Продолжи ритм (Ю. и М. Шевченко)

Цель: развитие слухового восприятия, сенсомоторной координации.

Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: двое и более.

Описание игры: дети заучивают какой-то ритмический рисунок, а затем они должны воспроизвести его совмест­ными усилиями: каждый ребенок после своего соседа хло­пает в ладоши один раз. Если он хлопнет два раза или не выдержит необходимую паузу, он выбывает.

Комментарий: игра требует некоторой подготовки, которую лучше проводить попарно со взрослым, а потом уже в группе детей.

Игра не должна начинаться, пока дети не освоят рит­мический рисунок.

Для лучшего запоминания можно предлагать детям:

— прокричать рисунок,

— прошептать рисунок,

— прохлопать громко,

— прохлопать тихо,

— прохлопать быстро,

— прохлопать медленно.

Такая смена темпа, громкости и способа концентриру­ет внимание детей на ритмическом рисунке и помогает быстрее и лучше его запомнить.

Сравнения

Цель: развитие творческого мышления.

Нарушение: РДА, ЗПР.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: один и более.

Описание игры: ребенку предлагается придумать, с чем можно сравнить: птичку, реку, ветер, варежки, снежин­ку, утюг и т. д.

Очень важно, чтобы в процессе ответов дети использо­вали образные выражения.

Комментарий: дети дошкольного возраста испытыва­ют большие трудности при необходимости подбора ассо­циаций, так как их речь еще бедна. Лучший способ обо­гащения речи — это совместное чтение.

Да — нет

Цель: развитие речи и мышления. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: двое, кратное двум.

Описание игры: ребенок загадывает какое-либо суще­ствительное, другие дети задают ему вопросы (не более

15) на которые он отвечает «да» или «нет». Вопрос, на который ведущий ответить не может однозначно, не зас-читывается. Цель игры — отгадать задуманное слово, задав как можно меньше вопросов.

Комментарий: взрослый должен следить за тем, что­бы вопросы задавали все дети, обращая внимание на ма­лоактивных.

Найди общее

Цель: развитие наблюдательности, умения анализиро­вать предметы и явления.

Нарушение: РДА, ЗПР.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: один и более.

Необходимые приспособления: карточки с названием или изображением любых предметов.

Описание игры: ведущий показывает по две карточки, а дети должны сказать, что общего между этими предме­тами. Например самолет и машина. Оба эти предмета сделаны руками человека, могут ездить, они из железа, топливо для них — бензин, не помещаются в квартире, больше человека, шумят, когда заводятся и т. д.

Комментарий: в тех случаях, когда для рассмотре­ния детям предлагаются предметы, на первый взгляд, не имеющие ничего общего, ведущий должен простимулиро­вать мыслительную деятельность детей наводящими воп­росами, касающимися свойств, размеров, действий с эти­ми предметами.

Помоги художнику

Цель: развитие мышления, восприятия.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: один или более.

Необходимые приспособления: простые рисунки, на которых не дорисован какой-либо элемент (ручка у чай­ника, ножка у стула и т. д.).

Описание игры: ребенку показывают рисунок, на ко-

тором есть недорисованный элемент. Он должен сказать, чего не хватает.

Комментарий: для детей 3-4 лет можно подбирать простые рисунки, на которых нарисован предмет без ка­кой-либо важной детали (например, лицо человека без губ, собаку без лапы и т. д.). Детям более старшего воз­раста необходимо предлагать картинки с предметами, у ко­торых непрорисованы второстепенные, менее заметные детали.

Продолжи ритм (Ю. и М. Шевченко) - student2.ru

Фигуры

Цель: развитие внимания, мелкой моторики, вообра­жения.

Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: один.

Необходимые приспособления: счетные палочки.

Описание игры: взрослый раскладывает счетные па­лочки в виде определенной фигуры. Ребенок должен сло­жить точно такую же фигуру. Сложность задания все время увеличивают: сначала показывают простые фигу­ры, затем более сложные; сначала ребенок составляет фигуры, глядя на образец, затем образец убирают, дав ребенку возможность запомнить фигуру.

Комментарий: счетные палочки можно заменить спич­ками с обрезанными головками.

Эту игру можно использовать наиболее эффективно в работе с детьми, испытывающими трудности при сосре­доточении, характеризующимися расторможенностью.

Собери картинку

Цель: развитие мышления и восприятия.

Нарушение: РДА, ЗПР.

Возраст: 2—3 года.

Количество играющих: один.

Необходимые приспособления: карточки с изображе­нием какого-то предмета, разрезанного на несколько час­тей.

Описание игры: ребенку предлагают собрать картинку из частей, разложенных на столе так, чтобы получился весь предмет. Для самых маленьких дают картинку, раз­резанную на две части, детям постарше предлагают кар­тинку, состоящую из 3-4 частей, затем задание услож­няют, добавляя части других картинок. Можно исполь­зовать кубики.

Комментарий: детям 2-3 лет нужно предлагать про­стые картинки с крупным изображением. Детям более

старшего возраста будет уже доступна игра со сложными картинками со множеством деталей.

Игра аналогична игре С пазлами. Но их можно сде­лать и самим, например, подобрать серию вырезок из журналов, обложек альбомов и тетрадей.

Если бы да кабы...

Цель: развитие воображения.

Нарушение: ЗПР.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: один или более.

Описание игры: взрослый говорит: «Если бы на улице было солнце, мы бы пошли гулять». И потом предлагает детям поиграть в «если бы», т. е. продолжить предложе­ния, начинающиеся словами «если бы»:

Если бы крокодилы жили в городах...

Если бы кошки умели летать...

Если бы мальчики стали девочками...

Если бы мы были инопланетянами...

Если бы паутину плели слоны...

Если бы люди никогда не ссорились...

Если бы мы оказались на необитаемом острове...

Комментарий: перед игрой детям можно прочитать сти­хотворение Эдуарда Успенского «Если был бы я девчонкой»:

Если был бы я девчонкой —

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал,

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

«Молодчина ты, сынок!»

Затем нужно настроить детей на то, что в этой игре может произойти все что угодно. Поэтому они могут дать волю собственной фантазии и предлагать самые необыч­ные окончания фраз.

Приниматься должны все варианты. Самые нестан­дартные обязательно должны быть отмечены взрос­лым.

Попробуй угадай

Цель: развитие восприятия.

Нарушение: РДА, ЗПР.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: один или более.

Необходимые приспособления: картинки, разрезанные на две, три, четыре части.

Описание игры: ребенку показывают часть картинки, а он должен угадать, что на ней изображено.

Комментарий: если малышу трудно догадаться с пер­вой попытки, можно помочь ему наводящими вопросами: «На что это может быть похоже?». В случае неудачи нужно добавить еще одну деталь.

Подбор прилагательных

Цель: развитие речи и мышления.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: любой.

Количество играющих: один и более.

Необходимые приспособления: для самых малень­ких детей — игрушка или картинка с изображением предмета.

Описание игры: ведущий показывает игрушку (назы­вает слово), а играющие называют признаки, характер­ные для этого предмета. Выигрывает тот, кто придумает больше слов.

Кукла: красивая, новая, пластмассовая, любимая, веселая, смеющаяся, интересная и т. д.

Комментарий: игру лучше проводить в высоком тем­пе, иначе интерес детей будет низким.

Можно усложнить задачу, если предложить детям опи­сывать только какую-то деталь предмета (например одежду куклы, ствол дерева и т. д.).

Что бывает?

Цель: развитие речи и мышления.

Нарушение: ЗПР.

Возраст: любой.

Количество играющих: два или больше.

Описание игры: ведущий придумывает прилагатель­ное, а задача играющих — назвать как можно больше существительных, обладающих этим признаком.

Радостный: праздник, случай, день, человек и т. д.

Красный: арбуз, помидор, мак, роза, нос, день календаря и т. д.

Комментарий: в игре можно использовать мячик, тогда игра будет проходить веселее, так как вносится эффект неожиданности. Дети должны располагаться в кругу, ве­дущий называет исходное прилагательное и затем броса­ет мяч кому-то из детей. Поймавший называет слово и бросает мяч другому ребенку и т. д. Таким образом, уча­стники концентрируются на игре.

Что потом?

Цель: развитие творческого мышления.

Нарушение: ЗПР.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: один или больше.

Описание игры: ребенку предлагается придумать как можно больше вариантов событий, которые наступили после того, как...

Папа поймал большую рыбу...

После этого:

— Пруд стал мелкой лужей.

— Рыба перекусила леску и уплыла.

— Семья целый год ела рыбу.

— Рыбу разрезали, а в ней оказалась еще рыба, а в той — еще рыба, а в следующей — еще, и т. д.

Белоснежка кормила голубей... Папа Карло стругал полено-Аннушка пролила масло... Воробьишка выпал из гнезда... - Бабушка испекла пирожки... Комментарий: если ответы детей однотипны, взрос­лый может включиться в игру, изменить ход мыслей де­тей, дать им образец нестандартного предложения.

Пуговичная поляна

Цель: развитие воображения, внимания, образного

мышления.

Нарушение: РДА, ЗПР.

Возраст: 3-9 лет.

Количество играющих: один или более.

Необходимые приспособления: пуговицы всевозможных форм и размеров.

Описание игры: ребенку предлагается из пуговиц «на­рисовать» какой-нибудь предмет, а затем целую карти­ну. Потом детям можно предложить обменяться «карти­нами» и угадать, что на них «нарисовано».

Комментарий: чтобы задуманные картины не распа­дались, можно выкладывать их на палитрах с пласти­лином.

Игра может стать основой для придумывания сказок.

Другим вариантом может стать предложение детям добавлять свои детали в уже начатую картинку или пред­мет. Это хороший способ ненавязчивого включения за­стенчивых детей в процесс общения.

Наши рекомендации