И в изречениях был слишком смел.
(Пер. М. Баженова)
Выйдя на свободу осенью 1703 г., Дефо вернулся к журналистике. С 1704 по 1713 г. он издавал газету «Уикли ревью» («Еженедельное обозрение»). Она выходила 3 раза в неделю и составлялась исключительно самим писателем. Это была небольшая брошюрка объемом от 4 до 8 страниц. Газета издавалась на государственные средства, получала денежную дотацию от правительства. Читатели не знали имени издателя газеты и называли его «Мистер Ревью».
Дефо в газете по-прежнему выступал на стороне вигов, отстаивал демократические права и свободы. Он призывал парламент принять закон об авторском праве. В 1704 г. Дефо опубликовал «Эссе о регулировании прессы». Он продолжает мильтоновскую традицию, выступает против цензуры как оружия в руках правящей партии. Важнейшим критерием для Дефо была правдивость прессы. Он был за свободу прессы, до тех пор, пока она находится в руках порядочных людей. Поэтому Дефо не отрицал необходимости контроля за прессой. Он считал, что издания опубликовавшие материалы клеветнического или оскорбительного характера должны подвергаться наказанию. Дезинформация, публикация слухов и вымыслов – это насилие над правдой, оно угрожает благополучию и спокойствию нации. Но он считал недопустимым лицензирование прессы и предварительную цензуру.
В качестве способов регулирования печати Дефо предлагал обложить периодические издания умеренными налогами, запретить печатать имена людей, замешанных в скандале, обязательно указывать имя автора на титульном листе книги.
Его «еженедельное обозрение» отличалось высоким литературным качеством публикаций, аналитизмом комментариев и материалов. Дефо внес значительный вклад в развитие жанра эссе. Он был блестящим мастером мистификации, прекрасным полемистом. Броские заголовки его статей и памфлетов привлекали внимание читателей.
Дефо-журналист быстро менял свои политические взгляды и симпатии в зависимости от конъюнктуры. После выхода из тюрьмы он поддерживал то вигов, то тори.
Одним из лучших английских журналистов века Просвещения был другой крупный писатель – Джонатан Свифт (1667-1745). Сначала он поддерживал вигов, но после того как они развязали войну за испанское наследство (1701-1713), перешел в лагерь тори. При поддержке лидера тори лорда Болингброка Свифт издавал торийскую газету «Экземинер» («Обозреватель»), она вела жесткую полемику с вигами. Одним из авторов газеты был сам Болингброк под псевдонимом «Случайный свидетель».
Свифт-публицист – автор многочисленных памфлетов: «Битва книг» (1697), «Сказка о бочке» (1704). Первый памфлет был откликом на спор «древних» и «новых». Библиотекарь библиотеки Сент_Джеймского дворца, почитатель современных писателей поставил их книги на видное место. А произведения античных авторов задвинул подальше. Это спровоцировало сражение между книгами, старые книги потребовали, чтобы им вернули подобающее место. В полемике «древних» и «новых» Свифт на стороне первых. В «Сказке о бочке» писатель выступил против мракобесия и религиозного фанатизма.
Благодаря Дефо, Свифту, Филдингу в английской газетной периодике получил развитие жанр политического эссе. «Еженедельное обозрение» Дефо, «Обозреватель» Свифта способствовали развитию профессиональной журналистике.
Рост количества газет поддерживающих вигов заставил правительство тори искать методы контроля (закон о цензуре отсутствовал). В 1712 г. был принят закон о штемпельном сборе, он облагал каждое периодическое издание налогом. Размер налога зависел от объема издания. Штемпельный сбор привел к 2-х кратному увеличению стоимости газет. На спрос это существенно не повлияло, читателями газет в Англии были состоятельные люди. Это нововведение изменило состояние прессы: многие газеты закрылись, а оставшиеся усилили нападки на тори.
В первой трети XVIII века английская пресса стала более разнообразной: издавались политические газеты, газеты для женщин, развлекательные газеты.
После смерти в 1714 г. королевы Анны с приходом Георга I к власти пришли виги. Правительство вигов редко прибегало к репрессивным методам по отношению к оппозиционной прессе. Оно чаще использовало экономические рычаги давления на печать. Обычным делом был подкуп журналистов, раздача пенсий, выгодных должностей. В 1724 г. правительство фактически освободило от штемпельного сбора XVIII проправительственных газет. Освободившись юридически, английская журналистика была зависима экономически.
В 1710 г. в Англии был принят закон о защите авторских прав. Газеты блокировали рекламу пиратских книг. Газеты не печатали рекламные объявления библиотек, выдавших книги на дом. Это подрывало книжную торговлю, приводило к падению объема книжных продаж.
К середине XVIII века печатная газета полностью вытеснила рукописные новости. Обычный объем газеты – 4 страницы in-folio с многоколонной версткой (как правило, 4 столбца на каждой странице). Средний тираж лондонских газет составлял 2-3 тыс. экземпляров. К 1750 г. в Лондоне насчитывалось 5 ежедневных и еженедельных газет.
В 1760 г. к власти пришел Георг III, к власти вернулись тори. Они ужесточили политику в области прессы. К концу XVIII века штемпельные сборы выросли в 6 раз. Обычной практикой стали судебные преследования журналистов. Показательным в этом отношении является нашумевшее дело Уилкса. Джон Уилкс издатель вигского еженедельника «Северный Брайтон» раскритиковал тронную речь Георга III. После чего монарх объявил его личным врагом. В 1763 г. за оскорбительные публикации в отношении королевской семьи его посадили в Тауэр. Английское общество раскололось на сторонников и противников Уилкса.
С 1771 г. все газеты стали печатать отчеты о парламентских дебатах с молчаливого согласия парламента. Британцы проявляли большой интерес к дебатам в парламенте. Во время парламентской сессии больше половины площади газеты отводилось парламентским отчетам. Одну страницу занимали платные объявления и новости культуры (информация о новых книгах, театральных постановках, концертах). Остальное место отводилось новостям международной жизни, статьям на различные темы, поэзии, светским сплетням.
В 1784 г. появился первый почтовый экипаж (курсировал по маршруту Лондон-Бристоль). Вскоре было налажено транспортное сообщение между разными частями страны. Это привело к распространению периодики, росту количества газет. С конца XVIII века в Англии отмечается быстрый рост провинциальной прессы. В 1782 г. было 50 региональных газет, а в 1795 г. – уже 72 газеты.
В XVIII веке ответственность за содержание газет нес владелец типографии, где эта газета печаталась. Он должен был проверять, не содержит ли номер явной клеветы или дезинформации. Типографщики держали в тайне имена авторов скандальных, сенсационных материалов, т.к. в условиях конкуренции боролись за читателя.