Интервью как основной метод общения в журналистике

Разновидности интервью

Характеризуя жанровые особенности интервью, исследователи в первую очередь выделяют многообразие обсуждаемых тем, многоликость, многоголосье собеседников, разнообразие форматов СМИ, которым оно предназначено. Существует, однако, и общий признак, который можно характеризовать как «жанр свободной беседы журналиста с определенным лицом или группой лиц, тема которой представляет общественный интерес и предназначается для масс-медиа»[13].

При определении разновидностей интервью исследователи предлагают очень широкий спектр вариантов.

Уже упоминавшийся американский профессор журналистики Ирвин Фэнг предлагает очень краткую, но емкую классификацию. Интервью-факт, в основе которого лежит событие и журналист говорит с его участниками или свидетелями, интервью-мнение, которое отражает проблемную ситуацию в какой либо сфере жизни и журналист беседует с экспертами, интервью-портрет, в котором раскрывается чем-то примечательная для общества личность.

Существуют и гораздо более детализированные классификации интервью.

Исследователи масс-медиа пришли к общему выводу, что виды интервью в журналистике можно рассматри­вать по разным основаниям. Так, авторы американских учебников по журналистике, где этому методу уделяет­ся большое внимание, классифицируют его в зависи­мости от 1) типа последующего материала (информа­ционное для информационных жанров и личностное для очерка-портрета); 2) типа организации интервью (пресс-конференции, импровизированное, или случай­ное, по предварительной договоренности); 3) предме­та обсуждения (преступление, политика, происшествия и т. п.); 4) типа собеседника (хорошо известные, неза­метные, звезды, эксперты, очевидцы событий и т. п.); 5) социального положения собеседника (из высших слоев, равные журналисту, из низших слоев); 6) в за­висимости от способа общения — лицом к лицу или по телефону[14]. Во многих работах типология метода тесным обра­зом связана с жанром интервью. Это объясняется тем, что в некоторых случаях, например, в радио- н телеви­зионных интервью, жанр в значительной степени сов­падает с методом.

Советские авторы работ в области радио- и теле­журналистики[15] выделяют следующие виды жанра (и одновременно метода) интервью:

1.Протокольное интервью. Его цель — получение официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики.

2.Информационное интервью. Цель его — получе­ние сведений от компетентного лица по злободневным вопросам. По стилю приближается к обычному «быто­вому» разговору. Ответы собеседника не являются официальными заявлениями.

3.Интервью-портрет. Главная задача — раскрытие личности собеседника. Его разновидность — «психоло­гическое» интервью, где преимущественное значение имеют психологические, эмоциональные характеристи­ки личности.

4.Интервью-дискуссия. Цель — выявление разных точек зрения и по возможности путей решения про­блемы.

5.Интервью-анкета. Цель — выяснение мнения раз­личных людей по одному и тому же поводу.

Многие авторы главное внимание обращают на поведение журналиста в процессе интервью, в связи с этим виды интервью выделяются в зависимости от того, какие требования к поведению журналиста они предъ­являют.

По этому принципу вводятся следующие основания деления:

1. По степени стандартизации интервью.

2. По характеру получаемой информации.

3. По отношению интервьюируемого к интервью.

С точки зрения поведения журналиста во время ин­тервью важно также рассмотрение его видов в зави­симости от количества участников: интервью с одним опрашиваемым, интервью с группой, сюда же отно­сится дискуссионное интервью, пресс-конференция.

Виды интервью в зависимости от степени стандар­тизации:

1. Строго стандартизованное. Заранее составляются вопросы, которых интервьюер обязан строго придер­живаться, не отступая ни от их формулировки, ни от порядка постановки. Этот вид интервью часто приме­няется, например, в беседах с официальными лицами.

В таких интервью вопросы могут направляться ин­тервьюируемому заранее, чтобы он успел подготовить­ся к встрече с журналистом.

Строго стандартизованные интервью применяют­ся также для опроса нескольких человек или массового опроса, поскольку данные, получаемые с их помощью, удобно сравнивать.

Это интервью близко к анкетированию, но обла­дает преимуществами, заложенными в непосредствен­ном общении интервьюера с опрашиваемыми.

2. Полустандартизованное интервью. Заранее со­ставляется список вопросов, на которые интервьюер должен получить ответы. Однако в ходе интервью он может перефразировать вопросы, менять их местами, задавать дополнительные вопросы, углубляться в об­ласть особых интересов опрашиваемого, приспосабли­ваясь к его индивидуальности. Такое интервью предо­ставляет больше инициативы интервьюеру, позволяет учитывать конкретную ситуацию, и поэтому часто ис­пользуется в журналистской практике как для получе­ния сведений о личности опрашиваемого, так и по оп­ределенной проблеме.

3. Нестандартизованное или свободное интервью. Оно не предусматривает ни заранее составленного же­сткого списка вопросов, ни строгого порядка следо­вания тем. Интервьюер просто намечает, какие сведе­ния нужны ему для его целей, и пытается осуществить свой план.

Этот вид интервью предоставляет широкую ини­циативу интервьюеру, дает максимальные возможности для получения незапланированной информации, разра­ботки неожиданно открывшихся тем и проблем. Одна­ко такое интервью требует особо высокой квалифика­ции интервьюера. Подготовка к свободному интервью, как правило, заключается в том, что заранее должен быть выстроен драматургический стержень бу­дущей беседы и материала. Нужно готовить не мелкие вопро­сы, а выстроить внутренне ход рассуждений. Необходим совершенно четкий план в отношении цели, то есть того, что я стремлюсь получить[16].

В реальной практике журналистов распространен смешанный вид интервью. Начавшись как ин­тервью первого или второго вида, оно превращается в свободное, вследствие непредусмотренных характери­стик конкретной ситуации: отсутствия фактов, подтверждающих гипотезу журналиста; более важного поворота темы; особенностей характера опрашиваемо­го и т. д.

Виды интервью по характеру получаемой инфор­мации.

1. Интервью для получения чисто фактических све­дений.

— Этот вид интервью наиболее близок к ис­пользованию документов. Чаще всего носит официаль­ный характер. Личность собеседника важна для жур­налиста только с точки зрения легкости общения с ним: компетентен ли, охотно ли предоставляет информацию, как понимает вопросы, насколько логично и ясно отве­чает, и т. п.

2. Интервью для выяснения фактов и мнений собе­седника о другом человеке или проблеме. Здесь те же интересы к личности интервьюируемого, что и в первом случае, но важна еще оценка мнений: что они отража­ют — личную позицию интервьюируемого или он вы­ступает как представитель какой-то группы.

3. Интервью с целью получения представления о личности опрашиваемого. Оно отличается особой важ­ностью психологической атмосферы беседы. От жур­налиста требуется внимание не столько к фактическому содержанию словесных высказываний опрашиваемого, которые всегда будут содержать как фактические све­дения, так и мнения, оценки и т. п., сколько к проявле­нию главного, существенного в его личности.

Современная журналистская практика позволяет определить следующие виды интервью по отношению опрашиваемого к беседе.

1.Интервью с опрашиваемым, охотно сотрудничаю­щим с журналистом.

2.Интервью с «равнодушным» опрашиваемым (со­трудничает не слишком охотно, но и не очень против). Такой человек не отказывается встретиться с журна­листом, но и не помогает ему во время интервью, и это часто бывает причиной неудач у молодых журна­листов.

3.Интервью с «сопротивляющимся» опрашиваемым.

Для интервью, рассматриваемых с точки зрения отношения к ним со стороны интервьюируемого, важно установить причину, по которой собеседник ведет себя тем или иным образом, основание, на котором сложилось позитивное, «равнодушное» или негативное отношение к интервью. Умение интервьюера проявляется в том, способен ли он ослабить мотивы, препятствующие успеху интервью, и усилить благоприятствующие.

Особые характеристики и требования к его проведению отличают интервью по телефону. Исследователи подсчитали, что на раз­говоры по телефону рядовой журналист тратит 50—80% време­ни. В американских источниках по журналистике приводится такой пример: в Чикаго жил знаменитый репортер криминаль­ной хроники, который собирал информацию, не выходя из редакции, по телефону, и весьма преуспел в своем ремесле.

В состоянии временного прессинга работают журналисты почти всех СМИ, однако с особым рвением за каждую сэко­номленную минуту борются в интернет-изданиях. В них теле­фонные интервью являются самым популярным у журналис­тов инструментом добывания информации. Снял трубку, на­брал номер — и беседуешь с нужным человеком. Если же предоставленная информация будет опубликована тотчас, есть шанс победить в конкурентной борьбе за читателя.

Конечно, главным аргументом в пользу телефонного ин­тервью является фактор времени. Сегодня по оперативности конкуренцию телефонному звонку может составить, пожалуй, только общение по электронной почте. А вот голосовая связь с помощью IP-телефонии еще не получила массового распрост­ранения.

Интервью по телефону при всей своей видимой простоте требует от журналиста не меньшего мастерства, чем проведенное один на один с собеседником. Находясь в непосредственной близости от журналиста, глядя в глаза и реагируя на его вопросы, интервьюируемый гораздо реже уходит от ответа. Иное дело — телефон. Если у собеседника нет желания отвечать журналисту, он может придумать любые отговорки (позвонили в дверь, позвала жена и т.п.), предложит перезвонить позже, даже просто повесит трубку.

Отличие интервью по телефону и в том, что с самого нача­ла разговора надо привлечь, а затем удержать внимание собе­седника. Дайте понять, что ваше сотрудничество будет взаимовыгодным. Подчеркните, что ваш герой или организация, которую он представляет, не будут в вашем сообщении выглядеть негатив­но. Впрочем, если нельзя за это поручиться, то и обещать не надо. В противном случае при последующем обращении к это­му источнику вам может быть отказано.

Вот ряд принципов телефонного интервью.

– Если возможно, договоритесь о телефонном интервью за­ранее. Назначайте время, удобное вашему собеседнику.

– Согласуйте продолжительность беседы, отведенное время должно быть адекватным вашим целям. Никогда не говорите собеседнику, что отвлечете его на «секундочку», заведомо зная, что предстоит серьезный, обстоятельный разговор. Придержи­вайтесь намеченной программы и не затягивайте беседу. Если собеседник окажется не в меру говорлив, вам придется намек­нуть, что время подошло к концу, даже если не все темы ис­черпаны.

– Начать телефонное интервью надо с представления — на­звать свое имя и фамилию, а также СМИ, которое вы пред­ставляете. Затем следует ясно определить зада­чи и цели интервью. Это поможет и вашему герою, и вам.

– Чтобы сразу расположить к себе собеседника, называйте его по имени и отчеству (или по имени). Персональное обращение — признак уважительного отношения к человеку. Два замечания в этой связи: 1) удостоверьтесь в правильном произношении имени и фамилии интервьюируемой персоны (искажение имени всегда раздражает людей); 2) никогда не употребляйте фамильярных обращений, кратких имен и кличек до того момента, когда вам это будет предложено им самим.

– Вопросник и заметки должны лежать у вас наготове у телефона. Нельзя во время разговора рыться в записях и заставлять собеседника ждать. Пауза во время телефонного интервью менее желательна, чем во время «живого».

– Чтобы записать интервью на диктофон, необходимо предупредить собеседника и заручиться его согласием.

– В телефонном интервью неуместна «разминка», преамбула. Говорить нужно ясно и лаконично, не отвлекаясь от темы.

– Перебивать собеседника следует осторожно, а лучше не делать этого вовсе. В интервью с глазу на глаз перебивать помогают невербальные сигналы, посылаемые собеседниками друг другу, в телефонном же интервью эти сигналы почти неуловимы.

– Если собеседник не отвечает на поставленный вопрос, не поленитесь его повторить или перефразировать вежливо, в спокойной форме.

–Помните, что ирония и сарказм в опосредованном теле­фонном общении звучат более обидно.

–Следует отдельно договориться, можно ли назвать имя информатора. Если он пожелает остаться неназванным, то в сообщении стоит сослаться на анонимный источник.

–В конце разговора не поленитесь подвести итог, а заодно проверить свои записи. Так вы убедите собеседника, что он был внимательно выслушан, ведь в условиях «бесконтактного» общения удостовериться в этом не было возможности.

–Проверить имена, географические названия, даты, циф­ры — закон для журналиста, работающего в любых условиях.

–Поблагодарите интервьюируемого за оказанное вам вни­мание, заручитесь его согласием на дополнительный звонок для исправлений и уточнений[17].

Есть люди, которые испытывают страх перед телефоном. К сожалению, такой «комплекс неполноценности» может быть у начинающих журналистов, и от него надо избавляться. Как это сделать? Помочь смогут ваши коллеги, у которых имеется опыт телефонных интервью. Пусть они протестируют вас на возмож­ные ситуации: правильно ли выбраны интонации; не повышаете ли вы на нервной почве голос; не торопитесь ли; не перебиваете ли партнера, мешая ему выразить до конца свою мысль; не слиш­ком ли вы официальны и немногословны или, наоборот, черес­чур болтливы? Эксперты по межличностным коммуникациям, кроме того, советуют во время телефонного разговора не сдер­живать свою жестикуляцию, как будто вы видите собеседника. Помогая себе жестами, считают они, вы приближаетесь к раз­говору «без посредников», делаете свою речь более понятной и естественной для невидимого собеседника.

Интервью в Интернете. Журналисты, работающие в Интернете, используют похожие методы обработки и подачи информации, что и «бумажные» их коллеги, так как материал «на выходе» и в том, и в другом случае имеет текстовый формат. Схема действий при подготовке к публикации в сети выглядит так же: расшифровка «исходника», подготовка текста на определенную тему, редактирование. Однако с учетом особенностей восприятия текста с экрана монитора к публикации предъявляются специальные требования.

Во-первых, её объем. Теоретически возможности Интернета не ограничивают авторов информационного продукта в объемах, и вроде бы можно публиковать материал без сокращений и купюр. Однако эксперты установили, что объем информации, транслируемой по каналам всемирной паутины, имеет жесткие лимиты восприятия – не больше двух-трех экранов текста.

Во-вторых, при подготовке публикаций для интернет-изданий нельзя игнорировать особенности чтения, похожего на беглое просматривание, сканирование текста. Именно поэтому особое значение придается выразительным заголовкам, подзаголовкам, лидам и другим смысловым единицам, специально выделенным в тексте для облегчения его восприятия.

1. Кроме того, деятельность журналиста в Интернете кардинальным образом преобразуется благодаря еще одному качеству, присущему виртуальному миру, – его потенциальной интерактивности. Она вносит совершенно новую струю в работу интервьюера, фактически оттесняя его на второй план, выдвигая на первый в качестве вопрошающей и активной стороны диалога аудиторию. Журналист в такой ситуации все чаще выступает в роли модератора разговора[18]

2. Интервью в Интернете можно встретить на страницах онлайн-версий печатных изданий. В некоторых, например, MK.RU, электронной версии еженедельника «Московский комсомолец», есть отдельная рубрика под названием «Интервью». Но, кроме этого, все чаще и чаще к интервью обращаются блогеры. Для них это средство сделать свой блог популярнее. Один из активных блогеров, Дмитрий Протасов, приводит несколько секретов интернет-интервью[19], которые можно кратко сформулировать следующим образом:

1. Большое количество средств для получения информации и общения с собеседником, в том числе и для быстрого общения (ICQ, скайп, социальные сети и т. д.).

2. Возможность задать неограниченное количество вопросов.

3. Предоставление интервьюируемому времени подумать над вопросами и четко сформулировать ответы.

4. Неограниченность в объеме интервью (в отличие от печатной прессы, где для материала отводится ограниченное пространство).

5. Возможность использовать иллюстративный материал (фотографии).

6. Возможность сопровождать интервью дополнительными материалами (ссылки на предыдущие интервью с этим человеком, видеозаписи).

Проанализируем особенности интернет-интервью на примере материала под названием «Артист-оборотень» (интервью с актером Сергеем Пускепалисом) с сайта MK.RU .

Первое и, наверное, самое главное отличие этого интервью от печатного – большой объем. На странице газеты просто не выделили бы столько места под такой материал. Всего в интервью 48 вопросов. Если говорить о структуре интервью, то в нем большой лид, что крайне редко можно встретить в газетных интервью. Вопросы актеру заданы самые разные, как о профессии, так и о личной жизни и мировоззрении. Т. е. автор не ограничен в количестве и тематике вопросов. Еще одна особенность – разделение материала на несколько частей, каждая под своим подзаголовком. В печатных СМИ это встречается, как правило, в аналитических материалах, интервью же печатают небольшого объема, поэтому разделение не нужно. Ну и одно из основных отличий – большое количество фотографий, иллюстрирующих интервью, что опять же можно позволить только в интернет-СМИ[20].

Движение в интервью

Обобщающей характеристикой успеха или неудачи интервью является такая характеристика процесса взаимодействия с собеседником как движение в интервью.Оно может происходить в четырех направлениях - вперед, в сторону, назад ибуксовать на месте.

Движение вперед - это постепенное исследование одной темы либо переход от темы к теме. В первом случае движение медленное, во втором - быстрое. Оптимальная скорость выбирается применительно к каждому случаю, однако журналисту следует избегать крайностей - как чрезмерного углубления в тему, когда вопросы начинают касаться деталей, неинтересных широкому кругу читателей, так и чрезмерного ускорения. Это происходит когда журналист после одного вопроса по данной теме переходит к следующей, потом к еще следующей и в результате ни одну из тем не раскрывает более или менее полно.

Движение в сторону происходит тогда, когда с основной темы разговор соскальзывает на детальное обсуждение какого-либо из ее аспектов. Здесь также нужно действовать по обстоятельствам, но в любом случае не потерять контроль за временем и сохранить его достаточный запас для того, чтобы задать все основные вопросы по теме или нескольким темам интервью.

Движение назад случается, если журналист добивается уточнения и разъяснения уже сказанного. Иногда в этом есть смысл, но в стратегическом плане движения назад следует избегать, так как время тратится, а развитие темы не происходит. Буксовать на месте интервью начинает тогда, когда журналист ставит под сомнение высказывания собеседника и начинает с ним спорить.

Требования к формулировке вопросов для интервью

Основную содержательную часгь интервью составляет система воп­росов-ответов, всвоей последовательности образующих драматургию беседы. Композиция ее зависит от преобладания событийного или опи­сательного начала в фиксируемой информации и от смысловой связи вопросов.

Классификаций вопросов для интервью существует довольно мно­го. Однако большинство исследователей пришли к единому мнению относительно содержательных требований к ним.

Вопросы, задаваемые интервьюируемому лицу, должны быть крат­кими, точными и в то же время конкретными. Во время беседы следует внимательно выслушать все, что собеседник рассказывает но данному вопросу, а уж затем перейти к следующему вопросу иди к уточнению некоторых моментов, затронутых, по не раскрытых до конца. Естествен­но, необходимо выяснить точку зрения собеседника, а не навязывать свою. Сегодня жанр интервью обрел публицистическую страстность, стал жанром про­блемным, жанром больших мыслей, раздумий, требующим незаурядно­го литературного мастерства.

Георгий Кузнецов выделяет следующие этапы в подготовке вопроса:

– прекрасное общее знание предмета обсуждения;

– формулирование вопроса так, чтобы исключить возможность уклонения от ответа;

– составить первый вопрос таким образом, чтобы сразу втянуть партнера в беседу;

– предвидеть возможные ответы собеседника и формировать на их основе следующие вопросы[21].

Основываясь на существующих исследованиях, следует обратить внимание на частую ошибку интервьюеров, связанную с подготовкой и формулировкой вопросов. Анализ современных интервью показал, что некоторые журналисты, задавая одни и те же стандартные вопросы («Что вам нравится? «Что не нравится?», «Над чем сейчас работаете'?», «Расскажите что-нибудь о....«Что больше всего запомнилось?», и т.п.), полагают, что этот набор, выучен­ный раз и навсегда, позволяет обращаться к любому человеку. Причем часто создается впечатление, что интервьюер заранее знает правильные ответы на любой вопрос.

Одним из составляющих успешного интервью является его коммуни­кативная точность.Прежде всего, вопрос должен быть понятен интервьюируемому и иметь для него тот же смысл, что и для журна­листа. Насколько возможно, необходимо учитывать уровень знаний собеседника и стараться построить вопрос таким образом, чтобы понятия н термины, входящие в вопрос, были ему знакомы. Нужно быть готовым перефразировать непонятный вопрос, объяснить термин. Хоро­ший журналист находит с каждым собеседником общий язык, но это вовсе не значит, что он должен оперировать теми же разговорными вы­ражениями, профессиональными словами, что и собеседник.

Составляя вопросы, журналист должен обратить внимание на то, чтобы они воспринимались как уместные в пределах обсуждаемой темы и соответствовали целям интервью. Вопрос может быть и неожидан­ным для собеседника, и необычным по форме, важно, чтобы журналист умел подать его так, чтобы он не породил отрицательного эффекта.

При подготовке вопросов необходимо учитывать осведомленность собеседника. Если он не может ответить на вопрос, у него может возникнуть неприятное чувство, что он не спра­вился со своей задачей. В таком слу­чае интервьюируемый замыкается, торопится с окончанием разговора.

Очень часто журналисты сталкиваются с ситуацией, когда им ста­раются навязать сценарий беседы сами интервьюируемые, вот как об этом рассказывает Андрей Максимов: «Один политик, придя за час до эфира, протянул мне бумажку, на которой наша будущая беседа была расписана, как пьеса: там были и мои вопросы, и его ответы, мои востор­ги по поводу его импровизаций, и его импровизации по поводу моих восторгов... Поразительно, но, когда я сказал, что таким образом беседо­вать с ним не стану, — политик совершенно спокойно убрал расписан­ный текст и настаивать не стал. Правда, я чувствовал во время беседы, как этот человек мучительно выруливает к тем формулировкам, кото­рые, как я подозреваю, он выучил...»[22].

Умение формулировать вопрос — важнейшее условие успеха интер­вью. Большинство неудачных ответов являются следствием неверно заданных вопросов. Вопрос должен быть лаконичным, легко восприни­маемым, следует контролировать желание говорить самому. Важно осо­бо продумать вопросы, заведомо неудобные будущему собеседнику по каким-то причинам, подыскать для них наиболее корректную форму.

Взяв за основу тезисы С. Муратова[23] рассмотрим требования к формулировкам вопросов для интервью.

1.Вопрос должен быть интересен собеседнику и аудитории.

При банальном вопросе «Каковы ваши планы на будущее?», собеседник сознает, что такое общение предполагает обмен лишь расхо­жими фразами.

Наши рекомендации