Только на эту букву (А. Бондаренко)
Цель: развитие внимания, грамматического строя речи, произвольности.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: 6—7 человек.
Описание игры: ребенок загадывает какую-то букву и в дальнейшем на вопрос ведущего должен отвечать только словами, начинающимися на эту букву. Например, девочка Лена выбрала букву С. Ведущий спрашивает: «Как тебя зовут?». Девочка должна ответить: «Света». Отвечать надо быстро, не раздумывая.
Вот примерные вопросы:
— Как зовут твою бабушку? (Серафима)
— Кем работает твой папа? (Слесарем)
— В каком городе ты живешь? (В Самаре)
— Что там делают на заводах? (Сахар)
— А река там какая течет? (Самарка)
— Какой твой любимый цветок? (Сирень)
— Какую птицу ты любишь слушать в лесу? (Соловья)
— Куда ты ездила отдыхать летом? (В Сочи)
— Что будешь делать осенью? (Собирать грибы)
— Кому принесешь грибы? (Саше)
— А что он тебе за это даст? (Сладости) и т. д.
Затем взрослый задает вопросы другому ребенку, и он дает ответы в соответствии с выбранной им буквой.
Если ребенок ошибается, назвав вместо имени на загаданную букву свое имя, другие дети молча поднимают руки. Если он ошибается дважды, то его просят, не дожидаясь конца игры, сделать что-либо (попрыгать на скакалке 10 раз, проскакать на одной ножке вокруг стула и т. д.).
Ответить на вопросы ведущего должны все дети.
Комментарий: вопросы должны быть разными. Это требует от взрослого такой же сосредоточенности, как и от детей. Темп игры может варьироваться в зависимости от характерологических особенностей детей.
Говори наоборот
Цель: расширение кругозора и сообразительности, развитие речи.
Нарушение: ЗПР.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: один или более.
Описание игры: один играющий называет прилагательное, а другой должен придумать слово с противоположным значением.
Например:
Уродливый — красивый.
Мокрый — сухой.
Белый — черный.
Громкий — тихий.
Скучный — веселый.
Слабый — сильный.
Игривый — тоскливый. Верхний — нижний.
Активный — пассивный.
Комментарий: детей можно построить зигзагом, чтобы разнообразить их месторасположение. Игра проводится быстро. Взрослый следит за правильностью ответов. Если ребенок затрудняется в ответе, свой вариант предлагает игрок, назвавший первый из антонимов.
И я (народная)
Цель: развитие сообразительности, выдержки, чувства юмора.
Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: один или более.
Описание игры: взрослый рассказывает детям историю, а они должны говорить, там, где это подходит по смыслу, «И я!». Если сказано будет не к месту, ребенок платит фант. По окончании игры дети сами придумывают, что нужно сделать обладателю фанта.
Взрослый начинает:
— Гуляла я как-то по лесу... Дети:
— И я!
— И вдруг из-за дерева выскочил волк! (Тишина.)
— Он лязгнул зубами... (Тишина.)
— Я испугалась...
— И я!
— Но в этот момент из-за кустов выехала машина... (Тишина.)
— Волк убежал... (Тишина.)
— А я села в машину...
— И я!
— Счастливая, что удалось избежать опасности, я засмеялась...
— И я!
Комментарий: со временем, когда дети поймут правила игры, можно будет доверить им роль ведущего.
Истории могут быть самыми разнообразными, можно ввести проблемные ситуации, наблюдающиеся у детей в группе. Например, рассказ может ставить детей перед двойным выбором: выполнение игрового правила и соответствие поступка нравственным нормам.
— Я принесла новую игрушку.
— И я!
— Вадик попросил поиграть.
— И я!
— Я не дала ему игрушку.
Как это можно использовать
Цель: развитие воображения, творческого мышления.
Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: один или более.
Описание игры: взрослый называет какой-либо предмет и предлагает ребенку сказать, как его можно использовать. Например: взрослый говорит «газета», а ребенок называет варианты: читать, писать, построить кораблик, шапку, постелить на пол, использовать как игрушку для кошки и т. д.
Комментарий:, детей необходимо подталкивать к нестандартным ответам. Игроков, которые дают нетипичные ответы, полезно словесно поощрять. Закончить игру можно рисованием «инструкции по применению» того или иного предмета.
Наоборот (А. Бондаренко)
Цель: развитие скорости мышления, сообразительности.
Нарушение: ЗПР.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: 6—8 человек.
Необходимые приспособления: мяч.
Описание игры: дети садятся в круг. Взрослый или кто-то из детей начинает игру, бросая мяч, говорит: «Вперед». Тот, кто мяч ловит, должен быстро сказать слово, противоположное по смыслу: «назад» (можно придумать пары слов: вверх — вниз, далекий — близкий, храбрый — трусливый, клеить — рвать, север — юг и т. д.). Если кто-то из детей не может быстро назвать слово, все дети хором по сигналу взрослого говорят ответ.
Комментарий: темп игры должен быть достаточно высоким, дети не должны долго думать. Поэтому можно ввести правило «горячего» мяча.
Мячик с путаницей
Цель: развитие речи, воображения.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: группа из 6—8 человек.
Необходимые приспособления: мяч. , Описание игры: дети садятся в кружок. Ведущий называет одушевленное существительное, дети должны поймать мяч, а затем бросить его ведущему, назвав при этом глагол, который абсолютно не подходит по смыслу этому существительному.
Например: собака... мяукает, медведь... чирикает, врач... стрижет и т. д.
Примеры одушевленных существительных: девочка, корова, свинья, птица, архитектор, ворона, бабочка, сталевар, воспитатель, мама, сыщик, клоун, черепаха, кит, рыба, устрица, кошка и т. д.
Комментарий: перед игрой детям можно прочитать стихотворение Айдара Хусаинова «Городской мальчик в деревне»:
— Гав-гав, — закричал я корове, И корова нахмурила брови,
— Кис-кис, — промурлыкал собаке, И она приготовилась к драке.
— Мяу-мяу, — прошептал я цыпляткам. Разбежались они без оглядки.
Как же папа и Радик-абзы1
С ними общий находят язык?
Такие игры-путаницы способствуют развитию творческого мышления, учат детей видеть необычное в обычном, а самое главное — не пользоваться стереотипами и штампами.
Абзы — по-башкирски «дядя».
Цвет
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: трое или более.
Описание игры: выбирается водящий и устанавливаются размеры площадки, за пределы которой нельзя выходить. Он становится спиной к играющим, а те образуют полукруг на расстоянии 5—6 м от водящего. Водящий громко называет любой цвет и быстро поворачивается к игрокам. Те, у кого в одежде есть этот цвет или есть предмет этого цвета, должны ухватиться за этот предмет. Дети, у которых нет предмета нужного цвета, убегают от водящего. Если водящий дотронется до кого-то из них, осаленный игрок становится водящим.
Комментарий: если игра проводится в помещении, оно должно быть достаточно большим, чтобы предотвратить столкновения в процессе игры. Также необходимо убрать с игровой площадки все лишние предметы.
Я знаю...
Цель: развитие ловкости движений, развитие мышления.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: 6—10 лет.
Количество играющих: 2-5.
Необходимые приспособления: резиновый мяч.
Описание игры: ребенок бьет мяч о землю рукой, на каждый удар произнося: «Я знаю пять... (цветов, городов, стран, растений и т. д.)», — и перечисляя названное. Если ребенок ошибается или уронит мяч, очередь переходит к другому игроку. Побеждает тот, кто первым сделает все правильно.
Комментарий: усложнить игру можно, если бить мяч не ладошкой, а ребром ладони, тыльной стороной руки и т. д. Мальчики могут подбрасывать мяч ногой, как футболисты. Можно также усложнить игру, если к зада-
нию добавить условие: пройти такое-то расстояние, пока называешь предметы.
Узнай, по какому предмету я стучу (М. Сигимова)
Цель: развитие слухового восприятия.
Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.
Возраст: 2—3 года.
Количество играющих: двое и более.
Описание игры: один ребенок стучит карандашом по какому-нибудь предмету (по столу, стеклу, бумаге), а остальные должны угадать, что издает этот звук.
Комментарий: игра направлена на развитие дифференциации звуков, ознакомление с особенностями различных предметов.