Отто фон Бисмарк и печать. Бисмарк и Наполеон.
Непримиримым и последовательным противником социал-демократической и коммунистической прессы был Отто фон Бисмарк (1815-1898) – первый канцлер объединенной Германской империи. Он «огнем и мечом» собрал разрозненные княжества в одно мощное государство, которое долго доминировало в Европе.
Бисмарк родился в семье помещика. Он учился на юридическом факультете сначала Геттингенского, а затем Берлинского университета и прославился как прогульщик, скандалист и дуэлянт. Дурную репутацию он сохранил и после окончания университета, живя в своем предместье. Политическая карьера Бисмарка началась неожиданно: в 1847 году знакомые консерваторы пригласили приехать его в Берлин на заседание ландтага вместо заболевшего депутата. Первое же выступление Бисмарка произвело возмущение в зале. Тогда он прямо на трибуне взял газету и, повернувшись спиной к разбушевавшимся депутатам, стал ее читать. Когда шум утих, Бисмарк развернулся к залу и закончил речь. Вскоре он стал одним из самых известных ораторов ландтага.
Бисмарк с крайней неприязнью встретил революцию 1848 года. Даже сам король Фридрих-Вильгельм IV называл его заядлым реакционером и не торопился предоставить ему какой бы то ни было государственный пост. Когда в июне 1848 года стала выходить консервативная и антиреволюционная газета «Новая прусская газета», Бисмарк под псевдонимом писал туда статьи.
5 декабря 1848 года король обнародовал либеральную конституцию, в которой, с одной стороны, подтверждал нерушимость монархии, а с другой стороны, предусматривал создание двухпалатного парламента и провозглашал всеобщее избирательное право для мужчин (которое вскоре и отменил). В феврале 1849 года Бисмарк победил на первых всеобщих выборах и стал депутатом. В мае 1851 г. Бисмарк был назначен официальным представителем Пруссии в Союзном сейме Франкфурта, в январе 1859 г. – посланником в Санкт-Петербурге. За 3,5 года пребывания в России он выучил русский язык, регулярно читал столичную прессу. Вернувшись на родину, он навсегда сохранил уважение к нашей стране, он завещал новым поколениям германских политиков никогда не воевать с Россией. «Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах собственно русских. Эти последние, даже если их расчленить международными трактами, так же быстро вновь соединяются друг с другом, как частички разрезанного кусочка ртути. Это нерушимое государство русской нации, сольное своим климатом, своими пространствами и ограниченностью потребностей».
23 сентября 1862 года Бисмарк стал главой правительства Пруссии. За 8 лет он сумел объединить германские княжества под властью Берлина. Он подавил притязания Австрии, руководители которой тоже хотели возглавить объединение разрозненных земель. 18 января 1871 года было провозглашено создание Германской империи – Второго рейха. (Рейх в переводе с нем. «страна, государство». Первым рейхом называли средневековую Священную Римскую империю, которая находилась и на германских землях. Третий рейх – время правления в Германии национал-социалистов во главе с Гитлером 1933-1945). В течение почти 20 лет (1871-1890) Бисмарк был первым рейхсканцлером (т.е. премьер-министром) объединенной Германии. За жесткую и бескомпромиссную политику он получил уважительное прозвище Железный канцлер.
Неприязненное отношение Бисмарка к прессе и презрение к журналистам недвусмысленно выражено в его знаменитой фразе «Печать – это не общественное мнение». Бисмарк не только внимательно следил за содержанием газет, но и лично контролировал прессу, как столичную, так и провинциальную. Против провинившихся перед ним изданий он неоднократно возбуждал уголовные процессы. С помощью прессы Бисмарк не раз расправлялся со своими политическими противниками. Исследователь Г.Ф. Вороненкова считает, что «на самом деле Бисмарк был политиком, но никогда журналистом, и газету он рассматривал как средство достижения определенных политических целей».
Объединив страну, Бисмарк решил создать общегерманскую газету, которая была бы официальным органом правительства и трибуной для высказываний политических взглядов самого рейхсканцлера. Такой газетой стала «Северогерманская всеобщая газета». Ее основал 1 июля 1861 года в Берлине журналист и политик-республиканец Август Брасс. О ней Бисмарк не без иронии говорил, что «она предоставляла в распоряжение правительства известное количество белой бумаги». Первоначально газета называлась «Северогерманский еженедельник» и распространялось тиражом около 10 тысяч экземпляров.
По инициативе Бисмарка было создано министерское газетное бюро, которое с 1862 года официально называлось литературным бюро королевского государственного министерства. Оно было подчинено министру внутренних дел и готовило ежедневные сводки газетных материалов, а также выделяло субсидии для правительственных газет и журналов. Источник финансирования – учрежденный Бисмарком тайный и неподконтрольный парламенту так называемый Рептильный фонд. Бисмарк подкупал не только проправительственные издания в целом и конкретных журналистов в частности, но даже «карманную» оппозицию. Обыватели, читая подобные «оппозиционные» издания, наивно верили с свободу прессы. Им и в голову не могло прийти, что эта якобы оппозиционность щедро оплачивается из Рептильного фонда Бисмарка.
Бисмарк использовал прессу как инструмент политики, причем нередко устраивал через газеты провокации. Так, например, было в случае с «эмсской депешей» - письмом короля из германского курортного городка Эмс в адрес руководства Франции, опубликованного 13 июля 1870 в «Северогерманской всеобщей газете». Бисмарк переделал его из обычного дипломатического послания в провокационную ноту. Из-за нее 19 июля 1870 года началась франко-прусская война, которая привела к окончательному объединению Германии и полному военному поражению Франции.
7 мая 1874 года рейхстаг (парламент) принял новый закон о печати. Он носил ярко выраженный разрешительный характер. Его первый параграф гласил: «Свобода прессы подлежит лишь тем ограничениям, которые допускаются или предписываются настоящим законом». Согласно этому закону издатели газет и журналов должны были предоставлять один экземпляр каждого номера своего периодического издания в местное полицейское управление. Это требование не относилось к литературно-художественным, научным и специальным изданиям. Все печатные издания должны были содержать фамилию и адрес автора, издателя и владельца типографии. Газеты и журналы, кроме всего этого должны были содержать сведения об ответственном редакторе. Рейхсканцлер имел право запрещать заграничные издания сроком до 2 лет, если они в течение года получали 2 предупреждения от властей. Несмотря на жесткую регламентацию деятельности журналистики, этот закон, вопреки сопротивлению Бисмарка, содержал зачатки хоть ограниченной, но реальной свободы печати: отмену предварительной цензуры, ограничение случаев судебного разбирательства. В новом законе точно были оговорены 3 случая, когда печатные издания могли быть конфискованы:
- отсутствие сведений об издателе, ответственном редакторе и владельце типографии;
- публикация в военное время информации о передвижении войск;
- публикация материалов, содержащих признаки нарушения Уголовного кодекса.
Издание могло быть конфисковано только по решению суда.
В конце 70-х и 80-х годах 19 века политика Бисмарка в области печати становилась все более репрессивной. Поводом для наступления на прессу стали 2 покушения на императора Вильгельма II, совершенные в 1878 г. В 1878 году по инициативе Бисмарка вступил в силу закон против общественно опасных устремлений социал-демократов. Запрет партий и партийной печати привел к скорому возобновлению газет левых политических партий за пределами Германии. Так, например, в Швейцарию из Берлина перебралась ежедневная рабочая газета «Вперед», в Великобританию «Социал-демократ». Эти и другие издания тайно ввозились в Германию, как правило, в чемоданах с двойным дном. За 12 лет действия этого закона, вплоть до отставки Бисмарка, германская пресса левых партий приобрела ценнейший опыт подпольной работы и борьбы.
Бисмарк ушел в отставку 18 марта 1890 года. Он отказался от графского титула, который ему пытался присвоить император Вильгельм II. Несмотря на отход от политической деятельности, Бисмарк до конца своих дней внимательно и ревниво следил за внутренней и внешней политикой Германии. Он писал полемические статьи с критикой новых порядков в газету «Гамбургские новости» и журнал «Будущее».
В своей политике в области печати Бисмарк во многом брал пример с наполеона Бонапарта. Как и Наполеон, Бисмарк не ограничивался правкой газетных передовиц. Он рассматривал журналистику как одно из лучших средств манипуляции общественным мнением. Но в то же время его методы сильно отличались от наполеоновских. Бисмарк жил и руководил уже в совершенно другую эпоху. Ему приходилось считаться с парламентом. Наполеон был более прямолинеен в политике, Бисмарк же действовал хитростью, устраивал провокации, сам участвовал в газетной полемике, активно использовал методы пропаганды. Бисмарк не мог как Наполеон, в одночасье запретить 70 газет. Процесс наложения санкций на периодическое издание стал гораздо сложнее, чем в начале века. У него не было реальных возможностей повлиять на ситуацию, когда тиражи консервативных и проправительственных газет значительно уступали тиражам неправительственных и оппозиционных изданий. Невозможно было представить, чтобы Наполеон судился с тем или иным периодическим изданием. Бисмарк же регулярно возбуждал против неугодных ему газет и журналистов судебные процессы.