Обезьянки (И. Томашпольская)
Цель: развитие внимания, памяти, координации движений.
Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 1,5—7 лет.
Количество играющих: 4—5 человек.
Необходимые приспособления: счетные палочки.
Описание игры: ведущий (взрослый) предлагает детям поиграть в обезьянок. Обезьяны любят повторять движения, передразнивать. Ведущий складывает из счетных палочек какую-либо фигуру, а затем предлагает детям повторить ее.
Комментарий: чтобы повысить эмоциональную насыщенность игр, можно увеличить ее темп.
Для детей 6-7 лет игру можно усложнить, если не предлагать готовый образец, а описывать задуманное. Например: «Я хочу построить домик, основой которого будет прямоугольник, а крыша будет треугольной», — и т. д.
Цветные фоны (И. Томашпольская)
Цель: развитие умения различать и называть цвета, расширение кругозора детей.
Нарушение: РДА, ЗПР.
Возраст: 1,5-3 года.
Количество играющих: 4-5 человек.
Необходимые приспособления: листы цветной бумаги разных цветов, изображения разных предметов — по 4— 8 шт. каждого цвета.
Описание игры: детям предлагается пойти в волшебный лес, где на полянах определенного цвета живут предметы такой же окраски. Задача ребенка — сложить все предметы одного цвета на лист цветной бумаги того же цвета.
Комментарий: игра помогает детям освоить эталоны цвета, развивает навыки цветового соотнесения. Она может использоваться и как самостоятельная игра, и как элемент занятия.
Узнай по голосу
Цель: развитие слухового восприятия. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.
Возраст: 3—4 года.
Количество играющих: 5-20.
Описание игры: выбирают водящего, ему завязывают глаза. Дети становятся в круг (водящий — в центр круга) и идут вправо или влево, напевая:
Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто назвал тебя, узнай.
Во время движения ведущий-взрослый должен дотронуться до какого-нибудь ребенка. После окончания песенки этот ребенок зовет водящего по имени, изменив голос. Если водящий узнает ребенка и правильно назовет его имя, он становится играющим, а если нет — игра продолжается с тем же водящим.
Комментарий: игра помогает детям лучше узнать друг друга. Эффективна в процессе адаптации детей к условиям детского сада или развития групповой сплоченности.
Путаница (И. Климина)
Цель: развитие внимания, зрительной памяти.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: мольберт и картина.
Описание игры: автор картины становится спиной к мольберту, на котором она установлена. Остальные дети пытаются сбить художника с толку. Автор картины должен сообразить, что не так описывают зрители, и исправить их ошибку. Например, ребенок утверждает: «Твоя картина — пейзаж», — хотя на самом деле это портрет, или: «У девочки в руках яблоки», — в то время как на картине изображены груши.
Комментарий: дети с удовольствием придумывают такие путаницы. Скорее всего, им не понадобится помощь взрослого. Но если дети будут испытывать затруднения, взрослый может включиться в игру, давая детям образец вопросов-путаниц.
Измени конец сказки (И. Климина)
Цель: развитие воображения.
Нарушение: ЗПР.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: все необходимое для рисования.
Описание игры: ребенок в процессе рисования картины на сюжет какой-нибудь сказки должен придумать ее новое окончание, а затем рассказать его.
Комментарий: в игру можно ввести дополнительное правило: ребенок не рассказывает о своем рисунке, за него это сделает кто-то другой, а автор или подтвердит его версию, или опровергнет ее. В любом случае, будет интересно услышать несколько версий одного рисунка.
Лабиринт (И. Томашпольская)
Цель: развитие мелкой моторики, умения ориентироваться, развитие слухового внимания.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: 6-7 человек.
Необходимые приспособления: карандаши, бумага в крупную клетку.
Описание игры: дети отмечают начальную точку, из которой человеку (или кошке, или попугаю) надо добраться до какого-то места. После этого ведущий дает команды, куда двигаться (две клетки вправо, одну влево, три вперед и т. д.). Ведущий зарисовывает маршрут у себя на листике, но не показывает его детям, пока не дойдет до конца. Затем маршруты сверяют.
В процессе движения линии могут пересекаться, образовывать какую-то фигуру. Дети должны сказать, на что она похожа.
Комментарий: эта игра особенно полезна детям, которые готовятся пойти в школу, так как основная ее цель — развитие умения действовать по словесной инст-
рукции, что является одним из навыков, необходимых для успешного обучения.
Подходят — не подходят (И. Климина)
Цель: развитие воображения, грамматического строя речи.
Нарушение: РДА, ЗПР.
Возраст: 7—8 лет.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: листы-карточки со словами-характеристиками.
Описание игры: дети рисуют портреты сказочных героев, а затем им раздают карточки со словами. Карточки нужно разложить на две стопки, ориентируясь на то, подходят они или нет герою повествования.
Комментарий: игра подходит для уже умеющих читать детей. Для детей, которые читать не умеют, можно приготовить карточки с условным изображением эмоций. Ребенок, предложивший ту или иную карточку к определенному герою, должен объяснить свой выбор.
Похоже— непохоже (И. Климина)
Цель: развитие внимания, мышления.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: любое четное.
Необходимые приспособления: две картины.
Описание игры: рядом ставят две картины. Дети делятся на две команды, одна из которых должна найти сходство между ними, а другая — различия.
Комментарий: детям дается время, в течение которого идет групповое обсуждение. Затем выходят по одному участнику от команд и начинается «поединок». Капитаны могут обращаться за помощью к своей команде. Побеждает та команда, которая нашла больше отличий (или сходных черт).
Аудиозагадка (И. Климина)
Цель: развитие слухового и зрительного внимания.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, ЗПР.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: аудиозаписи с рассказами детей о своих картинах на тему «Кошки», рисунки детей.
Описание игры: дети внимательно слушают рассказ, записанный на магнитофон, а затем они должны по голосу определить автора картины и найти саму картину.
Комментарий: игра требует от взрослого объемной подготовки (сделать аудиозапись рассказов детей, подготовить рисунки). Но тем более она будет интересна для детей.
Путешествие в страну звуков (М. Сигимова)
Цель: развитие слухового восприятия, воображения.
Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: 6 человек.
Необходимые приспособления: аудиокассеты с записями звуков леса и голосов птиц и т. д.
Описание игры: во время прогулки взрослый обращает внимание детей на звуки, раздающиеся вокруг: голоса птиц, шум ветра, звук льющейся воды и т. д., предлагая сравнить их со звуками, которые издают известные детям музыкальные инструменты. Затем дети могут попробовать изобразить какой-либо звук на импровизированных музыкальных инструментах — бутылках, кастрюлях, ложках...
Комментарий: восприятие окружающего мира детей отличается искренностью, нестандартностью. И часто в ответ на привычный для взрослых «стимул» дошколята дают нетипичный «ответ», ставящий родителей и воспитателей в тупик. Лучший пример этому — игра «Путешествие в страну звуков». Если попросить детей нарисо-
вать те образы, которые у них возникают под воздействием тех или иных звуков, можно получить очень оригинальные рисунки и ассоциации.
Угадайка (И. Климина)
Цель: развитие внимания.
Нарушение: СДВГ, ЗПР,
Возраст: 3—4 года.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: рисунки.
Описание игры: взрослый описывает какую-нибудь картинку, а дети должны найти ее.
Комментарий: взрослый готовится к игре вместе с детьми, их задача — нарисовать картинки. Затем взрослый может разложить рисунки детей по комнате, подвесить или прикрепить к чему-нибудь. Дети должны внимательно выслушать описание картинки, а затем уже найти ее. Эта игра способствует развитию умения концентрировать свое внимание, соотносить услышанное и увиденное.
Сложи сказку (И. Климина)
Цель: развитие воображения, мышления.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: 6-7 человек.
Необходимые приспособления: рисунки-иллюстрации к сказкам.
Описание игры: 1. Дети должны сложить несколько рисунков в таком порядке, в каком развивается сюжет.
2. Дети отбирают рисунки самостоятельно, а потом, объединив их какой-то темой, придумывают сюжет.
Комментарий: первый вариант игры подходит больше для детей 4-х лет, а второй лучше использовать в работе с более старшими детьми. В ходе игры дети способны сочинять самые невероятные истории и объединять абсолютно разных героев. Главное — дать им возможность оторваться от стереотипов.