Беременность и гигиена беременности
Беременность — состояние организма женщины, когда в ее репродуктивных органах находится развивающийся эмбрион или плод.
Беременность возникает в результате слияния женской и мужской половых клеток. Как правило, беременность здоровой женщины протекает легко, без осложнений, благоприятно влияет на организм, не приводит к нарушению обычного распорядка жизни и даже может способствовать излечению некоторых хронических заболеваний.
Одним из достоверных признаков беременности является отсутствие менструаций. При нормальном регулярном цикле о беременности можно думать в случае трех-четырехдневной задержки. Наступление беременности можно определить с помощью специальных тестов, а также по таким физическим признакам, как ощущение несильной тяжести в груди и покалывание, тошнота, повышенная чувствительность к запахам, учащение мочеиспускания, ощущение сильной усталости, особенно в вечерние часы.
Беременность длится 280 дней. Исходя из этого, определяется срок родов: считаем с первого дня последней нормальной менструации, отнимаем три месяца и прибавляем 7—10 дней следующего года. Если, например, последняя менструация была 5 — 9 мая 2010 г., то роды приходятся примерно на 15 февраля 2011 г. (365 - 92 + 7 = 280 дней). В практике колебания в две недели от предполагаемых на основерасчетов сроков считаются нормальными, но если женщина переходит 14 дней, то беременность считается переношенной (рис. 48).
Существует и другая методика определения срока родов — по шевелению плода. Первородящие чувствуют первые движения плода примерно на 20 неделе беременности (140 дней). Для определения срока родов к этому числу прибавляют 20 недель. Рожавшие чувствуют шевеление плода на 2 недели раньше (на 18 неделе беременности).
Предполагая беременность, необходимо сразу обратиться к своему врачу, который проведет еще один тест, подтверждающий наличие беременности, измерит кровяное давление, назначит медицинское обследование и поможет решить вопрос о выборе места и вида патронажа и родов (рис. 49).
(от франц.patronage— покровительство, попечение) — проведение медицинскими работниками на дому профилактических, оздоровительных и санитарно- просветительных мероприятий.
В настоящее время у женщин имеется широкий выбор видов патронажа, хотя обычно он зависит от места жительства будущей мамы. Но независимо от вида патронажа методы обследования, предлагаемые различными врачами, обычно одинаковы и включают: измерение кровяного давления, анализ крови, анализ мочи, обследование живота, ультразвуковое обследование и другие методы диагностического обследования.
Рис. 48. Будущая мать |
На базе родильного отделения или женской консультации создаются курсы подготовки к родам, на которых слушатели могут узнать о том, какие изменения происходят в организме женщины во время беременности, как подготовиться к
Рис. 49. В женской консультации
родам, получить советы по уходу за новорожденным. Кроме того, можно познакомиться с другими молодыми родителями и обменяться с ними опытом.
Беременность — это не болезнь, а естественное состояние женского организма, приспособленного к вынашиванию и рождению детей. Однако беременность — это еще огромная нагрузка на женский организм, и в этот период необходимы особая забота и контроль за состоянием здоровья будущей матери. Всем органам приходится трудиться с повышенной нагрузкой, чтобы удовлетворить потребности растущего плода, поэтому будущей маме необходимо заботиться о своем питании, гигиене и физической форме.
Во время беременности в организме женщины наблюдается целый ряд изменений. Масса тела у беременной увеличивается в среднем на 8— 10 кг, из которых большая часть приходится на вес плода, матку и околоплодную жидкость. Масса тела увеличивается неравномерно, как правило, в первые три месяца — на 2 — 3 кг, а в оставшиеся шесть месяцев — на 5 — 8 кг. Во время беременности организму требуется гораздо больше энергии, чем обычно, поэтому норма дневного рациона питания должна составлять 2000 — 3000 ккал.в день. Рациональное и сбалансированное питание беременной весьма существенно для здоровья будущего ребенка, причем об этом нужно помнить с первых недель беременности. Сложные углеводы (напр. картофель, фасоль, макароны) необходимы для пополнения запасов энергии. Белки (напр. рыба, курица, молочные продукты) необходимы для роста плода. Железо содержится в красном мясе, рыбе, яичном желтке, абрикосах и крупах. Витамин С — в свежих фруктах и овощах, витамины группы В — в цельно зерновом хлебе, орехах, яйцах, мясе. Необходимо сократить потребление животных жиров, заменив их растительными.
Беременность — не время для соблюдения диеты, но и мнение о том, что женщина должна «есть за двоих» тоже давно признано мифом. Беременной женщине необходимо есть, чтобы утолить голод, и не более того. На позднем сроке беременности рекомендуется есть часто и понемногу. Например, в сумочке будущей мамы всегда должны быть сушеные фрукты и сухарики, а дома в холодильнике — обезжиренный творог, йогурт, сырые овощи, свежие фрукты и неподслащенный фруктовый сок.
Во время беременности нельзя курить, употреблять алкогольные напитки. Без консультации с врачом не следует пользоваться лекарственными препаратами.
Особое внимание беременная женщина должна уделять гигиене своего тела. Лучше всего принимать душ, мыться в проточной воде. Во время беременности женщине нужно постоянно наблюдаться у зубного врача. Беременная может вести сексуальную жизнь по разрешению врача, но за шесть недель до срока родов ее нужно прекратить.
Беременная женщина должна избегать контактов с больными гриппом и другими вирусными заболеваниями, чтобы не заразиться. Вирусные инфекции могут привести кразличного рода осложнениям, что опасно как для матери, так и для будущего ребенка.Для нормального протекания беременности большое значение имеет психическое состояние матери. В это время у женщины наблюдаются изменения эмоционального характера, проявляется психическая неуравновешенность, усиливается чувство страха за свою жизнь и жизнь будущего ребенка. В период беременности женщине нужно создать атмосферу покоя, уверенности, она должна чувствовать тепло со стороны близких и заинтересованность ее состоянием; беременная должна получать положительные эмоции эстетического характера.
Немаловажную роль играет отец ребенка. Забота о самочувствии будущей мамы благоприятно влияет на здоровье женщины, на ее психику. Мужчине рекомендуется делать женщине комплименты, давать возможность отдохнуть, освободить ее от подъема тяжестей, вместе с ней придерживаться основных принципов рационального питания, чаще проводить время вместе. Нужно помнить, что период беременности является важным этапом в укреплении супружеских отношений.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятию беременность.
2. Какова продолжительность периода беременности женщины?
3. Какова методика подсчета времени родов?
4. Какие изменения в организме женщины происходят с наступлением беременности?
5. Какие лабораторные исследования следует пройти беременной женщине?
6. Что включает понятие «рациональное питание беременной женщины»?
В чем должна проявляться забота мужчины о женщине в период ее беременности?
Уход за младенцем
Здоровье ребенка зависит, прежде всего, от внимательного и правильного ухода за ним в семье. Наиболее трудная и ответственная задача родителей — обеспечить правильный уход за ребенком, сохранить его здоровье на первом году жизни, особенно в первые дни и недели после рождения. Чтобы обеспечить правильный уход, вскармливание и воспитание новорожденного и грудного ребенка, будущая мать должна знать, как работает организм ребенка, как он развивается.
При рождении ребенок обычно имеет рост 48 — 54 см и вес 2500 — 4500 г. На первом году жизни ребенок растет и развивается особенно быстро. Например, вес новорожденного ребенка к 5 — 6 месяцам удваивается, к концу первого годажизни увеличивается в 2,5— 3 раза, а рост — в 1,5 раза. В возрасте одного года ребенок уже весит 9 —10 кг и рост егоравен 72 — 75 см (рис. 50).
С момента рождения и до конца первого месяца жизни^ ребенок считается новорожденным и нуждается в особом внимании и уходе.
До рождения, в утробе матери, ребенок, окруженный Околоплодными водами, находился в тепле при температуре 3°СВсе необходимые для развития вещества и кислород ребенокполучал из крови матери через детское место и пуповину. Во время родов эти условия резко меняются. Все тело ребенкаподвергается сильному давлению, особенно головка. При Прохождении через узкие родовые пути головка часто меняетформу — суживается с боков и выпячивается вверх или: назад. Иногда на головке появляется так называемая родоваяопухоль. Эти явления проходят сами собой. Ни в коем случаянельзя выправлять форму головки, так как при этом легко повредить еще мягкие кости черепа и мозг ребенка. Ножки новорожденный прижимает к животу. Голени у него слегкаискривлены. Нельзя вытягивать ножки и туго пеленятьих, чтобы выправить кривизну. Этим ребенку наносят только вред. Ножки постепенно сами выпрямляются, если за ребенком правильно ухаживать. После рождения новорожденный делает первый вдох, легкие расправляются и он издает первый крик. Ребенок начинает дышать, но дыхание его поверхностно, поэтому, чтобы получить нужное количество кислорода, он дышит очень часто. Мать должна так пеленать или одевать ребенка, чтобы ничем не стеснять его дыхание. Кроме того, необходимо регулярно проветривать помещение, где находится новорожденный.
После рождения новорожденный делает первый вдох, легкие расправляются и он издает первый крик. Ребенок начинает дышать, но дыхание его поверхностно, поэтому, чтобы получить нужное количество кислорода, он дышит очень часто. Мать должна так пеленать или одевать ребенка, чтобы ничем не стеснять его дыхание. Кроме того, необходимо регулярно проветривать помещение, где находится новорожденный.
Рис. 50. Новорожденный |
.
После рождения ребенок сразу попадает в обстановку, где температура окружающего его воздуха почти в два раза ниже той температуры, при которой он развивался в утробе матери. Организм новорожденного еще не способен удерживать постоянно нормальную температуру тела в 36,5 — 37° С. При охлаждении температура новорожденного падает ниже нормы, что может вызвать заболевание и даже привести к смерти ребенка. В условиях высокой температуры (например, на ярком солнце, при чрезмерном укутывании) ребенок перегревается, у него повышается температура, он беспокоен, на теле появляется сыпь (потница), расстраивается пищеварительный тракт. Поэтому мать должна уметь ухаживать за новорожденным так, чтобы он всегда был согрет должным образом, но не перегревался.
Кожа новорожденного обычно ярко-розового цвета, очень нежная и тонкая. Иногда плечи и спинка новорожденного бывают покрыты пушком, который через несколько дней исчезает. В течение первой недели кожа новорожденного может шелушиться. Иногда на 2— 3-й день жизни кожа становится желтой. При этом ребенок остается здоровым, моча и испражнения его нормального цвета. Через неделю эта желтизна проходит сама собой, и кожа вновь приобретает розовый цвет. Если же при появлении желтой окраски кожи ребенок делается беспокойным и моча темнеет, становится коричневой,значит он болен и необходимо немедленно показать его врачу.
После рождения у ребенка на животике имеется остаток пуповины. Через 6 — 8 дней после рождения он подсыхает и отпадает. До отпадения остатка пуповины это место должно быть закрыто повязкой. Повязку должна менять только акушерка. Мать может менять только наружный бинт, поддерживающий повязку, если ребенок его обмочит. Купать ребенка нельзя, пока не отпадет пуповина и не подсохнет пупочная ранка. Эти меры необходимы для того, чтобы через пупочную ранку в организм ребенка не попали микробы, которые могут вызвать у него заражение крови. Пока ребенка нельзя купать, все его тело нужно ежедневно обтирать специальными детскими салфетками. Можно использовать также натуральные средства, например прокипяченное подсолнечное масло.
Иногда у новорожденных — мальчиков и девочек — на 3 — 4-й день после рождения набухают грудные железы. При надавливании из них выделяется 1 — 2 капли жидкости, похожей на молозиво. При этом дети остаются совершенно здоровыми. Это набухание желез проходит само собой через 1 — 2 недели. Ни в коем случае нельзя растирать, мять или стягивать бинтами припухшие грудные железы. Этим можно вызвать их воспаление и нагноение.
У девочек иногда в первые дни из половых органов выделяется слизь, а на 4 — 5-й день даже появляются кровянистые выделения. Через 2 — 3 дня эти явления прекращаются, никакого лечения при этом не требуется. Нужно только обмывать половые органы девочек теплым раствором марганцовокислого калия. Все это происходит потому, что ворганизму ребенка после родов остается большое количество материнских женских гормонов.
Если в утробе матери ребенок получал все необходимые питательные вещества из крови матери через пуповину, топосле рождения условия питания его резко меняются. Он должен сосать грудь матери, переваривать и усваивать грудное молоко, выводить из своего организма неусвоенные остатки пищи в виде мочи и кала.
После рождения у ребенка выделяется первородный ка^ темно-зеленого цвета, а также моча, поэтому в течение первых 3 — 4 дней жизни новорожденный обычно теряет в вес около 200 г. Начиная с 4-го дня вес ребенка увеличиваетсяи к 10 — 14-му дню восстанавливается первоначальный вес, В последующем ребенок прибавляет в весе по 150 — 200 г.р. неделю.Сразу же после рождения мозг ребенка начинает воспринимать множество различных раздражителей, идущих ид внешней среды. Ребенок видит, и зрачки его глаз суживаются при ярком свете. Он слышит и вздрагивает при резких звуках. Но он еще не осознает и не понимает увиденное услышанное. Большую часть суток новорожденный спит, просыпаясь только для еды, или если его что-то беспокоит. Он производит массу движений руками и ногами. Движения эти беспорядочны, неосознанны, однако они необходимы для развития организма: движения руками помогают дыханию; движения ногами облегчают выведение газов из кишечника. Поэтому нельзя туго пеленать ножки ребенка, ручки должны оставаться свободными. Если новорожденного взять на руки, головка у него беспомощно свисает, спинка сгибается, так как мышцы его еще слабы. Поэтому ребенка нельзя сажать, нужно держать его так, чтобы, головка и спинка всегда опирались на руку матери.
Однако у ребенка есть так называемые врожденные умения: умение сосать, глотать, дышать, кричать, мигать. Как только ребенок почувствует сосок матери у своих губ, он захватывает его ртом и начинает сосать, а когда во рту появляется молоко, он его глотает. Если ребенок голоден, или его беспокоит боль, или ему неудобно лежать, он начинает плакать. Мать должна уметь разобраться, отчего плачет ребенок. Если настало время кормления, нужно дать ребенку грудь или бутылочку с молочной смесью. Нужно вовремя подмывать ребенка, обрабатывать присыпкой или специальным кремом, менять подгузники. Если ребенок долго лежит на спине, нужно повернуть его на бок, освободить руки.Рассмотрим основные правила ухода за ребенком на первом году жизни. Мероприятия ухода за новорожденным можно условно разделить на ежедневные и еженедельные. Очень важно выполнять эти процедуры своевременно, чтобы новорожденный ребенок чувствовал себя комфортно (рис. 51).
Ежедневный уход за новорожденным
1. Умывайте ребенка теплой кипяченой водой. Лицо можно протирать, используя специальные ватные шарики, затем протрите ушные раковины.
2. Глаза протирайте ватными дисками, смоченными в кипяченой воде. Если вы заметили, что глаз стал загрязнятся больше обычного, можно использовать раствор фурацилина (1:5000 аптечной заготовки). Существует мнение, что глазки можно протирать крепким чаем. Если вы решили промывать чаем, то обязательно проследите, чтобы на ватном диске не было чаинок, они могут привести к раздражению глаз. Промывание проводится от наружного угла глаза к внутреннему. Для каждого глаза используйте отдельный ватный диск.
3. Кожные складки смазывайте стерильным вазелиновым или растительным маслом, детским кремом.
Рис. 51. Мать и дитя |
4. Обработка пупочной ранки осуществляется по рекомендации врача. Следите за тем, чтобы пупочная ранка была чистой и сухой.
5. Подмывайте ребенка после каждого мочеиспускания и дефекации. Подмывать нужно проточной водой, а ни в коем случае не в тазике или в ванночке, так как это увеличивает риск загрязнения и инфицирования мочеполовых путей. Правила подмывания сводятся к следующему:
- девочек подмывают спереди назад;
- подмывание проводят рукой, на которую направляется струя теплой воды (37 — 38° С);
- прежде чем начать подмывание ребенка, обязательно проверьте температуру воды (сначала подставляйте свою руку, а только потом ребенка).
После подмывания чистой пеленкой промокательными движениями осушите кожу малыша. Затем складки кожи смажьте детским кремом или стерильным растительным маслом.
6. Меняйте подгузники каждые 2—3 часа, а после опорожнения кишечника — немедленно.
Еженедельный уход за новорожденным
1. Носовые ходы очищайте ватными жгутиками, смоченными в стерильном вазелиновом или растительном масле. Жгутик вводят в носовой ход на глубину не более чем 1—1,5 см и вращательными движениями очищают изнутри наружу. Правый и левый носовые ходы очищают отдельными жгутиками. Не следует слишком долго и часто проводить эту процедуру. Не используйте для этого плотные предметы, в том числе спички и ватные палочки. Это может привести к травматизации слизистой оболочки.
2. Наружные слуховые проходы очищайте вращательными движениями с помощью сухих ватных жгутиков или ватных палочек с ограничителями.
3. Слизистые оболочки полости рта протирать не следует, так как они очень легко травмируются.
4. Для обрезания ногтей удобнее пользоваться ножницами с закругленными концами или щипчиками для ногтей, чтобы избежать травмирования малыша.
У новорожденного легко воспитать полезные для здоровья привычки. Например, приучить есть только в определенные часы дня с шестичасовым перерывом ночью, что дает возможность и ребенку, и матери хорошо отдохнуть за ночь. Ребенок может также привыкнуть засыпать в своей постели без укачивания и ношения на руках, спать свободно спеленатым. Эти привычки, приобретенные с первых дней жизни, в дальнейшем облегчат матери воспитание грудного ребенка и уход за ним.
Очень важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброжелательности, взаимоуважения, чтобы контроль со стороны родителей не был избыточным и не мешал развитию самостоятельности и ответственности ребенка. Ребенок счастлив только тогда, когда у него здоровая семья (рис. 52). Здоровая семья — это небосвод, на котором всегда светит ласковое солнце, взаимопонимание, уважение, забота, любовь, дружба, совместные дела. Какова семья, таковы будут дети, таково будет и будущее России.
Здоровье семьи тесно связано с духовностью. Какой бы успешной ни была ваша карьера, какой бы важной ни была бы ваша будущая работа, каких бы достижений вы не добились в производственной или общественной деятельности, воспитание счастливого и здорового ребенка не сравнимо ни с чем. То, что вы отдадите ребенку, ваша любовь, пониманиеи опыт будут вознаграждены по мере его роста и развития. Каждый ребенок — генетическое слагаемое своих родителей, но в то же время уникальная личность, олицетворяющая третье тысячелетие.
Рис. 52. Счастливая семья |
Вопросы для самоконтроля
1. В каком возрасте ребенок считается новорожденным?
2. Как изменяется рост и вес ребенка в течение первого года жизни?
3. Какие изменения происходят с новорожденным ребенком после рождения?
4. Можно ли купать новорожденного ребенка, если у него не отпала пуповина?
5. Какие врожденные умения свойственны новорожденному ребенку?
6. Какие процедуры включает ежедневный уход за новорожденным?
7. Назовите процедуры, включенные в еженедельный уход за новорожденным .
8. Охарактеризуйте общую атмосферу семьи нового тысячелетия.
Задания для практических занятий и методические рекомендации по их выполнению
Практическое занятие № 1
Тема: Первичные средства пожаротушения.
Цель занятия: Ознакомиться со способами, средствами и правилами тушения пожаров, устройством и принципом действия первичных средств пожаротушения.
Практические навыки: Уметь правильно использовать первичные средства пожаротушения.
Задание 1
Изучение основных способов пожаротушения и различных видов огнегасящих веществ
Пожары, возникающие по тем или иным причинам на различных объектах экономики, наносят огромный материальный ущерб и нередко сопровождаются травмами и гибелью значительного числа людей. Поэтому исключительно важным мероприятием для уменьшения указанных негативных последствий при данных чрезвычайных ситуациях является четко организованное и эффективное тушение пожаров и загораний.
Выбор способов и средств пожаротушения зависит от объекта, характеристики горящих материалов и класса пожара. Тушение пожара должно быть направлено на устранение причин его возникновения и создание условий, при которых горение будет невозможным. Для подавления и ликвидации процесса горения необходимо прекратить подачу в зону горения либо горючего, либо окислителя или уменьшить подвод теплового потока в зону реакции.Это достигается применением следующих основных способов:
· сильным охлаждением очага горения или горящего материала с помощью веществ, обладающих большой теплоемкостью ^например, воды);
· изоляцией от атмосферного воздуха или снижением концентрации кислорода в воздухе путем подачи в зону горения инертных компонентов; применение^ специальных химических средств, тормозящих скорость реакции окислителя; механическим срывам пламени сильной струей газа или воды;
· созданием условий огнепреграждения, при которых пламя распространяется через узкие каналы, сечение которых меньше тушащего диаметра.
Для достижения вышеуказанных эффектов в настоящее время используют различные огнегасящие вещества.
Наиболее простым, дешевым и доступным является вода, которая подается в зону горения в виде компактных сплошных струй или в распыленном виде. Вода, обладая высокой теплоемкостью и скоростью испарения, оказывает на очаг горения сильное охлаждающее действие. Кроме того, в процессе испарения воды образуется большое количество пара, который будет оказывать изолирующее действие на очаг пожара.
К недостаткам воды следует отнести плохую смачиваемость и проникающую способность по отношению к ряду материалов. Для улучшения тушащих свойств к ней можно добавлять поверхностно-активные вещества. Воду нельзя применять для тушения ряда металлов, их гидридов, карбидов, а также электрических установок.
Широко распространенным, эффективным и удобным средством тушения пожаров считаются пены. По способу образования пены можно подразделить нахимическую, газовая фаза которой получается в результате химической реакции, игазомеханическую (воздушно-механическую), газовая фаза которой образуется за счет эжекции или принудительной подачи воздуха либо иного газа. Химическая пена, образующаяся при взаимодействии растворов кислот и щелочей в присутствии пенообразователей, используется в настоящее время только в отдельных видах огнетушителей.
В последнее время для тушения пожаров все более широко применяют огнетушащие порошки. Они могут использоваться для тушения твердых веществ, различных горючих жидкостей, газов, металлов, а также установок, находящихся под напряжением. Порошки рекомендуется применять в начальной стадии пожара.
Инертные разбавители применяются для объемного тушения. Оказывая разбавляющее действие, эти вещества уменьшают концентрацию кислорода ниже нижнего концентрационного предела горения. К наиболее широко используемым инертным разбавителям относят азот, углекислый газ и различныегалогеноуглеводороды.
В последнее время для тушения пожаров все более широко применяют огнетушащие порошки. Они могут использоваться для тушения твердых веществ, различных горючих жидкостей, газов, металлов, а также установок, находящихся под напряжением. Порошки рекомендуется применять в начальной стадии пожара.Инертные разбавители применяются для объемного тушения. Оказывая разбавляющее действие, эти вещества уменьшают концентрацию кислорода ниже нижнего концентрационного предела горения. К наиболее широко используемым инертным разбавителям относят азот, углекислый газ и различныегалогеноуглеводороды.
Для пожаротушения в помещениях применяют автоматические огнегасителъные установки. В зависимости от используемых огнетушащих веществ автоматические стационарные установки подразделяют на водяные, пенные, газовые и порошковые. Наиболее широкое распространение получили установки водяного и пенного тушения двух типов:сприн-клерныеидренчерные.
В начальной стадии развития пожара можно использовать первичные (портативные) средства пожаротушения — огнетушители, ведра, емкости с водой, ящики с песком, ломы, топоры, лопаты и т.д.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные способы пожаротушения.
2. Какими свойствами обладает вода в качестве способа пожаротушения?
3. В каких случаях воду использовать нельзя?
4. Как различают пены по способу их образования?
5. Что относится к первичным средствам пожаротушения?
Задание 2
Изучение назначения, устройства и принципа действия первичных средств тушения пожаров
Пожары в начальной стадии тушат из огнетушителей. По виду огнегасящих средств, применяющихся для их зарядки, огнетушители подразделяются на воздушно-пенные, химические пенные, углекислотные, аэрозольные и порошковые.
Воздушно-пенные огнетушители в качестве заряда содержат 6%-ный водный раствор пенообразователя ОП-1. Раствор
Рис. 53. Огнетушитель воздушно- пенный 0ВП-10:
I — корпус; 2 — сифонная трубка; 3 — баллон с диоксидом углерода (углекислотой); 4 — горловина;
5 — рычаг; 6 — рукоятка; 7 — шток; 8 — защитный колпак; 9 — трубка; 10 — центробежный распылитель;
II — раструб
из корпуса огнетушителя выталкивается диоксидом углерода, находящимся в специальном баллоне, в насадку, где раствор перемешивается с воздухом и образуется воздушно- механическая пена (рис. 53).
Воздушно-пенные огнетушители предназначены для тушения твердых и жидких веществ и материалов.
Промышленность выпускает ручные воздушно-пенные огнетушители типов ОВП-5 и ОВП-Ю.
Заряжают огнетушители ОВП-5 и ОВП-Ю в следующем порядке. Готовят раствор пенообразователя при температуре воды 15 — 20 С, через воронку заливают его в корпус огнетушителя, устанавливают баллон с диоксидом углерода и пломбируют рычаг.
Для приведения огнетушителя в действие срывают пломбу и нажимают на пусковой рычаг, игла прокалывает мембрану баллона, и газ по сифонной трубке устремляется в корпус.
Зимой огнетушители обычно хранят в теплых помещениях. Проверку и зарядку баллонов с диоксидом углерода выполняют на специальных зарядных станциях.
Рис. 54. Химические пенные огнетушители: |
а) Огнетушитель ОХП-Ю:
1 — корпус; 2 — кислотный стакан; 3 — горловина; 4 — рукоятка; 5 — крышка; 6 — прокладка; 7 — шток; 8 — пружина; 9 — клапан; 10 — спрыск;
б) Огнетушитель ОП-М:
1 — корпус; 2 — кислотный стакан; 3 — горловина; 4 — крышка; 5 — шток; 6 — пружина; 7 — клапан; 8 — спрыск; 9 — предохранительная мембрана
Химические пенные огнетушители предназначены для тушения твердых и жидких веществ и материалов (рис. 54).
Химические пенные огнетушители просты по устройству, при правильном содержании надежны в эксплуатации. Область применения их почти безгранична, за исключением тех случаев, когда огнетушащее средство способствует развитию процесса горения или проводит электрический ток.
Механизм образования в огнетушителе химической пены следующий. Заряд огнетушителя двухкомпозиционный: щелочной и кислотный. Щелочная часть представляет собой водный раствор двууглекислой соды (бикарбоната натрия NaHC03). В щелочной раствор добавляют небольшое количествовспенивателя. Кислотная часть представляет собой смесь серной кислоты с сульфатом оксидного железа или сульфата алюминия. Ее хранят в специальном полиэтиленовом стакане. Щелочной раствор заливают непосредственно в корпус огнетушителя. При соединении щелочной и кислотной частей происходят реакции; образующийся при этом диоксид углерода интенсивно вспенивает щелочной раствор и выталкивает его через спрыск наружу. Вспениватель и образующийся гидроксид железа повышают стойкость пены.
Для приведения огнетушителя в действие поворачивают ручку запорного устройства на 180°, опрокидывают корпус вверх дном и направляют струю пены в очаг горения.
Углекислотные огнетушители предназначены для тушения небольших очагов горения, в том числе электроустановок, за исключением веществ, которые горят без доступа кислорода (рис. 55).
В качестве огнегасящего средства используют диоксид углерода — бесцветный газ с едва ощутимым запахом, который не горит и не поддерживает горения, обладает диэлектрическими свойствами, примерно в 1,5 раза тяжелее воздуха и при давлении 6 МПа (60 кгс/см2) и нормальной температуре переходит в жидкое состояние. При испарении 1 килограмма углекислоты образуется около 500 литров газа.
Диоксид углерода в жидком газообразном состоянии, попадая в зону горения, понижает концентрацию (содержание) кислорода, охлаждает горящие предметы, и в результате горение прекращается. С помощью диоксида углерода приостанавливают горение как на поверхности, так и в замкнутом объеме. Достаточно 12 —15 % содержания диоксида углерода в окружающей среде, чтобы горение прекратилось.
Ручные углекислотные огнетушители различаются только своими размерами.
При приведении огнетушителя в действие раструб направляют на горящий предмет и открывают вентиль. Благодаря мгновенному расширению и резкому понижению температуры до минус 55 С жидкая углекислота ^выбрасывается в виде углекислого снега. Среднее время действия углекислотных огнетушителей 25 — 60 секунд, дальность действия — 1,5 — 3,5 метра.
Рис. 55. Углекислотный огнетушитель 1 — баллон; 2 — вентиль; 3 — маховичок; 4 — раструб
При эксплуатации углекислотных огнетушителей тщательно наблюдают за утечкой газа. При обнаружении утечки газа из огнетушителей они сдаются в ремонт в специализированные мастерские.
В аэрозольных огнетушителях закачного типа нагнетается либо только огнегасящее средство, либо еще и дополнительный (рабочий) газ (например, азот).
Огнетушители аэрозольного типа просты по устройству и при правильном содержании надежны в эксплуатации. Они предназначены для тушения небольших очагов горения, в том числе электроустановок, за исключением веществ, которые горят без доступа кислорода. Малогабаритные огнетушители аэрозольного типа находят широкое применение для технического оснащения легкового автотранспорта. Промышленность выпускает ручные аэрозольные огнетушители на следующие рабочие объемы заряда: 0,25; 0,5; 1,0 литра.
Ручной порошковый огнетушитель ОП-5 (рис. 56) предназначен для тушения небольших загораний на мотоциклах, легковых и грузовых автомобилях и других машинах. Огнетушитель эффективно работает при температуре от минус 50 до плюс 50 "С.
Принцип действия огнетушителя ОП-5 заключается в следующем. При срабатывании запорно-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом (азот, углекислый газ). Газ по трубке подвода поступает в нижнюю часть корпуса и создает избыточное давление. Порошок вытесняется по сифонной трубке в шланг к стволу. Нажимая на курок ствола, можно подавать порошок порциями. Порошок, попадая на горящее вещество, изолирует его от кислорода воздуха.
Чтобы привести огнетушитель в действие, необходимо сорвать пломбу и выдернуть чеку. Затем следует поднять рычаг до отказа, направить ствол-насадку на очаг пожара и нажать на курок.
Рис. 56. Порошковый огнетушитель со встроенным газовым источником давления ОП-5: 1 — запорно-пусковое устройство; 2 — баллон с рабочим газом или газогенератор; 3 — заряд (порошок); 4 — сифонная трубка; 5 — трубка для подвода рабочего газа
Контрольное задание
Используя техническую характеристику ручных огнетушителей, приведенную в таблице 4, заполните учебную таблицу по следующей форме:
|
Задание 3
Изучение общих правил пожаротушения и оказания первой помощи при пожарах и ожогах
Общие правила тушения пожаров включают следующие положения.
1. На случай пожара администрация предприятия (учреждения) должна разработать план для каждого помещения, лаборатории, цеха, этажа и здания в целом, предусматривающий порядок и последовательность действий, конкретных исполнителей, схему эвакуаций людей.
2. При пожаре, который явно нельзя потушить собственными силами, старший (назначенный в соответствии с планом, должностью, опытом, инициативой) должен без паники принять следующие меры (дать задания присутствующим лицам):
немедленно сообщить о пожаре по телефону 01 (указаны точный адрес, место пожара (помещение, этаж), время загорания, цвет дыма, свою фамилию); о пожаре также сообщается старшему по должности и лицам, работающим в соседних помещениях;
принять меры по предотвращению пожара: отключить газ, электричество, выключить вентиляцию, закрыть дверцы вытяжных шкафов, окна, вынести горючие вещества и материалы, баллоны с газом; привести в готовность и в случае необходимости применить первичные средства пожаротушения (пожарные рукава от кранов, огнетушители, песок, асбестовое полотно и др.) и индивидуальные средства защиты (противогазы, огнестойкие фартуки, костюмы, рукавицы); оказать первую помощь пострадавшим, вызвать «скорую помощь», организовать вывод людей из зоны пожара, встретить пожарную команду.
3. При тушении пожара на столе надо сразу исключить источник воспламенения (перекрыть газ, выключить электричество, закрыть огонь куск<