Основы и принципы профессионального журналистского общения.
Профессия требует от журналиста целой системы качеств, необходимых для эффективного профессионального общения. Предвидение поведения, анализ и постижение других, умение «входить в положение»являются составной частью психологической культуры журналиста. Прежде всего, это способность проникнуть в систему ценностей собеседника. Необходимы также и определенные свойства восприятия — наблюдательность, способность улавливать мельчайшие колебания в настроении, видеть существенное в личности. Журналист также должен обладать тренированной памятью, помнить лица, фиксировать привычки и другие детали и подробности, характерные для партнера в общении, определять факторы, которые могут раздражать или успокаивать человека.
Умение слушать
Журналист должен не только уметь говорить, задавать вопросы, но и внимательно слушать. Он аналитически воспринимает поток исходящей от собеседника информации, отделяет главное от второстепенного, устанавливает причинно-следственные связи между фактами. От умения слушать, в конечном итоге зависит, какое сообщение будет передано публике, какие акценты будут в нем расставлены.
Исчерпывающих принципов, как правильно слушать собеседника, не существует. Но определенные правила, которые вырабатываются в процессе журналисткой практики, назвать можно. Они таковы,
• ни в коем случае не перебивайте собеседника, если у вас есть время с ним поговорить;
• не старайтесь говорить за собеседника;
• излишняя чувствительность к эмоциям собеседника может заслонить смысл беседы;
• при беседе с другим человеком нужно выбросить из головы посторонние мысли;
• в процессе слушания необходимо анализировать скрытую в речи собеседника информацию, причины, толкнувшие его на разговор (почему он это говорит? почему он говорит это мне? что он хочет этим сказать? что в действительности он чувствует?);
• пока говорит собеседник, нельзя обдумывать контраргументы, это вполне можно сделать в паузах, поскольку скорость мышления примерно в 4 раза больше скорости речи;
• нужно стараться преодолевать желание сменить тему, особенно если разговор не из приятных (иначе время для того, чтобы расставить все точки над «i», будет потеряно, и ваши деловые отношения с этим человеком могут быть испорчены навсегда, тогда как причина разлада может быть эфемерной – плохой слух, неверно интерпретированные жесты и слова);
• сконцентрируйте свое внимание на сущности разговора[1].
Все эти правила поощряют говорящего, придают ему чувство уверенности в себе. Можно несколькими простыми способами дать понять, что вы слушаете собеседника. Во-первых, повернуться к собеседнику лицом (а не стоять или сидеть к нему боком, ибо это признак незаинтересованности); если же вы сидите, то не стоит сидеть развалясь (это признак неуважения), лучше сесть прямо. Во-вторых, лучше принять открытую позу, при которой руки и ноги не скрещены. В-третьих, собеседника следует поддерживать взглядом, т. е. смотреть на него, однако не слишком пристально.
В практике журналистики наблюдаются два вида слушания – нерефлексивное и рефлексивное.
Нерефлексивное слушание представляет собой внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством. Его нельзя прерывать или сбивать с мысли. Чтобы собеседник высказался как можно полнее, надо показывать ему, что его слушают и понимают. Но делать это максимально нейтрально – кивком головы, междометиями, короткими позитивными репликами («Да-да, я понимаю»).
Нерефлексивное слушание помогает собеседнику высказаться без помех. Оно полезно, если он с первых минут контакта настроен активно высказаться, но мало эффективно, когда партнер ждет от нас реакции: совета, одобрения, удивления, а также в том случае, если пассивное слушание явно противоречит исходному замыслу интервью.
Нерефлексивное слушание применяется в основном для недискуссионных разговоров либо при угрозе возникновения конфликтной ситуации. Однако, как правило, при общении с целью получения информации для прессы одного нерефлексивного слушания недостаточно. Чаще всего оно представляет собой лишь первый этап овладения техникой слушания. Второй этап – это рефлексивное слушание.
Рефлексивное слушание – вид слушания, главное свойство заключается в том, что вслушивание в смысл произносимого, предполагает расшифровку закодированного в речи истинного сообщения, отражение мнения собеседника – то есть, сверку того, что вы поняли из его речи, с тем, что он хотел вам сообщить в действительности.
По мнению теоретиков и практиков журналистики, рефлексивному слушанию свойственно использование таких приемов, как отражение чувств, побуждение к дальнейшему высказыванию, оценки, резюмирование («Итак, вы считаете..»), а также использование следующих приемов поддержки собеседника:
• выяснение, уточнение («Я не понял»; «Повторите, пожалуйста, еще раз...», «Что вы имеете в виду?», «Не могли бы вы объяснить?»);
• парафраз, т. е. повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостовериться, что вы его правильно поняли («Вы считаете, что...», «Другими словами...»);
• отражение чувств («Мне кажется, вы чувствуете...»);
• побуждение («Ну и...», «Что дальше...»);
• продолжение, т. е. вклинивание во фразу собеседника и окончание ее своими словами, либо подсказывание слов;
• оценки («Ваше предложение заманчиво», «Мне не нравится»);
• резюмирование: («Итак, вы считаете...», «Ваши слова означают...», «То есть...».).
Рефлективное слушание вполне можно назвать активным. Оно предполагает сосредоточенное участие в диалоге обеих сторон, хотя высказывается главным образом интервьюируемый. Задача журналиста – обеспечить развернутую обратную связь, показывающую заинтересованность, согласие или несогласие. Этот вид слушания предполагает способность к эмпатии – сопереживанию, достижению резонанса, пониманию другого на логическом и эмоциональном уровне.
Творческое слушание не допускает опровержений собеседника с первых его слов. Если журналист нацелен на режим дискуссии, его обязанность – корректно убеждать в правильности своей позиции. При этом важно понять собеседника (оппонента), точно определить пункты несогласия, привлечь к совместному обсуждению проблемы, расположить факты и аргументы в известной последовательности, быть логичным, не торопиться с оценками и выводами. Творческое слушание предполагает, что нельзя прерывать собеседника, а нужно дожидаться своей очереди.[2].
К сожалению, современная практика российского телевидения всё чаще демонстрирует полное несоблюдение этого принципа. Например, ведущий программы «Время покажет» Петр Толстой буквально слова не дает сказать экспертам с иной, чем у него, точкой зрения по обсуждаемой теме. Часто ведущий подключает к «травле» оппонентов экспертов солидарных с ним. Собственно, таким образом, реализуется один из принципов пропагандисткой установки в журналистике. Представители оппозиционной точки зрения приглашаются в студию, но озвучить её им не позволяют.
Поэтому для корректного ведения диалога журналисту надо уметь «правильно перебивать» своего собеседника. Перебить собеседника желательно в тот момент, когда он к этому «готов», когда это совпадает с его намерением закончить ответ и вернуть инициативу тому, кто задает вопросы. Такие моменты легко определяются с помощью вербальных и невербальных сигналов:
♦ когда собеседник интонационно обозначает, что заканчивает высказывание определенной мысли;
♦ когда речь затягивается, собеседник с трудом подыскивает финальную фразу;
♦ когда в разговоре наступает пауза. Правда, она может возникнуть и пока в ходе своих рассуждений собеседник подыскивает нужные слова, тогда перебивать его не стоит.
Перебивать следует и в случае, когда собеседник не отвечает на поставленный вами вопрос. Однако не стоит это делать в резкой форме: «Почему-то вы не ответили на мой вопрос». Лучше сказать тактично: «Извините, я, вероятно, нечетко сформулировал свой вопрос, попробую его перефразировать...».