Вопрос: Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь (маму, папу; папу, маму?).
Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отношениях с ней.
Вопрос: Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда? (Этот вопрос повторяется в отношении отца.)
Меньшая откровенность указывает не столько на конфликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с детьми.
Вопрос: Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)?
1 Захаров А. И. Как преодолеть страх у детей. М., 1986.
Вопрос: Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой), У тебя были бы девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывал ее (его), как к тебе относятся, воспитывают родители, или по-другому?
Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения. Ведущий мотив при этом — страх утраты любви, угроза которой существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей.
Вопрос:Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама), работать?
Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей.
А. И. Баркан1 предлагает ряд опросников (шкал) длявыявления особенностей жизни ребенка в семье. С точки зрения автора, они должны использоваться в комплексе с анализом рисунков «Моя семья», «Семья, которую хочу».
Шкала привязанности ребенка кчленам своей семьи
Ф. И.________________________________________
Возраст _____________________________________
С кем проживает ребенок в одной квартире________ .
При выборе ответов на нижеприведенные пункты шкалы привязанности ребенка необходимо подчеркнуть только один ответ на каждый пункт. Варианты ответов заключены в скобки.
Если бы я был(а) волшебником, то...
1. Я бы никогда не расставался(лась) с (мамой, папой,
братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
2. Я бы ходил(а) по пятам невидимкой за (мамой,
папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
3. Я бы придумывал(а) сны, где всегда был(а) бы (мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка).
4. Я бы поделился(лась) своим волшебством с (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. М., 1999.
5. Я бы подари л (а) необычный подарок (маме, папе, брату, сестре, дедушке, бабушке).
6. Я бы создал(а) сказочную машину для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).
7. Я бы построй л (а) самый красивый дворец для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).
8. Я бы взял(а) с собой на необитаемый сказочный остров (маму, папу, брата, сестру, дедушку, бабушку).
9. Я бы испек(ла) самый вкусный пирог для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).
10. Я бы одел(а) в самый лучший наряд (маму, папу,
брата, сестру, дедушку, бабушку).
После ответов ребенка на все 10 пунктов подсчитыва-ется общее количество выборок каждого члена семьи. Для простоты подсчета приравнивается одна выборка к одному баллу. Эти выборки ранжируются. Как правило, член семьи, набравший наибольшее количество баллов, является тем, к кому больше всего привязан ребенок. Член семьи, набравший наименьшее количество баллов или не набравший ни одного балла, чаще всего является источником дискомфорта для ребенка в семье.
Например: из 10 возможных вариантов ответов ребенок, живущий вместе с мамой, папой и младшей сестрой, 7 раз отдал предпочтение маме, 3 раза — папе и ни одного раза — сестре. Вывод: этот ребенок очень привязан к маме, гораздо меньше — к папе и явным источником его дискомфорта является младшая сестра, к которой, по всей вероятности, он испытывает ревность и чувство соперничества. Не исключено, что низкая привязанность к папе связана с тем, что папа отдает предпочтение сестре.
Шкала степени отверженности ребенка в семье
Уважаемый родитель! Предлагаемая Вам шкала содержит перечень некоторых черт характера и особенностей ребенка. Во время знакомства с этим перечнем поставьте знаки « + » перед порядковыми номерами тех черт характера и особенное-
тей ребенка, о которых Вы мечтали, чтобы они были у Вашего ребенка, еще до его рождения (графа I), а также перед порядковыми номерами тех черт характера и особенностей ребенка, которые, по Вашему мнению, имеются у Вашего ребенка в настоящее время (графа II). В конце каждой графы подсчитайте общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком «+».
Общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком «+» (графа I) подсчитывают родители.
Общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком «+» (графа II) подсчитывают родители.
Общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком «+», совпавших в двух графах (пример совпадения: графа I — обаятельным, графа II — обаятельный и т. п.) подсчитывают родители.
После подсчета общего количества черт характера и особенностей ребенка со знаком «+», совпавших в двух графах, необходимо вычислить процент совпавших черт характера и особенностей ребенка.
Для вычисления процента составляется пропорция, где общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком «+» в графе I берется за 100 %, а общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком «+», совпавших в двух графах, за х.
Чем выше процент совпавших черт характера и особенностей ребенка, тем менее отвержен ребенок всемье.
Когда этот процент варьирует от 0 до 20, ребенок практически отвержен и ситуация для него в семье крайне неблагоприятная. Когда этот процент колеблется от 21 до 40, ребенок чаще всего чувствует себя отвергнутым и ситуация для него в семье неблагоприятная. Когда этот процент варьирует от 41 до 70, ребенок может периодически немного раздражать родителей, но ситуация для него в семье среднеблагоприятная. Когда этот процент колеблется.от 71 до 100,ребенок чувствует себя люби-
мым, нужным и необходимым, и ситуация для него в семье благоприятная.
Для более детальной оценки степени отверженности ребенка в семье подсчитывается общее количество знаков « + » в графе II, если они стояли перед следующими порядковыми номерами: 6, 7, 14, 15, 16, 17, 23, 24, 25, 26, 27, 33, 34, 35, 36, 37, 44, 45, 47, 54, 58, 59, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 81, 82, 83, 84, 95, 96.
Эти порядковые номера соответствуют нежелательным и отрицательным чертам характера ребенка. Если некоторые из перечисленных порядковых номеров совпали в графах I и II, их в расчет не принимать.
После окончания подсчета необходимо вычислить процент отрицательных и нежелательных черт характера и тех особенностей ребенка, которые беспокоят родителей в настоящее время. Для этого составляется пропорция, где общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком «+» в графе II равно 100 %, общее количество нежелательных и отрицательных черт характера и особенностей ребенка в графе II — х.
Чем выше, по мнению родителей, процент нежелательных и отрицательных черт характера ребенка, тем более отверженным он будет чувствовать себя в семье.
Когда этот процент варьирует от 0 до 20, у ребенка, в глазах родителей, практически не имеется нежелательных и отрицательных черт характера, которые бы раздражали, и ситуация для него в семье очень благоприятная. Когда этот процент колеблется от 21 до 40, ребенок также не чувствует себя отвергнутым, и ситуация для него в семье благоприятная. Когда этот процент варьирует от 41 до 70, у ребенка имеется целый ряд нежелательных для родителей качеств, за которые они нередко ругают его, но, тем не менее, ситуация для ребенка в семье среднеблагоприятная. И лишь когда этот процент превышает 70, ребенок не только ощущает себя ненужным, но и действительно отвергнут родителями.
результаты подсчета свидетельствуют о том, что у ре-■ бенка, в глазах родителей, преобладают нежелательные и отрицательные черты характера, которые постоянно раздражают и волнуют их. Значительное недовольство ребенком приводит к тому, что он все время ощущает себя нелюбимым, ненужным, отвергнутым.
Чаще всего результаты данных процента совпавших черт характера в двух графах и процента нежелательных и отрицательных черт характера в графе II коррелируют друг с другом.
Если корреляции нет, то о степени отверженности ребенка более точно можно судить по результатам второй пропорции (нежелательные и отрицательные черты).
Чтобы уточнить, почему ребенок отвержен, необходимо собрать дополнительные сведения.
1. Ваш ребенок был долгожданным? (да, нет)
2. Ваш ребенок не был долгожданным? (да, нет)
После ответа на эти вопросы сообщите дополнитель
ную информацию для граф I и II основной шкалы.
Иногда несоответствие между ожидаемым будущим ребенком и ребенком в настоящее время именно по этим ответам и является главным пусковым механизмом к неприятию родителем своего ребенка и его отверженностью в семье. Особенно большое значение для выявления причины неприятия имеет тот факт, если родитель очень сильно желал ребенка одного пола, а родился ребенок другого пола или когда ребенок похож на родителя другого пола и взял от него те черты характера, которые не приемлет данный родитель.
Методика «Лесенка»
Как показывает ряд исследований, стремление родителей подчинить, поставить в зависимое положение своего ребенка, даже в случае преследования благородных целей, влечет за собой снижение самооценки ребенка. С целью выявления представлений ребенка об отношении к нему других людей (в особенности близких), выявления его самооценки, а также характера и степени осо-
знанности этого отношения необходимо использовать методику В. Г. Щур «Лесенка»1.
Стимульныйматериал: рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посередине нужно расположить фигурку ребенка, она может быть выполнена из бумаги.
Проведение теста
Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объявляют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли ребенок понял объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.
Инструкция
Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, и чем выше, тем дети лучше, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие дети. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже — еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?
Анализ результатов
Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры лично-
1 Щур В. Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей / Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982.
сти, которое может привести к депрессиям, неврозам, асо-циальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к ним, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, делающий вывод, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.
Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопросы о том, куда их поставят взрослые — папа, мама, воспитатель. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из взрослых) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставила сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как . раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.
Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ве-т и часто получает замечания от воспитательницы.
Еще одна методика, которая может помочь в выяснении отношений ребенка к членам своей семьи — методика Е. А. Бондаренко1. В ходе исследования предлагается выполнить рисунок на тему «Кого я больше всего люблю в нашей семье». На оборотной стороне рисунка фиксируется содержание и словесная интерпретация изображаемого. В зависимости от содержания, рисунки распределяют на 5 групп: портрет, совместная деятельность и общение ребенка с самым любимым человеком, бытовой труд родителей, отдых и развлечения. Данная методика дает представление не только о личностных предпочтениях ребенка, но и о характере взаимоотношений в семье. Задача психолога — грамотно выстроить вопросы и проанализировать возможные нюансы.
Данный комплекс далеко не исчерпывает широкий диапазон диагностических средств, предназначенных для выявления особенностей детско-родительских отношений. Достаточно широко в практике консультативной работы используются такие методики, как тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Сто-лин), методика АСВ Э. Г. Эйдемиллера, методика «Портрет моего ребенка». Существует также целый ряд проективных рисуночных методик, предлагаемых детям: «Моя семья», «Семья, которую хочу», «Семья животных», «Барашек в бутылочке», методика «Тест-фильм» Р. Жиля и т. д. В ходе практической работы у психолога складываются свои предпочтения в выборе тех или иных методических средств. Главное, чтобы выбранный диагностический комплекс соответствовал поставленным целям и давал возможность достаточно быстро собрать и качественно проанализировать информацию, необходимую для оказания квалифицированной психологической помощи.
1 Бондаренко Е. А. Выражение отношения к людям в рисунках дошкольников // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.
В зависимости от результатов диагностического обследования родителей и детей, а также особенностей детско-родительских отношений и будет складываться дальнейшее направление взаимодействия психолога и семьи проблемного ребенка. Следующим шагом может быть просвещение родителей относительно особенностей их ребенка. Но важно также обратить внимание родителей и на тот факт, что многие нарушения и деформации в личностной сфере ребенка являются следствием дисгармоничных семейных отношений как между самими родителями, так и между родителями и детьми. Кроме того, родители должны знать, что на детей-дошкольников травмирующее воздействие могут оказывать некоторые ситуации1:
1. Связанные с утратой или отсутствием чувства защищенности (жестокость или эмоциональное отвержение в семье, развод, гиперопека, появление нового члена семьи, языковая или культурная отгороженность семьи).
2. Вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи (посещение детского сада, госпитализация).
Развитие детей, подвергшихся патологическому влиянию таких ситуаций, может быть деформировано. Это повлечет за собой (при отсутствии своевременной помощи) непоправимые последствия, затрагивающие глубинные механизмы личностного развития ребенка.
Таким образом, с помощью психологического просвещения родители должны понять, что наряду с биологическими (наследственность, травмы и т. д.), на ребенка негативное влияние могут оказывать социально-психологические факторы, не последнее место среди которых занимает нарушение стиля воспитания и детско-родительских отношений. В случае наличия таковых ситуацию может исправить обучение родителей взаимодействию с
Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.
ребенком на основе его поддержки. А. Д. Андреева1 определяет поддержку как веру в ребенка, в его силы, в положительное начало в нем. Родители должны способствовать развитию такой веры в самом ребенке. Важно, чтобы они сосредоточились не на том, как помочь ему избежать трудностей, встречающихся в жизни, а на обучении детей вере в себя, умению находить адекватные, ориентированные на нравственные ценности способы взаимодействия с окружающим миром. Такое обучение должно основываться на принятии мысли о несовершенстве человека, о том, что каждый имеет право на ошибку. Формирование такой позитивной установки оказывает общеоздоровительное воздействие на личность и поведение ребенка в целом. Можно порекомендовать действовать следующим образом:
1. На первых порах целенаправленно создавать ситуации успеха, с помощью которых ребенок сможет поверить в себя.
2. В разговорах с ребенком делать акцент на его сильных сторонах, а не на прошлых ошибках.
3. Вербально и невербально давать ребенку понять, что вы цените его усилия, а в случае необходимости поможете ему.
4. Позволить ребенку быть самостоятельным.
5. При необходимости критически и с юмором оценивать и свои способности, не бояться говорить.об этом ребенку.
§ 3. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ
Определение рамок «нормы» и «патологии» («аномалии») на сегодняшний день остается предметом дискуссий для представителей различных наук. С позиций пси-
1 Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.
хологии более адекватным является рассмотрение этих понятий на основе возрастной периодизации развития.
Л. С. Выготский1, занимавшийся разработкой теоретических вопросов периодизации развития человека, в ее основу положил понятие «критического возраста», так как психическое развитие понималось им как процесс качественных преобразований (кризисов) в виде ломки отживших структур и формирования новых. Впервые именно Л. С. Выготский предположил, что негативизм, характерный для всех кризисных этапов, несет в себе позитивный заряд, стимулирующий дальнейшее развитие. Кроме того, им была высказана идея о том, что чем ярче протекает период кризиса, тем продуктивнее идет развитие. Согласно его теории, в каждом возрасте есть центральное новообразование, объединяющее вокруг себя развитие других психических изменений.
Процесс развития нельзя охарактеризовать как плавный именно в связи с наличием в нем кризисных периодов. Отдельные системы и психические функции развиваются не параллельно и с разной степенью интенсивности, обусловленные определенными закономерностями. Тем не менее, весь процесс роста и развития человека является единым и целостным.
Поэтому знание закономерностей развития ребенка в норме является той основой, на которой строится гипотетическое предположение о наличии в развитии конкретного ребенка нарушений.
2—3 года
В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии, дошкольным детством считается период от 3-х до 7-ми лет (табл. 4). Предшествуют ему период младенчества (от 0 до 1-го года) и раннего возраста (от 1-го года до 3-х лет).
Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч. в 6-ти тт. М., 1984.
В связи с тем, что система дошкольного образования часто включает и ясельные группы, которые посещают дети 2—2,5 лет, есть необходимость коснуться и особенностей их развития.
Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления. Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа.
I этап. В результате прямого обучения или подража
ния действиям взрослого происходит установление связи
предмета с его назначением.
II этап. Усвоение функциональной нагрузки предме
та, использование его строго по назначению.
III этап. На основе знания назначения предмета про
исходит более свободное его использование для других
целей.
Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо освоение ребенком разнообразных действий с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек.
Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельностью.
В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. Есть одна известная психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по врачам и экстрасенсам, но все их усилия оставались
тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне нечем есть!». В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили»...
С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции его поведения и деятельности со стороны взрослого.
Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого — правильно назвать признаки и действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие (автодидактические) игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры). Малыш в возрасте 2—3 лет способен различать:
— 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
— 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).
Основной способ познания ребенком окружающего Мира — метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.
Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м го-Дам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении.
В связи с тем, что внимание, восприятие и память Ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.
Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».
В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки — «мокриться»).
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка — это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.
Основными чертами ребенка 2-3 лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.
Кризис трехлетнего возраста
В течение первых 3-х лет жизни ребенок меняется ' так сильно, как ни на одном из последующих этапов. К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе (схема 3).
Трехлетний возраст характеризуют как «трудный». Его «трудность» состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет все возрастающую строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство.
«Кризис 3-х лет» — определение условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У одних детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других — в 3,5 года.
Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, т. е. когда ребенок пере-
стает беспрекословно выполнять просьбы взрослых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и формирование своих собственных желаний — тенденция прогрессивная. Но с другой, при объективном отсутствии умения высказать свое мнение, малыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребенка — дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться.
Далее к самостоятельности и негативизму прибавляются другие кризисные симптомы. Для ребенка становится важна его успешность или неуспешность в делах и играх, он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Он становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить. Ребенок начинает претендовать на равноправие со взрослым. Огромное желание получить положительную оценку со стороны взрослых, желание опередить сверстника часто толкают детей на то, что они сильно преувеличивают свои успехи.
Это следствие ошибок взрослых. Во-первых, если малыш начал откровенно фантазировать, значит, родители или педагоги не замечают его реальных успехов. Во-вторых, не следует «раскручивать» маленького фантазера, стараться уличить во лжи во что бы то ни стало.
Посткризисное развитие ребенка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал со взрослым. Возможны два варианта:
а) если взрослый в целом позитивно оценивал лич
ность ребенка, тактично и аргументированно указывал
на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить
за старание и инициативность, то ребенок научится гор
диться собой и своими успехами;
б) если взрослый стремился добиться подчинения лю
бой ценой, наказывал за своеволие, стремился подловить
на обмане, то, скорее всего, у ребенка разовьется жела
ние противостояния взрослому, победить его и ответно
добиться своего.
Во втором случае гневливость, раздражительность и упрямство укореняются, становятся чертами характера.
3—4 года
Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.
По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.
Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.
В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.
На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Как и в раннем возрасте, в 3—4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных
источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Память дошкольника 3—4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было инте-: ресно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
В 3—4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
4—5 лет
Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка, открытию им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос «почему?».
Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.
В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.
Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.
Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения.
Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.
Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которых ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4— 5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
5-6 лет
Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок пред-
ставления ребенка об Я-реальном и Н-идеальном дифференцируются более четко.
К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника.
Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи.
Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.
Кроме коммуникативной развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
К интеллектуальным чувствам можно отнести:
— любопытство;
— любознательность;
— чувство юмора;
— удивление.
К эстетическим чувствам можно отнести*
— чувство прекрасного;
— чувство героического.
К моральным чувствам можно отнести:
— чувство гордости;
— чувство стыда;
— чувство дружбы.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощ