Сослан и начало переворота аристократов

В общих чертах можно представить доаристократическое общество эпоса так: дуально-родовая брачная система двух родов naf состоит из двух групп половозрелых представителей двух родов — двух групп женщин syrt и двух групп мужчин nart, состоящих в детопроизводственных отношениях по перекре­стной схеме. Центром общественного управления родовой сис­темы naf является общий совет сиртов и нартов, и есть основа­ния полагать, что это был najfat — место, площадка рода naf, где проходили все мероприятия этого рода. Сейчас najfat трак­туют как место фамильных празднеств, но наф — не фамилия. Отделение общедоступного для всех членов рода najfat от чис­то мужского собрания nyhas, недоступного для немужчин, мог­ло произойти только с обособлением syrt от nart: так и только так мог образоваться специальный институт — мужской совет nyhas.

Ясно, что начальный акт переворота аристократов должен был разыграться на главной сцене — ныхасе, или точнее, — из­гнание с найфата сиртов превращало найфат в ныхас мужей нартов. И оппозиционером консерваторов, изгнавшим сиртов, может и даже должен быть только кто-то из первых выдающихся представителей наследственной линии Ахсартаггата — воинов. Очевидно, что после гибели близнецов-родоначальни­ков оппозиционером мог быть только Сослан — выборный во­енный вождь.

Такой вывод, на первый взгляд, весьма рискован вследствие своей умозрительности. Однако эпос настолько последовате­лен в детализации и точно выбранных акцентах драматизации общественной жизни на изломах кризиса, что риск практиче­ски исключен. И действительно — иллюстрации различных фаз переворота явлены в ряде сюжетов.

Вот один из них. На ныхасе полный сбор, сирты (Сирдон) и нарты выбирают военного вождя на очередное мероприятие. Виновниками обострения ситуации выступают сирты. Сослан обнажает меч и бросается на оппонента, который пытается спа­стись бегством. И как только претендент на роль вождя насти­гает сварливого оппонента, сирты оборачиваются лаской и ухо­дят через нору в земле 2686. Сюжет рассказан на языке посвя­щенных и точно использует символы демографического и зоо­морфного кодов парадигмы syrton: ласка и syrton строго соот­ветствуют разряду женщин — матерей. Следовательно, воен­ный вождь изгнал с ныхаса сиртов и сделал это с помощью ору­жия. Это свидетельствует не только о том, что обсуждался во­енный вопрос — выборы вождя, но и о том, что сирты участво­вали в обсуждениях на ныхасе до переворота аристократов. Не исключено, что это право ими было заслужено участием в на­бегах — в ряду других признаков амазонского комплекса эпо­са такой факт не выглядит изолированным, тем более что в охо­тах с брачным исходом они участвовали. Однако теперь они изгнаны с ныхаса при обсуждении военного вопроса: здесь воз­можен вывод, что этот сюжет дает иллюстрацию перехода от родового собрания najfat с участием женщин (уже амазонок?), к nyhas — совету воинов-мужчин.

Можно полагать, что сирты, до рождения детей участвуя в походах, после появления потомства оставляли это занятие, но сохраняли право участия в собраниях на ныхасе. Только в ходе дальнейшей специализации военного дела и становления военного совета мужчин — nyhas, они были отстранены от всех во­просов военной сферы и оттеснены в сферы хозяйства и быта. С этого времени с ныхаса исключены и брачные оргии, обычно устраивавшиеся в местах собраний рода найфат, и все прочие традиции рода наф, прямо не связанные с войной.

Отметим также декоративные детали сюжета: сирты изгна­ны оружием, воинами и военными вождями, как затем другим героем племени доблестных, Батрасом, силой прерван обычай убиения стариков — заслуженных старцев племени доблестных, в целях утверждения престижности "породы". Это должно было иметь продолжением прекращение традиции и в других "породах" нартов. Цивилизаторская миссия племени доблест­ных очевидна вполне — это еще один довод в пользу того, что гибель Ахсара и Ахсартага предстает своего рода самопожерт­вованием праведников, пастырей и наставников новой истины: многие сюжеты эпоса могут восприниматься как канонические.

Таким образом, представитель племени доблестных пошат­нул основу всей системы рода naf — систему возрастных пере­ходов, "посягнул" на систему культов Нартамонга, освящавшую возрастные переходы юношей в нарты и выведение из нартов по старости убиением, и сделал это силой оружия: за вождем стояла новая военная структура его племени bal. С родового совета найфат были изгнаны женщины и он стал ныхасом — советом мужчин-нартов. Опорой Сослана становится военная организация племени потомственных воинов и героев Ахсартаггата, к которому принадлежал сам вождь. Это уже полупро­фессиональный bal, которого хватило на этом этапе для пер­вой победы над родом naf— из общественного управления ис­ключаются сирты. Род naf канул в лету и установилась гегемо­ния надродовой организации bal, ставшей силовым центром притяжения мужских союзов nart в племенную структуру myggægta?. Поэтому во вновь установившейся социальной ие­рархии племенного союза организация потомственных воинов bal находилась на самом верху племенной организации.

Сослан со временем отобрал у поверженной родовой органи­зации naf еще ряд полномочий. Во-первых, военный вождь перестал выбираться, и цикл Сослана в завершающей фазе состоит из сюжетов, в которых должность вождя переходит по наслед­ству 269. Власть Сослана — военного вождя, настолько утверди­лась, что в завершающих сюжетах цикла он грозит жестокой карой тем домохозяйствам, которые не выставят воинов для по­хода balc 267a. И действительно — жестоко расправляется с теми, кто не выполняет его распоряжений. Военная аристократия пре­тендует на монополизацию культов, присваивая атрибуты зна­ния — zond147 и ведущую роль в третейском суде 2696.

Таким образом, племенная структура в цикле Сослана пред­стает уже сложившейся. Военная организация племени добле­стных стала профессиональной и приобрела характер посто­янно действующего социального института: bal осуществлял и внутреннее насилие, выполняя карательные функции в интере­сах вождей и аристократии племени Ахсартаггата. При орга­низации общих для племенного союза походов balc опорной военной единицей объединенного войска выступал bal племе­ни Ахсартаггата. Другие племена myggag выставляли вспомо­гательные войска по воину от дома. В "провинившихся" домах отбирали детей, уводили скот — это был ivar (штраф).

Так военные вожди и племенная военная аристократия, ор­ганизованная и дисциплинированная, сплоченная и сведенная в братство профессиональных воинов bal, добивала остатки рода naf. Даже право наречения имен, что было важной преро­гативой мужчин рода и производилось в ходе инициаций юно­шей и обрядов Нартамонга, включавших смену детских имен на мужские, переходит к военному вождю Сослану 233, который теперь сам меняет детское имя юношей, дававшееся им сиртами (Сирдоном)234.

Власть Сослана опирается на силу и нередко осуществляет­ся в форме террора: избиения нартов и сиртов, обычные в эпо­ху Батраса, начинаются в эпоху Сослана. Поэтому нарты и сирты Сослана не любят 148 Обществу прививается инстинкт ува­жения к силе и власти военной аристократии: власть не столь­ко любят — ее боятся.

Стадиальный переход от родовой общины к племенной точ­но выражен структурным переходом от naf, с его подразделениями syrt и nart, к myggag, с его главными подразделениями bal и binontæ. Военная организация профессионалов bal была инструментом разрушения naf в руках военной аристократии. И если в эпоху рода naf его структурные подразделения syrt и nart осуществляли и военные функции, то в эпоху myggag в дру­жину профессиональных воинов bal могли входить только те, кто жил по заветам великих предков племени доблестных — Ахсара и Ахсартага. Следовательно, это могли быть только чле­ны моногамных семей (бинонта) мужского пола — военная эли­та племен.

Вопрос военной подготовки тоже актуализируется в ином ракурсе. Подготовку нартов — мужей и воинов — на игорном поле qazæn fæz до сложения организационной системы много­летних походов balc осуществляли сезонные выборные вожди: Сослан делал это каждую пятницу. Но пребывание многолет­них bal вне родных поселений в течение трех, семи и даже деся­ти лет предполагает постоянные и профессиональные занятия военной подготовкой. Можно утверждать, что постоянные дру­жины bal представляли собой спаянные дисциплиной и братст­вом арвадов отряды профессионалов, которые позволяли их вождям осуществлять и функции власти в своем обществе. Этот стадиальный переход отразился в нартовском эпосе в виде двух циклов восходящих от одного к другому: от — цикла выборных вождей и сезонных годичных походов afædzbalc Сослана, к циклу наследственной военной аристократии и многолетних походов ærtæazybalc и особенно avdazybalc Батраса.

Наши рекомендации