Интервью как основной метод общения в журналистике
Разновидности интервью
Характеризуя жанровые особенности интервью, исследователи в первую очередь выделяют многообразие обсуждаемых тем, многоликость, многоголосье собеседников, разнообразие форматов СМИ, которым оно предназначено. Существует, однако, и общий признак, который можно характеризовать как «жанр свободной беседы журналиста с определенным лицом или группой лиц, тема которой представляет общественный интерес и предназначается для масс-медиа»[13].
При определении разновидностей интервью исследователи предлагают очень широкий спектр вариантов.
Уже упоминавшийся американский профессор журналистики Ирвин Фэнг предлагает очень краткую, но емкую классификацию. Интервью-факт, в основе которого лежит событие и журналист говорит с его участниками или свидетелями, интервью-мнение, которое отражает проблемную ситуацию в какой либо сфере жизни и журналист беседует с экспертами, интервью-портрет, в котором раскрывается чем-то примечательная для общества личность.
Существуют и гораздо более детализированные классификации интервью.
Исследователи масс-медиа пришли к общему выводу, что виды интервью в журналистике можно рассматривать по разным основаниям. Так, авторы американских учебников по журналистике, где этому методу уделяется большое внимание, классифицируют его в зависимости от 1) типа последующего материала (информационное для информационных жанров и личностное для очерка-портрета); 2) типа организации интервью (пресс-конференции, импровизированное, или случайное, по предварительной договоренности); 3) предмета обсуждения (преступление, политика, происшествия и т. п.); 4) типа собеседника (хорошо известные, незаметные, звезды, эксперты, очевидцы событий и т. п.); 5) социального положения собеседника (из высших слоев, равные журналисту, из низших слоев); 6) в зависимости от способа общения — лицом к лицу или по телефону[14]. Во многих работах типология метода тесным образом связана с жанром интервью. Это объясняется тем, что в некоторых случаях, например, в радио- н телевизионных интервью, жанр в значительной степени совпадает с методом.
Советские авторы работ в области радио- и тележурналистики[15] выделяют следующие виды жанра (и одновременно метода) интервью:
1.Протокольное интервью. Его цель — получение официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики.
2.Информационное интервью. Цель его — получение сведений от компетентного лица по злободневным вопросам. По стилю приближается к обычному «бытовому» разговору. Ответы собеседника не являются официальными заявлениями.
3.Интервью-портрет. Главная задача — раскрытие личности собеседника. Его разновидность — «психологическое» интервью, где преимущественное значение имеют психологические, эмоциональные характеристики личности.
4.Интервью-дискуссия. Цель — выявление разных точек зрения и по возможности путей решения проблемы.
5.Интервью-анкета. Цель — выяснение мнения различных людей по одному и тому же поводу.
Многие авторы главное внимание обращают на поведение журналиста в процессе интервью, в связи с этим виды интервью выделяются в зависимости от того, какие требования к поведению журналиста они предъявляют.
По этому принципу вводятся следующие основания деления:
1. По степени стандартизации интервью.
2. По характеру получаемой информации.
3. По отношению интервьюируемого к интервью.
С точки зрения поведения журналиста во время интервью важно также рассмотрение его видов в зависимости от количества участников: интервью с одним опрашиваемым, интервью с группой, сюда же относится дискуссионное интервью, пресс-конференция.
Виды интервью в зависимости от степени стандартизации:
1. Строго стандартизованное. Заранее составляются вопросы, которых интервьюер обязан строго придерживаться, не отступая ни от их формулировки, ни от порядка постановки. Этот вид интервью часто применяется, например, в беседах с официальными лицами.
В таких интервью вопросы могут направляться интервьюируемому заранее, чтобы он успел подготовиться к встрече с журналистом.
Строго стандартизованные интервью применяются также для опроса нескольких человек или массового опроса, поскольку данные, получаемые с их помощью, удобно сравнивать.
Это интервью близко к анкетированию, но обладает преимуществами, заложенными в непосредственном общении интервьюера с опрашиваемыми.
2. Полустандартизованное интервью. Заранее составляется список вопросов, на которые интервьюер должен получить ответы. Однако в ходе интервью он может перефразировать вопросы, менять их местами, задавать дополнительные вопросы, углубляться в область особых интересов опрашиваемого, приспосабливаясь к его индивидуальности. Такое интервью предоставляет больше инициативы интервьюеру, позволяет учитывать конкретную ситуацию, и поэтому часто используется в журналистской практике как для получения сведений о личности опрашиваемого, так и по определенной проблеме.
3. Нестандартизованное или свободное интервью. Оно не предусматривает ни заранее составленного жесткого списка вопросов, ни строгого порядка следования тем. Интервьюер просто намечает, какие сведения нужны ему для его целей, и пытается осуществить свой план.
Этот вид интервью предоставляет широкую инициативу интервьюеру, дает максимальные возможности для получения незапланированной информации, разработки неожиданно открывшихся тем и проблем. Однако такое интервью требует особо высокой квалификации интервьюера. Подготовка к свободному интервью, как правило, заключается в том, что заранее должен быть выстроен драматургический стержень будущей беседы и материала. Нужно готовить не мелкие вопросы, а выстроить внутренне ход рассуждений. Необходим совершенно четкий план в отношении цели, то есть того, что я стремлюсь получить[16].
В реальной практике журналистов распространен смешанный вид интервью. Начавшись как интервью первого или второго вида, оно превращается в свободное, вследствие непредусмотренных характеристик конкретной ситуации: отсутствия фактов, подтверждающих гипотезу журналиста; более важного поворота темы; особенностей характера опрашиваемого и т. д.
Виды интервью по характеру получаемой информации.
1. Интервью для получения чисто фактических сведений.
— Этот вид интервью наиболее близок к использованию документов. Чаще всего носит официальный характер. Личность собеседника важна для журналиста только с точки зрения легкости общения с ним: компетентен ли, охотно ли предоставляет информацию, как понимает вопросы, насколько логично и ясно отвечает, и т. п.
2. Интервью для выяснения фактов и мнений собеседника о другом человеке или проблеме. Здесь те же интересы к личности интервьюируемого, что и в первом случае, но важна еще оценка мнений: что они отражают — личную позицию интервьюируемого или он выступает как представитель какой-то группы.
3. Интервью с целью получения представления о личности опрашиваемого. Оно отличается особой важностью психологической атмосферы беседы. От журналиста требуется внимание не столько к фактическому содержанию словесных высказываний опрашиваемого, которые всегда будут содержать как фактические сведения, так и мнения, оценки и т. п., сколько к проявлению главного, существенного в его личности.
Современная журналистская практика позволяет определить следующие виды интервью по отношению опрашиваемого к беседе.
1.Интервью с опрашиваемым, охотно сотрудничающим с журналистом.
2.Интервью с «равнодушным» опрашиваемым (сотрудничает не слишком охотно, но и не очень против). Такой человек не отказывается встретиться с журналистом, но и не помогает ему во время интервью, и это часто бывает причиной неудач у молодых журналистов.
3.Интервью с «сопротивляющимся» опрашиваемым.
Для интервью, рассматриваемых с точки зрения отношения к ним со стороны интервьюируемого, важно установить причину, по которой собеседник ведет себя тем или иным образом, основание, на котором сложилось позитивное, «равнодушное» или негативное отношение к интервью. Умение интервьюера проявляется в том, способен ли он ослабить мотивы, препятствующие успеху интервью, и усилить благоприятствующие.
Особые характеристики и требования к его проведению отличают интервью по телефону. Исследователи подсчитали, что на разговоры по телефону рядовой журналист тратит 50—80% времени. В американских источниках по журналистике приводится такой пример: в Чикаго жил знаменитый репортер криминальной хроники, который собирал информацию, не выходя из редакции, по телефону, и весьма преуспел в своем ремесле.
В состоянии временного прессинга работают журналисты почти всех СМИ, однако с особым рвением за каждую сэкономленную минуту борются в интернет-изданиях. В них телефонные интервью являются самым популярным у журналистов инструментом добывания информации. Снял трубку, набрал номер — и беседуешь с нужным человеком. Если же предоставленная информация будет опубликована тотчас, есть шанс победить в конкурентной борьбе за читателя.
Конечно, главным аргументом в пользу телефонного интервью является фактор времени. Сегодня по оперативности конкуренцию телефонному звонку может составить, пожалуй, только общение по электронной почте. А вот голосовая связь с помощью IP-телефонии еще не получила массового распространения.
Интервью по телефону при всей своей видимой простоте требует от журналиста не меньшего мастерства, чем проведенное один на один с собеседником. Находясь в непосредственной близости от журналиста, глядя в глаза и реагируя на его вопросы, интервьюируемый гораздо реже уходит от ответа. Иное дело — телефон. Если у собеседника нет желания отвечать журналисту, он может придумать любые отговорки (позвонили в дверь, позвала жена и т.п.), предложит перезвонить позже, даже просто повесит трубку.
Отличие интервью по телефону и в том, что с самого начала разговора надо привлечь, а затем удержать внимание собеседника. Дайте понять, что ваше сотрудничество будет взаимовыгодным. Подчеркните, что ваш герой или организация, которую он представляет, не будут в вашем сообщении выглядеть негативно. Впрочем, если нельзя за это поручиться, то и обещать не надо. В противном случае при последующем обращении к этому источнику вам может быть отказано.
Вот ряд принципов телефонного интервью.
– Если возможно, договоритесь о телефонном интервью заранее. Назначайте время, удобное вашему собеседнику.
– Согласуйте продолжительность беседы, отведенное время должно быть адекватным вашим целям. Никогда не говорите собеседнику, что отвлечете его на «секундочку», заведомо зная, что предстоит серьезный, обстоятельный разговор. Придерживайтесь намеченной программы и не затягивайте беседу. Если собеседник окажется не в меру говорлив, вам придется намекнуть, что время подошло к концу, даже если не все темы исчерпаны.
– Начать телефонное интервью надо с представления — назвать свое имя и фамилию, а также СМИ, которое вы представляете. Затем следует ясно определить задачи и цели интервью. Это поможет и вашему герою, и вам.
– Чтобы сразу расположить к себе собеседника, называйте его по имени и отчеству (или по имени). Персональное обращение — признак уважительного отношения к человеку. Два замечания в этой связи: 1) удостоверьтесь в правильном произношении имени и фамилии интервьюируемой персоны (искажение имени всегда раздражает людей); 2) никогда не употребляйте фамильярных обращений, кратких имен и кличек до того момента, когда вам это будет предложено им самим.
– Вопросник и заметки должны лежать у вас наготове у телефона. Нельзя во время разговора рыться в записях и заставлять собеседника ждать. Пауза во время телефонного интервью менее желательна, чем во время «живого».
– Чтобы записать интервью на диктофон, необходимо предупредить собеседника и заручиться его согласием.
– В телефонном интервью неуместна «разминка», преамбула. Говорить нужно ясно и лаконично, не отвлекаясь от темы.
– Перебивать собеседника следует осторожно, а лучше не делать этого вовсе. В интервью с глазу на глаз перебивать помогают невербальные сигналы, посылаемые собеседниками друг другу, в телефонном же интервью эти сигналы почти неуловимы.
– Если собеседник не отвечает на поставленный вопрос, не поленитесь его повторить или перефразировать вежливо, в спокойной форме.
–Помните, что ирония и сарказм в опосредованном телефонном общении звучат более обидно.
–Следует отдельно договориться, можно ли назвать имя информатора. Если он пожелает остаться неназванным, то в сообщении стоит сослаться на анонимный источник.
–В конце разговора не поленитесь подвести итог, а заодно проверить свои записи. Так вы убедите собеседника, что он был внимательно выслушан, ведь в условиях «бесконтактного» общения удостовериться в этом не было возможности.
–Проверить имена, географические названия, даты, цифры — закон для журналиста, работающего в любых условиях.
–Поблагодарите интервьюируемого за оказанное вам внимание, заручитесь его согласием на дополнительный звонок для исправлений и уточнений[17].
Есть люди, которые испытывают страх перед телефоном. К сожалению, такой «комплекс неполноценности» может быть у начинающих журналистов, и от него надо избавляться. Как это сделать? Помочь смогут ваши коллеги, у которых имеется опыт телефонных интервью. Пусть они протестируют вас на возможные ситуации: правильно ли выбраны интонации; не повышаете ли вы на нервной почве голос; не торопитесь ли; не перебиваете ли партнера, мешая ему выразить до конца свою мысль; не слишком ли вы официальны и немногословны или, наоборот, чересчур болтливы? Эксперты по межличностным коммуникациям, кроме того, советуют во время телефонного разговора не сдерживать свою жестикуляцию, как будто вы видите собеседника. Помогая себе жестами, считают они, вы приближаетесь к разговору «без посредников», делаете свою речь более понятной и естественной для невидимого собеседника.
Интервью в Интернете. Журналисты, работающие в Интернете, используют похожие методы обработки и подачи информации, что и «бумажные» их коллеги, так как материал «на выходе» и в том, и в другом случае имеет текстовый формат. Схема действий при подготовке к публикации в сети выглядит так же: расшифровка «исходника», подготовка текста на определенную тему, редактирование. Однако с учетом особенностей восприятия текста с экрана монитора к публикации предъявляются специальные требования.
Во-первых, её объем. Теоретически возможности Интернета не ограничивают авторов информационного продукта в объемах, и вроде бы можно публиковать материал без сокращений и купюр. Однако эксперты установили, что объем информации, транслируемой по каналам всемирной паутины, имеет жесткие лимиты восприятия – не больше двух-трех экранов текста.
Во-вторых, при подготовке публикаций для интернет-изданий нельзя игнорировать особенности чтения, похожего на беглое просматривание, сканирование текста. Именно поэтому особое значение придается выразительным заголовкам, подзаголовкам, лидам и другим смысловым единицам, специально выделенным в тексте для облегчения его восприятия.
1. Кроме того, деятельность журналиста в Интернете кардинальным образом преобразуется благодаря еще одному качеству, присущему виртуальному миру, – его потенциальной интерактивности. Она вносит совершенно новую струю в работу интервьюера, фактически оттесняя его на второй план, выдвигая на первый в качестве вопрошающей и активной стороны диалога аудиторию. Журналист в такой ситуации все чаще выступает в роли модератора разговора[18]
2. Интервью в Интернете можно встретить на страницах онлайн-версий печатных изданий. В некоторых, например, MK.RU, электронной версии еженедельника «Московский комсомолец», есть отдельная рубрика под названием «Интервью». Но, кроме этого, все чаще и чаще к интервью обращаются блогеры. Для них это средство сделать свой блог популярнее. Один из активных блогеров, Дмитрий Протасов, приводит несколько секретов интернет-интервью[19], которые можно кратко сформулировать следующим образом:
1. Большое количество средств для получения информации и общения с собеседником, в том числе и для быстрого общения (ICQ, скайп, социальные сети и т. д.).
2. Возможность задать неограниченное количество вопросов.
3. Предоставление интервьюируемому времени подумать над вопросами и четко сформулировать ответы.
4. Неограниченность в объеме интервью (в отличие от печатной прессы, где для материала отводится ограниченное пространство).
5. Возможность использовать иллюстративный материал (фотографии).
6. Возможность сопровождать интервью дополнительными материалами (ссылки на предыдущие интервью с этим человеком, видеозаписи).
Проанализируем особенности интернет-интервью на примере материала под названием «Артист-оборотень» (интервью с актером Сергеем Пускепалисом) с сайта MK.RU .
Первое и, наверное, самое главное отличие этого интервью от печатного – большой объем. На странице газеты просто не выделили бы столько места под такой материал. Всего в интервью 48 вопросов. Если говорить о структуре интервью, то в нем большой лид, что крайне редко можно встретить в газетных интервью. Вопросы актеру заданы самые разные, как о профессии, так и о личной жизни и мировоззрении. Т. е. автор не ограничен в количестве и тематике вопросов. Еще одна особенность – разделение материала на несколько частей, каждая под своим подзаголовком. В печатных СМИ это встречается, как правило, в аналитических материалах, интервью же печатают небольшого объема, поэтому разделение не нужно. Ну и одно из основных отличий – большое количество фотографий, иллюстрирующих интервью, что опять же можно позволить только в интернет-СМИ[20].
Движение в интервью
Обобщающей характеристикой успеха или неудачи интервью является такая характеристика процесса взаимодействия с собеседником как движение в интервью.Оно может происходить в четырех направлениях - вперед, в сторону, назад ибуксовать на месте.
Движение вперед - это постепенное исследование одной темы либо переход от темы к теме. В первом случае движение медленное, во втором - быстрое. Оптимальная скорость выбирается применительно к каждому случаю, однако журналисту следует избегать крайностей - как чрезмерного углубления в тему, когда вопросы начинают касаться деталей, неинтересных широкому кругу читателей, так и чрезмерного ускорения. Это происходит когда журналист после одного вопроса по данной теме переходит к следующей, потом к еще следующей и в результате ни одну из тем не раскрывает более или менее полно.
Движение в сторону происходит тогда, когда с основной темы разговор соскальзывает на детальное обсуждение какого-либо из ее аспектов. Здесь также нужно действовать по обстоятельствам, но в любом случае не потерять контроль за временем и сохранить его достаточный запас для того, чтобы задать все основные вопросы по теме или нескольким темам интервью.
Движение назад случается, если журналист добивается уточнения и разъяснения уже сказанного. Иногда в этом есть смысл, но в стратегическом плане движения назад следует избегать, так как время тратится, а развитие темы не происходит. Буксовать на месте интервью начинает тогда, когда журналист ставит под сомнение высказывания собеседника и начинает с ним спорить.
Требования к формулировке вопросов для интервью
Основную содержательную часгь интервью составляет система вопросов-ответов, всвоей последовательности образующих драматургию беседы. Композиция ее зависит от преобладания событийного или описательного начала в фиксируемой информации и от смысловой связи вопросов.
Классификаций вопросов для интервью существует довольно много. Однако большинство исследователей пришли к единому мнению относительно содержательных требований к ним.
Вопросы, задаваемые интервьюируемому лицу, должны быть краткими, точными и в то же время конкретными. Во время беседы следует внимательно выслушать все, что собеседник рассказывает но данному вопросу, а уж затем перейти к следующему вопросу иди к уточнению некоторых моментов, затронутых, по не раскрытых до конца. Естественно, необходимо выяснить точку зрения собеседника, а не навязывать свою. Сегодня жанр интервью обрел публицистическую страстность, стал жанром проблемным, жанром больших мыслей, раздумий, требующим незаурядного литературного мастерства.
Георгий Кузнецов выделяет следующие этапы в подготовке вопроса:
– прекрасное общее знание предмета обсуждения;
– формулирование вопроса так, чтобы исключить возможность уклонения от ответа;
– составить первый вопрос таким образом, чтобы сразу втянуть партнера в беседу;
– предвидеть возможные ответы собеседника и формировать на их основе следующие вопросы[21].
Основываясь на существующих исследованиях, следует обратить внимание на частую ошибку интервьюеров, связанную с подготовкой и формулировкой вопросов. Анализ современных интервью показал, что некоторые журналисты, задавая одни и те же стандартные вопросы («Что вам нравится? «Что не нравится?», «Над чем сейчас работаете'?», «Расскажите что-нибудь о....«Что больше всего запомнилось?», и т.п.), полагают, что этот набор, выученный раз и навсегда, позволяет обращаться к любому человеку. Причем часто создается впечатление, что интервьюер заранее знает правильные ответы на любой вопрос.
Одним из составляющих успешного интервью является его коммуникативная точность.Прежде всего, вопрос должен быть понятен интервьюируемому и иметь для него тот же смысл, что и для журналиста. Насколько возможно, необходимо учитывать уровень знаний собеседника и стараться построить вопрос таким образом, чтобы понятия н термины, входящие в вопрос, были ему знакомы. Нужно быть готовым перефразировать непонятный вопрос, объяснить термин. Хороший журналист находит с каждым собеседником общий язык, но это вовсе не значит, что он должен оперировать теми же разговорными выражениями, профессиональными словами, что и собеседник.
Составляя вопросы, журналист должен обратить внимание на то, чтобы они воспринимались как уместные в пределах обсуждаемой темы и соответствовали целям интервью. Вопрос может быть и неожиданным для собеседника, и необычным по форме, важно, чтобы журналист умел подать его так, чтобы он не породил отрицательного эффекта.
При подготовке вопросов необходимо учитывать осведомленность собеседника. Если он не может ответить на вопрос, у него может возникнуть неприятное чувство, что он не справился со своей задачей. В таком случае интервьюируемый замыкается, торопится с окончанием разговора.
Очень часто журналисты сталкиваются с ситуацией, когда им стараются навязать сценарий беседы сами интервьюируемые, вот как об этом рассказывает Андрей Максимов: «Один политик, придя за час до эфира, протянул мне бумажку, на которой наша будущая беседа была расписана, как пьеса: там были и мои вопросы, и его ответы, мои восторги по поводу его импровизаций, и его импровизации по поводу моих восторгов... Поразительно, но, когда я сказал, что таким образом беседовать с ним не стану, — политик совершенно спокойно убрал расписанный текст и настаивать не стал. Правда, я чувствовал во время беседы, как этот человек мучительно выруливает к тем формулировкам, которые, как я подозреваю, он выучил...»[22].
Умение формулировать вопрос — важнейшее условие успеха интервью. Большинство неудачных ответов являются следствием неверно заданных вопросов. Вопрос должен быть лаконичным, легко воспринимаемым, следует контролировать желание говорить самому. Важно особо продумать вопросы, заведомо неудобные будущему собеседнику по каким-то причинам, подыскать для них наиболее корректную форму.
Взяв за основу тезисы С. Муратова[23] рассмотрим требования к формулировкам вопросов для интервью.
1.Вопрос должен быть интересен собеседнику и аудитории.
При банальном вопросе «Каковы ваши планы на будущее?», собеседник сознает, что такое общение предполагает обмен лишь расхожими фразами.