От «персонального» к «новому журнализму».
В последние десятилетия XIX века постепенно набирал силу процесс концентрации печати. До этого и редактором, и издателем, и главным автором публикаций мог быть один человек – персональный журнализм. В связи с развитием средств связи, средств передачи информации одному сотруднику стало не под силу справляться с резко возросшим объемом информации. В газетах появляются отделы, складывается жанровое разнообразие. Разделение труда охватывает всю структуру газеты.
В это время возникают новые журналистские специализации: сборщика информации (legman), обработчика новостей (rewriter). У известных публицистов появились персональные колонки, рубрики в газетах. Персональный журнализм постепенно ступил место новому дифференцированному журнализму. Теперь главный редактор газеты или журнала управлял делами, а редакторы полос отвечали за подготовку материалов к печати.
Со временем вместо газеты мнений, газеты взглядов («viewspaper») появились газета новостей («newspeper»).
Информационное агентство Associated Press
В мае 1848 года в США возникло информационное агентство Associated Press. Издатель крупнейшей массовой газеты Нью-Йорка «The New York Sun» Мозес Бич предложил редакторам других периодических изданий объединиться в совместное предприятие по сбору и обработке новостей, поступающих с фронтов Американо-мексиканской войны (1846-1848). На это предложение откликнулись газеты «The Journal of Commerce», «The New York Herald», «The Courier and Enquirer», «The New York Evening Express». В январе 1849 года к этим изданиям присоединилась газета «The New York Tribune».
Газеты разделили обязанности по сбору информации. В течение нескольких лет была налажена сеть корреспондентских пунктов агентства по штатам. Чтобы оперативно доставлять подписчикам новости из Европы, агентство купило пароход. Позднее, с изобретением телеграфа, необходимость в пароходном сообщении отпала.
Уже во второй половине XIX века Associated Press стало ведущим американским информационным агентством. Его журналисты умели добывать самую закрытую информацию. Так, например, в 1903 году журналист Associated Press Томсон вошел в доверие к лечащему врачу тяжело больного Папы Римского Льва XIII. Когда Папа умер, врач тут же сообщил эту грустную новость Томсону. От него мир узнал о смерти понтифика всего через час. С давних времен сложился ритуал, что эту информацию должны были официально сообщать в полдень следующего дня после кончины Папы дня.
Создание массовой прессы.
Дешевая газета родилась в США раньше, чем в Европе. Первая массовая газета «The Daily Evening Transcript» («Ежедневная вечерняя копия») выходила с 24 июля 1830 года в Бостоне всего за 1 цент. Через месяц главный редактор Линдон Уолтер был вынужден закрыть ее из-за финансовых трудностей. Когда газета вернулась, она уже могла конкурировать с вновь возникшими газетами. После смерти Уолтера в 1842 главным редактором стала его сестра Линда Уолтер (1815-1847). Она была первой в США женщиной редактором газеты.
Настоящая история регулярной массовой прессы в США начинается с 1833 года. Бенжамин Генри Дей (1810-1889) основал первую в Нью-Йорке дешевую газету «The New York Sun» («Нью-Йоркское солнце») с характерным девизом «Оно (солнце) светит для всех». Номер стоил всего один цент, в то время как другие газеты стоили 6 центов. Издержки на производство покрывались за счет широкой публикации объявлений, треть газетного номера отводилась под объявления. Впервые в истории американской журналистики газета распространялась в розницу, а не по подписке. Для этого Дей нанял мальчишек-распространителей (newsboys), которые продавали газету на улицах.
На первой полосе печатались объявления, которые Дей брал из других газет. Основное содержание газеты составляли городские новости о судебных процессах, самоубийствах, пожарах, грабежах. «Сан» публиковала подробные репортажи с места преступления, сенсационные материалы. Политической информации отводилось весьма скромное место. Газета ориентировалась на широкую читательскую аудиторию: клерков, лавочников, парикмахеров, извозчиков. «Сан» отличал простой стиль, короткие фразы. Чтобы газету было удобно читать в любой обстановке, Дей придумал новый уменьшенный формат – 20Ч30 сантиметров, все остальные газеты издавались форматом 60Ч90 сантиметров.
В погоне за читателями Дей сочинял новости, устраивал различные мистификации. Например, в 1835 году он опубликовал на первой полосе газеты сенсационный репортаж об открытии жизни на Луне. Героем репортажа стал реальный человек – известный английский астроном Джон Гершель, который действительно изучал Луну в обсерватории на юге Африки. Дей от имени астронома красочно описал «человекообразных существ ростом 4 фута, с телами, покрытыми рыжей шерстью, и с перепончатыми крыльями, как у летучих мышей». Гершель делился «впечатлениями»: «Когда мы разглядывали их, было отчетливо видно, как эти существа беседуют друг с другом». Этот номер дошел до Англии, оттуда пришло официальное опровержение. Подобные недочеты в работе не смущали Дея, самое главное тираж газеты рос. В конце 1833 года тираж составлял 5 тысяч экземпляров, в 1835 – 19 тысяч, в 1837 году - 30 тысяч. В 1837 году газету за 40 тысяч долларов купил Мозес Бич, сводный брат Дея. Он продолжил редакционную политику Дея. Сам Дей в 1842 году основал еженедельник «Brother Jonathan» («Брат Джонатан») – первое иллюстрированное периодическое издание США, имел большой успех у читателей.
Заслугой Дея перед журналистикой было то, что, задумывая газету или журнал, он глубоко изучал потенциальную целевую аудиторию, потребности своих читателей, их образ жизни и мышления, рынок печатной продукции. В результате Дей выработал принципы, которые легли в основу всей массовой прессы США.
На ту же аудиторию, что и «Сан» претендовала другая дешевая ежедневная газета «The New York Herald» («Нью-Йоркский вестник»), основана в 1835 (по данным Г.В. Прутцкова), в 1841 (по данным В.П. Трыкова). Ее основатель и главный редактор Джеймс Гордон Беннет (1795-1872) основал газету, имея всего 500 долларов. Беннет искренне верил в высокую, почти религиозную миссию журналистики. Он говорил: «Газета может выступить руководителем в важных сферах человеческой мысли и цивилизации. Она может вознести больше душ в рай и спасти от ада, чем все церкви Нью-Йорка». Главный принцип газеты «сообщать как можно скорее все новое и интересное, не жалея никаких издержек». В ней отсутствовали запретные темы для публикации.
«Нью-Йоркский вестник» был разнообразнее «Сана» по материалам и жанрам, оперативнее в подаче материала. Именно Беннет впервые в американской журналистике ввел в своем издании регулярную страницу для женщин, давал советы влюбленным. На его страницах печатались политические эссе, проповеди, иностранные новости, военные репортажи, отчеты об экспедициях в экзотические страны.
Именно в «Нью-Йоркском вестнике» родился жанр репортажа. В 1871 году Беннет посылает своего сотрудника Стенли на поиски пропавшей научной экспедиции Ливингстона. Газета регулярно печатала репортажи Стенли о ходе поисков. Значительное место в газетном номере занимали рекламные объявления. Беннет стал первым публиковать биржевые новости. Он был основателем жанра интервью.