Только на эту букву (А. Бондаренко)

Цель: развитие внимания, грамматического строя речи, произвольности.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: 6—7 человек.

Описание игры: ребенок загадывает какую-то букву и в дальнейшем на вопрос ведущего должен отвечать толь­ко словами, начинающимися на эту букву. Например, девочка Лена выбрала букву С. Ведущий спрашивает: «Как тебя зовут?». Девочка должна ответить: «Света». Отвечать надо быстро, не раздумывая.

Вот примерные вопросы:

— Как зовут твою бабушку? (Серафима)

— Кем работает твой папа? (Слесарем)

— В каком городе ты живешь? (В Самаре)

— Что там делают на заводах? (Сахар)

— А река там какая течет? (Самарка)

— Какой твой любимый цветок? (Сирень)

— Какую птицу ты любишь слушать в лесу? (Соловья)

— Куда ты ездила отдыхать летом? (В Сочи)

— Что будешь делать осенью? (Собирать грибы)

— Кому принесешь грибы? (Саше)

— А что он тебе за это даст? (Сладости) и т. д.

Затем взрослый задает вопросы другому ребенку, и он дает ответы в соответствии с выбранной им буквой.

Если ребенок ошибается, назвав вместо имени на зага­данную букву свое имя, другие дети молча поднимают руки. Если он ошибается дважды, то его просят, не дожидаясь конца игры, сделать что-либо (попрыгать на скакалке 10 раз, проскакать на одной ножке вокруг стула и т. д.).

Ответить на вопросы ведущего должны все дети.

Комментарий: вопросы должны быть разными. Это требует от взрослого такой же сосредоточенности, как и от детей. Темп игры может варьироваться в зависимости от характерологических особенностей детей.

Говори наоборот

Цель: расширение кругозора и сообразительности, раз­витие речи.

Нарушение: ЗПР.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: один или более.

Описание игры: один играющий называет прилагатель­ное, а другой должен придумать слово с противополож­ным значением.

Например:

Уродливый — красивый.

Мокрый — сухой.

Белый — черный.

Громкий — тихий.

Скучный — веселый.

Слабый — сильный.

Игривый — тоскливый. Верхний — нижний.

Активный — пассивный.

Комментарий: детей можно построить зигзагом, что­бы разнообразить их месторасположение. Игра проводится быстро. Взрослый следит за правильностью ответов. Если ребенок затрудняется в ответе, свой вариант предлагает игрок, назвавший первый из антонимов.

И я (народная)

Цель: развитие сообразительности, выдержки, чувства юмора.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: один или более.

Описание игры: взрослый рассказывает детям исто­рию, а они должны говорить, там, где это подходит по смыслу, «И я!». Если сказано будет не к месту, ребенок платит фант. По окончании игры дети сами придумыва­ют, что нужно сделать обладателю фанта.

Взрослый начинает:

— Гуляла я как-то по лесу... Дети:

— И я!

— И вдруг из-за дерева выскочил волк! (Тишина.)

— Он лязгнул зубами... (Тишина.)

— Я испугалась...

— И я!

— Но в этот момент из-за кустов выехала машина... (Тишина.)

— Волк убежал... (Тишина.)

— А я села в машину...

— И я!

— Счастливая, что удалось избежать опасности, я за­смеялась...

— И я!

Комментарий: со временем, когда дети поймут прави­ла игры, можно будет доверить им роль ведущего.

Истории могут быть самыми разнообразными, можно ввести проблемные ситуации, наблюдающиеся у детей в группе. Например, рассказ может ставить детей перед двойным выбором: выполнение игрового правила и соот­ветствие поступка нравственным нормам.

— Я принесла новую игрушку.

— И я!

— Вадик попросил поиграть.

— И я!

— Я не дала ему игрушку.

Как это можно использовать

Цель: развитие воображения, творческого мышления.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: один или более.

Описание игры: взрослый называет какой-либо пред­мет и предлагает ребенку сказать, как его можно исполь­зовать. Например: взрослый говорит «газета», а ребенок называет варианты: читать, писать, построить кораблик, шапку, постелить на пол, использовать как игрушку для кошки и т. д.

Комментарий:, детей необходимо подталкивать к не­стандартным ответам. Игроков, которые дают нетипич­ные ответы, полезно словесно поощрять. Закончить игру можно рисованием «инструкции по применению» того или иного предмета.

Наоборот (А. Бондаренко)

Цель: развитие скорости мышления, сообразительности.

Нарушение: ЗПР.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: 6—8 человек.

Необходимые приспособления: мяч.

Описание игры: дети садятся в круг. Взрослый или кто-то из детей начинает игру, бросая мяч, говорит: «Впе­ред». Тот, кто мяч ловит, должен быстро сказать слово, противоположное по смыслу: «назад» (можно придумать пары слов: вверх — вниз, далекий — близкий, храбрый — трусливый, клеить — рвать, север — юг и т. д.). Если кто-то из детей не может быстро назвать слово, все дети хором по сигналу взрослого говорят ответ.

Комментарий: темп игры должен быть достаточно высоким, дети не должны долго думать. Поэтому можно ввести правило «горячего» мяча.

Мячик с путаницей

Цель: развитие речи, воображения.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: группа из 6—8 человек.

Необходимые приспособления: мяч. , Описание игры: дети садятся в кружок. Ведущий на­зывает одушевленное существительное, дети должны пой­мать мяч, а затем бросить его ведущему, назвав при этом глагол, который абсолютно не подходит по смыслу этому существительному.

Например: собака... мяукает, медведь... чирикает, врач... стрижет и т. д.

Примеры одушевленных существительных: девочка, корова, свинья, птица, архитектор, ворона, бабочка, ста­левар, воспитатель, мама, сыщик, клоун, черепаха, кит, рыба, устрица, кошка и т. д.

Комментарий: перед игрой детям можно прочитать стихотворение Айдара Хусаинова «Городской мальчик в деревне»:

— Гав-гав, — закричал я корове, И корова нахмурила брови,

— Кис-кис, — промурлыкал собаке, И она приготовилась к драке.

— Мяу-мяу, — прошептал я цыпляткам. Разбежались они без оглядки.

Как же папа и Радик-абзы1

С ними общий находят язык?

Такие игры-путаницы способствуют развитию творческого мышления, учат детей видеть необычное в обычном, а самое главное — не пользоваться стереотипами и штампами.

Абзы — по-башкирски «дядя».

Цвет

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: трое или более.

Описание игры: выбирается водящий и устанавлива­ются размеры площадки, за пределы которой нельзя вы­ходить. Он становится спиной к играющим, а те образу­ют полукруг на расстоянии 5—6 м от водящего. Водящий громко называет любой цвет и быстро поворачивается к игрокам. Те, у кого в одежде есть этот цвет или есть предмет этого цвета, должны ухватиться за этот пред­мет. Дети, у которых нет предмета нужного цвета, убега­ют от водящего. Если водящий дотронется до кого-то из них, осаленный игрок становится водящим.

Комментарий: если игра проводится в помещении, оно должно быть достаточно большим, чтобы предотвратить столкновения в процессе игры. Также необходимо убрать с игровой площадки все лишние предметы.

Я знаю...

Цель: развитие ловкости движений, развитие мышления.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, ЗПР.

Возраст: 6—10 лет.

Количество играющих: 2-5.

Необходимые приспособления: резиновый мяч.

Описание игры: ребенок бьет мяч о землю рукой, на каждый удар произнося: «Я знаю пять... (цветов, горо­дов, стран, растений и т. д.)», — и перечисляя назван­ное. Если ребенок ошибается или уронит мяч, очередь переходит к другому игроку. Побеждает тот, кто первым сделает все правильно.

Комментарий: усложнить игру можно, если бить мяч не ладошкой, а ребром ладони, тыльной стороной руки и т. д. Мальчики могут подбрасывать мяч ногой, как футболисты. Можно также усложнить игру, если к зада-

нию добавить условие: пройти такое-то расстояние, пока называешь предметы.

Узнай, по какому предмету я стучу (М. Сигимова)

Цель: развитие слухового восприятия.

Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.

Возраст: 2—3 года.

Количество играющих: двое и более.

Описание игры: один ребенок стучит карандашом по какому-нибудь предмету (по столу, стеклу, бумаге), а ос­тальные должны угадать, что издает этот звук.

Комментарий: игра направлена на развитие диффе­ренциации звуков, ознакомление с особенностями различ­ных предметов.

Наши рекомендации