Декларация анархистов подполья
«Угнетенные всех стран: рабочие, крестьяне, солдаты, женщины и дети!
Свободолюбивые творцы новых ценностей: изобретатели, мыслители, поэты!
Все, стремящиеся к свободе, справедливости и предоставлению каждому человеку наилучших условий его всестороннего выявления и развития.
Все, кому тесны рамки современного строя угнетения и унижения, кому претит издевательство человека над человеком, и реки крови, и стоны насилия, производимые современным государством и капиталом, – всем вам шлет свой братский привет и призыв Всероссийская организация анархистов подполья!
За короткое время перед глазами человечества прошла ужасающая картина безумия и озверения современных государств, истребляющих человека человеком. Война, небывалая война, на которую пошли все завоевания науки и техники, война, бросившая угнетенных всех стран друг на друга и приведшая всюду к голоду и экономической разрухе.
Этот процесс объединения внутри воюющих стран привел нас к картине обобществления, ограничения прав частной собственности и перехода части прав над производством к общественным органам в Италии, Франции, Англии, Германии и России.
Наконец, перед нами поразительная картина целого ряда революций – ускорения этого процесса обобществления, наиболее яркого в России
За чрезвычайно краткое время Россия пережила переход от самодержавия к буржуазной республике, к социалистическим министерствам говорунов[233]и подошла к Октябрьской революции.
Все ужасы самодержавия, всю низость и лицемерие, и бессилие республиканства буржуазии, и предательство министров‑социалистов за короткое время изведало русское крестьянство и русский пролетариат.
Ни одна из этих форм не может быть принята угнетаемыми. Возмущенные голодные рабочие и крестьяне совершили октябрьский переворот во имя всеобщего братства народов и свободы.
Увы, кричавшие об этих высших заветах человечества, возмущавшие рабочих против смертной казни, эксплуатации и войны большевики – ныне царствующая самодержавная коммунистическая партия, – воспользовавшись доверием рабочих, захватили всю власть в свои руки, насадили чрезвычаек (охранников), отняли у трудящихся все их завоевания, все фабрики, заводы, земли и расстрелами, голодом, пытками и всеми орудиями полицейского гнета задавили всякое право человека, всякую свободу, всякую независимость. Арестовали, расстреляли и разогнали всех революционеров Октября, превратили Советы и правления производственных союзов в своих лакеев, задушили всякую мысль и, установив рабовладельческий строй, превратили всех в безгласных, бесправных рабов, а сами, завладев фабриками и заводами, хлебом и всем, чем владела буржуазия и чем можно владеть, стали неограниченно властвовать.
Никогда еще буржуазия, помещики, бюрократы и военщина не обладали такой беззастенчивостью в угнетении всех остальных, и никогда они не имели наглости прикрывать свое угнетение именем попранной рабоче‑крестьянской массы. И никогда еще не было такой противоположности угнетателей и угнетенных, как теперь!
Так раз и навсегда была самой жизнью опровергнута теория Маркса и идея государственного социализма.
Процесс обобществления и централизации всего в одних руках произошел в первую очередь в стране наименее развитого капитализма и в силу обеднения страны, а не так, как говорил Маркс.
А диктатура пролетариата оказалась не больше как способ наиболее беззастенчивого издевательства над правами человека и угнетенных.
Надеяться, что новые объединенные помещики, фабриканты, бюрократы, военные диктаторы – господа комиссары вдруг окажутся филантропами и перестанут угнетать и эксплуатировать трудящихся,? это гораздо более наивная и бесплодная утопия, чем мечта Сен‑Симона, Фурье и т. д. убедить буржуазию перестать быть эксплуататорами.
Так окончательно вскрылся обман всякой власти и всякого государственного социализма в XX веке – обман, обнаружившийся и раньше во всех революционных движениях.
Власть – не только орган угнетения, но самая основная причина экономического гнета, сама рождает из себя и содержит в себе эксплуататоров.
И вот перед угнетенными России, перед угнетенными всех стран, освобождающимися окончательно от обмана власти, стоит задача новой мировой революции во имя безвластного и внеклассового общества, о котором мечтали все лучшие люди революции, идущие не путем захвата власти и диктатуры, а свержения власти и укрепления безвластия.
Похороны погибших товарищей
И в России на развалинах белогвардейской и красноармейской принудительной армии образуются вольные анархические партизанские отряды.
На севере, на юге, на востоке – всюду образовались они, и всюду веет идея безвластного общества.
Мы, Всероссийская организация анархистов подполья, толкаемые всеобщим возмущением угнетенных России, вступаем решительно на путь борьбы за освобождение человечества.
Наши главные задачи заключаются:
– в организации нового безвластного общества,
? в помощи всем угнетенным всего земного шара в деле освобождения от власти капитала и государства и
– в создании мировой конфедерации труда и развития. Окруженное со всех сторон государственниками, белыми и красными, безвластное освободительное движение победит, когда все угнетенные сольют все свои усилия в одно целое.
Перед объединением угнетенных ничто не может устоять.
Вперед же, товарищи, руку друг другу, и мы победим!
Долой всякую власть – источник угнетений!
Долой ложь государственного социализма, диктатуры пролетариата и других диктатур!
Долой смертную казнь, физическое насилие государства и все формы гнета!
Долой гнет капитала!
Все для всех на равных правах.
Все богатства и блага, находящиеся в распоряжении человечества, для всех на одинаковых основаниях.
Пусть будет каждый обеспечен средствами производства, насколько он умеет их производительно использовать, независимо от других или совместно с другими, по его воле.
Всякому трудоспособному наилучшие условия труда.
Всякому наилучшие условия развития и обеспечения на время образования.
Всякому нетрудоспособному обеспечение прожиточным минимумом и независимость.
Долой буржуазную ложь и ложь государственных социалистов о свободе, равенстве и братстве.
Всякий только тогда свободен, когда может быть обеспечен вне договора с обществом, и тогда, когда свободно заключает договор.
Долой принудительные группировки государства: коммуны, школы, казармы, принудительные армии и т. д.
Да здравствуют вольные, договорные отношения независимых личностей!
Да здравствует свободная инициатива в строительстве жизни!
Да здравствует действительная возможность проявлять себя устным и печатным словом!
Пусть каждый выберет себе форму ко всем отношениям и свое общество.
Да здравствуют федерации всех грудящихся: 1) транспортников, 2) почт и телеграфа, 3) сельскою хозяйства, 4) добывающей и обрабатывающей промышленности, 5) работников снабжения, 6) вольных партизан и 7) федерация развития науки, искусств и образования.
Да здравствует их вольная конфедерация!
Пусть все средства производства поступят в распоряжение федераций, их обслуживающих: железные дороги – железнодорожникам, земля – обрабатывающим землю и т. д.
Долой все комиссариаты и министерства!
Долой все органы власти, неспособные организовать производство! Долой наемничество и ложь выборного начала!
Нам бесполезны властнические Советы, правления и комитеты.
Все сделают сами рабочие федерации.
Да здравствует единое, свободное, вневластное человечество и свободный, обеспеченный трудом человек!
Да здравствуют местные и мировые вольные конфедерации труда и развития.
Вперед, товарищи! На бунт, на борьбу!
Зажигайте всюду пожарища новой революции!
Да здравствует мировое объединение всех угнетенных против всех угнетателей!
Да здравствует Всероссийская конфедерация труда!
Долой Совнарком с комиссариатами!
Да здравствует анархия!
Всероссийская организация анархистов подполья».
Вот как толкуют наши ребята. В комментарии и полемику вчо‑дить мы не будем. Обратимся теперь к их делам и на основании их собственных показаний постараемся уяснить себе их подлинный политический лик.