Глава 1. Общая характеристика travel-журналистики
Travel-журналистика до появления блогосферы существовала в формате авторских передач на радио и телевидении. На Коммерсант FM долго выходила
программа "Путешествия Петра Воронкова". Слушатели эфира знакомились с традициями народов мира, гастрономическими продуктами, авторскими наблюдениями и заметками по поводу конкретной страны. Воронков- путешественник и журналист, он посетил более 50 стран. Его программа открывала для радиослушателей новые места для путешествий. Пётр добавлял в своё повествование много личных впечатлений и воспоминаний. Благодаря такому подходу у программы было много слушателей, потому что искренность всегда привлекательна.
В то же время коллеги с "Эхо Москвы" также запустили программу о путешествиях по столице. Каждое утро субботы ведущие -Анна Трефилова и Сергей Бутман рассказывали слушателям о том, где отдохнуть, что посмотреть, где остановиться и куда следует вернуться ещё не раз в любимом городе.
Также стоит сказать о программе "Клуб путешественников". Она имела огромную популярность и успех. Выходила на первом канале с 1960 года. Сперва ведущим был Владимир Шнейдеров, в 1973 году его заменил знаменитый путешественник и врач Юрий Сенкевич. Под его руководством вышло 1600 выпусков. До самой смерти Сенкевич оставался ведущим передачи.
Интересным фактом является то, что эта передача занесена в Книгу рекордов Гиннеса, как старейшая программа на российском телевидении.
Аналогом передачи "Клуб путешественников" стала программа Дмитрия Крылова "Непутевые заметки". Программа выходит с 1966 года и остается актуальной по сей день. Крылов знакомит зрителей с другими странами через легенды и сказания. Путевые заметки разбиты на циклы: российский, средиземноморский, американский. Подача материла очень дружеская, во много это из -за иронии, которую часто использует ведущий.
Отдельные выпуски передачи содержат полезную информацию для туристов. Например, сведения об особенностях местного законодательства или поведения жителей. С момента открытия передачи "Непутевые заметки" успели объездить весь мир и к 2002 году добрались до Северного полюса.
Что касается печатных СМИ , то они тоже дают большой простор авторской фантазии. На сегодняшний день есть очень много журналов о путешествиях и туризме. Это "GEO", "Вокруг Света"," Discovery" , " National Geographic", " Conde Nast Traveler" и множество других. Журнал " Geo" позиционирует себя как научно-популярный журнал с уклоном в туристическую среду. Главные рубрики в нем: история, культура, психология, биология, астрология. Исходя из этого, на его страницах можно часто увидеть статьи об экзотических животных, рассуждения о человеческих взаимоотношениях, статьи об использовании природных ресурсов и т.д. В конце каждого номера отдельным разделом идет заметка главного редактора, в котором он советует какую страну стоит выбрать для следующего путешествия.
"Geo" выходит в 20 странах мира. Также интересным журналом является "Вокруг света". Это старейшее и научно-популярное странноведческое издание.
Первым редактором его был Павел Ольхин. Журнал выходит ежемесячно и его тираж составляет 250000 экземпляров. В издании очень много интересных рубрик: "Параллели" -в ней описываются исторические события, которые произошли в разных странах в один и тот же год, "Мировая вещь" -в этой рубрике уделяется внимание популярной во всем мире вещи, это может быть спичка, банка, заколка. Также в журнале есть рубрика " Такая жизнь", работающий в ней автор знакомит нас с особенностями проживания в определенной стране. Есть раздел " Дело вкуса", в ней журналисты публикуют гастрономические статьи.
Также очень яркое издание- журнал "Discovery". Он также является ежемесячным изданием. Повествует об исследованиях и открытиях, современных достижениях науки, развитии вселенной, о традициях и культурном наследии народов мира, о путешествиях и экспедициях в разные уголки планеты. У него такие рубрики: "путешествия", "наука", "народы мира", "психология", "искусство", "история". Еще на заре своего открытия этот журнал содержал в себе статьи на псевдонаучные темы, за что получил резкие отзывы в некоторых интернет- сообществах. Но со временем состав редакции менялся, и концу 2010 года в журнале сложилась постоянная команда из редакторов и дизайнеров, которые вывели издание на серьезный уровень. В настоящий момент журнал "Discovery " сотрудничает с известными журналистами и путешественниками, обращается за консультациями к ученым и специалистам в разных областях науки.
На сегодняшний день есть очень много видов travel-журналистики, ее отличает разнообразие жанров. Самым популярным жанром в travel - журналистике считается путевой очерк. Согласно книге А.А. Тертычного "Жанры периодической печати" ( Тертычный А.А. Жанры периодической печати, 2000 г.)
"Путевой очерк- это художественно-публицистический жанр. В него входит описание важных и интересных событий, происшествий, встреч и бесед с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего путешествия".
Второй по популярности жанр- это путевые заметки. В них нет глубокого анализа, он в них отсутствует. В путевых заметках нет подчиненности одной теме. В книге М.Н. Ким "Технология создания журналистского произведения" ( Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения, 2001 г.) говорится о том, что "путевые заметки- это разновидность путевого очерка".
Конечно же, travel -журналистику нельзя представить без жанра репортажа. Для него характерно развернутое наблюдение и анализ, и передача его читателям.
Как правило, в репортаже журналист старается передать максимально полно то, что он увидел и услышал. Передать всё с места события. А.В. Колисниченко в книге "Практическая журналистика"( Колисниченко А.В. "Практическая журналистика" , 2008 г.) пишет, что "репортаж - это рассказ очевидца, написанный так, чтобы дать возможность читателю почувствовать себя на месте события. Главное в репортаже- это эффект присутствия. Репортаж относят к жанрам эмоциональной публицистики. Оно и понятно: журналист с помощью репортажа воздействует на все органы чувств читателя. Это зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и т.д. Travel - журналисты, выбирая жанр репортажа, могут сделать свои статьи очень яркими и красочными. Они могут передать блеск океанских волн, пение птиц, шум прибоя, да всё на свете, самое главное- грамотно подобрать слово, потому что именно с помощью него передается та атмосфера, которая была в действительности.
Ещё одним популярным жанром travel -журналистики является обозрение. Характерная черта этого жанра- наглядное освещение общественных событий. В обозрении на первый план выходят мысли обозревателя, которые глубоко проникают в суть какого-либо процесса или явления. Также в travel- журналистских материалах встречается такой жанр, как рекомендация. Она выглядит как аналитический материал. Основное содержание в рекомендации- это программная информация.
Как мы видим, изобилие разнообразных жанров делает travel- журналистику очень уникальной и помогает ей справляться с поставленными задачами.
Но самое главное орудие журналиста -это слово. И именно оно способствует тому, как будет восприниматься читателем материал. Здесь на помощь журналисту приходит целый арсенал стилистических приёмов : метафоры, эпитеты, синтаксический параллелизм, прецедентные тексты, фразеологизмы, риторические восклицания и риторические вопросы, всевозможные повторы, и иностранные слова. Все эти приёмы помогают журналисту в работе с текстом.
Прежде чем перейти к подробную описанию стилистических приёмов ,и как они используются журналистом в конкретном издании, в данном случае- в travel-журнале, следует сказать в общих чертах о стилистике travel- СМИ.
Для travel - журналистики характерно наличие ярко выраженной авторской интонации. Именно она создает тон и атмосферу материала. Также следует отметить, что многие travel- журналы очень искренние. А как иначе писать о путешествиях? Только живой искренний слог способен разбудить в читателе интерес. Только он сможет его вдохновить, и читатель тут же достанет чемодан и начнет собираться в путешествие. Кто захочет читать сухую и скучную статью? Правильно- никто. Журналисты могут попасть в удивительные и красивые места нашей планеты, на которые еще не ступала нога обычного путешественника. Таким образом, можно сделать вывод, что эта информация будет уникальной, читатели узнают обо всем прямо из первоисточника. Объединяя свои наблюдения с фотоискусством, travel- журналисты позволяют читателям визуально путешествовать вместе с ними, узнавать новое о странах, народе, его культуре, быте и т.д. Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод, что travel - журналисты являются своеобразными проводниками в мир путешествий.
Глава 2. Стилистика travel-журналистики на примере журнала Discovery