Глава 10. Помощь из подземелья

Полли спросила:

– Мы ведь ещё не такие плохие, как они?

– Ещё не такие, дочь Евы, – сказал Лев. – Но с каждым столетием всё хуже. Очень может быть, что самые плохие из вас узнают тайну, опасную, как то заклятие. Скоро, очень скоро, раньше, чем вы состаритесь, в великих странах вашего мира будут править тираны, которым так же безразличны радость, милость и правда, как злой королеве. От вас и от подобных вам зависит, долго ли они пробудут и много ли натворят.

Клайв Стейплз Льюис, «Хроники Нарнии: Племянник чародея»

Дорога Героев Энни понравилась. Здесь было тихо, пустынно, и в это утро – солнечно. Том, грустивший на облачке, сейчас оживился и начал в подробностях вспоминать путешествие за мечом Торна. Сёстры ему не мешали. В конце концов, послушать было даже интересно.

Они не заметили яму на дороге, пока не подошли вплотную. Яма не была ямой. Создавалось впечатление, будто её кто-то пытался неумело замаскировать, натянув частую металлическую сетку и навалив на неё сверху дёрн и кирпичи так, что получалось некое подобие куска старой дороги, если смотреть издали. Но вблизи невозможно было ошибиться.

- Ну и как дальше? – поинтересовалась Энни. – Срывать эту сетку?

- Зачем? – отозвалась Элли. – Вряд ли местные жители каждый раз её просто рвут. Наверняка она где-то аккуратно снимается. Меня другое интересует: нам можно войти самим или лучше предварительно спросить у кого-то позволения?

Энни ёрнически наклонилась и постучала по кирпичу на сетке.

- Тук-тук, мы к вам в гости с дипломатической миссией! Алло, есть кто дома?

Элли посмеялась немного, а потом скомандовала:

- Отойди-ка.

Энни послушно отошла. Элли магией приподняла сетку вместе с дёрном и кирпичами и заставила её отлететь в сторону. Энни это явно впечатлило.

- Надеюсь, уважаемые хозяева на меня не слишком рассердятся, - пробормотала Элли. Начинать переговоры с того, что нахально врываешься в чужой дом, не очень-то хотелось, но спросить разрешения было не у кого.

Перед глазами замаячила глубокая дыра с отвесными стенками. Дно, тем не менее, хорошо просматривалось.

- Да там неглубоко, ты не бойся, - бодро заверил Том, - мы же туда уже лазили. Там не страшно.

- Я и не боюсь, - улыбнулась Элли. Спускались вниз на облачке, потому что другого способа не было. Здесь не было ни лестниц, ни пологого спуска, и Энни предположила, что нелетающие существа отсюда не выходят вовсе.

- Вероятно, у них есть где-нибудь другой выход, - сказала Элли.

- А может, им и не надо выходить, - возразил Том. – Вдруг они тоже не любят солнце.

Элли с неприятным чувством наблюдала, как края ямы уходят вверх, и ощущала сырость и прохладу. После недавних приключений ей на всю жизнь разонравились подземелья. Ну или очень надолго. Но надо было перебороть себя.

Облачко опустилось на дно, и Элли включила «факел», один из тех, что были не так давно на кораблях армии Света.

- Я иду первой, Энни, ты за мной. Том, не возражаешь, если Энни понесёт тебя на руках?

Энни с опаской посмотрела на подземный ход. Широкий туннель уходил неизвестно куда.

- Том, там долго идти?

- Да вроде нет, - легкомысленно отозвался медвежонок. – Только в прошлый раз я шёл первым.

Элли покачала головой. Постояв несколько секунд, она первой шагнула под своды туннеля. Её сюда не звали. Её здесь не ждут. Но всё-таки хорошо, что она не отпустила Энни сюда одну. И хорошо, что сестра с ней.

Вопреки словам Тома, идти пришлось довольно долго. Туннель несколько раз поворачивал, но, к счастью, нигде не разветвлялся. Впрочем, Элли подумала: если даже они и заблудятся, помочь им выйти отсюда – прямая обязанность Таргана и его подданных.

Пещера открылась за поворотом внезапно. Элли даже вздрогнула и непроизвольно подалась назад, а Энни схватила её за руку. Здесь было чуть светлее, можно было даже выключить факел. Но главное, что Элли сразу не понравилось – здесь было слишком много… существ. Пещера была вроде бы и небольшая, но с множеством ответвлений вдаль, глубоких и широких ниш в стенах, и невозможно было оценить, каковы её истинные размеры. Существа, с серьёзными мордами, но не внушающие симпатии своей внешностью, занимались каждый своим делом (непонятно каким), но с появлением гостей все уставились на них. Элли пробрала неприятная дрожь.

- Мы пришли к повелителю Таргану, - громко сказала она, стараясь выглядеть более уверенной, чем было на самом деле. В конце концов, очень уж Люди Мглы были похожи на чудовищ Пакира. И хотя Элли знала, что между ними мало общего, неприятные воспоминания оживали.

Существа все, как по команде, повернули головы в глубину пещеры. Элли восприняла это как знак приглашения и с внешним спокойствием, стараясь не торопиться, но и не слишком медлить, направилась туда. Энни следовала за ней, держа Тома, который совсем замолк.

Под неровной колонной в центре стояло нечто, похожее на трон, однако на нём никого не было. Не успела Элли осмотреться, как донёсся вполне человеческий, только очень низкий и хриплый голос откуда-то сбоку:

- И что же понадобилось от меня двум девчонкам?

Голос звучал насмешливо, почти с издёвкой. Элли стиснула руку Энни, которой явно было не по себе.

- Меня зовут Элли, - с некоторым вызовом сообщила она, надеясь, что это прозвучит смело, а не запуганно. – Я – Хранительница Волшебной страны.

- Такая малышка – и Хранительница? - Элли передёрнуло, и на миг она вообразила, что попала в очередную ловушку. Поднялась паника, захотелось убежать, но в это время сбоку вылезло существо, в котором она безошибочно узнала Таргана – как его описывали все друзья, - и успокоилась. – Что-то не верится.

Элли выбросила вперёд руку ладонью вверх, и на ней взвился под потолок сгусток серебристого пламени, осветив всё вокруг, а потом появилась книга Виллины.

- Я Хранительница, - повторила Элли. – Виллина передала мне свою силу.

- Можешь не рассказывать.

Тарган наконец вышел из бокового туннеля и устроился на троне, подобрав длинный крысиный хвост. Глядя на его умное лицо, на котором застыло выражение некоторой презрительности, Элли едва не растерялась. Сейчас она должна была говорить, а вместо этого чувствовала себя, как когда-то в детстве в тронном зале Гудвина, перед «живой головой».

- Ну и долго будешь молчать? - вновь насмешливо поддел её Тарган. – Или ты такая трусиха, что испугалась меня или моих слуг?

Элли заставила книгу исчезнуть и расправила плечи. Сейчас ей очень хотелось стать выше ростом.

- Я пришла, чтобы напомнить вам о вашем обещании.

- О каком? – с деланным интересом спросил Тарган. – Я ничего не успел пообещать ни тебе, ни старухе Виллине.

- Вы пообещали моим друзьям, что придёте на помощь в битве с Пакиром, - жёстко произнесла Элли. Манера разговора Таргана ей не нравилась, но, в конце концов, ей и не с такими приходилось общаться.

- Разумеется, приду, - раздражённо ответил Тарган. – Как только она начнётся.

- Я могу быть в этом уверена? – Элли с новым вызовом посмотрела на него, обретая всё больше внутренней силы.

- Малышка, я не нарушаю своих обещаний, - рявкнул Тарган. Энни даже отпрянула назад. – Ты не знаешь, с кем говоришь. Сперва научись быть Хранительницей… А потом уже заявляй о себе.

- Война уже началась, - звенящим голосом произнесла Элли.

- Да, и в первой битве ты и твои друзья потерпели поражение, - ехидно заметил Тарган. – Не думай, что раз я сижу здесь, то ничего не знаю. Я в курсе намного большего числа событий, чем ты со своей волшебной книжечкой.

Элли промолчала. Вести беседу на таких тонах было небольшое удовольствие.

- Я приду на помощь, - Тарган внезапно изменил тон на серьёзный. – Я знаю, что ты и твоя сестрёнка собираете союзников. И что Пакира нельзя победить в одиночку. Я всё это знаю, малышка-Хранительница, поскольку немало прожил на свете – столько, сколько тебе и не представить, - немало сталкивался с Пакиром и его слугами и кое-что давно понял – намного раньше тебя и твоих друзей. Когда начнётся битва, мы внесём свой вклад. Мы к этому готовы. Наши воины ждут приказа. Но вот готовы ли к битве вы? – Он наклонился и пристально посмотрел на Элли, на Энни и на испуганного Тома на руках девочки. Элли сдержанно сказала:

- Всё, что зависит от нас, мы делаем.

Тарган, казалось, был разочарован. Откинувшись на спинку кресла, он скрестил лапы на груди.

- Так всегда говорят, когда делают слишком мало. В таком случае вам придётся надеяться разве что на исключительное везение. В первой битве вас разбили наголову. Девчонки с плюшевыми игрушками, вы хотя бы как-то представляете себе, насколько силён Пакир?

Элли с гневом вскинула руки, вспомнив холод оков.

- Я устояла против Пакира!

- Да, но ты бы погибла, если бы не его принцесса, правда? – усмехнулся Тарган. – Тебя спасли только чужие интриги. А на что ты надеешься сейчас? Армия Пакира в десять раз сильнее вашей. Он сам как маг в десять раз сильнее тебя. Если мы победим, то только если нам очень повезёт.

- По-моему, вы слишком пессимистично настроены, - внезапно подала голос Энни. – У нас достаточно сил, чтобы противостоять Пакиру. И мы соберём ещё больше.

Тарган со снисходительной насмешкой покачал головой.

- Да, да. Две маленькие девочки против сильнейшего мага на Земле. Ах да, и мальчишка-рыцарь. Но – не буду возражать, крошка-принцесса. Возможно, ты и права. – Он вдруг вполне дружелюбно улыбнулся. – Нельзя настраивать себя на поражение. Но и одними надеждами не победишь. И помните вы, обе, - он наставил на них коготь своей мохнатой лапы, - больше ошибок допускать нельзя.

- Всё закончится очень скоро, - сказала Элли. Ей хотелось сделать эту фразу вопросом, но прозвучало утверждением.

- Да, - кивнул Тарган. – События бегут всё быстрее.

Наступило краткое молчание, пока повелитель Мглы и сёстры смотрели друг на друга. Потом он поднялся с трона.

- Я приду на помощь, - торжественно произнёс он. – Это и моя война. Последней битве уже давно пора было бы произойти, и она должна закончиться нашей победой. Но вряд ли я выйду на поверхность, малышка-Хранительница. Мои подданные будут воевать под землёй – так что не жди от меня привета на поле битвы.

Элли склонила голову.

- Я рада, что мы с вами союзники, - сказала она. – И желаю удачи вашему народу.

Тарган рассмеялся с едва заметным высокомерием. Всё-таки продолжал считать юную Хранительницу ни на что не способной девчонкой?

- Пожелание удачи сейчас никому не помешает. Мои слуги проводят вас, но потом потрудись положить страховочную сетку на место, я не хочу выуживать из колодца упавших в него зверей.

Элли улыбнулась.

- Не беспокойтесь. И спасибо вам.

Когда сёстры уже почти вышли из пещеры в туннель, Энни внезапно обернулась и спросила:

- Уважаемый Тарган… А вам ничего неизвестно о серебряных башмачках?

Тарган, уже уходящий из «тронной пещеры» в противоположном направлении, покачал головой.

- Я знаю, что это такое, но знаю и то, что сейчас их нигде нет.

- Жаль, - печально сказала Энни.

Глава 11. Новое путешествие

– Хорошо, Аслан, – сказал Дигори, хотя не понимал, как же перейдёт через горы. Говорить об этом он не хотел, чтобы Лев не подумал, будто он отказывается. – Только я надеюсь, ты не очень спешишь, быстро я не управлюсь, идти далеко.

– Я помогу тебе, сын Адама, – сказал Лев и повернулся к лошади, которая смирно стояла рядом, отгоняя хвостом мух и склонив набок голову, словно не всё понимала.

– Друг мой лошадь, – сказал Аслан, – хотела бы ты обрести крылья?

Клайв Стейплз Льюис, «Хроники Нарнии: Племянник чародея»

По возвращении в Розовый дворец Энни ждал сюрприз, одновременно радостный и чуть печальный. Её встретила Лили, которая, приветливо размахивая руками и восхищённо посматривая на Элли, с огорчением сообщила, что серебряных башмачков не нашла, и где они могут быть, тоже не узнала.

- Значит, серебряные башмачки следует оставить в покое, - сказала Элли, собираясь уходить. – Не стоит тратить на них время.

Она приветливо улыбнулась Лили и ушла к Стелле. Лили проводила её взглядом.

- Как у неё дела? – озабоченно поинтересовалась она у Энни.

- Мы только что от Таргана, - ответила Энни. Лили понимающе протянула:

- Тогда ясно. Ой, Ольната идёт, бежим отсюда.

Они кинулись в парк и успели скрыться из поля зрения певицы до того, как она осознала, что упустила свою нерадивую ученицу.

В парке Энни подробно рассказала Лили о визите к Таргану. Вообще-то на неё он произвёл двойственное впечатление. С одной стороны, Тарган оказался не слишком-то вежливым с её сестрой, и вообще каким-то… высокомерным и грубоватым. С другой стороны, он был явно не глуп, и очень многое пережил, знал и понимал. Возможно, кое в чём он и в самом деле разбирался лучше её сестры. Как ни обидно это сознавать, но Элли и вправду не хватает опыта в роли Хранительницы.

Лили выслушала рассказ с большим интересом.

- Я много слышала о Таргане, но никогда с ним не встречалась, - сказала она под конец. – Жаль, пришла бы я утром, отправилась бы с вами.

- Это вряд ли, - усмехнулась Энни. Пусть она и очень подружилась с Лили, но при посещении Повелителя Мглы девочка явно была бы лишней.

- Какие планы действий дальше? – уточнила Лили. – Слушай, я думаю, я должна отправиться вместе с тобой на переговоры с драконами, орлами и обезьянами.

- О, я буду очень рада. А отправимся мы прямо завтра. Элли как раз вернётся в Изумрудный город, а мы полетим к драконам.

- Как жаль, что Голубая страна закрыта, - грустно заметила Лили. – Там много таких мест, где можно было бы поискать серебряные башмачки.

- Может, если они будут нам нужны, то рано или поздно сами найдутся, - ответила Энни.

Для того, чтобы собрать все союзные силы, девочкам предстояло облететь по периметру почти всю страну, потому что драконы, гигантские орлы и летучие обезьяны жили в разных местах горной цепи и очень далеко друг от друга. Энни в детстве уже побывала там и сейчас готовилась к длительному путешествию, несмотря на заверения сестры, что на волшебном облачке это будет достаточно быстро.

- Я не умею управлять волшебными облачками, - сказала Энни.

- Это несложно, - пообещала Элли. – Я тебя научу. Нужно всего лишь подсказывать вовремя верное направление.

- Жаль, что у орлов такая маленькая численность народа, - сказала Энни, думая о своём. – Их там всего сто… орлов. А часть из них птенцы или совсем старики. При таком раскладе в бой пойдут, наверное, не больше сорока. Если пойдут.

- Ты когда-то рассказывала мне, как они остановили нападение на Изумрудный город, - напомнила Элли.

- Вместе с обезьянами. У Уорры всё-таки подданных побольше. Но живут очень уж далеко, на другом конце страны. – Энни помолчала, мысленно прикидывая маршрут. – Тогда сначала мы полетим к орлам. То есть сначала к драконам, конечно, а потом к орлам.

- С драконами лучше всего умела договариваться Корина, - вздохнула Элли. – Она с ними очень дружна. Но я даже не могу представить, где она сейчас.

Энни внезапно рассмеялась.

- Об этом можно у Рамины спросить. Как-никак, теперь Корина её подданная. Может, хоть Рамина вставит ей мозги на место?

- Не знаю. Послушай, держись подальше от Бесконечной стены, - попросила Элли. – И я тебя очень прошу, постарайся не попасться ни в какую ловушку. Не лезь никуда, если знаешь, что там опасно, чем бы тебя туда ни звали. Даже если тебе будет казаться, что я тону в болоте.

- Надеюсь, ты не собираешься тонуть в болоте, - отозвалась Энни серьёзно.

- Просто будь постоянно начеку.

- Конечно. Не волнуйся, - Энни поцеловала сестру в щёку и вышла собираться.

Лили весь день бегала от дамы Ольнаты, поэтому найти её было трудно, а поручить что-нибудь – ещё труднее, поэтому приходилось всё собирать и продумывать самой. Странной личностью оказалась Лили, но всё же она много знала о Волшебной стране. Перед Энни стояла единственная трудность – рассчитать, сколько времени может продлиться их «дипломатическая миссия». А из-за того, что в пути может случиться абсолютно что угодно, время оказалось невозможно прикинуть даже приблизительно.

На следующий день Элли улетала в Изумрудный город, а Энни и Лили отправлялись к драконам. Из Розового дворца вылетели вместе, но очень скоро пришлось разделиться.

- Я попросила Стеллу иногда следить за тобой по волшебному зеркалу, - сказала Элли на прощание. – Ну, а у меня есть книга Виллины. Надеюсь, что с вами ничего не случится. Да, и вот ещё что.

Элли передала сестре небольшой мешочек.

- Что это такое? – удивилась Энни. Элли смущённо улыбнулась.

- Так как мы не знаем, сколько и где вы будете летать и ходить, то на всякий случай я взяла для вас немного волшебного изюма из садов Виллины.

- Ой, тот самый? – обрадовалась Энни. – Спасибо большое!

- Не за что. Берегите себя, девочки.

- Постараемся, - пообещала Лили. Элли обняла сестру, дружески пожала руку Лили.

- Удачи вам.

- И ты не пропадай больше, - Энни постаралась улыбнуться как можно бодрее, но сердце колотилось как бешеное. Опять расставание с сестрой. Но это необходимо. Энни только оставалось понадеяться, что оно будет недолгим, и ни одна из них больше не влипнет ни в какую опасность.

Том отдельно попрощался с Лили. Между ними вообще как-то очень быстро установились крепкие дружеские отношения – может быть, на той почве, что оба любили сочинять и петь песенки, а может, на той, что оба любили путешествовать и рассказывать об этом. И хотя с Энни том тоже дружил, но явно больше тянулся к Лили.

- Может быть, когда мы в следующий раз увидимся, я уже стану человеком, - серьёзно заявил Том. Лили улыбнулась.

- Буду рада тебя увидеть в любом облике, - и заметно было, что она как раз к этой идее медвежонка относилась несерьёзно.

Наконец облачко разделилось, Элли с Томом улетели на север, к Изумрудному городу, а Энни и Лили отправились на запад. Энни провожала взглядом сестру, пока её облачко не превратилось в золотистую точку.

- Я боюсь за неё, - сказала она Лили. Подруга посмотрела на неё чуть насмешливо.

- Это ей следует за тебя беспокоиться. Она ведь старшая, да ещё и Хранительница.

- Так что из того, я не могу волноваться за сестру, что ли? – усмехнулась Энни. Лили улыбнулась.

- Да всё я понимаю. У твоей сестры одна беда – она слишком готова жертвовать собой ради других.

- Разве это плохо?

- Иногда плохо. Представь, что она пожертвует собой в какой-то очередной раз… и страна останется без Хранительницы, Изумрудный город без королевы, а ты без сестры. И кто знает, к чему это приведёт. Она может пожертвовать собой ради спасения страны, а в итоге подставить её под удар, оставив без защиты. Интересно, она сама это понимает?

Энни неприязненно нахмурилась. Лили так говорила, как будто была умней, чем Элли. «Если ты так много понимаешь, то попробуй сама побыть волшебницей и Хранительницей, а я на тебя посмотрю», - захотела едко сказать Энни, но сдержалась. А Лили задумчиво продолжила:

- Наверное, это трудно при характере Элли – защищать других, не подставляя себя. Ей было бы легче, если бы не надо было думать о себе, а только о других.

- Хранительница и не должна думать о себе, - сдержанно сказала Энни.

- Это у твоей сестры и так отлично получается. Она без раздумий может броситься на помощь кому угодно, но забывает, что она не должна подставляться под удар. От неё слишком многое зависит, понимаешь?

- Я понимаю, - Энни начала раздражаться. – Но Элли не эгоистка.

- Да не в эгоизме тут дело. Если Элли хочет сохранить Волшебную страну и защитить её, то она не должна это делать ценой собственной жизни и свободы. Потому что её свобода и жизнь – это и свобода и жизнь Волшебной страны. Понимаешь?

Энни неохотно кивнула.

- Я просто думаю, куда она ещё полезет ради того, чтоб найти очередную помощь Волшебной стране, - сказала Лили.

Глава 10. Помощь из подземелья - student2.ru - Мне кажется, хоть на тот свет, - очень тихо проговорила Энни. И Лили её не услышала.

Глава 10. Помощь из подземелья - student2.ru

Наши рекомендации