Кто разрушил деревню борки ?

(история в документах)

В начале ХХ века на южном берегу Финского залива находилась деревня Большие Борки, а в ней жила семья малоземельных крестьян Петергофского уезда Ораниенбаумской волости МИХАЙЛОВЫХ. Неподалеку по бревнышку собирал, строил дом для своей большой семьи лоцман Кронштадтского цеха лоцманов Александр Григорьевич ИВАНОВ, сын таких же безземельных крестьян из Борков. Жили тут и другие семьи, в деревне было несколько улиц.

Николай Хрисанфович МИХАЙЛОВ все правду искал, да не нашел. В 1906 году о разорительном положении крестьян, разных обидах и несправедливостях со стороны владельцев здешних земель герцогов Мекленбург-Стрелицких написал в Государственную думу, и его увезли в столицу жандармы. Из заключения вернулся через пять лет, умер от туберкулеза.

Брат его, Федор Хрисанфович МИХАЙЛОВ, в 1909 году с оружием в руках хотел правды добиться, но был арестован на финляндской границе. Как сообщили его потомкам из Центрального государственного архива Октябрьской Революции (ЦГАОР): «…Ф.Х. Михайлов был обыскан на станции Белоостров Финляндской железной дороги. У него был обнаружен «тщательно скрытый» револьвер системы «Смитта и Вессона» и 17 патронов. Револьвер был отобран, приобщен к протоколу досмотра и представлен - на основании обязательного постановления по Санкт-Петербургской губернии и разъяснений департамента полиции – Санкт-Петербургскому губернатору».

В старом доме Михайловых вырос племянник – Федор Васильевич МИХАЙЛОВ. Ему досталось другое время: революционное, а потом военное. Он вместе с другими создавал колхоз в Борках, даже работал председателем этого колхоза. Женился на дочке старого лоцмана ИВАНОВА. Вот только дом родной и деревню Борки им пришлось покинуть после начала Великой Отечественной войны. Всех жителей в 1942 году переселили в Новую Красную Горку. А что стало с Борками?

Сейчас многие считают, что «фашистская артиллерия здесь камня на камне не оставила». Но это не так. Все дома и другие постройки в Борках снесены воинскими частями Красной Армии «в целях оборонного укрепления». Это запечатлено не только в памяти старожилов, но и в архивных документах.

Давайте внимательно прочитаем две потертых от времени странички. Федор Васильевич МИХАЙЛОВ после прорыва блокады в 1944 году и окончательного освобождения родной земли от фашистских захватчиков написал и послал заявление секретарю Ленинградского обкома ВКП (б) тов.ЖДАНОВУ – очень хотелось вернуться в родную деревню, а тогда только партия решала, что можно, а чего нельзя.

Секретариат Жданова переслал заявление Ф.В.Михайлова в Леноблсовет, а оттуда его «спустили» в Ораниенбаумский районный комитет ВКП(б). Вот эта переписка с 12 по 30 октября 1944 года:

«Председателю исполкома Ораниенбаумского исполкома райсовета тов. ЕРМОЛИНУ. Копия: гр. МИХАЙЛОВУ Федору Васильевичу – Ораниенбаумский район, Лебяженский сельсовет, дер.Новая Красная Горка.

В исполком Леноблсовета поступило заявление гр.Михайлова о предоставлении жилой постройки взамен жилого дома и надворных построек, снесенных воинскими частями Красной Армии. Направляя при этом заявление, прошу его проверить и, если у Михайлова жилые постройки действительно были снесены воинскими частями, то надо оказать ему помощь в постройке дома путем бесплатного отпуска леса, в соответствии с постановлением Правительства от 30 апреля 1944 года, и оказать помощь в строительстве дома силами колхозников, в порядке организации взаимопомощи.

О результатах сообщите исполкому облсовета и заявителю. Приложение – заявление. Секретарь исполкома Леноблсовета ТАБОЛКИН».

А вот и ответ, из которого ясно, что фашистская артиллерия была тут ни при чем. Сначала, в марте 1942 года, соответствующими органами были выселены жители из Новой Красной Горки (ижорцы по «спецэвакуации»), затем в их опустевшие дома в июле 1942 года приказали въехать населению из Борков. А еще через год, в августе 1943 года, воинскими частями в Борках снесены все имеющиеся постройки:

«На Ваш № 100/м от 12 октября 1944 года. Ораниенбаумский РК ВКП(б), расследовав заявление тов. МИХАЙЛОВА Федора Васильевича, сообщает следующее: в июле 1942 года авиачасть, дислоцированная в дер. Борки Лебяженского сельсовета, в целях оборонного укрепления обратилась в Ораниенбаумский райисполком с заявлением о необходимости освобождения от гражданского населения занимаемого ею участка, в чем райисполком и удовлетворил просьбу последней.

Все население дер. Борки было переселено в дер. Новая Красная Горка. В августе 1943 года по приказу адмирала тов. ТРИБУЦ командиру авиачасти , Герою Советского Союза, гвардии майору ХОРОЛЕНКО было предложено снести все имеющиеся постройки на территории дер. Борки, где проживал в своем доме гр.МИХАЙЛОВ Ф.В., весь материал использовать для военного оборонного строительства укрепления территории, на которой находилась авиачасть, в то время подвергавшаяся частым нападениям врага с воздуха, что и было выполнено Лебяженским сельсоветом.

Гр .МИХАЙЛОВУ Ф.В. был предоставлен Лебяженским сельсоветом один из лучших домов, с надворными постройками и приусадебным участком, в дер.Новая Красная Горка, ранее принадлежавший содержателю постоялого двора и выселенного в марте 1942 года по спец.эвакуации.

Весь разобранный материал, в числе которого был и дом гр.МИХАЙЛОВА Ф.В., использовался для укрепления важного участка на подступах к городу Ленина.

Секретарь Ораниенбаумского районного комитета ВКП(б) А.КЛИМКОВ.»

Горькая судьба Борков постигла и другие ижорские деревни на южном берегу Финского залива. Во многие из них население уже не смогло вернуться никогда. В Борках после войны чудом уцелел единственный дом. Сейчас здесь отстроена одна улица.

Наши рекомендации