было не учитывать. И Сергей Иванович с примечательной двойной фамилией Муравьев-Апостол по образцу религиозной литературы создает "Православный катехизис". Дело в том, что при подготовке к принятию Святого Крещения ведутся занятия по основам веры. Для этого существуют специальные религиозные разговорники. Вопросно-ответная форма, как мы уже видели, очень удобна для убеждения.
"Для чего Бог создал человека?" - "Для того, чтобы он в Него веровал, был свободен и счастлив".
Похоже на "Любопытный разговор", не так ли? Однако, если Н.М.Муравьев не решился идти дальше требований конституционной монархии, то С.И.Муравьев-Апостол призывает к полному уничтожению самодержавия: "Что же, наконец, подобает делать христолюбивому российскому воинству?" - "Ополчиться всем вместе против тиранства и восстановить веру и свободу в России. А кто отстанет, тот, яко Иуда предатель, будет анафема проклят. Аминь!"
Разве устоишь против таких убеждений? Ведь страх Божий - не выступить против неправды.
Явно пропагандистский характер носили и приказы генерала М.Ф.Орлова по 16-й дивизии. Будучи противником крепостнических порядков, он, в своих приказах, порицая жестокое отношение офицеров к солдатам, предупреждал их о наказаниях: за несправедливое обращение с нижними чинами. Приказы эти зачитывались перед воинским строем, и солдаты, набранные в армию из крестьян, начинали понимать свои права перед офицерами, выходцами из дворянства.
Вот и представьте себе: солдат, прочитав декабристский разговорник и выучив агитационные песенки, сочиненные К.Ф.Рылеевым, вдруг осознает свое равноправие, послушав генеральский приказ, - вполне закономерно его стремление восстать против несправедливости и начать борьбу за обретение истины.
Так декабристы через нелегальные формы публицистики готовили простой народ, к революционным переменам, вождями которых должны были стать подготовленные легальной журнальной деятельностью литераторы, читатели альманаха "Полярная звезда" или близких к нему по духу альманахов "Мнемозина" и "Русская старина".