Иван иванович дибич-забалканский.

иван иванович дибич-забалканский. - student2.ru

Иоганн Карл Фридрих Антон (Иван Иванович) Дибич родился в Силезии в 1785 г., в семье прусского офицера, перешедшего в 1798 г. на русскую военную службу. Прошел обучение в Берлинском кадетском корпусе, где обратил на себя внимание успехами в военных науках. В 1801 г. был привезен отцом в Санкт-Петербург и определен на русскую службу прапорщиком в лейб-гвардии Семеновский полк. В России Иоганна Карла Фридриха Антона Дибича стали называть Иван Ивановичем Дибичем. Русский язык он освоил довольно быстро, что позволило ему успешно завершить военное образование. Боевым крещением для юного гвардейца стала кампания 1805 г. против наполеоновских войск. После поражения в Аустерлицком сражении 2 декабря 1805 г. русская гвардия прикрывала отступление других подразделений. Ей пришлось отражать ожесточенные атаки французских кирасир (тяжелой кавалерии). Дибич получив ранение кисти правой руки, остался в строю и взяв шпагу левой рукой, бился с противником. За этот подвиг он был награжден золотой шпагой с надписью «За храбрость».

В 1807 г. его прикомандировали к квартирмейстерской части русской армии, где он проявил себя точным и исполнительным офицером, отлично справлявшимся со сложными штабными обязанностями. В этой должности он принимал участие в нескольких сражениях против наполеоновских войск в Пруссии: 24 мая при Ламитине, 25 мая – Гутштате,29 – 30 мая – Гейльсберге, 2 июня – Фридланде. Заслужив похвальные отзывы своих начальников.

После отхода русской армии к рубежу р. Неман Иван Иванович вместе с гусаром Денисом Васильевичем Давыдовым принимал участие в бою башкирских конных полков против французских войск. Во время антифранцузских войн 1806 – 1807 гг. Иван Дибич неоднократно демонстрировал храбрость и доблесть на поле сражений. За что был награжден орденом Святого Владимира IV степени, орденом Святого Георгия IV степени[22], и прусским орденом «За заслуги».

До 1812 г. Дибич не участвовал в боевых действиях, но продолжал образцово исполнять служебные обязанности и изучать военные науки. 19 сентября 1810 г. он был переведен он в императорскую свиту по квартирмейстерской части, получив звание подполковника. 15 сентября 1811 г., за отличную службу И.И. Дибич пожалован чином полковника.

В начале Отечественной войны 1812 года Иван Иванович был назначен обер-квартирмейстером в корпус генерала П.Х. Витгенштейна, прикрывавшего направление на Санкт-Петербург. В этой должности он принимает участие 16 июня в бою под Вилькомиром, 10 июля – у мызы Леамполь. Его знания особенно пригодились 18 – 20 июля в сражении под Клястицами против корпуса наполеоновского маршала Никола Шарля Удино. Здесь русские войска одержали очень важную победу, сорвав попытку противника развернуть наступление на Санкт-Петербург. За храбрость и умелое руководство Дибич был награжден орденом Святого Георгия III степени[23]. И он оправдывает столь высокую награду в боях: 29 июля на р. Свольне, 3 – 4 августа под Смолянами и Гамзелевой. В сражении 5 – 6 августа под Полоцком он вновь демонстрирует не только личное мужество, но и тактическое мастерство. Это было отмечено руководством, и двадцативосьмилетний И.И. Дибич был произведен в генерал-майоры.

В октябре 1812 г., когда началось отступление наполеоновских войск, И.И. Дибич находился в отряде генерал-майора Ивана Матвеевича Бегичева, где исполнял обязанности генерал-квартирмейстера (начальника штаба). Но не ограничивался только штабной работой. Он командовал авангардом И.М. Бегичева, который состоял, из сводного егерского полка, четырех сводных гренадерских батальонов 5-й и 14-й дивизий, двух эскадронов Рижского драгунского полка, сотни казаков и 6 орудий. С этими силами 5 октября, он нанес поражение превосходящим силам врага у селения Юровичи. 6 октября заставил противника отступить в Полоцк. Участвовал о освобождении этого города в ночь с 7 на 8 октября. 9 октября подавил огнем неприятельские батареи на левом берегу р. Двины. Добился победы в боях 19 октября у с. Чашники и 2 ноября у д. Смольная и д. Батуры. 15 ноября успешно атаковал неприятеля при Старом Борисове. 16 ноября обеспечил основным силам победу над войсками маршала Клода Виктора у д. Студянка. Где поставил против правого фланга противника батарею из 12 орудий, которая своим огнем привела в беспорядок обоз, тянувшийся к переправе через реку Березину, и этим задержала отступление вражеских войск. И.И. Дибич был награжден орденом Святой Анны I степени и золотою шпагой, украшенной алмазами.

Большую известность получила его военно-дипломатическая деятельность. 13 декабря у с. Калтыняны, он с небольшим отрядом (2 тысячи человек) вклинился между двумя неприятельскими колоннами, состоявшими из подразделений прусских войск под командованием генералов Иоганна Давида Йорка и Фридриха Массенбаха (около 20 тысяч человек), которые являлись арьергардом корпуса наполеоновского маршала Жана Этьена Макдональда. Вступив с ними в переговоры (а пока они велись, русские войска окружили немцев и чем больше подходило русских отрядов, тем убедительней становились слова Дибича), Иван Иванович заключил т. н. Таурогенскую конвенцию о нейтралитете прусских войск, находящихся на территории России. Это давало прусским генералом возможность вывести свои войска без потерь. А русская армия могла не отвлекать силы для боевых действий против прусских подразделений. Хотя король Пруссии Фридрих Вильгельм III, связанный в то время союзом с Наполеоном, официально и не признавал эту конвенцию, и даже распорядился снять с должностей генералов ее заключивших. Однако когда русские войска, перешли прусскую границу, эта конвенция стала «мостом» для возрождения русско-прусского союза против Франции. Генералы И.Д. Йорк и Ф. Массенбах не были наказаны за свое «самоуправство» поскольку сохранили костяк прусской армии – около 20 тысяч человек.

19 декабря отряд Дибича атаковал французов и выбил их из Тильзита, а затем преследовал до г. Скайсгиррена, захватив в плен 500 человек. 20 декабря он продолжал атаковать войска Ж. Макдональда. Затем, входя в состав корпуса генерал-лейтенанта Федора Федоровича Левиза, участвовал в осаде Данцига. 20 февраля 1813 г. находясь в авангарде корпуса П.Х. Витгенштейна вступил в город своей кадетской юности – Берлин. 24 февраля Дибич участвовал в бою у Зегаузена. 24 марта проявил доблесть в сражении у Гомерна, в результате чего союзными войсками была занята стратегически важная местность в районе д. Феслиц. За что Иван Иванович получил от короля Пруссии Фридриха Вильгельма III орден Красного Орла I степени. 5 – 6 апреля участвовал в штурме укреплений крепости Витгенберг.

Затем корпус П.Х. Витгенштейна был присоединен к главной армии, а Дибич назначен генерал-квартирмейстером союзных войск. В этом качестве он сражался в битвах 20 апреля под Люценом и 8 – 9 мая под Бауценом, в которых союзники потерпели поражения. По совету Дибича, коалиционные войска были выведены в Силезию, и было заключено перемирие. Пока оно продолжалось, велись переговоры с Австрией, закончившиеся ее переходом на сторону коалиции. Генерал-майор Дибич принял в них самое активное участие.

Австрийский Князь К.Ф. Шварценберг стал главнокомандующим союзными войсками. Военные действия возобновились. В битве 14 – 15 августа у Дрездена Дибич находился в самых опаснейших местах: под ним были убиты две лошади, сам он получил контузию в ногу. Однако, испытывая сильную боль, он продолжал руководить своими войсками. 17 – 18 августа сражался под Кульмом, проявив мужество и распорядительность. За отличие в Кульмской битве он был награжден орденом Святого Владимира II степени. 2 октября лично участвовал в кавалерийской атаке противника у д.Госле. В «Битве народов» под Лейпцигом 4 – 7 октября 1813 г., кроме обычной для него решительности и храбрости, проявил себя как мудрый советник, чем в немалой степени содействовал победе союзников над Наполеоном. По окончании битвы, главнокомандующий князь К.Ф. Шварценберг снял с себя орден Марии Терезии и вручил его И.И. Дибичу. Александр I произвел его в генерал-лейтенанты.

В 1814 г. участвовал в сражениях в январе – феврале: у Бриенна, за Сезан, при Макалонне и Монмирале. 12 марта участвовал в работе совещания при императоре Александре I, для выработки решения по вопросу о выборе дальнейшей стратегии военных действий, где высказался о движении русских войск к Парижу и против преследования, уводившего их в сторону Наполеона. И.И. Дибич считал, что осада Парижа заставит французского императора защищать город или капитулировать. Тогда как преследование его может затянуться надолго. 18 марта 1814 г. русские войска взяли Париж. Наполеон преданный многими из своих сторонников отрекся от престола. 23 марта Дибич был награжден орденом Святого Александра Невского.

В 1815 г. он получил отпуск и женился не племяннице генерал-фельдмаршала князя М.Б. Барклая-де-Толли баронессе Женни фон Торнаув. Но вскоре был вызван в войска и получил назначение возглавить штаб 1-й русской армии. Являясь одним из самых приближенных к Александру I лиц, Дибич сопровождал императора на Лайбахский конгресс. В 1823 г. он стал членом Государственного совета, а в 1824 г. — начальником Главного штаба и управляющим квартирмейстерской частью. В 1825 г. сопровождал императора в Таганрог, где тот и умер 19 ноября (если умер?).

Когда 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге произошло восстание декабристов, И.И. Дибич решительно поддержал Николая I. Кроме того, еще в начале декабря 1825 г. Дибич сообщил Николаю Павловичу о готовящемся восстании и арестовал членов тайного общества во 2-й армии. Впоследствии он вошел в состав суда над ними. После этих событий Иван Иванович до конца своей жизни был ближайшим советником императора Николая I. В день коронации нового императора начальник Главного штаба русской армии И.И. Дибич был произведен в генералы от инфантерии. В 1827 г. император отправил Ивана Ивановича на Кавказ, чтобы ознакомиться с обстановкой в войсках Отдельного Кавказского корпуса, воевавшего против горцев и прикрывавшего южную границу от Турции и Персии. По указанию Николая I он расследовал конфликт, возникший между генералами А.П. Ермоловым и И.Ф. Паскевичем. Вскоре И.И. Дибич был награжден титулом графа.

В 1828 г. началась война с Турцией. Эта русско-турецкая война (1828 – 1829 гг.) принесла ему славу знаменитого полководца. С самого начала похода русской армии за Дунай Дибич в качестве начальника Главного штаба фактически руководил ее действиями, хотя главнокомандующим являлся генерал-фельдмаршал П.Х. Витгенштейн. С февраля 1829 г И.И. Дибич был назначен главнокомандующим русской армией на Балканском театре военных действий. Под его руководством русская армия форсировала Дунай, заставив турецкое командование распылить вдоль его берегов свои силы.

Боевые действия в 1829 г. начались с осады дунайской крепости Силистрии. В распоряжении Дибича находилось около 125 тысяч человек при 352 полевых, 12 горных и 88 осадных орудиях. Главнокомандующий лично разработал схему обстрела Силистрии. Огонь русских артиллеристов оказался таким плотным, что туркам пришлось уйти с передовые укреплений крепости. А 12 октября ее гарнизон капитулировал вместе с Дунайской флотилией турок.

Затем Дибич сумел выманить турецкую армию из крепости Шумлы и сразиться с ней на открытой местности. Это генеральное сражение во многом определило исход всей войны. В Шумле с отборными войсками султана Махмуда II находился великий визирь Решид-паша. Это был опытный полководец, прославившийся победами в Морее, когда с большой жестокостью подавлял греческое восстание. И.И. Дибич пошел на военную хитрость и отправил к Шумле небольшой отряд генерала Логгина Осиповича Рота, который недалеко от крепости занял с. Праводы. Узнав об этом, Решид-паша вышел из Шумлы во главе 40-тысячной армии, стремясь уничтожить подошедший так близко отряд противника. На это и рассчитывал Дибич, который оставил часть армии под командованием генерала Афанасия Ивановича Красовского осаждать Силистрию, а сам с основными силами устремился навстречу великому визирю. И.И. Дибич занял селение Мадры и тем самым отрезал великому визирю обратный путь к крепости Шумле. К Мадрам вскоре подошел и отряд генерала Л.О. Рота, оставивший в Праводах часть своих сил с артиллерией. Всего в распоряжении И.И. Дибича находилось 30 тысяч человек при 146 орудиях.

29 мая Решид-паша, осаждавший Праводы, узнал о подходе главных сил русской армии. Это известие для великого визиря оказалось полной неожиданностью. Теперь Решид-паше было уже невозможно избежать полевого сражения, и он, сняв осаду с Правод, отправил свою армию в сторону русских позиций. Турецкая армия расположилась у входа в дефиле Кулевчи –узким проходом в горах. 30 мая около 11 часов утра сражение у Кулевчинских высот началось артиллерийской канонадой и захватом гусарами Иркутского полка одной из высот, под натиском которых, оттуда отступила вражеская пехота. Но вскоре туркам удалось полностью уничтожить один из батальонов Муромского пехотного полка, и они стали спускаться на равнину. Однако здесь противник попал под огонь русской конной артиллерии и штыковые атаки русской пехоты. Туркам пришлось отойти на исходные позиции в горах. Прорваться к крепости Шумле войскам Решид-паши не удалось. Тем временем И.И. Дибич, заменив полки первой линии, которые понесли большие потери, свежими подразделениями начал общую атаку позиций противника на высотах. Это стало новой неожиданностью, для готовившихся к отдыху турок. Но как говорил А.В. Суворов: «Удивить – значит победить». Сражение возобновилось артиллерийской перестрелкой, в результате которой, в расположении турецких батарей начали взрываться зарядные ящики. Это вызвало панику в армии великого визиря. Турки бросились бежать по единственной горной дороге. Русская пехота и кавалерия постоянно преследовали противника на протяжении многих километров.

В результате Кулевчинского сражения турецкая армия потеряла более 5 тысяч человек убитыми, полторы тысячи пленными, запасы продовольствия и боеприпасов, знамена и 43 орудия. Остатки турецкой армии рассеялись по окрестным горам. Русские потери составили 32 офицера и 1239 солдат убитыми. За победу при Кулевчах генерал от инфантерии И.И. Дибич был награжден орденом Святого Георгия II степени[24].

Когда русская армия из-под Кулевчи подошла к крепости Шумле, там уже находился, избежавший, плена Решид-паша. Великий визирь усилил гарнизон крепости 12 полками регулярной пехоты и другими войсками, снятыми с обороны береговой линии на Черном море и горных проходов через Балканы. Об этом русскому главнокомандующему сообщили разведчики-болгары. Тогда Дибич предпринял свой знаменитый в военной истории маневр. Он совершил стремительный переход через Балканские горы, его войска двигались тремя колоннами по двум горным маршрутам. Для участия в походе за Балканы И.И. Дибич смог выделил лишь часть действующей армии – 30 тысяч пехоты и 7 тысяч кавалерии при 148 орудиях. Ведь в тылу у него оставалась вражеская крепость Шумла с большим гарнизоном, который требовалось бдительно охранять. Русские войска преодолели с боями три параллельных хребта Малых Балкан, а 12 июля овладели приморским городом Бургас. Случилось то, чего никогда не было в прежних русско-турецких войнах – боевые действия с дунайских берегов Южной Румынии и Северной Болгарии перенеслись во внутренние области европейской части Османской империи.

Теперь турецкие гарнизоны крепостей сдавались русским войскам без боя. Вставший на пути русских корпус Ибрагим-паши был разбит. К болгарскому побережью подошел русский Черноморский флот, который в случае необходимости поступал в распоряжение И.И. Дибича. В те дни генералу А.И. Красовскому еще раз удалось выманить великого визиря за крепостные стены в поле и нанести ему поражение.

Заняв город Сливен, И.И. Дибич, дал армии всего один день на отдых, а затем двинулся к столице Турции и без боя захватил Адрианополь, считавшийся тогда вторым по значению городом Турции. Войска противника при приближении русских бежали из него. В Константинополе началась паника, поскольку столицу защищать было некому, — ее гарнизон состоял всего из 28 тысяч плохо обученных регулярных войск и местных ополченцев

В результате смелого маневра Дибича, Турция державшая на границах с Россией две огромные армии — в Болгарии и на Кавказе, не могла защитить собственную столицу. Султан Махмуд II был вынужден начать переговоры. 2 сентября 1829 г. в древнем Адрианополе (сечас Эдирне), в загородном султанском дворце, где расположился штаб И.И. Дибича, был подписан мирный договор России с Турцией. Война победоносно завершилась.

За свое полководческое искусство и храбрость И.И. Дибич получил орден Святого Георгия I степени[25], почетный титул – Забалканский и чин генерал-фельдмаршала.

Успешное окончание русско-турецкой войны (1828— 1829 гг.) подняло престиж Российской империи в Европе. Император Николай I, явно переоценивая свои силы и не прислушиваясь к советам Егора Францевича Канкрина (министра финансов в 1823 – 1844 гг.), настаивавшего воздержаться от войн, был готов, особенно после восстания декабристов, на военные действия против любых революционных выступлений. Он отводил для себя роль «жандарма Европы» и это европейские монархи признавали за ним без особых возражений. Российский император имел большую боеспособную армию, опытных полководцев и испытывал ненависть к тем, кто покушался на монархические устои.

В 1830 г. в Царстве Польском, являвшемся частью Российской империи, вспыхнуло восстание. На сторону восставших перешли подразделения польской армии, изменивших присяге русскому императору. Поэтому польские повстанцы, среди которых оказалось много ветеранов наполеоновской армии, собрали внушительную силу – 80 тысяч человек при 158 орудиях.

В начале разыгравшихся событий отряды русских войск под ударами польских повстанцев отходили на восток.. Эта ситуация резко изменилась, когда в Польшу вошла 100 тысячная русская армия под командованием генерал-фельдмаршала И.И. Дибича-Забалканского. В феврале и мае 1831 г. состоялись сражения при Грохове и Остроленке. В последнем из них на берегах реки Нарев польская армия генерала Яна Скржинецкого потерпела полное поражение. После этого польские войска отступали повсюду, стягиваясь к Варшаве, которую защищала сильная повстанческая армия генерала Генриха Дембиньского.

Войска И.И. Дибича-Забалканского, не встречая на своем пути упорного сопротивления, подошли к польской столице. На правом берегу реки Висла находилось варшавское предместье Прага, превращенное повстанцами в настоящую крепость. Русские войска расположились перед ним и начали готовиться к штурму Варшавы. Однако немедленную атаку пришлось отложить, т.к. в походном русском лагере началась эпидемия холеры.

Заразился ей и главнокомандующий армией. Находясь в тяжелом состоянии, Иван Иванович продолжал еще отдавать приказы и составлять план предстоящего штурма этого варшавского предместья. Однако осуществить его Дибичу-Забалканскому не довелось, он умер 29 июня 1831 г. от холеры, которая унесла в тот год жизни многих русских солдат. Польское восстание было подавлено уже под руководством И.Ф. Паскевича.

Генерал от кавалерии граф

Наши рекомендации