Оргиастические празднества сиртов и нартов
У воды и водных источников
Основные элементы брачных охот весьма характерны и легко выделяются: первое — сирты и нарты участвуют в охоте или экспедиции совместно; второе — сирты представлены средствами различных кодов и обычно это syrton — в демографическом, вода — в космологическом, лиса — в зооморфном; третье — раздевание, купание, пиршество, соперничество сиртов и нартов являются обязательными элементами этих сюжетов.
В качестве примера рассмотрим один сюжет 264. Нарты отправляются в экспедицию — это охота. Сирдон соблазняет их добычей в озере — вода. Очевидно, что syrton и Вода являются кодовыми заместителями женщин. Особо подчеркнуто, что охота состоялась, но зверей не убито — для посвященных ясен эротический характер охоты. Совместное приключение сиртов и нартов у озера было оргиастической экспедицией, которые характерны для групповых отношений дуально-родовой брачной системы. Особенно бросается в глаза, что обитателями озера названы в сюжете "сухопутные" звери — сырдтæ, что является очевидным абсурдом для эпоса выдающихся охотников и воинов. Но наш анализ, кобанские изображения и скифские гидронимы, приведенные выше, доказывают, что определенные "сухопутные звери" — cællaq ruvas, с водой все же связаны — это женщины оргиастических брачных карнавалов древности. И все становится на свои места, если приняты правила языка посвященных: здесь обыграно созвучие syrtæ — "женщины" и сырдтæ — "звери", позволяющее осмыслить охоту в воде на "сухопутных зверей" и предполагать в мужском юморе нартов трактование сиртов как "охотничьей дичи", основывающееся на образах зооморфного ряда парадигмы syrdon. Можно представить атмосферу оргиастических брачных "охот" на приречных и приозерных лугах и в перелесках, какими они переданы в эпосе. Но где такие ландшафты в горах с кобано-тлийской бронзой? Здесь лучше процитировать В.И.Абаева: "Если бы мы на основании всех показаний языка пытались охарактеризовать с географической стороны древние места расселения осетин, мы сказали бы так: это была лесостепная область средних широт, хорошо орошаемая реками. Приречный характер древнеосетинских поселений отразился в том, что названия реки и воды совпали: ос. don значит и "река" и "вода"11. Берега рек, с лугами и перелесками, являются ареной брачных охот и в эпосе.
Умножить иллюстрации брачных охот можно примерами не только из эпоса. Элементы их весьма устойчивы: сирты шествуют к реке, озеру, морю (вода) совместно с нартами, там сирты и нарты соперничают с переменным успехом. В одном из таких сюжетов удача нартов выражается в том, что для пиршества употреблен баран Сирдона, но когда нарты раздеваются и бросаются в воду, они остаются голыми: Сирдон сжигает одежду, либо бросает ее в воду265. В другом приключении Сирдон переносит на спине (при том, что слаб и немощен) через реку (вода) нартов, но они на середине реки принимаются стричь ногти. Физическая непосильность переправы для Сирдона отягощена бессмысленностью такой затеи на середине реки в воде, которая равнозначна бессмысленности охоты в воде на "сухопутных" зверей, но мы теперь знаем — это вовсе не бессмыслие, а специфическая образность: сирты в воде, нарты у них на спине, охотиться и стричь ногти в этом положении — бессмыслие наводящее. Посвященным иносказание понятно: эротический накал брачных оргий с купаниями и пиршеством у воды, "сухопутными охотами" в "озерах" и инициационной "стрижкой ногтей" в "реках" при переправе в зрелый возраст, передает атмосферу инициационных обрядов с переправой юношей в полноценных мужчин. Это обряды дуально-родовой брачной системы, проходившие в форме оргиастических празднеств сиртов и нартов. Типические элементы их отложились и в сюжетах фольклора.
Эти сюжеты устойчивы — на берегу реки (вода) пасутся голые люди, с другого берега они кажутся юноше пасущимся скотом, поскольку едят траву. Юноша переправляется к ним через реку в лодке, и ему препятствуют в этом девушки, "живущие" в воде. Юноша справляется с переправой и на том берегу его приветствуют за этот подвиг, а привезенная им еда переводит едение трав в пиршество. Сутью всего предприятия является его вступление в брак с девушками из "воды" и из-под "земли", сопротивление и козни которых он сумел преодолеть по ходу переправы242.
Древность представлений о браке как о переправе подтверждается распространенностью этой идеи у индоевропейцев, в частности, славян. "Вероятнее всего основой для такого сопоставления послужило то, что и свадьба, и смерть воспринимались как переход в новое состояние и в новое место, как рубежи, разграничивающие разные этапы жизни. Отсюда образ перехода как перевоза через реку"133. Переправе как символу славянской брачной обрядности посвятил отдельную работу еще А.А.Потебня 302. Осетинский эпос и фольклор заметно расширяют иллюстрации подобных воззрений на брак как на переправу-переход, "преодоление жизненного рубежа": экспедиции нартов и Сирдона, когда на середине реки или моря нарты "стригут ногти", поедается жирный баран, "сжигаются одежды" — это брачные экспедиции сиртов и нартов дуально-родовой системы наф, отложившиеся в нартовском эпосе в виде неясных уже оргиастических "раздеваний-купаний-пиршеств". Можно заключить, что переправа как древний брачный символ осетин и славян восходит, как минимум, ко времени арийской общности или даже индоевропейской эпохе.
И второе: брачная переправа как бесповоротное прерывание юности выступала символом необратимости важнейших возрастных переходов — переход через реку осмыслен и как однонаправленная переправа из жизни в смерть. И потому лодки и лодочники представлены в мифологиях разных индоевропейских народов как "перевозчики из жизни в смерть": лодочник Харон, переправлявший души умерших через Стикс — лишь самый известный пример. И любопытная параллель: в скандинавской мифологии, как засвидетельствовано в "Эдде", рулевым корабля мертвых является Локи. Ж.Дюмезиль посвятил отдельное исследование общей природе образов Локи и Сирдона, которую можно теперь считать достойным началом широких сопоставлений славянской, скандинавской и осетинской мифологий и специально — элементов брачной и погребальной обрядности.
Отметим одну этнографическую подробность: едение трав — это еще и брачный акт — символ приобщения к весенней производственной потенции природы, ее эротическому духу. В праздники весенне-летнего цикла, главный из которых — bældæræп, вода и зеленая поросль выступали символами роста и развития жизни: обливались водой, рвали зелень в лесах и разбрасывали в полях на посевы, в хлева, конюшни и жилища, готовили пироги со всевозможной начинкой из зелени. Так весеннее буйство природы и потенцию роста "вливали" людям, скоту и посевам. И еще: бездетные женщины, совершая специальные молитвы для обретения потомства, надевали свободное платье на голое тело, передвигались на четвереньках вокруг святилищ и ели траву, срывая ее ртом. И наоборот, при нежелании этого, в дни нового года, который прежде начинался весной, девушки и женщины не должны были носить свободную одежду и сидеть с разведенными ногами, дабы невзначай не забеременеть от нарастающего в природе эротического зноя. Огонь и связанные с ним жар и тепло понимались как мужская (нартовская) оплодотворяющая сила в разделенной по полу надвое природе.
Этого достаточно, чтобы в общих чертах прояснить смысловой контекст приведенных брачных сюжетов эпоса и фольклора. И заключить, что перед нами отражение дуально-родовой брачной организации с ее групповыми отношениями сиртов и нартов.
Syrdony gadza как"собака"и"потаскуха"
Антитеза nærton-syrton имеет универсальный характер, то есть при узком значении мужское—женское она спроецирована на всю природу с широким оценочным значением положительное—отрицательное. Все безусловно достойное и престижное — это nærton. Другой полюс оценок — это syrton: слабое, плохое, даже ругательное, жалкое, недостойное, другими словами, женское, "бабье".
Некто syrdony gadza играет главную роль в центральных сюжетах эпоса, выступает оппонентом сексуального героя Хамыца и имеет прямое отношение к системе оценок и образов парадигмы syrton.
Термины syrton и gadza семантически тождественны. Второй считается кавказским словом и в разных языках варьирует в значениях от "самки" до "суки" 39. Исследователи эпоса считают, что сочетание этих слов говорит о наличии у Сирдона какой-то собаки, хромой и облезлой. Очевидно, что собака, названная в эпосе syrton, именно такая. Но "такая" собака оказывается основным действующим персонажем центральных сюжетов эпоса и наравне с его главными героями участвует в таинствах творимых в эпосе деяний. А как мы уже знаем, эпос не обременен легковесными темами, он пропитан драматизмом неясного пока великого излома в истории создавшего его народа. Нартовский эпос — это памятник родового строя эпохи его распада. На смену групповым брачным отношениям сиртов и нартов приходили формы индивидуальных брачных отношений. Уходящие и новые формы сосуществовали очень долго, в обществе противоборствовали соответствующие оценки. В этом контексте рассмотрим сюжет с syrdony gadza 3и по признаку syrton выясним его исходные характеристики в демографической парадигме.
На ныхасе syrdony gadza снимает с нартов одежду, что по оценке Урызмага и Сатаны, непристойно. Усилиями Урызмага и Сатаны нарты "избавлены" от "непристойности" и все счастливо завершено пиршеством.
Достаточно очевидно: Урызмаг и Сатана представляют первую постоянную, моногамную брачную пару общества в эпосе, поэтому брачная оргия сиртов и нартов, обычная при групповых брачных отношениях, расценена как распущенность. Сочетание "сирдоны гадза" уточняет субъектов распутства, негативная оценка которых была бы достаточно выражена одним словом syrton. Но сосуществование групповой и моногамной форм брака порождало конкурентные оценки, и перед нами именно такой сюжет: образцовая брачная пара эпоса осуждает сексуальную "распущенность" сиртов. Для моногамии syrton — это, в первую очередь, "разврат" и притом женский — гадза.
В рядах бинарных оппозиций nærton-syrton обнаруживается любопытный оценочный нюанс: в шкале тотально негативных оценок syrton одна принадлежит "развратному сексу" и это не противоречит отрицательному знаку всего ряда syrton. Но в ряду тотально положительных оценок nærton нет такой, которая осуждала бы разврат: оценка типа nærtonу gadza немыслима в принципе — это противоречило бы безусловно положительному значению всего мужского. Но при том, что эпос пропитан идеей мужского "шовинизма", он суров к своему сексуальному герою и обрекает его на гибель, совсем не героическую: Хамыц был убит за разврат с "чужими" женами. Так творцы кадагов обозначили перспективу для тех, кто придерживался старых брачных порядков сиртов и нартов, когда уже утверждалась индивидуальная ответственность супругов.
Показательно само сочетание syrtony gadza. К примеру, "сирдоны куыдз" означало бы как наличие у Сирдона собаки, так и утверждение, что Сирдон сам собака, в смысле — "сукин сын", но здесь произведена корректировка пола в "сукину дочь" — мужское для мужчин не может быть негативом. Именно такое расширение негативной оценки syrton в отношении групповых брачных связей сиртов привнесено акцентированием gadza: еще раз подтверждается, что в парадигме syrton есть и оценочный ряд понятий, который тоже можно выделить — здесь это "потаскуха".
В отличие от Урызмага и Сатаны, совсем тесные отношения с "сирдоны гадза" связывают Хамыца232: он постоянно избивает то Сирдона, то Сирдоны гадза. Смысл иносказания понятен: Хамыц — сексуальный герой, и в "избиениях" сиртов мультиплицирован разгул оргий. Если не брать в расчет эти "избиения" или "сквернословия", от которых рождаются дети, в эпосе нет оснований для утверждения Хамыца сексуальным героем. Но именно такой смысл "избиений" заключен в других сюжетах эпоса и фольклора.
Позиция Урызмага и Сатаны в корне отличается от отношения Хамыца, и это сравнение показывает диапазон конкурентных оценок периода распада дуально-родовой системы: идеальные супруги эпоса осуждают групповой брак, Хамыц и нарты — поддерживают. Историческое время, в которое происходили эти процессы, можно обозначить только приблизительно, и об этом будет сказано отдельно. Здесь достаточно указать на одновременность существования разных форм брака, удостоверяемую тем, что Урызмаг и Хамыц составляют пару близнецов — их эпические биографии являют нам две главные синхронно эволюционирующие тенденции в брачной сфере, когда родовой строй уже распадался. Близнецы Урызмаг и Хамыц были брачными маяками нартов: Урызмаг "указывал" на моногамии, Хамыц придерживался прежней позиции, полигамии.
Интересно отметить, что "распущенность" сиртов и нартов, негативно оцененная в сюжете с syrtony gadza, была демонстративной — все происходило на арене мужского совета ныхас. Из этого следует, что в эпоху рода naf для женщин доступ на ныхас не только не возбранялся, а совсем наоборот, — на ныхасе проходило посвящение юношей в нарты и их принимали в брачную систему с ее оргиастическими празднествами сиртов и нартов. Очевидно, что именно тот родовой институт, который предшествовал мужскому совету Ныхас, был главной ареной, на которую выплескивался весь накал драматического процесса, в ходе которого общество делало новый выбор. Это говорит о том, что места проведения родовых собраний и оргиастических празднеств рода naf— najfat — nyhas когда-то совпадали. Только потом, когда суровые военные порядки изменили содержание мужских воинских сходок, оргиастические празднества могли быть исключены из регламента najfat и родился чисто мужской и воинский nyhas. Первый и второй могли разделиться только вместе с запретом для сиртов посещать место общих собраний воинов, что делало nyhas сугубо мужским учреждением, ныхасом в полном смысле. И сюжет с syrtony gadza нужно рассматривать как индикатор этого перехода от общеродового института женщин и мужчин найфат к отдельному мужскому учреждению ныхас. Поскольку оппонентами и исправителями брачных нравов нартов и "потаскух" являлись Сатана и Урызмаг, маяки моногамии, то переход от najfat к nyhas происходил одновременно с переходом от группового брака к моногамии.
Только переходностью от найфата к ныхасу можно объяснить вопиющие эротические вольности, творимые на ныхасе: "избиения" и "сквернословия", "непристойные раздевания" являются иносказательными замещениями брачных оргий с "сукиными дочерьми", чертями и мышами, от которых рождаются сирдоны-дети. По развернутому составу парадигм syrton и nart, функциональной характеристике главного участника действий Хамыца, сексуального героя, ясно видно, что это брачные сюжеты эпохи первобытной общины, а рождение сирдонов — это рождение мальчиков и девочек, вообще — детей. Ниже мы покажем, что Прерывание брачных оргий и обрядов на арене родовых собраний связано с изгнанием женщин с ныхаса, и сделано это военным вождем.
Таким образом, моногамия, индивидуальный брак Урызмага и Сатаны, выступала альтернативой группового брака, а сирты, нарты и Хамыц представляли традиционалистов и консерваторов своего времени.
Naf-"род",
najfat— "место празднеств рода", fyccag naf —"начало
сроков родовых празднеств naf"
Предки осетин делили год на два сезона — теплый и холодный, которые, конечно же, соотносили как nærton и syrton — лето и зиму. Началом нового года считалась весна, по нынешним меркам — март. Подобное деление было в прошлом у всех народов, но мы отмечаем это с определенной целью: наибольшее напряжение того, что названо антагонизмом сиртов и нартов, происходило на праздниках рода naf. Ареной празднеств, как видно из эротических похождений сиртов и нартов, уже осуждаемых и нежелательных для отделявшегося мужского института Ныхас, во времена рода naf были особые площадки najfat — букв, "место собраний рода". Череда самих празднеств обозначена в порядке перечисления — первый naf, второй и т.д. Два главных института социальных отношений и регулирования —najfat и nyhas — были главными аренами антагонизма сиртов и нартов в переходную эпоху, а это требует продолжения анализа актов, совершавшихся на центральных "сценах".
Таяние снега было началом периода празднеств рода и называли его fyccag naf — букв, "первый род". Череда dyggag naf и последующие составляла систему годовых празднеств рода, а состав конкретных обрядов и ритуалов определялся тем, как осмысливалась смена этапов весенне-летнего пробуждения и развития природы. Трудовое содержание хозяйственных циклов, производство, в том числе — детопроизводство, воспроизводство самого рода naf, определяло и содержание годовых празднеств сиртов и нартов.
В универсальной системе оценок nærton-syrton теплый период считался безусловно nærton, холодный сезон — syrton. Встреча сезонов тепла и холода могла пониматься только как "соперничество" nærton и syrton, основные сюжеты которого были эротическими. Нарастание тепла понималось как возрастание мужской потенции природы, считалось, что вся природа, растения и животные, сливаются в дни весеннего нового года в едином производительном акте и следствием этого является цветение и плодоношение. Оргиастические празднества рода naf приходились на время перехода от зимы к лету. От этого времени остались представления, что девушки и женщины могут забеременеть от разлитой и нарастающей в природе мужской потенции, если будут позволять себе легко одеваться, разводить ноги или, тем более, раздеваться.
Fyccag naf kuy ærbalæuy, uæd ruvas iæ læppynty ihyn hidyl cæuyn nal fæuadzy — "когда наступает первый наф, лиса не позволяет больше лисятам переходить по ледяному мосту": в этой поговорке время первого срока, с которого начиналась череда празднеств рода naf, связано с началом весеннего таяния. Но можно дочитать фразу на языке посвященных, в котором лиса иносказательно обозначала сиртов, и тогда поговорка обозначает запрет для маленьких девочек переправляться через водную преграду с наступлением праздника naf. "Переправа" в ини-циационных сюжетах понималась как разрыв с прежним возрастом и переход в следующий: переправа из девичьего в зрелый возраст символизировала переход в брачные группы дуально-родовой системы naf. Но — что можно лисе, нельзя лисятам — в оргиастических праздничных шествиях сиртов и нартов, с их манифестациями пробуждающегося весной эротического духа природы, можно участвовать только по достижении возраста половой зрелости — остальным переправляться через мосты не подошло время. То есть фраза заключает в себе два уровня смыслов, если рассматривать ее в контексте идеологии эпоса: разрешительный — для "лис" (брачный возраст), и запретительный — для "лисят" (добрачный возраст). А в целом, она вписана в идейный контекст брачных весенних "охот" на определенные для них виды "промысловых лис".
Другими словами, проясняется основа нормативности такого рода весенних поговорок: весной сирты и нарты праздновали новый год, в праздниках рода naf не участвовали девочки до возраста половой зрелости, как и, разумеется, мальчики до возраста nogquyntæuadzæg (вторичного волосяного покрова). Сопоставление с сюжетом, где syrdony gadza — это еще один объект преследований нартов, а в особенности Хамыцем (она так же раздевает нартов на ныхасе, и тоже ранней весной после холодной зимы), обнаруживает: "раздевания" в начале теплого сезона fyccag naf, учинявшиеся нартам "распутными" сиртами (syrtony gadza), были оргиастическими празднествами и знаменовали собой начало Нового Лета—Нового года. Они состояли из череды "преследований", "раздеваний", "купаний-переправ", то есть, по сути, "охот на лис" по ходу нарастания тепла и цветения растительности — dyggag naf, ærtyggag naf и т.д.
Naf— "род", myggag — "семя" как "порода" и "племя"
Для того, чтобы устранить путаницу в употреблении терминов со значением "род" в осетинском языке, достаточно проиллюстрировать их понимание в нартовском эпосе, в котором существенны различия между тем, что названо naf, и тем, что названо myggag. Сразу оговоримся, что мы не будем рассматривать то "племя", которое известно под названием znæm — в эпосе о нем сведений нет.
Для сиртов и нартов — зрелых женщин и мужчин, общество — это род naf. Для эпоса общество — это три myggag: Ахсар-таггата, Бората, Алагата. По нормам naf в нарты переходят только те юноши, которые преодолели все испытания посвятительных обрядов, то есть далеко не все, кто родились. Таким образом, обряды — это фильтр для молодежи мужского пола, и переход в сообщество нартов выбраковывал тех юношей, которые по разным причинам не прошли инициации. Все они до следующих инициации оставались в сообществе сиртов, а юноши слабые, с физическими или психическими недостатками, неспособные пройти обряды испытаний мужского рождения nærton guyrd, оставались syrton на всю жизнь. Очевидно, что в среде нартов им не было места и они были презираемы всеми членами рода naf, но более всего — нартами, поэтому продолжали жить в женско-детском сегменте рода syrton.
В состав трех myggag входили совсем по-другому — членство в myggag определялось рождением и об этом со всей определенностью говорят сюжеты о возникновении myggag Ахсартаггата. Рождение было и основанием социального положения — оно определялось статусом myggag, к которому принадлежал новорожденный. Ответственность myggag за качество генофонда выражена особо: представители племени Ахсартаггата отбирают брачных партнеров чрезвычайно тщательно, а Батрас даже угадал причину неровного танца невесты — единственное зернышко в обуви. Полноценное потомство — важнейшая забота myggag и его индивидуальных брачных отношений.
Иначе обстояли дела в дуально-родовой системе naf. Добрачного отбора партнеров не видно: сирты и нарты — это коллективы жен и мужей. Отбор дееспособных членов naf осуществляется в ходе взросления и для юношей завершается обрядами мужского рождения nærton guyrd. Мальчики, не выдержавшие инициации, не переходили в состав nart. Будучи презренными, как и все, не прошедшие инициации — syrton, они старели в сообществе сиртов с детьми и могли быть только на тех же правах, что и старики.
Отсюда следует, что naf и myggag отличаются по внутренней схеме: в naf входят по рождению все сирты и нарты, но в nart входят только юноши, прошедшие инициации, что и определяло соответствие посвящаемых главным функциям мужчин в нартовском сегменте рода naf: воин и охотник, член брачной половины мужи и коллективный супруг другой половины сопряженного naf, которые — жены. Такая система брачного союза известна как дуально-родовая организация и характерна для начальных этапов социогенеза.
По одному признаку myggag и naf сходны — по принципу принятия в членство — по рождению, но принципиальная разница заключена в том, что naf состоит из групп сиртов и нартов, которые становятся полномочными членами naf только после испытательных обрядов. Часть юношей их не в состоянии преодолеть, и членами групп nart они не становятся.
Иначе обстоит дело в системе myggag, где социальный статус присваивается от рождения, поскольку он унаследован от родоначальников Ахсара и Ахсартага, завоевавших его рыцарской доблестью. В myggag принята брачная форма binontæ — это моногамия, она противостоит полигамии сиртов и нартов. Отсюда вывод: naf— это древний род, myggag — это племя, а эпос сложился в эпоху перехода от родовой общины к племенной. Этот вывод не нов, но основные аргументы и иллюстрации выявлены впервые.
Myggag не род, а "порода-племя": myggag æskænyn — букв, "сделать myggag" — означает выбрать семя для разведения. Разделение нартов на три функциональных myggag (от myg — "семя")42 свидетельствует об актуальности идеи социального отбора в добрачный период именно в мужской части общества, что было бы невозможно без индивидуальных брачных отношений. Ясно, что термин myggag не имеет ничего общего со значением "род", потому что в naf иная система отбора, и, следовательно, родства. Основу naf составляют сирты и нарты — зрелые женщины и мужчины. Состав naf ничем и никем не определяется, отбор в него отсутствует совсем, и это значит, что в naf тоже входят по факту рождения, но не от определенного отца, а от мужского тотема рода Уархаг (Волк) — у нартов, и женского тотема рода Лиса (Цаллак рувас, Рувас) — у сиртов. Значение факта рождения для вхождения в naf подчеркнуто в самом термине: naf — букв, "пупок", но еще и "род"43, то есть в брачной системе naf не было права отбора индивидуальных брачных партнеров ни у сиртов, ни у нартов, отбор делался только при переходе юношей в возрастной разряд nart, а девушек
— в syrt.
Мифологические родоначальники сиртов и нартов известны: нарты родились от огня, сирты — от воды. Очевидно, что идея социального равенства была внутренней сутью групповых структур naf: сирты и нарты не дают примеров проявления индивидуального личного начала, а в тех случаях, когда они все-таки появляются в эпосе — это всегда доблестные племени Ахсартаггата. Род naf представлен в эпосе только коллективными портретами половозрастных групп сиртов и нартов.
Другое дело — myggag: отбор и принцип отбора установлены социальным качеством родоначальника, который полагается известным, знаменитым, с конкретной биографией и статусом.
Таким образом, уже во время сложения нартовского эпоса предки осетин находились на том этапе общественного развития, на котором функциональные подразделения myggag оттеснили naf на второй план социальной жизни. Напряженный драматизм противоборства социальных приоритетов выражается соотношением престижных оценок трех нартовских myggag в противовес сиртам и нартам традиционного нафа.
Первый ранжир отмечен парадигмами syrton и nærton. За ним следует второй: naf — myggag. Три племени являют более высокий уровень престижа этих структур: myggag отличаются от безликой массы naf, с групповой безликостью syrton-nærton, ярко выраженной индивидуальностью Родоначальников этих племен — Ахсара и Ахсартага, Алага, Бора, от которых их наследники воспреемствовали, по терминологии Ж.Дюмезиля, функцию, то есть общественный статус. И, следовательно, имущество.
Третий ранжир — это высшая престижность аристократов племени доблестных Ахсартаггата в своем племени в противовес всему невоинскому сословию остальных двух нартовских myggag — Алагата и Бората. Нартовский эпос едва ли не в полном объеме представляет восхваления этого племени. Можно уверенно говорить о том, что совершая многолетние балцы в составе своих новых организационных структур, расставленных в иерархию годичных, трехлетних и семилетних bal по продолжительности функционирования подразделений, воины Ахсартаггата одержали победу еще и "социальную", отбросив в прошлое сиртов и нартов как основные подразделения древнего рода naf. Социальный отбор в myggag, который осуществлялся через военную организацию bal и военный подвиг, учрежден Ахсаром, Ахсартагом и завещан ими потомкам Ахсартаггата. Как социальный институт избранных и форма выявления героев, bal окончательно отмел другие институты общества и "добил" род naf. В результате bal, как форма организации воинов в братства особого типа — æmbal, стал фильтром социального отбора в эпоху сложения надродовых, племенных форм myggag и военной аристократии.
Обряды инициации должны были проводиться теперь и как военные испытания, а совместное прохождение обрядов и участие в походах способствовало новому осмыслению связи их членов, отличавшемуся от родового братства.
Со всей определенностью можно сформулировать следующий вывод: война и организация для военного промысла bal были орудием разрушения родовых структур naf. Технология разрушения иллюстрирована вполне ясно: мужские братства рода nart перерождались в военизирующиеся братства и в ходе специализации на военном промысле перерастали в племенные многолетние военные организации bal. Военизация мужских союзов способствовала сложению иерархии как внутри союзов — в bal это просто обязательно, — так и между отдельными bal, различавшимися по времени "службы" на годичные, трех- и семилетние. Аристократизация разрушала брачную организацию сиртов и нартов, сирты были отстранены от важных вопросов социального регулирования. В результате сложилась трехплеменная конфедеративная система во главе с племенем доблестных Ахсартаггата и завершился период naf в истории древних осетин: завершилась родовая эпоха.
Перед нами яркая иллюстрация перехода от первобытно-общинного строя к патриархальным отношениям. Можно уверенно датировать время "смерти" родовой организации naf у предков осетин временем начального этапа сложения нартовского эпоса — это раннескифское время осетинской истории.
Ærvad, ærvadæl — "брат": три "братства" как три "союза" myggag
Разделение рода naf на нартов и сиртов — это одно из двух главных разделений, которые совершенно достоверно выявляются в нартовском эпосе. Второе разделение принадлежит сообществам myggag, и о нем, особенно после Ж.Дюмезиля, существует большая литература.
Эти два разделения составляют концептуальную основу системы родства, как оно понимается в эпосе. Но второе — разделение сообщества nart (мужчины) на три функциональных рода myggag и их взаимоотношения — составляет наибольшую часть объема эпоса. Здесь исследуется другой, узкий и специфический вопрос — как формулировалась идея братского единства в разных уровнях этих объединений.
Не вызывает сомнения сам факт, что Ахсартаггата, Бората, Алагата, как и naf, спаяны внутри каждого племени идеей братства — в самом эпосе они представлены как арвады . Отметим все же разную социальную суть этой и другой, тоже представленной в эпосе по линии myggag Ахсартаггата, разновидностей братства.
Иллюстраций очень мало. В эпосе известны две пары близнецов: Ахсар и Ахсартаг, Урызмаг и Хамыц, обе пары из myggag Ахсартаггата. И только они могут быть признаны единоутробными братьями во всем эпосе. Творцы эпоса используют их для манифестаций идей, впервые вовлекаемых в общественный процесс и раздражающих общество — процессы индивидуализации брака и наследования. Остальные становились братьями только после прохождения инициации, то есть уже взрослыми, и тотем Уархаг (волк) с этого времени был символом братства нартов.
В точном соответствии с этим две пары близнецов и остальные братья называются по-разному: близнецы — æfsymær, остальные — ærvad. При этом последовательность проявления разновидностей братств в эпосе такова: первая разновидность братства — это то, что названо ærvad. У нартовских ærvad есть общий предок — тотем Уархаг. Туда, где живут нарты, является первая пара близнецов, единоутробных братьев, чтобы присоединиться к ним, к нартовскому братству. Близнецы должны совершить подвиг: "вызволить" предка всех нартов, доставив его к ним. Что им и удается сделать. Заслужив этим у общества признание собственной доблести, близнецы используют свой престиж и образуют отдельную от этого общества индивидуальную родословную линию — Ахсартаггата.
Подвиг доблести Ахсара и Ахсартага вызывает цепь событий, в результате которых в среде нартов образуется братство доблестных, и оно названо myggag. При отсутствии данных точно нельзя сказать, были или нет два других нартовских myggag — Алагата и Бората. Но доблестные появились как следствие подвига Ахсара и Ахсартага. Поэтому "порода" доблестных названа именем родоначальников — Æhsærtæggаtæ. Говоря языком хронологий, после naf в ходе специализации военного дела она привела к обособлению воинства в сословие в давно сложившемся нартовском обществе. То есть нартовское общество предшествует появлению нового myggag, и это дает схему возникновения таких братских объединений — они возникают как "потомства признанных героев".
Последовательная канва изменений в общественном процессе, как она представлена в эпосе, идеально соответствует концепции перехода от матриархата к патриархату, с той только поправкой, что нет иллюстраций ведущего положения сиртов. Но можно полагать другое: родство членов рода naf обоего пола и всех возрастов осознавалось как следствие связи с матерями (naf-пупок, род).
Однако для осознания нартами своего внутреннего братства сам факт рождения и связи с женско-детской частью рода не могли быть основанием, когда обособленность от сиртов и пренебрежение к ним выступали средствами самоидентификации мужского сообщества как братства. Более того, разрыв с сиртами был главным условием перехода в нарты, иначе позорное syrton и презрение всего мужского братства становилось социальной судьбой. Поэтому переход в братство нартов, возможный только через обряды социального рождения мужчин nærton guyrd, делал эти обряды также и формой установления братства нартов, приобщения к тотему мужчин — волку (Уархаг). Функциональная полноценность — главное, что для этого требовалось. Эти фактические данные из эпоса систематически выстроены как этнографические аргументы для вывода, который имеет значение научного. Поэтому остановимся на том, что говорит эпос о формах братского родства: функциональному братству мужчин nart явлен подвиг Ахсара и Ахсартага — первых единоутробных братьев, которые признаны нартами как герои. И совершают они свой подвиг, погибая за неизвестный и чуждый дуально-родовой брачной системе нартов и сиртов принцип индивидуальной ответственности супругов. Супружеская верность впервые в эпосе сделана высшей ценностью тем, что за нее гибнут выдающиеся родоначальники братства Ахсартаггата — первые и единственные безупречные рыцари индивидуального брака.
Следуя логике образных иллюстраций эпоса, из этого полагается сделать следующий вывод: индивидуальный брак, супружеская верность, единоутробное братство и мужское целомудрие в отношении супруги брата — все это в сообществе нар тов впервые явлено Ахсаром и Ахсартагом и возведено в ранг высшей ценности через признание их смерти Подвигом. При этом самопожертвование санкционировано самим Великим Богом Стыр Хуцау. Следовательно, до Ахсара и Ахсартага у нартов бытовали иные нормы брака, где именно самопожертвование было платой за канонизацию индивидуального брака, который идеализирован этой жертвой и представлен другой брачной парой племени Ахсартаггата — Сатаной и Урызмагом. Идеализировано и иное представление о братстве: превознесено братство единоутробное, от известной матери и установленного отца-Героя.
Таким образом, с появлением братства доблестных — сословия воинов Æhsærtæggatæ — ломается дуально-родовая система брака сиртов и нартов и прорастает моногамия, при которой обретает самостоятельное значение единоутробное братство: теряет свою значимость ærvad (вообще "брат") и актуализируется æfsymær (æm-syvær, букв.—"со-утробный") — что было связано с правом наследования прямыми потомками, установить которых можно только при моногамии. Из этого следует предположение, что тогда же появился термин для обозначения моногамной семьи — binontæ (byn — "имущество", "наследство"), представленной в