Беременность и гигиена беременности

Беременность — состояние организма женщины, когда в ее репродуктивных органах находится развивающий­ся эмбрион или плод.

Беременность возникает в результате слияния женской и мужской половых клеток. Как правило, беременность здоро­вой женщины протекает легко, без осложнений, благоприят­но влияет на организм, не приводит к нарушению обычного распорядка жизни и даже может способствовать излечению некоторых хронических заболеваний.

Одним из достоверных признаков беременности является отсутствие менструаций. При нормальном регулярном ци­кле о беременности можно думать в случае трех-четырехдневной задержки. Наступление беременности можно определить с помощью специальных тестов, а также по таким физиче­ским признакам, как ощущение несильной тяжести в груди и покалывание, тошнота, повышенная чувствительность к запахам, учащение мочеиспускания, ощущение сильной уста­лости, особенно в вечерние часы.

Беременность длится 280 дней. Исходя из этого, опреде­ляется срок родов: считаем с первого дня последней нормаль­ной менструации, отнимаем три месяца и прибавляем 7—10 дней следующего года. Если, например, последняя менструация была 5 — 9 мая 2010 г., то роды приходятся при­мерно на 15 февраля 2011 г. (365 - 92 + 7 = 280 дней). В прак­тике колебания в две недели от предполагаемых на основерасчетов сроков считаются нормальными, но если жен­щина переходит 14 дней, то беременность считается пере­ношенной (рис. 48).

Существует и другая мето­дика определения срока ро­дов — по шевелению плода. Первородящие чувствуют пер­вые движения плода пример­но на 20 неделе беременности (140 дней). Для определения срока родов к этому числу прибавляют 20 недель. Ро­жавшие чувствуют шевеление плода на 2 недели раньше (на 18 неделе беременности).

Предполагая беременность, необходимо сразу обратиться к своему врачу, который про­ведет еще один тест, подтверж­дающий наличие беременно­сти, измерит кровяное давление, назначит медицинское обсле­дование и поможет решить вопрос о выборе места и вида па­тронажа и родов (рис. 49).

(от франц.patronage— покровительство, по­печение) — проведение медицинскими работниками на дому профилактических, оздоровительных и санитарно- просветительных мероприятий.

В настоящее время у женщин имеется широкий выбор ви­дов патронажа, хотя обычно он зависит от места жительства будущей мамы. Но независимо от вида патронажа методы об­следования, предлагаемые различными врачами, обычно оди­наковы и включают: измерение кровяного давления, анализ крови, анализ мочи, обследование живота, ультразвуковое обследование и другие методы диагностического обследова­ния.



Беременность и гигиена беременности - student2.ru Рис. 48. Будущая мать

На базе родильного отделения или женской консультации создаются курсы подготовки к родам, на которых слушатели могут узнать о том, какие изменения происходят в организ­ме женщины во время беременности, как подготовиться к

Беременность и гигиена беременности - student2.ru

Рис. 49. В женской консультации

родам, получить советы по уходу за новорожденным. Кроме того, можно познакомиться с другими молодыми родителя­ми и обменяться с ними опытом.

Беременность — это не болезнь, а естественное состояние женского организма, приспособленного к вынашиванию и рождению детей. Однако беременность — это еще огромная нагрузка на женский организм, и в этот период необходимы особая забота и контроль за состоянием здоровья будущей матери. Всем органам приходится трудиться с повышенной нагрузкой, чтобы удовлетворить потребности растущего пло­да, поэтому будущей маме необходимо заботиться о своем пи­тании, гигиене и физической форме.

Во время беременности в организме женщины наблюдает­ся целый ряд изменений. Масса тела у беременной увеличи­вается в среднем на 8— 10 кг, из которых большая часть при­ходится на вес плода, матку и околоплодную жидкость. Мас­са тела увеличивается неравномерно, как правило, в первые три месяца — на 2 — 3 кг, а в оставшиеся шесть месяцев — на 5 — 8 кг. Во время беременности организму требуется го­раздо больше энергии, чем обычно, поэтому норма дневного рациона питания должна составлять 2000 — 3000 ккал.в день. Рациональное и сбалансированное питание беременной весьма существенно для здоровья будущего ребенка, причем об этом нужно помнить с первых недель беременности. Слож­ные углеводы (напр. картофель, фасоль, макароны) необхо­димы для пополнения запасов энергии. Белки (напр. рыба, курица, молочные продукты) необходимы для роста плода. Железо содержится в красном мясе, рыбе, яичном желтке, абрикосах и крупах. Витамин С — в свежих фруктах и ово­щах, витамины группы В — в цельно зерновом хлебе, орехах, яйцах, мясе. Необходимо сократить потребление животных жиров, заменив их растительными.

Беременность — не время для соблюдения диеты, но и мне­ние о том, что женщина должна «есть за двоих» тоже давно признано мифом. Беременной женщине необходимо есть, что­бы утолить голод, и не более того. На позднем сроке беремен­ности рекомендуется есть часто и понемногу. Например, в сумочке будущей мамы всегда должны быть сушеные фрук­ты и сухарики, а дома в холодильнике — обезжиренный тво­рог, йогурт, сырые овощи, свежие фрукты и неподслащенный фруктовый сок.

Во время беременности нельзя курить, употре­блять алкогольные напитки. Без консультации с вра­чом не следует пользоваться лекарственными пре­паратами.

Особое внимание беременная женщина должна уделять ги­гиене своего тела. Лучше всего принимать душ, мыться в про­точной воде. Во время беременности женщине нужно посто­янно наблюдаться у зубного врача. Беременная может вести сексуальную жизнь по разрешению врача, но за шесть недель до срока родов ее нужно прекратить.

Беременная женщина должна избегать контактов с боль­ными гриппом и другими вирусными заболеваниями, чтобы не заразиться. Вирусные инфекции могут привести кразлич­ного рода осложнениям, что опасно как для матери, так и для будущего ребенка.Для нормального протекания беременности большое зна­чение имеет психическое состояние матери. В это время у женщины наблюдаются изменения эмоционального характе­ра, проявляется психическая неуравновешенность, усилива­ется чувство страха за свою жизнь и жизнь будущего ребен­ка. В период беременности женщине нужно создать атмосфе­ру покоя, уверенности, она должна чувствовать тепло со сто­роны близких и заинтересованность ее состоянием; беремен­ная должна получать положительные эмоции эстетического характера.

Немаловажную роль играет отец ребенка. Забота о само­чувствии будущей мамы благоприятно влияет на здоровье женщины, на ее психику. Мужчине рекомендуется делать женщине комплименты, давать возможность отдохнуть, осво­бодить ее от подъема тяжестей, вместе с ней придерживаться основных принципов рационального питания, чаще прово­дить время вместе. Нужно помнить, что период беременности является важным этапом в укреплении супружеских отно­шений.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию беременность.

2. Какова продолжительность периода беременности женщины?

3. Какова методика подсчета времени родов?

4. Какие изменения в организме женщины происходят с насту­плением беременности?

5. Какие лабораторные исследования следует пройти беременной женщине?

6. Что включает понятие «рациональное питание беременной жен­щины»?

В чем должна проявляться забота мужчины о женщине в пери­од ее беременности?

Уход за младенцем

Здоровье ребенка зависит, прежде всего, от внимательного и правильного ухода за ним в семье. Наиболее трудная и от­ветственная задача родителей — обеспечить правильный уход за ребенком, сохранить его здоровье на первом году жизни, особенно в первые дни и недели после рождения. Чтобы обе­спечить правильный уход, вскармливание и воспитание но­ворожденного и грудного ребенка, будущая мать должна знать, как работает организм ребенка, как он развивается.

При рождении ребенок обычно имеет рост 48 — 54 см и вес 2500 — 4500 г. На первом году жизни ребенок растет и раз­вивается особенно быстро. Например, вес новорожденного ребенка к 5 — 6 месяцам удваивается, к концу первого годажизни увеличивается в 2,5— 3 раза, а рост — в 1,5 раза. В возрасте одного года ребенок уже весит 9 —10 кг и рост егоравен 72 — 75 см (рис. 50).

С момента рождения и до конца первого месяца жизни^ ре­бенок считается новорожденным и нуждается в особом вни­мании и уходе.

До рождения, в утробе матери, ребенок, окруженный Око­лоплодными водами, находился в тепле при температуре 3°СВсе необходимые для развития вещества и кислород ребенокполучал из крови матери через детское место и пуповину. Во время родов эти условия резко меняются. Все тело ребенкаподвергается сильному давлению, особенно головка. При Про­хождении через узкие родовые пути головка часто меняетформу — суживается с боков и выпячивается вверх или: на­зад. Иногда на головке появляется так называемая родоваяопухоль. Эти явления проходят сами собой. Ни в коем случаянельзя выправлять форму головки, так как при этом легко повредить еще мягкие кости черепа и мозг ребенка. Ножки новорожденный прижимает к животу. Голени у него слегкаискривлены. Нельзя вытягивать ножки и туго пеленятьих, чтобы выправить кривизну. Этим ребенку наносят только вред. Ножки постепенно сами выпрямляются, если за ре­бенком правильно ухаживать. После рождения новорожденный делает первый вдох, лег­кие расправляются и он издает первый крик. Ребенок начи­нает дышать, но дыхание его поверхностно, поэтому, чтобы получить нужное количество кислорода, он дышит очень ча­сто. Мать должна так пеленать или одевать ребенка, чтобы ничем не стеснять его дыхание. Кроме того, необходимо ре­гулярно проветривать помещение, где находится новорож­денный.

После рождения новорожденный делает первый вдох, лег­кие расправляются и он издает первый крик. Ребенок начи­нает дышать, но дыхание его поверхностно, поэтому, чтобы получить нужное количество кислорода, он дышит очень ча­сто. Мать должна так пеленать или одевать ребенка, чтобы ничем не стеснять его дыхание. Кроме того, необходимо ре­гулярно проветривать помещение, где находится новорож­денный.

Беременность и гигиена беременности - student2.ru Рис. 50. Новорожденный

.

После рождения ребенок сразу попадает в обстановку, где температура окружающего его воздуха почти в два раза ниже той температуры, при которой он развивался в утробе мате­ри. Организм новорожденного еще не способен удерживать постоянно нормальную температуру тела в 36,5 — 37° С. При охлаждении температура новорожденного падает ниже нор­мы, что может вызвать заболевание и даже привести к смер­ти ребенка. В условиях высокой температуры (например, на ярком солнце, при чрезмерном укутывании) ребенок перегре­вается, у него повышается температура, он беспокоен, на теле появляется сыпь (потница), расстраивается пищеваритель­ный тракт. Поэтому мать должна уметь ухаживать за ново­рожденным так, чтобы он всегда был согрет должным обра­зом, но не перегревался.

Кожа новорожденного обычно ярко-розового цвета, очень нежная и тонкая. Иногда плечи и спинка новорожденного бы­вают покрыты пушком, который через несколько дней исчеза­ет. В течение первой недели кожа новорожденного может ше­лушиться. Иногда на 2— 3-й день жизни кожа становится жел­той. При этом ребенок остается здоровым, моча и испражнения его нормального цвета. Через неделю эта желтизна проходит сама собой, и кожа вновь приобретает розовый цвет. Если же при появлении желтой окраски кожи ребенок делается бес­покойным и моча темнеет, становится коричневой,значит он болен и необходимо немедленно показать его врачу.

После рождения у ребенка на животике имеется остаток пуповины. Через 6 — 8 дней после рождения он подсыхает и отпадает. До отпадения остатка пуповины это место должно быть закрыто повязкой. Повязку должна менять только акушерка. Мать может менять только наружный бинт, под­держивающий повязку, если ребенок его обмочит. Купать ребенка нельзя, пока не отпадет пуповина и не подсохнет пупочная ранка. Эти меры необходимы для того, чтобы че­рез пупочную ранку в организм ребенка не попали микробы, которые могут вызвать у него заражение крови. Пока ребен­ка нельзя купать, все его тело нужно ежедневно обтирать специальными детскими салфетками. Можно использовать также натуральные средства, например прокипяченное под­солнечное масло.

Иногда у новорожденных — мальчиков и девочек — на 3 — 4-й день после рождения набухают грудные железы. При надавливании из них выделяется 1 — 2 капли жидкости, по­хожей на молозиво. При этом дети остаются совершенно здоровыми. Это набухание желез проходит само собой через 1 — 2 недели. Ни в коем случае нельзя растирать, мять или стягивать бинтами припухшие грудные железы. Этим мож­но вызвать их воспаление и нагноение.

У девочек иногда в первые дни из половых органов выде­ляется слизь, а на 4 — 5-й день даже появляются кровянистые выделения. Через 2 — 3 дня эти явления прекращаются, ни­какого лечения при этом не требуется. Нужно только обмы­вать половые органы девочек теплым раствором марганцово­кислого калия. Все это происходит потому, что ворганизму ребенка после родов остается большое количество материнских женских гормонов.

Если в утробе матери ребенок получал все необходимые питательные вещества из крови матери через пуповину, топосле рождения условия питания его резко меняются. Он должен сосать грудь матери, переваривать и усваивать грудное молоко, выводить из своего организма неусвоенные остатки пищи в виде мочи и кала.

После рождения у ребенка выделяется первородный ка^ темно-зеленого цвета, а также моча, поэтому в течение первых 3 — 4 дней жизни новорожденный обычно теряет в вес около 200 г. Начиная с 4-го дня вес ребенка увеличиваетсяи к 10 — 14-му дню восстанавливается первоначальный вес, В последующем ребенок прибавляет в весе по 150 — 200 г.р. неделю.Сразу же после рождения мозг ребенка начинает воспри­нимать множество различных раздражителей, идущих ид внешней среды. Ребенок видит, и зрачки его глаз суживают­ся при ярком свете. Он слышит и вздрагивает при резких звуках. Но он еще не осознает и не понимает увиденное услышанное. Большую часть суток новорожденный спит, про­сыпаясь только для еды, или если его что-то беспокоит. Он производит массу движений руками и ногами. Движения эти беспорядочны, неосознанны, однако они необходимы для раз­вития организма: движения руками помогают дыханию; дви­жения ногами облегчают выведение газов из кишечника. По­этому нельзя туго пеленать ножки ребенка, ручки должны оставаться свободными. Если новорожденного взять на руки, головка у него беспомощно свисает, спинка сгибается, так как мышцы его еще слабы. Поэтому ребенка нельзя са­жать, нужно держать его так, чтобы, головка и спинка всегда опирались на руку матери.

Однако у ребенка есть так называемые врожденные уме­ния: умение сосать, глотать, дышать, кричать, мигать. Как только ребенок почувствует сосок матери у своих губ, он за­хватывает его ртом и начинает сосать, а когда во рту появля­ется молоко, он его глотает. Если ребенок голоден, или его беспокоит боль, или ему неудобно лежать, он начинает пла­кать. Мать должна уметь разобраться, отчего плачет ребенок. Если настало время кормления, нужно дать ребенку грудь или бутылочку с молочной смесью. Нужно вовремя подмы­вать ребенка, обрабатывать присыпкой или специальным кре­мом, менять подгузники. Если ребенок долго лежит на спи­не, нужно повернуть его на бок, освободить руки.Рассмотрим основные правила ухода за ребенком на пер­вом году жизни. Мероприятия ухода за новорожденным мож­но условно разделить на ежедневные и еженедельные. Очень важно выполнять эти процедуры своевременно, чтобы ново­рожденный ребенок чувствовал себя комфортно (рис. 51).

Ежедневный уход за новорожденным

1. Умывайте ребенка теплой кипяченой водой. Лицо мож­но протирать, используя специальные ватные шарики, затем протрите ушные раковины.

2. Глаза протирайте ватными дисками, смоченными в ки­пяченой воде. Если вы заметили, что глаз стал загряз­нятся больше обычного, можно использовать раствор фурацилина (1:5000 аптечной заготовки). Существует мнение, что глазки можно протирать крепким чаем. Если вы решили промывать чаем, то обязательно про­следите, чтобы на ватном диске не было чаинок, они могут привести к раздражению глаз. Промывание про­водится от наружного угла глаза к внутреннему. Для каждого глаза используйте отдельный ватный диск.

3. Кожные складки смазывайте стерильным вазелиновым или растительным маслом, детским кремом.

Беременность и гигиена беременности - student2.ru Рис. 51. Мать и дитя

4. Обработка пупочной ранки осуществляется по рекомен­дации врача. Следите за тем, чтобы пупочная ранка была чистой и сухой.

5. Подмывайте ребенка после каждого мочеиспускания и дефекации. Подмывать нужно проточной водой, а ни в коем случае не в тазике или в ванночке, так как это уве­личивает риск загрязнения и инфицирования мочепо­ловых путей. Правила подмывания сводятся к следую­щему:

- девочек подмывают спереди назад;

- подмывание проводят рукой, на которую направля­ется струя теплой воды (37 — 38° С);

- прежде чем начать подмывание ребенка, обязательно проверьте температуру воды (сначала подставляйте свою руку, а только потом ребенка).

После подмывания чистой пеленкой промокательными движениями осушите кожу малыша. Затем складки кожи смажьте детским кремом или стерильным расти­тельным маслом.

6. Меняйте подгузники каждые 2—3 часа, а после опорож­нения кишечника — немедленно.

Еженедельный уход за новорожденным

1. Носовые ходы очищайте ватными жгутиками, смочен­ными в стерильном вазелиновом или растительном мас­ле. Жгутик вводят в носовой ход на глубину не более чем 1—1,5 см и вращательными движениями очищают изнутри наружу. Правый и левый носовые ходы очища­ют отдельными жгутиками. Не следует слишком долго и часто проводить эту процедуру. Не используйте для этого плотные предметы, в том числе спички и ватные палочки. Это может привести к травматизации слизи­стой оболочки.

2. Наружные слуховые проходы очищайте вращательны­ми движениями с помощью сухих ватных жгутиков или ватных палочек с ограничителями.

3. Слизистые оболочки полости рта протирать не следует, так как они очень легко травмируются.

4. Для обрезания ногтей удобнее пользоваться ножницами с закругленными концами или щипчиками для ногтей, чтобы избежать травмирования малыша.

У новорожденного легко воспитать полезные для здоровья привычки. Например, приучить есть только в определенные часы дня с шестичасовым перерывом ночью, что дает возмож­ность и ребенку, и матери хорошо отдохнуть за ночь. Ребенок может также привыкнуть засыпать в своей постели без укачи­вания и ношения на руках, спать свободно спеленатым. Эти привычки, приобретенные с первых дней жизни, в дальнейшем облегчат матери воспитание грудного ребенка и уход за ним.

Очень важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, до­брожелательности, взаимоуважения, чтобы контроль со сто­роны родителей не был избыточным и не мешал развитию самостоятельности и ответственности ребенка. Ребенок счаст­лив только тогда, когда у него здоровая семья (рис. 52). Здо­ровая семья — это небосвод, на котором всегда светит ласко­вое солнце, взаимопонимание, уважение, забота, любовь, дружба, совместные дела. Какова семья, таковы будут дети, таково будет и будущее России.

Здоровье семьи тесно связано с духовностью. Какой бы успешной ни была ваша карьера, какой бы важной ни была бы ваша будущая работа, каких бы достижений вы не доби­лись в производственной или общественной деятельности, воспитание счастливого и здорового ребенка не сравнимо ни с чем. То, что вы отдадите ребенку, ваша любовь, пониманиеи опыт будут вознаграждены по мере его роста и развития. Каждый ребенок — генетическое слагаемое своих родителей, но в то же время уникальная личность, олицетворяющая тре­тье тысячелетие.


Беременность и гигиена беременности - student2.ru Рис. 52. Счастливая семья

Вопросы для самоконтроля

1. В каком возрасте ребенок считается новорожденным?

2. Как изменяется рост и вес ребенка в течение первого года жизни?

3. Какие изменения происходят с новорожденным ребенком после рождения?

4. Можно ли купать новорожденного ребенка, если у него не от­пала пуповина?

5. Какие врожденные умения свойственны новорожденному ре­бенку?

6. Какие процедуры включает ежедневный уход за новорожден­ным?

7. Назовите процедуры, включенные в еженедельный уход за но­ворожденным .

8. Охарактеризуйте общую атмосферу семьи нового тысячеле­тия.

Задания для практических занятий и методические рекомендации по их выполнению

Практическое занятие № 1

Тема: Первичные средства пожаротушения.

Цель занятия: Ознакомиться со способами, средствами и правилами тушения пожаров, устройством и принципом действия первичных средств пожаротушения.

Практические навыки: Уметь правильно использовать пер­вичные средства пожаротушения.

Задание 1

Изучение основных способов пожаротушения и различных видов огнегасящих веществ

Пожары, возникающие по тем или иным причинам на раз­личных объектах экономики, наносят огромный материаль­ный ущерб и нередко сопровождаются травмами и гибелью значительного числа людей. Поэтому исключительно важным мероприятием для уменьшения указанных негативных по­следствий при данных чрезвычайных ситуациях является четко организованное и эффективное тушение пожаров и за­гораний.

Выбор способов и средств пожаротушения зависит от объ­екта, характеристики горящих материалов и класса пожара. Тушение пожара должно быть направлено на устранение при­чин его возникновения и создание условий, при которых го­рение будет невозможным. Для подавления и ликвидации процесса горения необходимо прекратить подачу в зону горе­ния либо горючего, либо окислителя или уменьшить подвод теплового потока в зону реакции.Это достигается примене­нием следующих основных способов:

· сильным охлаждением очага горения или горящего ма­териала с помощью веществ, обладающих большой теп­лоемкостью ^например, воды);

· изоляцией от атмосферного воздуха или снижением концентрации кислорода в воздухе путем подачи в зону горения инертных компонентов; применение^ специальных химических средств, тормо­зящих скорость реакции окислителя; механическим срывам пламени сильной струей газа или воды;

· созданием условий огнепреграждения, при которых пла­мя распространяется через узкие каналы, сечение кото­рых меньше тушащего диаметра.

Для достижения вышеуказанных эффектов в настоящее время используют различные огнегасящие вещества.

Наиболее простым, дешевым и доступным является вода, которая подается в зону горения в виде компактных сплош­ных струй или в распыленном виде. Вода, обладая высокой теплоемкостью и скоростью испарения, оказывает на очаг горения сильное охлаждающее действие. Кроме того, в про­цессе испарения воды образуется большое количество пара, который будет оказывать изолирующее действие на очаг по­жара.

К недостаткам воды следует отнести плохую смачивае­мость и проникающую способность по отношению к ряду материалов. Для улучшения тушащих свойств к ней можно добавлять поверхностно-активные вещества. Воду нельзя применять для тушения ряда металлов, их гидридов, кар­бидов, а также электрических установок.

Широко распространенным, эффективным и удобным сред­ством тушения пожаров считаются пены. По способу образо­вания пены можно подразделить нахимическую, газовая фаза которой получается в результате химической реакции, игазо­механическую (воздушно-механическую), газовая фаза кото­рой образуется за счет эжекции или принудительной подачи воздуха либо иного газа. Химическая пена, образующаяся при взаимодействии растворов кислот и щелочей в присут­ствии пенообразователей, используется в настоящее время только в отдельных видах огнетушителей.

В последнее время для тушения пожаров все более широ­ко применяют огнетушащие порошки. Они могут использо­ваться для тушения твердых веществ, различных горючих жидкостей, газов, металлов, а также установок, находящих­ся под напряжением. Порошки рекомендуется применять в начальной стадии пожара.

Инертные разбавители применяются для объемного ту­шения. Оказывая разбавляющее действие, эти вещества уменьшают концентрацию кислорода ниже нижнего концен­трационного предела горения. К наиболее широко использу­емым инертным разбавителям относят азот, углекислый газ и различныегалогеноуглеводороды.

В последнее время для тушения пожаров все более широ­ко применяют огнетушащие порошки. Они могут использо­ваться для тушения твердых веществ, различных горючих жидкостей, газов, металлов, а также установок, находящих­ся под напряжением. Порошки рекомендуется применять в начальной стадии пожара.Инертные разбавители применяются для объемного ту­шения. Оказывая разбавляющее действие, эти вещества уменьшают концентрацию кислорода ниже нижнего концен­трационного предела горения. К наиболее широко использу­емым инертным разбавителям относят азот, углекислый газ и различныегалогеноуглеводороды.

Для пожаротушения в помещениях применяют автома­тические огнегасителъные установки. В зависимости от ис­пользуемых огнетушащих веществ автоматические стацио­нарные установки подразделяют на водяные, пенные, газовые и порошковые. Наиболее широкое распространение получили установки водяного и пенного тушения двух типов:сприн-клерныеидренчерные.

В начальной стадии развития пожара можно использовать первичные (портативные) средства пожаротушения — огне­тушители, ведра, емкости с водой, ящики с песком, ломы, топоры, лопаты и т.д.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные способы пожаротушения.

2. Какими свойствами обладает вода в качестве способа пожаро­тушения?

3. В каких случаях воду использовать нельзя?

4. Как различают пены по способу их образования?

5. Что относится к первичным средствам пожаротушения?

Задание 2

Изучение назначения, устройства и принципа действия первичных средств тушения пожаров

Пожары в начальной стадии тушат из огнетушителей. По виду огнегасящих средств, применяющихся для их зарядки, огнетушители подразделяются на воздушно-пенные, химиче­ские пенные, углекислотные, аэрозольные и порошковые.

Воздушно-пенные огнетушители в качестве заряда содер­жат 6%-ный водный раствор пенообразователя ОП-1. Раствор

Рис. 53. Огнетушитель воздушно- пенный 0ВП-10:

I — корпус; 2 — сифонная трубка; 3 — баллон с диоксидом углерода (углекислотой); 4 — горловина;

5 — рычаг; 6 — рукоятка; 7 — шток; 8 — защитный колпак; 9 — трубка; 10 — центробежный распылитель;

II — раструб

из корпуса огнетушителя выталкивается диоксидом углеро­да, находящимся в специальном баллоне, в насадку, где рас­твор перемешивается с воздухом и образуется воздушно- механическая пена (рис. 53).

Воздушно-пенные огнетушители предназначены для туше­ния твердых и жидких веществ и материалов.

Промышленность выпускает ручные воздушно-пенные ог­нетушители типов ОВП-5 и ОВП-Ю.

Заряжают огнетушители ОВП-5 и ОВП-Ю в следующем порядке. Готовят раствор пенообразователя при температуре воды 15 — 20 С, через воронку заливают его в корпус огнету­шителя, устанавливают баллон с диоксидом углерода и плом­бируют рычаг.

Для приведения огнетушителя в действие срывают плом­бу и нажимают на пусковой рычаг, игла прокалывает мем­брану баллона, и газ по сифонной трубке устремляется в кор­пус.

Зимой огнетушители обычно хранят в теплых помещени­ях. Проверку и зарядку баллонов с диоксидом углерода вы­полняют на специальных зарядных станциях.

Беременность и гигиена беременности - student2.ru


Беременность и гигиена беременности - student2.ru Рис. 54. Химические пенные огнетушители:

а) Огнетушитель ОХП-Ю:

1 — корпус; 2 — кислотный стакан; 3 — горловина; 4 — рукоятка; 5 — крышка; 6 — прокладка; 7 — шток; 8 — пружина; 9 — клапан; 10 — спрыск;

б) Огнетушитель ОП-М:

1 — корпус; 2 — кислотный стакан; 3 — горловина; 4 — крышка; 5 — шток; 6 — пружина; 7 — клапан; 8 — спрыск; 9 — предохранительная мембрана

Химические пенные огнетушители предназначены для ту­шения твердых и жидких веществ и материалов (рис. 54).

Химические пенные огнетушители просты по устройству, при правильном содержании надежны в эксплуатации. Об­ласть применения их почти безгранична, за исключением тех случаев, когда огнетушащее средство способствует развитию процесса горения или проводит электрический ток.

Механизм образования в огнетушителе химической пены следующий. Заряд огнетушителя двухкомпозиционный: ще­лочной и кислотный. Щелочная часть представляет собой водный раствор двууглекислой соды (бикарбоната натрия NaHC03). В щелочной раствор добавляют небольшое количе­ствовспенивателя. Кислотная часть представляет собой смесь серной кислоты с сульфатом оксидного железа или сульфата алюминия. Ее хранят в специальном полиэтиленовом стака­не. Щелочной раствор заливают непосредственно в корпус огнетушителя. При соединении щелочной и кислотной ча­стей происходят реакции; образующийся при этом диоксид углерода интенсивно вспенивает щелочной раствор и вытал­кивает его через спрыск наружу. Вспениватель и образую­щийся гидроксид железа повышают стойкость пены.

Для приведения огнетушителя в действие поворачивают ручку запорного устройства на 180°, опрокидывают корпус вверх дном и направляют струю пены в очаг горения.

Углекислотные огнетушители предназначены для туше­ния небольших очагов горения, в том числе электроустано­вок, за исключением веществ, которые горят без доступа кис­лорода (рис. 55).

В качестве огнегасящего средства используют диоксид углерода — бесцветный газ с едва ощутимым запахом, кото­рый не горит и не поддерживает горения, обладает диэлек­трическими свойствами, примерно в 1,5 раза тяжелее возду­ха и при давлении 6 МПа (60 кгс/см2) и нормальной темпе­ратуре переходит в жидкое состояние. При испарении 1 ки­лограмма углекислоты образуется около 500 литров газа.

Диоксид углерода в жидком газообразном состоянии, по­падая в зону горения, понижает концентрацию (содержание) кислорода, охлаждает горящие предметы, и в результате го­рение прекращается. С помощью диоксида углерода при­останавливают горение как на поверхности, так и в замкну­том объеме. Достаточно 12 —15 % содержания диоксида угле­рода в окружающей среде, чтобы горение прекратилось.

Ручные углекислотные огнетушители различаются только своими размерами.

При приведении огнетушителя в действие раструб направляют на горящий предмет и от­крывают вентиль. Благодаря мгновенному рас­ширению и резкому понижению температуры до минус 55 С жидкая углекислота ^выбрасывается в виде углекислого снега. Среднее время дей­ствия углекислотных огнетушителей 25 — 60 се­кунд, дальность действия — 1,5 — 3,5 метра.

Беременность и гигиена беременности - student2.ru

Рис. 55. Углекислотный огнетушитель 1 — баллон; 2 — вентиль; 3 — маховичок; 4 — раструб

При эксплуатации углекислотных огнетушителей тщатель­но наблюдают за утечкой газа. При обнаружении утечки газа из огнетушителей они сдаются в ремонт в специализирован­ные мастерские.

В аэрозольных огнетушителях закачного типа нагнета­ется либо только огнегасящее средство, либо еще и дополни­тельный (рабочий) газ (например, азот).

Огнетушители аэрозольного типа просты по устройству и при правильном содержании надежны в эксплуатации. Они предназначены для тушения небольших очагов горения, в том числе электроустановок, за исключением веществ, кото­рые горят без доступа кислорода. Малогабаритные огнетуши­тели аэрозольного типа находят широкое применение для технического оснащения легкового автотранспорта. Промыш­ленность выпускает ручные аэрозольные огнетушители на следующие рабочие объемы заряда: 0,25; 0,5; 1,0 литра.

Ручной порошковый огнетушитель ОП-5 (рис. 56) пред­назначен для тушения небольших загораний на мотоциклах, легковых и грузовых автомобилях и других машинах. Огне­тушитель эффективно работает при температуре от минус 50 до плюс 50 "С.

Принцип действия огнетушителя ОП-5 заключается в сле­дующем. При срабатывании запорно-пускового устройства про­калывается заглушка баллона с рабочим газом (азот, углекис­лый газ). Газ по трубке подвода поступает в нижнюю часть корпуса и создает избыточное давление. Порошок вытесняет­ся по сифонной трубке в шланг к стволу. Нажимая на курок ствола, можно подавать порошок порциями. Порошок, попадая на горящее вещество, изолирует его от кислорода воздуха.

Беременность и гигиена беременности - student2.ru

Чтобы привести огнетушитель в действие, необходимо со­рвать пломбу и выдернуть чеку. Затем следует поднять рычаг до отказа, направить ствол-насадку на очаг пожара и нажать на курок.

Рис. 56. Порошковый огнетушитель со встроенным газовым источником давления ОП-5: 1 — запорно-пусковое устройство; 2 — баллон с рабочим газом или газогенератор; 3 — заряд (порошок); 4 — си­фонная трубка; 5 — трубка для подвода рабочего газа

Контрольное задание

Используя техническую характеристику ручных огнетушителей, приведенную в таблице 4, заполните учебную таблицу по следую­щей форме:
№ п/п Марка Технические характеристики Огнегасящие свойства Хранение
ОХП-Ю      
ОУ-2      
ОП-5      
         

Задание 3

Изучение общих правил пожаротушения и оказания первой помощи при пожарах и ожогах

Общие правила тушения пожаров включают следующие положения.

1. На случай пожара администрация предприятия (учреж­дения) должна разработать план для каждого помещения, лаборатории, цеха, этажа и здания в целом, предусматрива­ющий порядок и последовательность действий, конкретных исполнителей, схему эвакуаций людей.

2. При пожаре, который явно нельзя потушить собствен­ными силами, старший (назначенный в соответствии с пла­ном, должностью, опытом, инициативой) должен без пани­ки принять следующие меры (дать задания присутствующим лицам):

немедленно сообщить о пожаре по телефону 01 (указа­ны точный адрес, место пожара (помещение, этаж), вре­мя загорания, цвет дыма, свою фамилию); о пожаре так­же сообщается старшему по должности и лицам, рабо­тающим в соседних помещениях;

принять меры по предотвращению пожара: отключить газ, электричество, выключить вентиляцию, закрыть дверцы вытяжных шкафов, окна, вынести горючие ве­щества и материалы, баллоны с газом; привести в готовность и в случае необходимости приме­нить первичные средства пожаротушения (пожарные рукава от кранов, огнетушители, песок, асбестовое по­лотно и др.) и индивидуальные средства защиты (про­тивогазы, огнестойкие фартуки, костюмы, рукавицы); оказать первую помощь пострадавшим, вызвать «ско­рую помощь», организовать вывод людей из зоны по­жара, встретить пожарную команду.

3. При тушении пожара на столе надо сразу исключить ис­точник воспламенения (перекрыть газ, выключить электри­чество, закрыть огонь куск<

Наши рекомендации