Мяч в круге (Ю. и М. Шевченко)
Цель: развитие координации движений, навыков невербального общения.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: 6 и более.
Необходимые приспособления: несколько мячей.
Описание игры: дети становятся в круг и бросают друг другу мячи, предварительно знаками показав, кому бу дут бросать. Если тот, кому был брошен мяч, не поймал его, он выбывает.
Комментарий: условные знаки могут оговариваться заранее или быть произвольными. Важно также заранее оговорить, что знаки не должны сопровождаться словами. Этот уговор может стать частью правил игры.
Ходим в шляпах
Цель: тренировка вестибулярного аппарата, развитие моторной ловкости.
Нарушение: СДВГ, агрессивность.
Возраст: 4-14 лет.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: мешочки с песком весом до 500 г.
Описание игры: каждому ребенку на голову кладут мешочек с песком — «шляпу». Ведущий (взрослый) проверяет, правильная ли осанка у детей, а затем дает сигнал к ходьбе. Дети ходят, стараясь не уронить «шляпу». Выигрывает тот, кто за определенное время ни разу не уронил «шляпу».
Комментарий: игру можно усложнить, разложив на пути детей различные предметы, через которые надо переступать; а также предложив станцевать или пройти по
канату. Эта игра особо рекомендуется расторможенным детям, у которых способность к концентрации и самоконтролю развита слабо. Само игровое правило стимулирует к сосредоточению на своих достижениях, контролю
над ними.
Следует обратить внимание и на то, что у таких детей плохо развита мотивация к достижениям, они редко доводят что-либо начатое до конца. Поэтому на первых этапах игры можно предложить детям походить «в шляпах» какое-либо фиксированное время, постепенно его увеличивая. Также можно подобрать индивидуальные способы развития целеустремленности.
Сиамские близнецы (Н. Кряжева)
Цель: развитие моторной ловкости, тактильной чувствительности.
Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: не менее двух.
Описание игры: дети разбиваются на пары, им предлагается стать «сиамскими близнецами», сросшимися руками, ногами, спинками или головами. После этого дети могут заняться каким-либо делом: походить, попрыгать, сесть, встать, порисовать и т. д. Дети забывают, что они — сиамские близнецы, поэтому можно связать веревкой или скакалкой сросшиеся части тела (руки, ноги), ведь тогда «близнецы» действуют более дружно и слаженно.
Комментарий: такая игра ставит детей перед необходимостью договариваться между собой, помогать друг другу. Это развивает умение вступать в контакт, преодолевать робость.
Сиамские близыецы-2
Цель: развитие моторной ловкости, тактильной чувствительности.
Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА,
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: два и более.
Описание игры: дети становятся плечом друг к другу, одной рукой обнимают друг друга за пояс, соприкасающиеся ноги можно связать веревочкой. Теперь у них три ноги, две головы, две руки и одно туловище. Игра заключается в выполнении команд ведущего: встать, сесть, попрыгать, лечь, повернуться, встать и т. д.
Комментарий: чтобы дети привыкли к новым ощущениям, начать игру лучше с простой ходьбы. Хорошо, если взрослый обыграет обыкновенные действия:
«На одном маленьком острове жили самые обыкновенные люди, которые ели, пили, гуляли, играли (выполнение детьми соответствующих действий). Но однажды прилетела злая колдунья и превратила всех жителей в сиамских близнецов. Поначалу им было очень трудно, ведь они привыкли все делать самостоятельно. Но постепенно они привыкли и к этому, и стали ходить, сидеть, ложиться спать (и т. д.), как сиамские близнецы».
По кочкам
Цель: развитие моторной ловкости.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.
Возраст: старше 5-ти лет.
Количество играющих: группа детей. .
Необходимые приспособления: подушки, их количество должно быть на одну меньше, чем количество игроков.
Описание игры: подушки раскладывают на полу, на расстоянии, которое можно перепрыгнуть лишь с усилием. Играющие — «лягушки», которые прыгают по кочкам-подушкам. На одной кочке две «лягушки» не умещаются, поэтому, запрыгивая на кочку, игроки «квакают»: «Ква-ква, подвинься!» — и пытаются столкнуть соседку в болото или же пытаются найти себе новую кочку.
Комментарий: если негативные эмоции начинают преобладать, игру лучше остановить. Поругавшихся «лягушек» следует помирить, тем самым преодолев конфликт.