Письмо Шаркова А.С. Шарковой Тане из г. Саранска Мордовской АССР, почт. ящик №36
26 августа 1942 года Дорогая Танечка!
Я тебе не писал так долго потому, что у меня сейчас много работы. Встаю каждый день в 5 часов утра и ложусь спать в 10, в полной темноте.
Живу я в палатке, в лесу. Командую над пушками и учу артиллерии курсантов. Готовлю пушки к боевым стрельбам, уже все готово скоро будет, чтоб стрелять по-настоящему, бронебойными и осколочными снарядами.
Как вы живете? Напиши подробно. Начались ли занятия в школе?
Здорова ли мама, Галя и как ты себя чувствуешь? Копаете ли картошку и большой ли у вас урожай? Передай привет ребятам интернатским и мой адреc.
Твой папа.
Из писем воспитанника Игоря Варновского.
1 мая 1943 года
Первый раз я так провожу первое мая. Утром ходили на демонстрацию в город, а сейчас ничего не делаем. Вот я и пишу письма.
Мы приняли военную присягу, и теперь я полноценный воин Красной Армии. Спешу отблагодарить вас за подарок. Печенье очень вкусное. Сразу же вспомнилась Каменка, и на душе как-то легче стало.
Сегодня день какой-то пасмурный, и зуб ноет противно. Ну, ничего, всё это ерунда! Вспоминаешь 1 мая на улицах Ленинграда, и на сердце становится так тяжело … Кажется, взял бы всех фашистов в один кулак, сжал так, чтобы от них одно мокрое место осталось. Всё кипит в груди!..
А всё-таки будет ещё время, когда мы опять встретимся, но уже в такой обстановке, какая была до войны…
14 ноября 1943 года
Здравствуйте, дорогие ребята и дорогие работники интерната.
Нет, я вас не забыл, вы всегда со мной. Около двух месяцев я был на фронте, на передовой, и не было минуты, чтобы я не думал о вас.
Я прошёл со своей частью всю Украину, форсировал Днепр и был в боях за расширение плацдарма на правом берегу Днепра. Вступил кандидатом в члены ВКП (б).
Немец здорово бежит. Это настоящий зверюга: на пути своего отступления он не оставляет ни одной целой деревни, всё сжигает. Судите сами, что это за чудовище! Я нахожусь пока в тылу своей части. Получили зимнее обмундирование. Чувствую себя хорошо. Ну, вот, собственно и все о себе.
А теперь, как вы живете? Сколько сняли с огорода? Как идет учеба? Жду писем от вас.
С большевистским фронтовым приветом Варнавский Игорь.
21 августа 1944 года Привет с фронта! На ваше письмо от 11.08.44г. сообщаю, что ваш бывший воспитанник Игорь Николаевич Варновский 25.07.44г. за Бугом погиб смертью храбрых. Уважаемая тов. Нанкина и Ваш коллектив, мы лишились дорогого нам товарища. За него наши гвардейцы поклялись мстить до полного изгнания подлых убийц! Привет Вам и всему Вашему коллективу. С уважением Вл. Остапенко |
Встречи через много лет.
Поездка в Каменку через 32 года, в 1976 году воспитанников Риты Плоткиной (М.Я. Семеновой) и
Лени Семенова
Мы заказали билеты до станции Свеча за 16 дней, и все еще не верилось, что поедем в Каменку…
32 года прошло с тех пор, как мы уехали из нее, и все эти годы не раз снилась нам наша Каменка. Как-то там сейчас?..
На станцию Свеча мы прибыли в 11 часов. Моросил дождь, но этого мы совсем не замечали. Не терпелось скорее двинуться в путь! С рюкзаками за плечами и сумкой в руках отправились мы по знакомой тропинке.
Дождь прошел, выглянуло солнце. Вскоре мы вышли на большую дорогу. Впереди …- Рыбаковщина!
Вот и колхоз «Красная Заря»! Несмотря на то, что не были здесь 32 года, Рыбаковщину узнали сразу! Правда, деревня разрослась вправо, появились новые постройки.
А вот и наша школа! Все та же: одноэтажная, деревянная. Слева деревья, через дорогу дом, в котором был наш медпункт.
Впереди виднеется каменский лес.
Мы пошли дорогой до Куклят, где когда-то брали молоко для каменцев. В Куклятах встретили женщин, одна из которых помнит нас. Она показала дом, в котором жили мама и тетя Лили Лосевой.
Влево от Куклят идет дорога на Каменку. Все та же дорога! Те же поля слева и справа. Очень скоро оказались мы на знакомой лесной полянке, заросшей теперь новыми кустами, молодыми елочками и высокой травой… Сохранилась и дорога до того места, где раньше была наша столовая. А вот тополей и колодца мы не нашли. Домов наших тоже нет. Лишь примерно удалось определить те места, где стояли: наш дом, столовая, «лабаз», и дом наших мальчиков.
Хоть и нет больше наших построек на этой поляне, но как здесь все дорого нам! Прямо на дороге мы развели костер, вскипятили чай. Перекусили, попили чаю, - и обратно в дорогу. Комары одолевали, как когда-то, 32 года назад!
До Свечи нас подвезли на «козлике», и к вечеру мы были уже на станции.
Я очень довольна, что удалось осуществить свою давнишнюю мечту: побывать в Каменке, ставшей в дни войны для всех нас родным домом и семьей.