Высвобождение гнева (К. Рудестам)
Цель: отреагирование негативных эмоций. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.
Возраст: любой.
Количество играющих: один или более.
Необходимые приспособления: мягкий стул или куча
подушек.
Описание игры: подушки, на которые будет вымещаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударять по ним — пластмассовой выбивалкой, бадминтонной ракеткой, просто расслабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.
Комментарий: при ударе из подушки обычно летит пыль, поэтому лучше "делать это на улице, а ребенку объяснить, что, выместив свой гнев на подушке, он еще и взрослым помог очистить помещение от пыли.
Игру полезно проводить систематически, так как негативные эмоции постоянно требуют выхода, и лучите, если ребенок выплеснет свой гнев на подушках, чем на окружающих.
Игра полезна взрослым не менее (а иногда и более), чем детям.
Колдун(С. Чижова)
Цель: развитие невербальных средств общения.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, ЗПР.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: 4-6.
Описание игры: дети выбирают «колдуна». «Колдун» придумывает какое-либо действие, с помощью которого он лишает заколдованного ребенка способности говорить. Заколдованный должен с помощью жестов и мимики рассказать, как его поймал в плен «колдун», свои ощущения в момент пленения. Все его движения и выражение
лица другие дети описывают словами. Заколдованный старается жестами выразить свое отношение к их описанию — правильно ли его поняли друзья.
Комментарий: все дети должны побывать в роли заколдованного и в роли «колдуна».
Чтобы разнообразить мимические этюды, можно задавать детям вопросы, касающиеся их эмоционального состояния, самочувствия и т. д.
Пожалуйста
Цель: развитие произвольности, слухового внимания.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: группа.
Описание игры: вариант 1. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, но только если ведущий скажет волшебное слово — «Пожалуйста!». Ошибшийся выбывает из игры.
Вариант 2. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, когда ведущий скажет волшебное слово — «Пожалуйста!». Ошибшийся выходит в центр круга и выполняет какое-нибудь задание — любое придуманное ведущим.
Комментарий: первый вариант игры может использоваться в работе и с детьми 4—5 лет.
Второй вариант — эмоционально щадящий чувства детей, так как ошибшийся ребенок имеет возможность исправиться.
Придумай слова(И. Климина)
Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: рисунки с изображением сказочных персонажей.
Описание игры: дети рассматривают рисунок, а потом они должны придумать как можно больше слов для характеристики того, кто изображен на картинке.
Комментарий: взрослый должен помнить, что в зависимости от рисунка и личностных особенностей детей характер героев может кардинально меняться. Это нужно принимать во внимание.
Оживлялки(И. Климина)
Цель: развитие умения выражать свои эмоции невербально.
Нарушение: РДА, ЗПР.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: рисунки детей.
Описание игры: дети рассматривают рисунки друг друга, а потом один из них пытается изобразить любой из них с помощью мимики и жестов, остальные дети должны угадать, какую картину он показывает.
Комментарий: интересно, если вариантов будет несколько. Тогда детям можно наглядно объяснить, что одно и то же явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства, но каждый человек имеет право на свое мнение.
Расставить посты
Цель: развитие внимания, произвольного контроля поведения.
Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: 6-8 человек.
Описание игры: дети выстраиваются в ряд, выбирают командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя его движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжают идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным
(по кругу, по периметру комнаты и т. д.). Когда все дети будут стоять по местам, назначается новый командир. Игра продолжается, пока все дети не побывают командирами.
Комментарий: в игру можно вводить дополнительные правила; оговаривается, что по ходу игры нужно молчать. В случае необходимости командира может выбрать взрослый. Например, если в игре участвует застенчивый ребенок, весь процесс игры будет направлен на то, чтобы дать ему возможность почувствовать себя уверенно. В случае участия в игре детей с ЗПР или СДВГ акцент будет смещен на развитие у них чувства ответственности по отношению к другим людям.
Радость и грусть (И. Климина)
Цель: развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции и чувства других людей.
Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: рисунки.
Описание игры: дети внимательно рассматривают рисунки, а потом раскладывают их в два ряда — радость и грусть — в зависимости от цветовой гаммы.
Комментарий: основная задача взрослого — помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок они считают веселым, а другой — грустным.
Музыкальная загадка (И. Климина)
Цель: развитие воображения, эмпатийных способностей.
Нарушение: застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: любое четное.
Необходимые приспособления: аудиозапись музыкальных произведений.
Описание игры: дети слушают кассету с записью какого-то музыкального произведения, а потом они должны сказать, какую картину задумал взрослый.
Комментарий: игру можно немного видоизменить, если предложить детям сначала нарисовать возникшую в процессе прослушивания картину, а потом уже рассказать о том, почему у них возникли именно такие образы.
Волшебные превращения
Цель: развитие воображения, умения перевоплощаться.
Нарушение: застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: 3-6.
Описание игры: детям предлагают «Превратиться» в ягоды, фрукты, пароходик, игрушку и т. д. Взрослый (или кто-то из детей) начинает игру словами: «Мы заходим в... (пауза — чтобы дети сконцентрировались) сад... (пауза — каждый ребенок должен решить, каким фруктом он будет). Раз, два, три!». После этой команды дети принимают вид задуманного фрукта.
Комментарий: взрослый (или ведущий-ребенок) должен творчески подойти к дальнейшему продолжению игры. Ему нужно придумать какую-нибудь историю с участием детей. Но для начала он должен, конечно, догадаться, кто в кого превратился.