Запомни ритм (Ю. и М. Шевченко)
Цель: развитие слухового восприятия, сенсомоторной координации.
Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: двое или более.
Описание игры: ведущий (взрослый) ритмично хлопает в ладоши, а играющие должны запомнить ритм. Если
детям трудно сразу запомнить ритм, можно обучить их запоминанию ритма по цифровой системе (считать хлопки, выделяя паузы между ними). Дети запоминают ритм, считая вслух и следя за движениями. Если в игре принимают участие несколько детей, то ритмический рисунок сначала повторяет каждый, а затем вся группа, ускоряя темп. Тот, кто ошибется, выбывает из игры.
Комментарий: если детям трудно воспроизвести ритмический рисунок, можно предложить им сопровождать хлопки голосом. Начинать игру с легких рисунков в медленном темпе. Не стоит переходить к новому ритму, если большинство детей не освоили предыдущий.
Заданная буква
Цель: развитие элементов логического мышления. Нарушение: ЗПР. Возраст: 6—7 лет.
Количество играющих: один или более. Необходимые приспособления: бумага, карандаш. Описание игры: ребенку предлагается составить слова с какой-то определенной буквой так, чтобы в первом слове она была первой, во втором — второй, в третьем — третьей, в четвертом — четвертой. Например:
АРЫК 3 А Л П КЛАД УРНА
Б РАК ОБОД ЖАБА КРАБ
Комментарий: перед началом игры можно потренироваться: называть ребенку слово, а он должен сказать, какая по порядку задуманная буква. Это поможет ребенку понять принцип игры, а заодно позволит поупражняться в счете.
Повтори за мной (Ю. и М. Шевченко)
Цель: развитие внимания, сенсомоторной координации.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, ЗПР.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: двое и более.
Описание игры: первый ребенок показывает движения или ритм, которые, как он считает, трудновоспроизводи-мы. Второй ребенок должен их повторить. Если ему это не удается, то первый игрок должен сам показать то же самое. Если и у него это не получается, то дети меняются ролями (в группе — ведущий выбывает из игры). А если второй игрок все-таки справился с заданием, то он становится ведущим.
Комментарий: ведущему-взрослому нужно следить за тем, чтобы движения не были однообразными. Темп игры должен быть достаточно высоким. В конце игры можно отметить ребенка, предложившего самые оригинальные движения.
Вывод
Цель: развитие элементов логического мышления.
Нарушение: ЗПР.
Возраст: 6—7 лет.
Количество играющих: один и более.
Описание игры: взрослый загадывает загадку, а ребенок должен отгадать.
Оля младше Коли, а Коля младше Толи. Кто самый старший?
Сережа ниже Лены, а Лена выше Оли. Кто самый высокий?
Наташа худее Лены, но полнее, чем Марина. Кто самый полный? А кто самый худой?
Лена читает лучше Кати, а Катя — лучше Аси. Кто читает лучше всех, а кто — хуже всех?
Лучше Руслана и Олега считает Жора, а Вова считает лучше Олега. Руслан считает лучше Вовы. Кто из мальчиков считает лучше всех? А кто считает хуже всех?
Комментарий: в качестве подсказки можно использовать картинки, если загадки касаются каких-либо внешних признаков.
Также игра может использоваться в процессе закрепления знаний из различных областей (например, знания времен года: зимой холоднее, чем осенью, а осенью холоднее, чем летом. Когда жарче всего?).
Вопросы
Цель: развитие творческого мышления, воображения.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: один или больше.
Описание игры: ребенку предлагается задать как можно больше вопросов, в которых бы звучали названия двух предметов. Вопросы могут быть смешными.
Например: писатель — сорока.
Почему писатель пишет о сороке?
Что делает сорока на окне у писателя?
Какие новости принесла писателю сорока?
Зачем это писатель сидит на ветке, как сорока?
1. Озеро — мысль.
2. Лампа — компьютер.
3. Шофер — тропинка.
4. Магнитофон — травинка.
5. Улица — пылесос.
Комментарий: игра позволяет ребенку выйти за рамки привычного положения вещей, помогает объединить, казалось бы, необъединимое. Приниматься должны все варианты, даже самые невообразимые.
Найди причину
Цель: развитие творческого мышления. Нарушение: ЗПР. Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: один и более. Описание игры: ребенку предлагается придумать, каким образом могли быть связаны названные события.
Например:
Одна рыбка гонялась за другой. — Маша спала.
Возможные.причины:
— Маша не покормила рыбок, потому что спала, и голодные рыбы гонялись друг за другом.
__ Пока Маша спала, в ее аквариум посадили хищную рыбу, которая стала гоняться за более миролюбивыми.
—Маша долго смотрела за тем, как гоняются рыбы друг за другом, устала и уснула.
Оля пошла в подвал за картошкой. — Мама уколола
палец.
Школа была закрыта. — У Васи закончилась красная
краска.
Гоша разбил чашку. — В зоопарке родились тигрята.
Комментарий: необходимо следить за тем, чтобы дети не повторялись. Когда они с легкостью станут выполнять правила игры, можно предложить им самим придумывать события.
Смысловые ряды
Цель: развитие познавательных способностей.
Нарушение: РДА, ЗПР.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: два и более.
Описание игры: ведущий (взрослый) предлагает детям закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово. Например: солнце — день, луна — ... (ночь), т. е. солнце светит днем, а луна появляется ночью.
1. Волк — заяц, кошка — ... (мышка).
2. Быстро — быстрее, медленно — ... (медленнее).
3. Лиса — лисенок, волк — ... (волчонок).
4. Белка — орешки, медведь — ... (мед).
5. Человек — дом, крот — ... (нора).
6. Лес — деревья, луг — ... (трава).
7. Пальто — зима, шорты — ... (лето).
8. Море — вода, суша — ... (земля).
9. Вода — кран, свет — ... (выключатель).
10. Учитель — школа, воспитатель — ... (детский сад).
Комментарий: смысловой ряд может касаться какой-либо одной группы предметов или явлений, тогда игра требует подготовки со стороны взрослого. Например:
ботинки — шнурки, куртка — ... (пуговицы);
шапка — голова, колготки — ... (ноги);
пианино — клавиши, балалайка — ... (струны);
скрипка — смычок, барабан — ... (палочки) и т. д.
В этом случае игра будет узконаправленной, поможет в ознакомлении детей с какой-либо группой предметов.
Золушка
Цель: развитие тактильной чувствительности и зрительной памяти, сосредоточенности, усидчивости, навыков счета.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.
Возраст: 4—9 лет.
Количество играющих: один или несколько.
Необходимые приспособления: спичечные коробки, наполненные семенами: гречихи, овса, ржи, риса, различных цветов и др.
Описание игры: ребенку предлагается помочь Золушке: разобрать зерна, подарить по 2—3 разных зернышка сказочным героям, посадить поле. Задание можно усложнить, завязав ребенку глаза.
Комментарий: перед началом игры необходимо рассмотреть вместе с детьми зернышки каждого вида, определить их форму, отличия от других, четко обозначить название каждого. К игре можно приступать только тогда, когда ведущий убедится в том, что участники усвоили отличия.
Лишнее зернышко
Цель: развитие логического мышления, зрительной и тактильной памяти, внимания. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 3—9 лет.
Количество играющих: один или более. Необходимые приспособления: различные зерна.
Описание игры: Вариант 1. Перед ребенком кладут несколько разных зернышек, он должен запомнить их расположение. Затем ребенка просят отвернуться и изменяют расположение зернышек. Он должен разложить их в прежнем порядке.
Вариант 2. Перед ребенком кладут три зернышка, похожие по форме (рис, пшеница, рожь), и одно, отличающееся от них (гречиха). Ребенок должен сказать, чем похожи одинаковые зернышки и чем отличается от них зернышко гречихи.
Вариант 3. Положить перед ребенком несколько зернышек, предложить ему их внимательно рассмотреть и запомнить, какие здесь лежат. Затем ребенок отворачивается, а ведущий либо убирает какое-нибудь зернышко, либо заменяет одно из них.
Комментарий: этот вариант для детей более старшего возраста. Для малышей можно использовать более легкий: предложить три зернышка риса и одно — гречихи.
Дополни фигуру
Цель: развитие творческих способностей, воображения.
Нарушение: РДА, ЗПР.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: один и более.
Необходимые приспособления: карточки с изображением 5 кругов и 5 квадратов, карандаши.
Описание игры: ребенок получает карточки, на которых должен нарисовать что-нибудь, используя как основу предложенный рисунок. Например: на карточках с изображением круга он рисует солнце, тарелку, лицо, пуговицу (или пятачок хрюшки), ромашку, лошарика, а из квадратов «строит» дом, дорисовывает куб, пишет название книги и т. д.
Комментарий: перед тем как начнется игра, взрослый должен убедиться в том, что ребенок хорошо понял инструкцию. Иначе игра может не получиться, так как ребенок будет либо просто обводить геометрические фигуры, либо рядом рисовать другие.
В процессе игры нужно обсуждать с ребенком каждый рисунок, чтобы малышу было легче остановиться на какой-нибудь идее. А чтобы помочь ребенку придумать что-то действительно оригинальное, предложите ему мысленно рассмотреть окружающие предметы с разных ракурсов — сверху, сбоку, снизу.
Два предмета
Цель: развитие мышления, воображения.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: один и более.
Необходимые приспособления: карточки с написанными на них тремя признаками предметов (можно давать задание вслух, не используя карточки).
Описание игры: детям предлагается назвать по два предмета, которые включают три признака: чистый, прозрачный, голубой — небо, хрусталь.
1. Сладкий, легкий, приятный.
2. Сильный, добрый, умный.
3. Звонкий, радостный, громкий.
4. Светлый, блестящий, ранний.
5. Бодрый, веселый, энергичный. Комментарий: групповая игра развивает у детей
умение быстро перестраивать ход своих мыслей и находить другой вариант ответа. Кроме того, можно ввести ограничения на выкрики и ответы вне очереди, что будет способствовать развитию выдержки и терпения.
Три предмета
Цель: развитие мышления, воображения.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: один и более.
Необходимые приспособления: карточки с написанными на них двумя признаками предметов (можно давать задание вслух, не используя карточки).
Описание игры: детям предлагается назвать по три предмета, которые включают два признака: прозрачный, голубой — небо, вода, хрусталь.
1. Теплый, пушистый.
2. Сладкий, мягкий.
3. Зеленый, ароматный.
4. Звонкий, веселый.
5. Черный, мрачный.
Комментарий: детям обычно трудно сразу включиться в игру и назвать три предмета. Поэтому в начале можно немного изменить правила и предлагать детям называть по одному предмету, подходящему к названным признакам.
Кто больше?
Цель: развитие речи и мышления.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: двое и более.
Описание игры: детям предлагают какой-нибудь глагол (шипеть, свистеть, давить, убежать и т. д.), аони должны назвать как можно больше предметов, способных выполнить это действие. Например, убежать может: мальчик, преступник, время, молоко и т. д.
Комментарий: задание можно разнообразить, если предложить подбирать не только существительные, но и прилагательные или наречия. Например: бежать (как?) быстро, медленно, сломя голову, спотыкаясь и т. д.
Группировка слов
Цель: развитие слухового восприятия, мышления, памяти.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: один или более.
Описание игры: ведущий (взрослый) предлагает детям составить группы из слов, например: ветка, тигр, пестик, воробей, тычинка, соловей, лист, волк, ствол, попугай, соцветие, лиса.
Эти слова можно объединить в группы:
1) птицы: воробей, соловей, попугай;
2) животные: тигр, волк, лиса;
3) части растения: ветка, пестик, тычинка, лист, ствол, соцветие;
4) имеющие пеструю окраску: лист, попугай, тигр,
соцветие.
И т. д.
Комментарий: игра может не получиться сразу, так как детям-дошкольникам трудно одновременно слушать, выделять необходимое и запоминать. Поэтому для облегчения задачи можно сократить или количество слов, или количество групп.
Угадай, что я загадал
Цель: развитие мышления, умения задавать и конкретизировать вопросы.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: двое и более.
Необходимые приспособления: одинаковые наборы карточек с изображениями разнообразных предметов (для каждого ребенка).
Описание игры: детям раздают карточки, затем выбирается водящий и загадывает один из предметов. Дети должны задавать ему наводящие вопросы, чтобы угадать, какой предмет он загадал: какого цвета предмет, можно ли им играть, может ли он ходить, большой это предмет или маленький, круглый или квадратный и т. д. Но нельзя спрашивать напрямую название предмета. Когда один ребенок угадает пять предметов (или больше — по договоренности), тогда он становится водящим и игра продолжается.
Комментарий: при затруднениях детей взрослый может помочь. Важно следить, чтобы вопросы не были однотипными, т. е. касались только цвета или только назначения предмета, загаданного ведущим.
Назови отличие
Цель: развитие наблюдательности, умения анализировать предметы и явления.
Нарушение: РДА, ЗПР.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: один и более.
Необходимые приспособления: карточки с названием или изображением любых предметов.
Описание игры: ведущий показывает карточки, а дети должны сказать, чем один изображенный предмет отличается от другого.
Например: птица и карандаш. Птица имеет крылья, а карандаш не имеет, птица поет, а карандаш — нет. Карандашом можно рисовать, а птицей — нет. Птица живая, а карандаш — нет. И т. д.
Комментарий: набор предметов может быть случайным, а может специально подбираться ведущим для решения каких-либо образовательных задач.
Лишнее слово
Цель: развитие операции анализа и классификации. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: один и более. Описание игры: детям предлагается найти лишнее слово и объяснить, почему оно — лишнее.
1. Карась, ставрида, сельдь, краб.
2. Астра, пион, роза, ромашка, яблоня.
3. Игорь, Сережа, Борис, Вова, Лена.
4. Рысь, тигр, леопард, ягуар, шакал.
5. Шайба, коньки, клюшка, мяч.
6. Ветка, листик, цветок, яблоко, качели.
7. Рука, нога, шея, голова, тарелка.
8. Поползень, снегирь, ворона, синица, скворец.
9. Петух, кошка, собака, овца, медведь.
10. Говядина, свинина, баранина, конина, вредина.
Комментарий: важно внимательно выслушать объяснения детей, так как часто даже в неправильных ответах (с точки зрения взрослого) бывает заложена определенная логика. В этом случае можно объяснить малышу, что бывает еще и немного по-другому.
На что похоже?
Цель: развитие мышления, воображения.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 3—4 года.
Количество играющих: один или более.
Необходимые приспособления: карточки с изображением геометрических фигур.
Описание игры: ребенок выбирает карточку с изображением какой-либо геометрической фигуры. После этого он должен найти предметы, которые похожи на эту фигуру. Например, он выбрал круг. Предметами, похожими на круг, будут: блюдце, мячик, апельсин, пуговицы. Если ребенок предпочел треугольник, то вариантами могут быть: елка, пирамидка, парус, крыша дома и т. д.
Комментарий: правила игры могут варьироваться, один вариант — предметы должны находиться в комнате, в которой проходит игра; другой — только на улице.
Игру полезно использовать в процессе изучения геометрических фигур и в дальнейшем, при организации индивидуальной работы с детьми, у которых наблюдаются трудности в их усвоении.
На ощупь
Цель: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности.
Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: 5—10.
Необходимые приспособления: мешок, разнообразные мелкие предметы, повязка на глаза.
Описание игры: в мешок складывают до десяти небольших предметов. Ребенок, ощупывая мешок, должен
сказать, что в нем находится. На выполнение задания отводится 30 секунд. Выигрывает тот, кто назовет больше всех предметов.
Комментарий: детям младшего возраста предварительно показывают предметы, которые складывают в мешок.
Лучше приготовить несколько наборов предметов, чтобы дети не могли их запомнить.
Во время обследования мешка ребенок должен показать все обнаруженные предметы, чтобы другие участники убедились в правильности ответа.
Детям 4-х лет время обследования можно увеличить.
Найди мячик
Цель: развитие ориентировки в пространстве, слухового восприятия.
Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.
Возраст: 3—4 года.
Количество играющих: двое (взрослый и ребенок).
Необходимые приспособления: мячик с колокольчиком внутри.
Описание игры: ребенку закрывают уши и глаза. В это время взрослый прячется с мячиком справа, слева, спереди или сзади (по очереди) от него. Затем ребенок начинает искать, а взрослый, слегка постукивая мячик, заставляет колокольчик звенеть. Важно, чтобы на пути у ребенка не было препятствий.
Комментарий: важно, чтобы ребенок сопровождал свои передвижения словами. Если ребенок испытывает трудности в определении местонахождения мячика, можно задать ему вопрос: «Где, по твоему мнению, находится мячик?». Если ребенок угадал, он может пойти и взять его.
Узнай фигуру
Цель: развитие тактильной чувствительности, освоение сенсорных эталонов.
Нарушение: РДА, ЗПР.
Возраст: 2-3 года.
Количество играющих: двое (взрослый и ребенок) или более.
Необходимые приспособления: различные геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, овал и т. д.) — каждая диаметром 30 см и 5 см. В качестве материала для изготовления фигур лучше всего использовать картон, для усложнения задачи — фигуры могут быть разных цветов.
Описание игры: на полу в беспорядке располагают большие фигуры, а ребенку дают по одной маленькие. Получив маленькую фигуру, он должен найти на полу большую такой же формы, стать на нее и назвать.
Ребенку можно завязать глаза. Это усложнит задачу. Если играют несколько детей, то им можно предложить собрать фигуры за определенное время.
Комментарий: эта интересная игра поможет детям Лучше усвоить эталоны формы.
Чем играем?
Цель: развитие слухового восприятия.
Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: 4—15.
Необходимые приспособления: любые, способные издавать звуки.
Описание игры: дети выбирают водящего, который становится спиной ко всем остальным. Играющие по одному подходят сзади к водящему, спрашивают: «Чем играем?» — и с помощью приспособлений (бубен, ложки, дудочка, бумага) издают звуки. Водящий должен угадать, чем были произведены эти звуки. Водящий может трижды пытаться определить, чем был произведен звук, если, у него это не получается, то предмет заменяют (вместо бубна берут гармошку и т. д.), и так до тех пор, пока водящий не отгадает. Если он угадал, то становится играющим, а его место занимает тот, кто издавал звуки.
Комментарий: перед игрой с детьми нужно провести занятие на котором им показывают и предлагают запом-
нить, какие звуки что издает. Начинают с самых простых звуков: скрип двери, свисток, шелест бумаги, а заканчивают сложными, возможно, даже сочетанием нескольких звуков.
Запомни имя
Цель: развитие воображения, двигательной памяти.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 6—7 лет.
Количество играющих: 6—10.
Описание игры: играющие становятся в круг, затем один из них выходит вперед, называет себя и рассказывает о том виде спорта, который ему нравится. Рассказ сопровождается показом движений, которые совершают спортсмены, занимающиеся этим видом. Потом называет себя и представляет любимый вид спорта другой ребенок, и так по кругу. Когда все дети выступят, участники должны показать, что запомнили, какой вид спорта кто любит. Информацию можно получить в результате фронтального опроса или в игровой форме: выбирается ведущий, он показывает движения, а дети должны угадать имя того, кто их выполняет; или ведущий называет имя, а дети выполняют движения, показанные ребенком с этим именем.
Комментарий: эта игра способствует сплочению группы детей.
Действия детей можно разнообразить, если предложить им показывать любимых героев сказок, виды занятий и т. д.
Опиши по памяти
Цель: развитие памяти, умения сосредотачиваться на Деталях.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 3—4 года.
Количество играющих: два и более.
Необходимые приспособления: кукла.
Описание игры: ведущий (взрослый) показывает детям куклу. За 30 секунд они должны внимательно рас-
смотреть ее и попытаться запомнить мельчайшие детали: сидит она или стоит; во что она одета; какого цвета одежда куклы, ее волосы, глаза; распущены или заплетены ее волосы и т. д. — а затем ответить на вопросы ведущего. Комментарий: лучше, если вопросы будут общими, не содержащими намека на ответ. Наводящие вопросы необходимо задавать лишь в случае затруднений.
Четвертый лишний
Цель: развитие мышления, умения классифицировать предметы.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: два и более.
Описание игры: ребенку называют группу слов, три из которых объединены по какому-либо признаку, а четвертое не может быть включено в эту группу (например: кукла, юла, погремушка, молоко; или: сандалии, ботинки, сапоги, кошка). Ребенок должен найти лишнее слово.
Комментарий: для младших детей лучше подбирать группы, имеющие четкие различия, например: одежда — музыкальный инструмент, фрукты — животные. Для детей постарше задачу можно усложнить. Например, найти лишнее в группе: тополь, ель, береза, дуб (лишней будет ель, так как она относится к хвойным деревьям, а остальные названия — к лиственным). Если дети затрудняются ответить, нужно предложить им порассуждать. Взрослый должен помогать детям наводящими вопросами, потому что дети часто выделяют второстепенные признаки, не обращая внимания на главные.
Соседи
Цель: развитие мышления, навыков счета. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.
Возраст: 6-8 лет.
Количество играющих: один или несколько. Необходимые приспособления: карточки с изображением цифр.
Описание игры: ребенок раскладывает карточки от 1 до 10 в порядке возрастания. Затем взрослый может с ним обсудить, какие цифры лежат рядом, а какие — далеко друг от друга. После этого ребенок должен назвать «соседей» каждой цифры, т. е. цифры, находящиеся рядом с ним. Конечно, лучше, если играют двое детей: один называет цифры, а другой быстро говорит, какие цифры лежат рядом. Детям постарше можно предложить другой, более сложный вариант: один из детей должен придумывать вопросы, например: какой общий сосед у цифр 3 и 5?
Комментарий: игра интересна тем, что заставляет детей задуматься над порядком расположения цифр. Таким образом, дети становятся перед необходимостью осмысленно подходить к числовому ряду, а не запоминать его автоматически.
Что изменилось?
Цель: развитие навыков счета, зрительной памяти.
Нарушение: РДА, ЗПР.
Возраст: 6—8 лет.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: палочки.
Описание игры: из палочек выкладывают фигуры, затем один из детей отворачивается, а другой что-то меняет в фигуре (убирает палочки или добавляет их). Теперь первый должен сказать, что именно изменилось: какая фигура, сколько палочек убрано или добавлено.
Комментарий: игра дает простор фантазии ребенку и к тому же позволяет лишний раз поупражняться в счете. Важно оговорить с детьми, что фигурки не должны меняться абсолютно, изменяется лишь какая-нибудь деталь.
Узнай, ктоя
Цель: развитие восприятия, мелкой моторики.
Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: один или более.
Необходимые приспособления: картинки с пунктирным изображением каких-либо фигур по количеству участников.
Описание игры: взрослый сообщает ребенку, что за картинкой кто-то прячется, но чтобы понять — кто, нужно обвести все точки одной линией, не отрывая руки.
Комментарий: рисунки могут быть любыми, для детей младшего возраста подбираются более простые по форме, а старшим детям можно предложить многодетальные картинки, это повысит интерес детей.
Шкатулка со сказками
Цель: развитие воображения.
Нарушение: РДА, ЗПР.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: 5—6.
Необходимые приспособления: шкатулка (коробочка), 8—10разноцветных кружков, платок.
Описание игры: кружки складывают в коробочку, накрывают ее платком, а затем дети по одному вытаскивают кружочки и придумывают 2-3 предложения сказки. Причем, если ребенок вытащил красный кружок, то он начинает рассказ о чем-то красном: солнышке, цветке, мячике и т. д. Потом второй ребенок вытаскивает кружок (например зеленый) и рассказывает сказку дальше, но уже с новым героем (огурчиком, кузнечиком, яблоком) и т, д. Когда дети вытащат все кружки, их можно собрать и снова вытаскивать — пока сказка не получит логического завершения.
Комментарий: взрослый должен следить, чтобы дети не повторялись, придумывали разных героев и разные ситуации на один и тот же кружок.
Внимательные руки
Цель: развитие произвольного внимания, слухового восприятия.
Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: два или более.
Описание игры: взрослый читает слова, а дети должны поднять правую руку, если в слове есть буква «И», и левую руку, если есть буква «Й». Если таких букв в слове нет, руки лежат на коленях.
Брат, сестричка, монитор, йод, каймак, офис, работа, сайка, животное, тигр, петух, игра, ларек, собака, стена, шкаф, войлок, калитка, синоптик, ласточка, воин, учитель, веселый, клякса, канарейка, картина, улей, пастила, мармелад, койка, балалайка, уклейка, садик, цветок, история, жалейка, опера, музей, курица, дискотека, маленький, открытка, часики, радио, майка, умница.
Комментарий: часто неуверенные дети ориентируются в ответах на других более активных детей, которые, тем не менее, могут допускать ошибки. В таком случае игру необходимо остановить и напомнить детям о том, что каждый из них многое знает и умеет, поэтому должен сам решать, как ответить.
Прямой счет
Цель: развитие интеллекта и навыков общения.
Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: 3—4 года.
Количество играющих: два или более.
Необходимые приспособления: мяч.
Описание игры: первый играющий бросает мяч другому ребенку, говоря: «Один». Тот, кто ловит мяч, должен сказать: «Два», — и потом, бросая мяч следующему играющему, сказать: «Три», — и т. д.
Комментарий: игра помогает усвоению навыков прямого счета. Темп игры зависит от развития детей, но лучше, если он будет достаточно высоким. Это будет способствовать концентрации и сосредоточенности детей.