ХП. Сражение на Волхове с 13.1 до 27.6.1942.
Введение и обзор.
Приведенное в конце этой главы специальное донесение от 28 июня 1942 года в шести предложениях охватывает шесть месяцев боев в единственной в военной истории местности: гигантские болота и трясины западнее Волхова между Новгородом и Киришами-Погостье. Упомянутые в донесении труднейшие погодные условия означали морозы ниже -50° С и снежный покров по грудь человека зимой и невыносимая жара с мириадами комаров, переносящих опасную лихорадку, и слепней летом. Солдаты обеих воюющих сторон были готовы к таким условиям и именно поэтому русские применили именно здесь свои сибирские части.
Из 900 дней, которые провели на Волхове соединения группы войск «Норд», эти 165 дней, без сомнения, были труднейшими. В то время как в этих боях участвовали только некоторые дивизии 16-й армии, то из 18-й армии, за небольшим исключением, участвовали в сражении – частично или целиком – все дивизии. С Волховским сражением неотделимо связаны имена двух командующих армиями: с немецкой стороны – генерал кавалерии Линдеман, с русской – генерал Власов, судьба которого позже закончилась трагически. Уже через несколько дней после начала русского наступления, точнее 19 января 1942 года, командующим 18-й армии был назначен генерал кавалерии Линдеман. А ранним утром 21 марта – это случилось спустя двое суток после первого замыкания кольца окружения – командующим 2-й русской ударной армии стал генерал Власов. Целью мощного наступления русских, в котором приняли участие три армии, спецдонесение называет снятие блокады Ленинграда.
Но так как спецдонесение начинается только с февраля, то есть с момента глубокого вклинения русских войск в немецкую оборону, оно ничего не сообщает о начале боев, о драматических днях и неделях, пропаже «куч» солдат, случайно оказавшихся на пути потока русских войск или брошенных навстречу ему.
Больше подробностей мы узнаем из военного календаря 18-й армии, из перечня боев и сражений. Еще больше их в военных дневниках участвовавших в боях дивизий и приданных им частей, боевых донесениях отдельных полков, батальонов или их частей, рот и батарей, картах и схемах. Но больше всего об отдельных солдатах, оборонявшихся здесь, об их товарищах справа и слева мы узнаем из воспоминаний, написанных впоследствии и сохранившихся.
Глубокое вклинение в феврале, о котором говорится в спецдонесении, означало образование линии фронта протяженностью почти 200 километров в тылу немецких войск, окруживших Ленинград. Части СС-полицейской дивизии были задействованы с первых дней прорыва до окончательной зачистки на всех участках этого прорыва: сначала на востоке и юге, потом на западе и севере. Сначала отдельными батальонами и батареями, затем в самом накале боев почти всей дивизией, а после их затухания опять отдельными батальонами, состоящих из различных сильно поредевших частей.
В декабре 1942 года 18-я армия издала при помощи своей роты пропаганды книгу с названием «Сражение на Волхове». Ход сражения в этой книге был разделен на несколько этапов. Поскольку, как уже было сказано, наша дивизия принимала участие в боях во все время сражения и на всех участках, считаем целесообразным для лучшего восприятия обзора привести эти этапы.
Первый этап: оборона от русского наступления на Волхове, целью которого являлся прорыв к Ленинграду. 13 января – 27 февраля 1942 г.
Второй этап: оборона Волховского котла. 28 февраля – 21 мая 1942 г.
Третий этап: бои за окружение Волховского котла. 15 – 27 марта 1942 г.
Четвертый этап: оборонительные бои в рукаве. 28 марта – 21 мая 1942 г.
Пятый этап: бои по уничтожению Волховского котла. 22 мая – 27 июня 1942 г.
Пятый этап заканчивается приведенным в конце этой главы спецдонесением от 28 июня 1942 года. Обращение командующего 18-й армией от 28 июня 1942 года к солдатам армии было опубликовано как предисловие к армейскому дневнику. В истории нашей дивизии пятый этап означал окончание Волховского сражения, в котором незабываемо остались имена наших героев.
Чтобы дополнить наш обзор, показать его еще отчетливее и отметить наиболее важные моменты, приведем здесь также выдержки из «краткой хронологии» основных дат Восточного похода верховного главнокомандования 18-й армии.*
Поскольку они по времени не всегда точно согласовываются друг с другом, неизбежны незначительные их пересечения.
Хронология Волховского сражения:
13.1 – (15.2). 31.3.42: наступление русских войск на Волхове.
13.1 – (9.3). – (13.4).22.5.42: оборонительные бои под Погостье и за Погостский выступ.
13.1.42. Начало русского наступления на Волхове и оборона под Погостьем.
22.1.41. (ХХХ1Х АК). Противник пересек шоссе Новгород-Чудово в районе Спасская Полисть.
15.2.42. (I АК). Дальнейшее образование Волховского мешка. (Продвижение русских войск на юго-запад до района Пристань).
17.2 – 28.2.42. Первый глубокий прорыв под Погостьем и его в основном удавшаяся ликвидация.
19.2 – 10.3.42. (I АК). Прорыв русских частей из Волховского мешка на север к Красной Горке и отброс их обратно. 24.2.42: проникновение русских ударных групп к шоссе северо-западнее Любани (дальнейшее продвижение противника на север).
9.3.42. Начало оборонительных боев около Погостья.
15.3. – 19.3.42. Атака по отрезанию Волховского мешка.
27.3.42. Противник пробил пути снабжения в Волховский котел.
31.3.42. Последняя атака противника под Красной Горкой.
13.4.42. Достигнуто окончательное растяжение Погостского выступа (очистка неприятельского прорыва у Виняголово, окончание боев на западном участке Погостского выступа.
22.5.42. После ликвидации прорыва северо-западнее Липовика окончательное формирование южного фронта у Погостского выступа.
22.5 – 27.6.42. Бои за уничтожение Волховского котла.
30.5 – 31.5.42. Атака по окончательному окружению Волховского котла.
27.6.42 (I и ХХХУШ АК). Уничтожение последних боеспособных частей русских в Волховском котле.
В декабре 1943 года 18-я армия отпечатала машинописный резюмирующий доклад «Борьба за Ленинград – зимняя битва южнее Ладожского озера». Доклад был отпечатан в Ревельском** филиале службы картографии и геодезии города Риги. Часть доклада, описывающая Волховское сражение, рисует коротко и запоминающе общую картину этой битвы. Обзор заканчивается «краткой хронологией» после чего в качестве вступления следует описание боев СС-полицейской дивизии.
При описании боев нашей дивизии, наверное, было бы нецелесообразно называть другие участвовавшие в них дивизии или части, однако мы никогда не сражались в одиночестве. Мы всегда сражались рядом с многими другими частями, поэтому не упомянуть их во многих случаях было бы не по-товарищески. Довольно интересно также, что бывшие противники никак не отразили это сражение. По крайней мере в изданной на немецком языке книге «Великая Отечественная война» с важнейшими операциями объемом свыше 700 страниц о Волховском сражении ничего не говорится. Есть только одно упоминание в виде следующего предложения: «Чтобы облегчить положение Ленинградского фронта, в декабре 1941 года был образован Волховский фронт, активные действия которого зимой и весной 1942 года оттянули от Ленинграда значительную часть сил противника».
18-я армия отдает русским солдатам полную справедливость в этом сражении, даже несмотря на то, что так широко задуманное наступление окончилось таким же большим поражением. Приведем известное выражение: «Полгода больших жертв и напряжения противника перед Ленинградом были напрасны. Бесполезно были потеряны 20 дивизий». Оно было написано во время войны, задолго до собственного поражения. После войны оно рассматривалось не более чем локальное поражение в общей картине Красной Армии. Теперь становится понятным написанное в предисловии к немецкому изданию: «В этой книге обсуждаются наиважнейшие вопросы военного искусства, стратегия и оперативное искусство, связанные с подготовкой, организацией и проведением операций», а если прочитать дальше, то они задуманы для «военно-научного образования национальной немецкой армии, немецких пограничников и немецкой народной полиции, командиров боевых групп и всех функционеров партийного и государственного аппарата».
Теперь доклад 18-й армии.
«2-й ударной армии в период с 10 по 13 января 1942 года удалось совершить прорыв по обе стороны ручья* Осьма пятью дивизиями и лыжной бригадой через Волхов. Вскоре они достигли шоссе и железной дороги Новгород-Чудово и оттеснили немецкие передовые части на ширине в 30 километров от реки. Длительная оборона окруженных Мостков и Любино Поле, успешная оборона Спасской Полисти воспрепятствовали наихудшему. Все же фронт был прорван на протяжении 15 километров, открылся выход в тыл 18-й армии и 2-я русская ударная армия по ничейной земле волховских лесов стала пробиваться дальше на северо-запад.
Целью наступления был перехват шоссе Тосно-Сиверская и прекращение снабжения из Луги на Ящеру. Это удалось сделать во взаимодействии с фронтальной атакой Ленинградского фронта. При этом большая часть 18-й армии была потеряна, а остатки ее были отброшены на запад.
Нападающим удалось почти без сопротивления продвинуться на глубину 75 километров.
То, что происходило в эти недели большой опасности для войск и командования, не поддается описанию. Батальоны, боевые группы, дивизии срывались с мест. Для решения любой задачи находились нужные силы. Занимались безлюдные районы, изобретались новые способы обороны. Последние люди из вспомогательных частей снабжения становились бойцами, все оружие передавалось в пехоту. Мало того, что приходилось бороться с превосходящим по силам умным противником, но и преодолевать трудности ужасной зимы. Приходилось не только воевать с противником, но и побеждать себя. И это было сделано. Невозможное стало возможным. Не дойдя всего 20 километров до цели передовые войска противника были остановлены, разбиты и отброшены.
25.2 вражеская группа войск была жестко отрезана на шоссе западнее Любани от своих тыловых соединений и уничтожена. Через болота к истокам Луги, вдоль Оредежи и дороги от Дивенской на Чудово возник новый фронт: внутренний фронт длиной 200 километров Волховского котла по отношению к внешнему!
Но опасность еще оставалась. Советское командование сузило цель наступления и потому его намерения стали еще опаснее. 54-я армия безуспешно целую неделю штурмовала тонкую линию немецкой обороны в болотистой местности южнее Ладожского озера. Ее обороняли 269-я пехотная дивизия и части ХХУШ корпуса. Она [54-я армия. – В. П.] должна была прорываться от Погостья на Любань. Одновременно 2-я ударная армия была остановлена и сосредоточена южнее Любани. Для обеспечения тыла и флангов были привлечены в мешок сильные части 52-й и 59-й армий.
Совместной атакой навстречу друг другу 54-я и 2-я ударная армии должны были отрезать, окружить и уничтожить I-й корпус. После этого открывалась дорога на Ленинград. В Волховском мешке теперь находились 14 стрелковых дивизий, 3 кавалерийских дивизии и 7 бригад; 5 армейских артиллерийских полков и танковая бригада поддерживали эти части.
В 54-й армии насчитывалось 12 дивизий. Ее козырем были 200 танков, в большинстве устойчивые к морозам Т-34. Немецкие войска не могли им выставить что-либо равноценное. В результате 54-й армии после 9 марта удалось сделать прорыв шириной в 15 километров на глубину 20 километров. Мотопехота своими телами преградила путь русским частям – не больше 3500 человек против лавины из 90000 русских солдат. Но она устояла.
Территория была отдана, сражение проиграно, но победа была за ней – прорыв остался без последствий. Через три недели после начала боев противник прекратил атаки. Еще меньшего успеха достигла 2-я ударная армия. В течение многих недель ее части повторяли атаки под Красной Горкой, Тигодой, Апраксином Бором и Ручьями, у Крутика и Кривино. Но они не смогли преодолеть немецкого сопротивления. Прорвавшиеся части были отрезаны и уничтожены. Но что парализовало 2-ю ударную армию, так это судьба ее тыла.
15 марта части I корпуса, в том числе и СС-полицейская дивизия, начали атаку западнее Спасской Полисти и с большим трудом перерезали коммуникации противник между речками Глушица и Полисть. Навстречу им с юга пробивались части ХХХУШ корпуса. 19 марта ударным группам удалось объединиться. Но вскоре вследствие мощной контратаки противника это окружение было разорвано. Однако проход по обе стороны просеки Эрика сузился до 3 километров. И даже строительство двух полевых дорог через этот узкий проход не мог обеспечить снабжение всем необходимым для 180000 человек, оказавшихся в котле. Вследствие атак и контратак немецких войск образовался «палец» или «рукав» длиной 20 километров и шириной 3-4 километра и потому он весь простреливался из тяжелого стрелкового оружия с востока или с запада. О его начале извещал известный щит генерала Ванделя: «Здесь начинается задница мира». Около него и должна была решиться судьба Волховского котла.
Многонедельные попытки русских войск охватить палец через болота с тыла и отрезать его у Трегубова были безуспешны. В апреле русские решились на последнюю попытку. 29.4 59-я армия семью полками, среди них две новые стрелковые дивизии и две танковые бригады, на узком фронте севернее Мостков начала атаку с востока. Одновременно навстречу им с запада атаковали четыре дивизии.
Им удался прорыв размером 2х3 километра. «Палец» висел на волоске. Много дней победы и поражения чередовались. Однако потрясающие мужество и самоотверженность победили: 13.5 прорвавшиеся полки были окружены и в основном уничтожены, старая линия фронта восстановлена. Стало ясно – Волховский котел больше не удержать. С 15 мая началось его уничтожение. ХШ корпус выдвинулся из северо-западного участка. Атаки 2-й ударной армии южнее Любани прекратились, она стала отводить тяжелую артиллерию и транспортные средства.
Об этом стало известно. 22.5 войска с севера и запада по грязи и тающему снегу выступили в преследование, дошли и перешли 30.5 реку Равань. Котел сузился до размера 20х20 километров.
30.5 20-я пехотная дивизия (мот.) с подчиненными ей полками 1-й пехотной дивизии с севера, а 58-я пехотная дивизия с юга перекрыли проход в просеке Эрика.
Через дорогу, ведущую в котел у Мясного Бора, была занята отсечная позиция шириной 2000 и глубиной 1200 метров. Началось последнее окружение. Оно продолжалось четыре недели. В то время как атакующие дивизии шаг за шагом продвигались через Финев Луг и Ольховку на Кречно, русские войска с мужеством обреченных пытались прорваться вдоль просеки Эрика. Части из восьми соединений силой от четырех до шести полков пытались путем ежедневно повторяющихся атак найти спасение от смерти. Но сначала 59-й армии нужно было пробить проход на восток. Это она пыталась сделать с 2 по 26.6 непрерывными атаками с ожесточенным огнем, с растущим количеством стрелковых и танковых соединений, применяя по семь по десять полков. Это была кровавая битва. Бывали дни, когда казалось, что проход будет сделан. Однако снова и снова дверь захлопывалась. Достойному упоминания количеству войск выйти из ловушки не удалось. Расщепленная на несколько отдельных частей, 2-я ударная армия 25.6 прекратила организованное сопротивление. 60000 человек были убиты или попали в плен. Генерал Власов, многочисленные высшие командиры и штабы попали в немецкие руки. Шесть стрелковых дивизий и шесть бригад были разбиты, девять других соединений полностью или частично уничтожены.
Были зря потрачены полгода больших жертв и напряжение противника перед Ленинградом, бессмысленно потеряны 20 дивизий».
Здесь армия воздала столько похвалы всем участникам Волховского сражения, что мы в заключение считаем необходимым привести слова Мольтке: «Когда хотят рассказать о похвальных делах, то нельзя говорить, что они похвальные. Простое их описание содержит похвалу. Не рассказчику, а читателю надлежит высказать признание».